20 ноября 2014, 18:46
Страх жизни
и простое действие смотрения внутрь, разбивающее его
ИСТОЧНИК СТРАХА
Страх жизни возникает в нас автоматически, скорее всего в тот момент, когда мы выходим из утробы, то есть в момент физического рождения. Невинные, не подозревающие ни о чем, мы внезапно сталкиваемся лицом к лицу с тем, что позже назовем опытом, чувствами, переживаниями, эмоциями и так далее. Наше сознание из глубокого сна утробы попадает в кипящий мир насильственного и беспорядочного движения, боли, удовольствия, шума, слепящих огней и всей остальной драмы, сопровождающей наше рождение. Страх вследствие этого наступает неизбежно…
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРАХА ЖИЗНИ
Проходит время, и мы видим, что можем справиться с первым натиском болезненных впечатлений, — он постепенно отходит на второй план, становится фоновым. Для большинства из нас, чаще всего, это превращается в едва заметное внутреннее течение беспокойства, озабоченности и недоверия собственной жизни, которое, будто неумолкающее жужжание, сопровождает весь наш опыт. Это ноющее чувство воспринимается как то, что сама жизнь человека есть проблема; что жизни не хватает какого-то существенного качества, чтобы она стала по-настоящему благополучной, или что в ней есть нечто коренным образом неправильное. Чувство, что жизнь, увы, совсем не то, чем она могла бы быть, и никогда не будет такой, как мы надеялись.
Это течение страха и недовольства становится неисследованным фундаментом нашего бытия, точкой зрения, которая омрачает наш ум и сквозь которую мы воспринимаем все остальное. Ограниченные этой точкой зрения и ведомые этой базовой мыслью, мы делаем частные заключения о жизни, составляем понимания вещей.
Из-за этого мы уверены, что решение проблемы лишь в том, чтобы найти и уничтожить те вещи в нашем уме, которые вредят, и наоборот, найти правильные склонности и поддержать, развить их.
Сопротивление становится нашей привычкой: мы верим, что жизнь по своей природе коварна и опасна, а стало быть нельзя расслабляться и всегда нужно быть начеку. Так мы научились быть очень
осторожными, недоверчивыми, мы закрыты в отношениях с другими, чтобы они не могли обмануть нас, или же присматриваемся не могут ли они быть чем-то полезны для нас. Мы видим, по сути, лишь эти вздымающиеся перед нами разнородные оттенки наших собственных внутренних течений, наши эмоции, — и верим, что это и есть жизнь, её природа, и что мы можем быть лишь такими.., а значит все безнадежно.
НАШИ НЕУДАЧНЫЕ ПОДХОДЫ В БОРЬБЕ СО СТРАХОМ
У каждого из нас есть своя история неудач в попытках найти удовлетворение с помощью каких-то пониманий, с помощью контролирования, подавления или игнорирования. Многие пришли к заключению, что понимания и внутренние реакции являются проблемой, — такие люди занимаются практиками, цель которых сделать ум молчаливым и неподвижным. Кто-то решил, что сама мысль — проблема, и пытаются ее остановить. Есть даже такие, которые рекомендуют избавится от эго, что есть просто латинское слово «Я», то есть просто слово, которым мы называем себя.
Все эти живучие техники и стратегии — такие, как правильное поведение и мышление, отрицание одного, цепляние за другое, безразличие, убийственная агрессия, — имели причины, чтобы возникнуть, и со временем закрепились как наши средства защиты. Мы терпели неудачи, но продолжали сражаться. Пусть жизнь ненадежна и угрожающа, но она все манит нас своими надеждами и обещаниями...
Для большинства из нас обычный, проверенный, единственно верный ответ на неудовлетворенность жизнью, — это стойкое молчаливое отицание…
ПОПЫТКИ ИСЦЕЛИТЬ БОЛЕЗНЬ, УСТРАНЯЯ СИМПТОМЫ
Мы всегда пытались поправить свою жизнь, реформируя, меняя ум; мы старались сделать ум более мягким, любящим, открытым, а не закованным в самом себе и подлым; интеллигентным, а не тупым; ясным, а не наполненным противоречиями. Но ум, такой, как есть — с его определенным характером и устремлениями, его допущениями и точкой зрения, его изменчивостью, эмоциями, мыслями, понятиями о правильном и неправильном, — не проблема. Ум это ни что иное как совокупность следствий, многие из которых исходят из страха перед жизнью. Не видя этого, мы перепробовали почти все, чтобы справиться с этой неудовлетворенностью, которая портит нам жизнь, — мы пытались исправить последствия неудовлетворенности, а это то же самое, что пытаться исцелить болезнь, делая что-то с симптомами.
