22 июля 2016, 07:33

Мозг, серотанин, дофамин

Почему вас всё бесит
Мы можем и обязаны жить без постоянного раздражения по любому поводу. Убедитесь сами.

Если и есть в нейробиологии одна идея, в справедливости которой мне хотелось бы убедить всех людей на земле, то такой идеей я считаю следующую: сознание — это пассажир мозга, который мнит себя машинистом.

Почему это важно? Потому, что если вы этого не понимаете, то с большой вероятностью ведете себя как дебил. Вот представьте, что вы разговариваете по телефону с другом, заходите в лифт, связь прерывается, говорить становится невозможно. И тут вы вместо того, чтобы минуту подождать, начинаете сердиться, ругаться и грозить другу расправой при встрече за то, что он над вами так издевается. Тупо? Тупо. Друг же не виноват, что у вас в лифте телефон не ловит. Вот примерно настолько же резонны 99 % любых проявлений раздражения.

Маршрутка высадила в лужу и вообще понаехали тут шумахеры? Работа третий год бессмысленна и безобразна? По телевизору все тот же мордоворот? Булка черствая, кофе горький, водка жидкая, жена жирная, погода дрянь, кругом фашисты? Каждый из этих пунктов вы, наверняка, готовы защищать хоть в суде: приводить статистику иммиграции, взвешивать жену, измерять черствость булки и доказывать, что все ваше раздражение совершенно объективно и обоснованно.

И вот тут самое время взять и открыть учебник по нейробиологии. Мы не машинисты, а пассажиры. Мы — пассажиры эмоций, решений, морального выбора — вообще практически любых своих действий, включая выбор объектов, на которые мы обращаем внимание и которые нам безразличны, которые нас радуют и которые бесят. Нам всем кажется, что мы самые умные: мы знаем что делаем, поступаем рационально и взвешенно, если нам что-то не нравится, то для этого есть веские основания, а если на кого-то ругаемся — то за дело. Иногда это действительно так: поездом управляет машинист — но пассажир может и стоп-кран дернуть.

Однако в подавляющем большинстве случаев веские основания для своего раздражения мы придумываем
Читать дальше →
12 июля 2016, 07:07

Вертится на кончике языка

Каждый из нас без труда вспомнит несколько случаев, когда из головы напрочь вылетали самые простые слова. Эффект «слово вертится на кончике языка» будоражил лучшие умы уже давно. Одно время считалось, что нужное слово блокируется в мозгу словом с похожим звучанием. Но Дебора Берк, ученая из Калифорнийского университета, которой этот эффект частенько мешал заказывать еду в лабораторию, однажды сосредоточилась как никогда и выяснила, в чем дело.

Дело в том, что информация об одном и том же слове хранится в разных местах мозга. Его образ (картинка) — в затылочном отделе, его произношение — в височных, а смысл слов складируется сразу в нескольких местах. Все они связаны на химическом уровне в одну логическую цепочку.

Когда ты хочешь что-то сказать, мозг посылает импульс нейронам, хранящим понятие нужного тебе слова. То есть ты уже понимаешь, что хочешь сказать, и если это вещь, то видишь ее картинку.

Дальше по цепочке импульс идет в центр Вернике (височная зона), где хранится звучание слова. Обнаружив нужные звуки, мозг отправляет их в центр Брока (лобная зона), где они преобразуются в команды артикуляции.

Но если в синапсе (место контакта нейронов) происходят сбои в передаче импульса, ты на какое-то время оказываешься не в состоянии произнести даже такое простое слово как… это… ну…
Читать дальше →
12 июля 2016, 07:03

Резонёрство

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.
Традиционно относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонёрством не важно, понял их собеседник или нет. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление становится аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями.

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (например, на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же все наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагрузки ситуации.

Шизофреническое (классическое) резонёрство. Аффективно насыщено, есть потребность «что-то поведать миру». Склонность больного к выражению абстракции по отношению к мелкому объекту суждения; претенциозно-оценочная позиция.

Пример: объяснение пословиц. «Не все то золото, что блестит». Больная: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание», и тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность».

Эпилептическое резонёрство. Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством
Читать дальше →
11 июля 2016, 08:47

8 фактов о группах нейронов

8 фактов о группах нейронов, которые активируются в определенных ситуациях

Поведенческая специализация нейрона — это феномен, который может быть описан следующим образом: каждый раз, когда любой живой организм что-то делает, некоторые из нейронов, находящиеся у него в голове, начинают активироваться или генерировать потенциалы действия, то, что часто называют электрическими сигналами в мозге.

То, что наш мозг состоит из нейронов, было известно достаточно давно, как и то, что эти нейроны не всегда активны, а активны с какими-то определенными закономерностями. В начале 70-х годов появилась возможность изучать закономерности развития нейронной активности в реальном поведении живых организмов, то есть не тогда, когда они усыплены или мертвы, а тогда, когда они имеют возможность выполнять привычные виды действий или поведения или чему-то обучаются.