Конечно, ничего не работает. И не может. Нет ничего неправильного в том, чтобы пытаться устранить симптомы, но, работая с ними самими, вы не вылечите болезнь…
По-моему, полезно думать о страхе именно как о болезни. Это нечто привнесенное, случившееся после нашего рождения и не имеет ничего общего с природой нашего бытия, ясностью сознания, правильностью действий, волей, нашими пониманиями и верованиями, нашими достоинствами и недостатками. Ничего не говорится обо всем этом и вряд ли нужно что-то делать, чтобы как-то это предотвратить или исправить. Эти вещи происходят всю жизнь — в прошлом они появились и, являясь сейчас частью нашей жизни, проэцируются в будущее.
И как бы мы ни пытались искоренить болезнь, атакуя ее симптомы, не смотря на все сострадание со стороны святых и прелесть всех прозрений, которые они дают нам в своих учениях, не смотря на достижения капитализма и все теперешнее благополучие, которое позволяет отстранится от физической насущности и подумать о себе, мы потерпели неудачу даже в том, чтобы уменьшить симптомы, — они продолжают тревожить нас, приходя разными способами за ширмой отрицания. К сожалению, правда такова, что большинство из нас живут и умирают в состоянии терпимого горя и в невротической
отчужденности от собственной жизни, перескакивая между моментами страсти и отчаяния, — успокаиваясь только со смертью.
Не удивительно, что у нас ничего не получается. Мы действовали все это время, опираясь на скрытую и неверную убежденность; на веру в то, что проблема человеческой жизни — это сама человеческая жизнь. И не нужно быть просветленным, чтобы увидеть, что невозможно найти прибежище в жизни, если сама она представляет собой непрерывный поток пессимизма и отчаяния вследствие этой фальшивой веры.
КОЕ-ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ В ОТНОШЕНИИ СТРАХА
Кажется, мы все же можем что-то предпринять. Определенно, есть те — хотя их совсем немного, — которые, судя по всему, нашли свободу в жизни. Будда приходит на ум, и кроме него ещё многие другие в разные времена и в разных традициях, — смотря на этих людей, пусть многих из них уже тысячелетия нет с нами, возникает четкое ощущение, что они все же нашли нечто: то, что принесло им мир и удовлетворение в их человеческой жизни. И, кроме того, что они одним своим присутствием могли внушить некоторое ощущение того, ч т о они видели, они также оставили после себя рекомендации, благодаря которым мы могли бы сами увидеть это прямо и пережить и почувствовать в полной мере.
Я тоже хотел бы предложить вам нечто, что вы можете делать самостоятельно и что непременно принесет плоды. Я знаю, что это работает, потому что это сработало для меня и для моей жены Карлы, а также для огромного количества людей по всему миру — которые, может быть, даже вопреки всем сомнениям здравого смысла, все же попробовали то, о чем я говорю. У меня есть теория о том, почему это действует, но моя уверенность исходит больше из моего опыта, чем из какого бы то ни было понимания, — и поэтому я сразу указываю на саму суть того, что нужно делать. Что ж, вот он, простой акт смотрения внутрь, который выметает из вас весь страх перед жизнью:
ШАГ 1: Учитесь перемещать внимание
Сначала просто расслабтесь на мгновение — и отметьте тот очевидный факт, что вы можете перемещать свое внимание куда захотите. Читая это, на секунду отстраните внимание от текста и перенесите его к ощущению своего дыхания. Ощутите, как двигается ваша грудь, как живот расширяется и сжимается.., затем снова вернитесь к чтению. Достаточно сделать это пару раз, чтобы понимать, что я имею в виду под словами «перемещать внимание по собственному усмотрению». Данное действие, которое вы только что проделали, это все нужно, чтобы выполнить то, о чем мы тут говорим. Чем больше вы будете упражняться в этом, тем более обычной и простой вещью это будет для вас. И если вы освоитесь с чувством контроля над своим вниманием, это значит, что вы уже достаточно умелы, чтобы направить его туда, куда нужно…
ШАГ 2: Поверни луч своего внимания внутрь
Используйте вышеописанную способность, чтобы направить луч своего внимания внутрь, пытаясь немедленно и непосредственно получить контакт с реальностью собственной природы — под чем я имею в виду ТЕБЯ, просто тебя самого. Ты знаешь, что ты есть, и ты сразу вспоминаешь это, когда смотришь таким образом. Это действительно очень просто.
Повторяйте это действие так часто, как только сможете.
Больше ничего не нужно, третьего шага нет.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НА СЧЕТ ТОГО, КУДА СМОТРЕТЬ
Хотя кажется, что смотреть на себя легко, на деле это может оказаться не таким простым. Вот первая подсказка: ощущение (присутствие) себя — это то, что всегда здесь! Все остальное — мысль, вера, понимание, то, что ты слышишь или ощущаешь, эмоции, боль, удовольствие — буквально все остальное, это приходит и уходит. Так что, когда ты ищешь Себя, ищи то, что всегда здесь. То же, что появляется, не важно, каким бы оно прекрасным и замечательным ни было, не может быть тобой. Также и то, что было здесь, а потом исчезло, даже если оно потом вернулось опять, — не ты.
Ты есть простое и неподвижное пространство для всего, что приходит и уходит. Ничего нельзя прибавить к тебе или от тебя отнять, — из-за чего эта вещь совсем не интересна для ума, который направлен лишь на то, чтобы держать или отталкивать, справляться с чем-то, уничтожать, на весь этот яркий, сияющий, постоянно движущийся, фантастический парад феноменов. Страх жизни, таким образом, — нечто вроде аутоиммунного заболевания. Это просто функция, совершенно дурацкая, которая пытается уберечь тебя, ограждая от твоей собственной жизни, — а это требует постоянного внимания к внешнему, новому, ко всем входящим явлениям. Поэтому естественная ориентация ума — вовне. Тогда как ты — целиком и полностью внутри…
Несколько предложений, которые могут помочь в ваших попытках:
* Попробуйте вспомнить какой-нибудь эпизод из раннего детства. Необязательно это должно быть что-то особенное — может быть, вы находились в комнате с родителями, выходили из кинотеатра или смотрели в окно — подойдет любое воспоминание, которое вы можете увидеть
достаточно ярко и ощутить. И тогда просто взгляните на секунду — как это было БЫТЬ СОБОЙ тогда… Не то, каким было событие, что вас окружало и т.д., но каким, чем были вы! Это может прийти к вам всего лишь как мимолетное чувство — но все же, если у вас получится, вы сможете совершенно точно признать, что это то же самое чувство, что и быть собой сейчас ;
*Отметьте тот факт, что вы можете быть уверены в своем существовании как ни в чем другом в жизни. Присмотритесь к этой определенности, потому что эта определенность, этот неоспоримый факт — это то же самое, что и вы ;
* Отыщите то, что всегда здесь, то, что не двигается, не изменяется, не приходит и не уходит. Все во вселенной двигается. Все, кроме тебя ;
* Вернись к своей субъективности, личностности. Твоя подлинная личность всегда здесь ;
* Посмотри на то, что в действительности нет ничего ВНУТРИ, кроме тебя. Многие переживания и ощущения, которые считаются внутренними, на самом деле не являются такими. Все мысли, мечты, видения, желания и отвращения, боль и удовольствие, все, что происходит в поле вашего ума, — все это внешнее по отношению к вам, и когда вы смотрите на них, вы смотрите вовне (не важно, насколько глубоко внутренними кажутся эти вещи).
Нет ничего плохого в том, чтобы смотреть вовне, — можно даже сказать, что это главное, чем занята человеческая жизнь. Но если вы пытаетесь посмотреть на себя, это как раз то неверное направление. Поймите это различение, и вы сможете использовать внешние феномены, чтобы сосредоточить свое внимание в правильном направлении. Когда внимание вправду направлено внутрь, вы в этот момент смотрите лишь на себя..