1. Нейроны места

Обнаружилось, что можно найти нейроны, активность которых четко коррелирует с выполняемым движением или действием у животных. Впервые феномен поведенческой специализации у нейронов был описан в начале 70-х годов. Тогда Достровским и О’Кифом были описаны так называемые «нейроны места». Эти исследователи показали, что, если выпустить животное в некое помещение, например посадить в коробку, оно, естественно, будет перемещаться в этой коробке. Но есть места, проход через которые вызывает активность определенных нейронов. Точнее, нельзя сформулировать, что проход через определенное место вызывает активность нейронов, точно так же нельзя сказать, что активность нейронов вызывает проход через определенное место. Этот феномен заключается в четкой корреляции между активацией нейрона и нахождением животного в определенном месте пространства. Эти нейроны получили название нейронов места. Точно так же можно описать подобные нейроны места у человека: если вы проходите по какой-то знакомой улице, находитесь в некой части города, то можно обнаружить нейроны, активность которых будет связана с теми или иными
Читать дальше →
2 июля 2016, 15:50

нейропсихология чтения

Нейропсихология чтения

Как мы читаем с точки зрения нейропсихологии? И почему люди, предпочитающие бумажные книги электронным, не просто выделываются перед окружающими?

Странная история Перси

1896 год. В Великобритании, в графстве Сассекс, местечке Сифорд, живет 14-летний мальчик Перси. Он второй ребенок из семи. Он воспитывается в семье интеллигентных родителей. Сообразительный, умный, он ни в чем не отстает от своих сверстников. Но есть одна проблема. Перси не умеет читать. Родители нанимают ему частных учителей, которые предпринимают самые невероятные попытки, чтобы заставить Перси прочесть хотя бы слово. Но все тщетно.

Отчаявшиеся родители обращаются к врачу общей практики по имени Уильям Прингл Морган. Мистер Морган обнаруживает, что Перси знает все буквы, может написать их и прочитать. Но прочесть больше слога он не в состоянии, а еще он так и не смог овладеть письмом. Вместо Percy он пишет Precy, English — Englis, Seashore — seasaw. И даже то, что он написал сам, прочитать он не в состоянии. При этом Перси отлично считает и записывает математические выражения. Прингл Морган изумился уникальности этого случая и опубликовал в British Medical Journal статью с описанием заболевания Перси. Он назвал это странное нарушение «врожденная слепота к словам» (congenital word blindness) и предположил, что дело во врожденном нарушении работы мозга. Помочь Перси Прингл Морган был не в состоянии.

И даже в конце XX века вряд ли Перси смог бы получить врачебную помощь, но ему уже поставили бы диагноз «дислексия», нарушение способности к овладению навыком чтения. В основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга у таких людей функционально менее активны, чем в норме. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы — например, у них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева. Такой диагноз Перси могли бы поставить благодаря тому, что в начале века, во время Первой и
Читать дальше →
17 июня 2016, 16:39

я чемпион

За свою жизнь я промахнулся много тысяч раз, я проиграл сотни игр, около 30 раз, когда команда доверяла мне последний бросок, решающий судьбу матча, я промахивался. Я терплю поражения день за днем — и именно поэтому я чемпион.

Майкл Джордан
24 мая 2016, 11:11

Ученые разглядели память в микроскоп

Нейробиологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с помощью миниатюрного микроскопа наблюдали, как мозг мышей организует память, связывая друг с другом различные воспоминания. Ученым также удалось восстановить некоторые из связей, ослабленных старением. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Ученые решили выяснить, как мозг создает и хранит одиночные воспоминания. По их словам, уже давно замечено, что прошлые переживания влияют на формирование новой памяти. Это позволяет людям предсказывать, что следует ожидать в будущем, и принимать обоснованные решения.
В своем эксперименте ученые использовали мышей молодого и среднего возраста, чтобы проверить, как организуется память о различных событиях, разделенных пятью часами или семью днями. Для этого они воспользовались миниатюрным микроскопом Miniscope. Устройство позволило ученым заглянуть в мозг животных и наблюдать за активностью нейронов, пока грызуны перемещались в своей естественной среде.
Каждая молодая мышь была последовательно помещена в три камеры, которые отличались запахом, формой, освещением и материалом пола. Животные пробыли в первой камере неделю, после чего их переместили во вторую камеру, а через пять часов — в третью, где они получали небольшой удар током.
Через два дня каждую мышь вернули во все три камеры. Животные, как и следовало ожидать, замирали в страхе в третьей камере. Однако, к удивлению ученых, подобное поведение грызуны продемонстрировали и во второй камере. Анализ активности нейронов показал, что за память о том, что было во второй и третьей камере, отвечали одни и те же клетки мозга, в результате чего воспоминания стали взаимосвязаны.
Со старыми мышами эксперимент был другой. Ученые хотели проверить, влияет ли возраст на уменьшение способности нейронов возбуждаться, что является условием запоминания. Мышей помещали в две камеры с промежутком времени в пять часов, при этом во второй камере животных также било током. Через два дня животных вернули в камеры, но
Читать дальше →