Должно быть, можно найти ещё немало подобных советов от тех, кто шли по этому пути, но все они, как говорится, лишь пальцы, указывающие на луну, и эта луна, на которую они указывают, — это вы сами. В конце концов, никто другой, кроме вас, не сделает это. То, что вы пытаетесь найти, на что направить свое внимание, — это вы,
и никто лучше тебя не знает, как это быть собой:
ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ НАПРАСНЫ
Сразу примите ту возможность, что вы, скорей всего, не получите четкого и понятного опыта, а тем более подтверждения, что у вас получилось. Как я говорил, ум не заинтересован в контакте с вашей подлинной природой, и этот контакт бывает столь мимолетным — на какие-то доли секунды, — что вы даже можете не заметить, что это случилось. Но хорошие новости в том, что это не важно! Я всегда настаиваю на том (и это до сих пор подтверждалось многими другими), что искреннее усилие всегда дает свои плоды, не важно как сильно разочарование от неудач. В конце концов, мы делаем это не для того, чтобы узнать, кто мы есть, или понять, кто мы есть, или раствориться в собственной природе и пребывать там вечно. Мы делаем это лишь для того, чтобы исцелить недуг страха перед жизнью, — и используем для этого смотрение внутрь.
Главное, что тут требуется, это НАМЕРЕНИЕ обратить свой взгляд внутрь, чтобы получить непосредственный контакт с реальностью своей природы. И не важно, если вы встретите на пути отвращение, страх, неприязнь. Если это намерение есть у вас, то можно определенно сказать, что смотрение случится; а если смотрение случается, то конец предопределен…
Еще один интересный аспект этого — то, что ни ваши попытки, ни ожидания, похоже, никак не влияют на результат. Намерение взглянуть на себя может быть вызвано самыми разными причинами. Возможно, вы просто хотите быть счастливыми, или хотите спасти мир, или освободиться от боли. Или вы не уверены на 100%, что у вас вышло, а оказывается, это работает. Это не важно. Важен лишь тот один момент, когда вы смотрите. Это и делает всю работу — что бы вы ни думали об этом прежде, будете думать после и что вы хотите этим достичь…
Смотрение внутрь никоим образом не является целью — это просто средство, чтобы быть свободным от болезни страха. И когда оно сделает свое дело — я обещаю, вы будете настолько вовлечены в жизнь, что уже и не сможете вспомнить, что именно привело вас к смотрению и заставило искать себя!..
КУРС ЛЕЧЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕН, НО ИСЦЕЛЕНИЕ ГАРАНТИРОВАНО
То, какой вам предстоит пройтись путь, чтобы полностью излечиться от болезни страха, невозможно предсказать. Для одних преграды рассеиваются скоро и без больших внутренних мучений; другие проходят более длительный и болезненный путь. Мое собственное исцеление проходило в страданиях. Потребовался целый год или около того, чтобы только заметить, что постоянная неудовлетворенность покинула меня. А до этого были пять лет, когда я начал замечать, как меняются, становясь все легче, мои отношения с жизнью, и целых двенадцать лет понадобилось, прежде чем я смог более-менее внятно говорить об этом.
Так что, сколько времени это займет и каким трудным покажется вам, нельзя сказать заранее. Но если вы просто будете смотреть, конец предопределен. Однажды чувство, что вы пойманы в этой жизни, что вы жертва ее, рассеится. Вы больше не будете чувствовать, что вам нужно защищать себя от мыслей, эмоций, мнений и переживаний, и всего того, что, постоянно появляясь и исчезая, создает вашу фактическую ежедневную жизнь. Вы обнаружите, что эти вещи, происходящие у вас внутри, постоянно возникающие и пропадающие, крайне интересны — так, как вы даже и не могли предположить, когда ваш взор был затуманен страхом…
В конце концов, вы найдете себя абсолютно погруженным в жизнь — что и было всегда. Но теперь вы будете заинтересованы, будете принимать с восторгом и увлеченностью то, что происходит и так, как это происходит. Вы ясно увидите, что ваша собственная жизнь, случающаяся сейчас, — и есть тот источник удовлетворения и бесконечный процесс реализации, что вы искали где-то ещё.
Вы просто возвращаетесь к спокойствию и здравомыслию.
______________________________________________________________ _ _ _ Джон Шерман_ _ _
ИСТОЧНИК СТРАХА
Страх жизни возникает в нас автоматически, скорее всего в тот момент, когда мы выходим из утробы, то есть в момент физического рождения. Невинные, не подозревающие ни о чем, мы внезапно сталкиваемся лицом к лицу с тем, что позже назовем опытом, чувствами, переживаниями, эмоциями и так далее. Наше сознание из глубокого сна утробы попадает в кипящий мир насильственного и беспорядочного движения, боли, удовольствия, шума, слепящих огней и всей остальной драмы, сопровождающей наше рождение. Страх вследствие этого наступает неизбежно…
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРАХА ЖИЗНИ
Проходит время, и мы видим, что можем справиться с первым натиском болезненных впечатлений, — он постепенно отходит на второй план, становится фоновым. Для большинства из нас, чаще всего, это превращается в едва заметное внутреннее течение беспокойства, озабоченности и недоверия собственной жизни, которое, будто неумолкающее жужжание, сопровождает весь наш опыт. Это ноющее чувство воспринимается как то, что сама жизнь человека есть проблема; что жизни не хватает какого-то существенного качества, чтобы она стала по-настоящему благополучной, или что в ней есть нечто коренным образом неправильное. Чувство, что жизнь, увы, совсем не то, чем она могла бы быть, и никогда не будет такой, как мы надеялись.
Это течение страха и недовольства становится неисследованным фундаментом нашего бытия, точкой зрения, которая омрачает наш ум и сквозь которую мы воспринимаем все остальное. Ограниченные этой точкой зрения и ведомые этой базовой мыслью, мы делаем частные заключения о жизни, составляем понимания вещей.
Из-за этого мы уверены, что решение проблемы лишь в том, чтобы найти и уничтожить те вещи в нашем уме, которые вредят, и наоборот, найти правильные склонности и поддержать, развить их.
Сопротивление становится нашей привычкой: мы верим, что жизнь по своей природе коварна и опасна, а стало быть нельзя расслабляться и всегда нужно быть начеку. Так мы научились быть очень
осторожными, недоверчивыми, мы закрыты в отношениях с другими, чтобы они не могли обмануть нас, или же присматриваемся не могут ли они быть чем-то полезны для нас. Мы видим, по сути, лишь эти вздымающиеся перед нами разнородные оттенки наших собственных внутренних течений, наши эмоции, — и верим, что это и есть жизнь, её природа, и что мы можем быть лишь такими.., а значит все безнадежно.
НАШИ НЕУДАЧНЫЕ ПОДХОДЫ В БОРЬБЕ СО СТРАХОМ
У каждого из нас есть своя история неудач в попытках найти удовлетворение с помощью каких-то пониманий, с помощью контролирования, подавления или игнорирования. Многие пришли к заключению, что понимания и внутренние реакции являются проблемой, — такие люди занимаются практиками, цель которых сделать ум молчаливым и неподвижным. Кто-то решил, что сама мысль — проблема, и пытаются ее остановить. Есть даже такие, которые рекомендуют избавится от эго, что есть просто латинское слово «Я», то есть просто слово, которым мы называем себя.
Все эти живучие техники и стратегии — такие, как правильное поведение и мышление, отрицание одного, цепляние за другое, безразличие, убийственная агрессия, — имели причины, чтобы возникнуть, и со временем закрепились как наши средства защиты. Мы терпели неудачи, но продолжали сражаться. Пусть жизнь ненадежна и угрожающа, но она все манит нас своими надеждами и обещаниями...
Для большинства из нас обычный, проверенный, единственно верный ответ на неудовлетворенность жизнью, — это стойкое молчаливое отицание…
ПОПЫТКИ ИСЦЕЛИТЬ БОЛЕЗНЬ, УСТРАНЯЯ СИМПТОМЫ
Мы всегда пытались поправить свою жизнь, реформируя, меняя ум; мы старались сделать ум более мягким, любящим, открытым, а не закованным в самом себе и подлым; интеллигентным, а не тупым; ясным, а не наполненным противоречиями. Но ум, такой, как есть — с его определенным характером и устремлениями, его допущениями и точкой зрения, его изменчивостью, эмоциями, мыслями, понятиями о правильном и неправильном, — не проблема. Ум это ни что иное как совокупность следствий, многие из которых исходят из страха перед жизнью. Не видя этого, мы перепробовали почти все, чтобы справиться с этой неудовлетворенностью, которая портит нам жизнь, — мы пытались исправить последствия неудовлетворенности, а это то же самое, что пытаться исцелить болезнь, делая что-то с симптомами.
Конечно, ничего не работает. И не может. Нет ничего неправильного в том, чтобы пытаться устранить симптомы, но, работая с ними самими, вы не вылечите болезнь…
По-моему, полезно думать о страхе именно как о болезни. Это нечто привнесенное, случившееся после нашего рождения и не имеет ничего общего с природой нашего бытия, ясностью сознания, правильностью действий, волей, нашими пониманиями и верованиями, нашими достоинствами и недостатками. Ничего не говорится обо всем этом и вряд ли нужно что-то делать, чтобы как-то это предотвратить или исправить. Эти вещи происходят всю жизнь — в прошлом они появились и, являясь сейчас частью нашей жизни, проэцируются в будущее.
И как бы мы ни пытались искоренить болезнь, атакуя ее симптомы, не смотря на все сострадание со стороны святых и прелесть всех прозрений, которые они дают нам в своих учениях, не смотря на достижения капитализма и все теперешнее благополучие, которое позволяет отстранится от физической насущности и подумать о себе, мы потерпели неудачу даже в том, чтобы уменьшить симптомы, — они продолжают тревожить нас, приходя разными способами за ширмой отрицания. К сожалению, правда такова, что большинство из нас живут и умирают в состоянии терпимого горя и в невротической
отчужденности от собственной жизни, перескакивая между моментами страсти и отчаяния, — успокаиваясь только со смертью.
Не удивительно, что у нас ничего не получается. Мы действовали все это время, опираясь на скрытую и неверную убежденность; на веру в то, что проблема человеческой жизни — это сама человеческая жизнь. И не нужно быть просветленным, чтобы увидеть, что невозможно найти прибежище в жизни, если сама она представляет собой непрерывный поток пессимизма и отчаяния вследствие этой фальшивой веры.
КОЕ-ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ В ОТНОШЕНИИ СТРАХА
Кажется, мы все же можем что-то предпринять. Определенно, есть те — хотя их совсем немного, — которые, судя по всему, нашли свободу в жизни. Будда приходит на ум, и кроме него ещё многие другие в разные времена и в разных традициях, — смотря на этих людей, пусть многих из них уже тысячелетия нет с нами, возникает четкое ощущение, что они все же нашли нечто: то, что принесло им мир и удовлетворение в их человеческой жизни. И, кроме того, что они одним своим присутствием могли внушить некоторое ощущение того, ч т о они видели, они также оставили после себя рекомендации, благодаря которым мы могли бы сами увидеть это прямо и пережить и почувствовать в полной мере.
Я тоже хотел бы предложить вам нечто, что вы можете делать самостоятельно и что непременно принесет плоды. Я знаю, что это работает, потому что это сработало для меня и для моей жены Карлы, а также для огромного количества людей по всему миру — которые, может быть, даже вопреки всем сомнениям здравого смысла, все же попробовали то, о чем я говорю. У меня есть теория о том, почему это действует, но моя уверенность исходит больше из моего опыта, чем из какого бы то ни было понимания, — и поэтому я сразу указываю на саму суть того, что нужно делать. Что ж, вот он, простой акт смотрения внутрь, который выметает из вас весь страх перед жизнью:
ШАГ 1: Учитесь перемещать внимание
Сначала просто расслабтесь на мгновение — и отметьте тот очевидный факт, что вы можете перемещать свое внимание куда захотите. Читая это, на секунду отстраните внимание от текста и перенесите его к ощущению своего дыхания. Ощутите, как двигается ваша грудь, как живот расширяется и сжимается.., затем снова вернитесь к чтению. Достаточно сделать это пару раз, чтобы понимать, что я имею в виду под словами «перемещать внимание по собственному усмотрению». Данное действие, которое вы только что проделали, это все нужно, чтобы выполнить то, о чем мы тут говорим. Чем больше вы будете упражняться в этом, тем более обычной и простой вещью это будет для вас. И если вы освоитесь с чувством контроля над своим вниманием, это значит, что вы уже достаточно умелы, чтобы направить его туда, куда нужно…
ШАГ 2: Поверни луч своего внимания внутрь
Используйте вышеописанную способность, чтобы направить луч своего внимания внутрь, пытаясь немедленно и непосредственно получить контакт с реальностью собственной природы — под чем я имею в виду ТЕБЯ, просто тебя самого. Ты знаешь, что ты есть, и ты сразу вспоминаешь это, когда смотришь таким образом. Это действительно очень просто.
Повторяйте это действие так часто, как только сможете.
Больше ничего не нужно, третьего шага нет.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НА СЧЕТ ТОГО, КУДА СМОТРЕТЬ
Хотя кажется, что смотреть на себя легко, на деле это может оказаться не таким простым. Вот первая подсказка: ощущение (присутствие) себя — это то, что всегда здесь! Все остальное — мысль, вера, понимание, то, что ты слышишь или ощущаешь, эмоции, боль, удовольствие — буквально все остальное, это приходит и уходит. Так что, когда ты ищешь Себя, ищи то, что всегда здесь. То же, что появляется, не важно, каким бы оно прекрасным и замечательным ни было, не может быть тобой. Также и то, что было здесь, а потом исчезло, даже если оно потом вернулось опять, — не ты.
Ты есть простое и неподвижное пространство для всего, что приходит и уходит. Ничего нельзя прибавить к тебе или от тебя отнять, — из-за чего эта вещь совсем не интересна для ума, который направлен лишь на то, чтобы держать или отталкивать, справляться с чем-то, уничтожать, на весь этот яркий, сияющий, постоянно движущийся, фантастический парад феноменов. Страх жизни, таким образом, — нечто вроде аутоиммунного заболевания. Это просто функция, совершенно дурацкая, которая пытается уберечь тебя, ограждая от твоей собственной жизни, — а это требует постоянного внимания к внешнему, новому, ко всем входящим явлениям. Поэтому естественная ориентация ума — вовне. Тогда как ты — целиком и полностью внутри…
Несколько предложений, которые могут помочь в ваших попытках:
* Попробуйте вспомнить какой-нибудь эпизод из раннего детства. Необязательно это должно быть что-то особенное — может быть, вы находились в комнате с родителями, выходили из кинотеатра или смотрели в окно — подойдет любое воспоминание, которое вы можете увидеть
достаточно ярко и ощутить. И тогда просто взгляните на секунду — как это было БЫТЬ СОБОЙ тогда… Не то, каким было событие, что вас окружало и т.д., но каким, чем были вы! Это может прийти к вам всего лишь как мимолетное чувство — но все же, если у вас получится, вы сможете совершенно точно признать, что это то же самое чувство, что и быть собой сейчас ;
*Отметьте тот факт, что вы можете быть уверены в своем существовании как ни в чем другом в жизни. Присмотритесь к этой определенности, потому что эта определенность, этот неоспоримый факт — это то же самое, что и вы ;
* Отыщите то, что всегда здесь, то, что не двигается, не изменяется, не приходит и не уходит. Все во вселенной двигается. Все, кроме тебя ;
* Вернись к своей субъективности, личностности. Твоя подлинная личность всегда здесь ;
* Посмотри на то, что в действительности нет ничего ВНУТРИ, кроме тебя. Многие переживания и ощущения, которые считаются внутренними, на самом деле не являются такими. Все мысли, мечты, видения, желания и отвращения, боль и удовольствие, все, что происходит в поле вашего ума, — все это внешнее по отношению к вам, и когда вы смотрите на них, вы смотрите вовне (не важно, насколько глубоко внутренними кажутся эти вещи).
Нет ничего плохого в том, чтобы смотреть вовне, — можно даже сказать, что это главное, чем занята человеческая жизнь. Но если вы пытаетесь посмотреть на себя, это как раз то неверное направление. Поймите это различение, и вы сможете использовать внешние феномены, чтобы сосредоточить свое внимание в правильном направлении. Когда внимание вправду направлено внутрь, вы в этот момент смотрите лишь на себя..
Должно быть, можно найти ещё немало подобных советов от тех, кто шли по этому пути, но все они, как говорится, лишь пальцы, указывающие на луну, и эта луна, на которую они указывают, — это вы сами. В конце концов, никто другой, кроме вас, не сделает это. То, что вы пытаетесь найти, на что направить свое внимание, — это вы,
и никто лучше тебя не знает, как это быть собой:
ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ НАПРАСНЫ
Сразу примите ту возможность, что вы, скорей всего, не получите четкого и понятного опыта, а тем более подтверждения, что у вас получилось. Как я говорил, ум не заинтересован в контакте с вашей подлинной природой, и этот контакт бывает столь мимолетным — на какие-то доли секунды, — что вы даже можете не заметить, что это случилось. Но хорошие новости в том, что это не важно! Я всегда настаиваю на том (и это до сих пор подтверждалось многими другими), что искреннее усилие всегда дает свои плоды, не важно как сильно разочарование от неудач. В конце концов, мы делаем это не для того, чтобы узнать, кто мы есть, или понять, кто мы есть, или раствориться в собственной природе и пребывать там вечно. Мы делаем это лишь для того, чтобы исцелить недуг страха перед жизнью, — и используем для этого смотрение внутрь.
Главное, что тут требуется, это НАМЕРЕНИЕ обратить свой взгляд внутрь, чтобы получить непосредственный контакт с реальностью своей природы. И не важно, если вы встретите на пути отвращение, страх, неприязнь. Если это намерение есть у вас, то можно определенно сказать, что смотрение случится; а если смотрение случается, то конец предопределен…
Еще один интересный аспект этого — то, что ни ваши попытки, ни ожидания, похоже, никак не влияют на результат. Намерение взглянуть на себя может быть вызвано самыми разными причинами. Возможно, вы просто хотите быть счастливыми, или хотите спасти мир, или освободиться от боли. Или вы не уверены на 100%, что у вас вышло, а оказывается, это работает. Это не важно. Важен лишь тот один момент, когда вы смотрите. Это и делает всю работу — что бы вы ни думали об этом прежде, будете думать после и что вы хотите этим достичь…
Смотрение внутрь никоим образом не является целью — это просто средство, чтобы быть свободным от болезни страха. И когда оно сделает свое дело — я обещаю, вы будете настолько вовлечены в жизнь, что уже и не сможете вспомнить, что именно привело вас к смотрению и заставило искать себя!..
КУРС ЛЕЧЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕН, НО ИСЦЕЛЕНИЕ ГАРАНТИРОВАНО
То, какой вам предстоит пройтись путь, чтобы полностью излечиться от болезни страха, невозможно предсказать. Для одних преграды рассеиваются скоро и без больших внутренних мучений; другие проходят более длительный и болезненный путь. Мое собственное исцеление проходило в страданиях. Потребовался целый год или около того, чтобы только заметить, что постоянная неудовлетворенность покинула меня. А до этого были пять лет, когда я начал замечать, как меняются, становясь все легче, мои отношения с жизнью, и целых двенадцать лет понадобилось, прежде чем я смог более-менее внятно говорить об этом.
Так что, сколько времени это займет и каким трудным покажется вам, нельзя сказать заранее. Но если вы просто будете смотреть, конец предопределен. Однажды чувство, что вы пойманы в этой жизни, что вы жертва ее, рассеится. Вы больше не будете чувствовать, что вам нужно защищать себя от мыслей, эмоций, мнений и переживаний, и всего того, что, постоянно появляясь и исчезая, создает вашу фактическую ежедневную жизнь. Вы обнаружите, что эти вещи, происходящие у вас внутри, постоянно возникающие и пропадающие, крайне интересны — так, как вы даже и не могли предположить, когда ваш взор был затуманен страхом…
В конце концов, вы найдете себя абсолютно погруженным в жизнь — что и было всегда. Но теперь вы будете заинтересованы, будете принимать с восторгом и увлеченностью то, что происходит и так, как это происходит. Вы ясно увидите, что ваша собственная жизнь, случающаяся сейчас, — и есть тот источник удовлетворения и бесконечный процесс реализации, что вы искали где-то ещё.
Вы просто возвращаетесь к спокойствию и здравомыслию.
______________________________________________________________ _ _ _ Джон Шерман_ _ _
0 комментариев