16 мая 2013, 15:49

8 строфа практики бодхисаттв

8. Победитель сказал, что все нестерпимые страдания в низших мирах являются результатом своих же недобрых дел. Стало быть, никогда, даже под угрозой смерти, не творить зло – это практика Бодхисаттв.

Плохая карма, причиной которой являются негативные эмоции и мысли, приносит нам много тяжелых страданий. Иногда эти страдания доводят нас до такого состояния, что мы просто не способны больше их выносить. Все 84 тысячи беспокойных состояний ума происходят из нашего неведения, и именно из неведения мы генерируем эмоции (мысли) желания, ненависти, зависти, ревности и гордыни. Страдания, от которых мы все мучаемся, большей частью происходят из негативной кармы трех ядов — желания, неприязни и неведения. При этом большинство людей даже не догадываются об этой связи между страданиями и тремя ядами, а, следовательно, и не верит, что такая связь существует. Боль и страдания шести сфер очень тяжело переносить. Если мы поймем в чем причина того, что мы страдаем в шести сферах, то сможем предотвратить это, чтобы больше не попадать в ловушку самсарных страданий. Подобно этому человек, болеющий диабетом, знает, что употребление сахара приводит к обострению этой болезни, поэтому, когда ему предлагают сладости, он откажется, чтобы предотвратить страдания от диабета. Точно также, как употребление сахара является причиной обострения страданий от диабета, причина падения в сферы адов — это ненависть, причина падения в сферу голодных духов — жадность, причина того, что мы попали в сферу людей — желание, в сферу богов попадают вследствие заносчивости, в сферу полубогов-асур вследствие зависти, причина же перерождения в сфере животных — неведение. Все шесть сфер постепенно формируются из этих шести видов беспокойных состояний ума.
Когда мы изучаем природу своего сознания, то замечаем в ней эмоции и мысли, которые причиняют страдание. Когда агрессивные мысли взрываются в сознании будто гром, нам иногда хочется просто убить того, на кого направлена наша агрессия. В нас возникает большое желание хорошенько разобраться с этим человеком. Наши агрессивные мысли в такой момент пылают, как огонь при пожаре. Каждая беспокойная эмоция имеет свое собственное проявление и силу, и можно легко вообразить и ощутить последствия и эффекты этих эмоций. Например, сейчас мы находимся в сфере людей и испытываем страдания, присущие этой сфере. Если мы внимательно изучим наше состояние, то поймем причину этих страданий. Если вы никогда раньше не слышали подобных наставлений, то слушайте очень внимательно. Потому как, если вы не понимаете боль и страдание существ в шести сферах, то никогда не поймете и опасные свойства негативных эмоций, а вследствие этого у вас никогда не возникнет желание избавиться от них. В настоящее время мы понимаем только боль и страдание сферы людей, но этого недостаточно. В восьмой строфе не идет речь о страданиях сферы людей, а только о трех нижних сферах. Внимательно рассмотрим все виды страдания.
Нам следует очень тщательно изучать боль и страдание шести сфер. Многие люди непосредственно изучают Махамудру или Дзогчен, не уделяя внимания изучению боли и страданий шести сфер. Иногда нам в самом деле удается избавиться от желания, привязанности и агрессивных мыслей в своем сознании. Иногда у нас получается на миг увидеть настоящую природу сознания. Но когда негативные эмоции возникают со всей своей силой, это, приобретенное из опыта, но нестабильное, понимание природы сознания мгновенно исчезает. Такое случается постоянно. Если же мы понимаем боль и страдание шести сфер, а также понимаем природу негативных эмоций, то будем относиться к этим эмоциям как к яду, от которого непременно надо избавиться. Как только мы замечаем даже намек на мысли желания, привязанности или ненависти, то должны бескомпромиссно уничтожить их, вооружившись острым мечом осознания. Когда наше сознание чистое и свободное от помрачений, практиковать Махамудру и Дзогчен очень легко. Чистую воду следует наливать в чистую посуду, и все опытное понимание, которое мы получим от такой практики, хорошо закрепится в нашем сознании и не исчезнет из него.
Боль и страдание наиболее низких адских сфер, это, прежде всего, боль и страдание от холода и жары. Существует восемь холодных адов, восемь горячих адов, одинокий ад и внешний ад; вместе они составляют восемнадцать адов. Боль и страдание в горячих адах состоят в том, что существа там поглощаются неистово горящим пламенем только для того, чтобы снова переродиться в том же самом аду и проходить через эти мучения снова и снова на протяжении десятков тысяч лет. Мы можем наблюдать подобную ситуацию, когда люди гибнут при пожаре. Страдание этих людей такие же самые, как и тех, кто страдает в горячем аду. Боль и страдание холодного ада — это как зима в Тибете, где ветер и снег погребают целый мир вокруг тебя. Некоторые семьи гибнут, засыпанные снегом, я видел это собственными глазами. Сфера голодных духов напоминает некоторые африканские страны, где люди страдают от голода и жажды. Эти страшные страдания являются результатом кармы, которая определяет, в каком месте, с присущими ему страданиями, мы переродимся. Боль и страдание сферы животных также можно наблюдать в человеческой сфере. Некоторые люди не знают, как уважать Три Драгоценности, как с уважением относиться к духовным учителям, и вследствие этого, родившись человеком, крадут, грабят и обманывают. Такое поведение, которое происходит из невежества и незнания, подобно поведению животных. Страдание сферы людей — это рождение, старость, болезни и смерть. Если мы внимательно рассмотрим, например, боль, которую испытывает существо во время собственного процесса рождения, то поймем, как тяжело переносить ее даже на протяжении нескольких минут.
Страдание сферы полубогов — это постоянная война. В сфере людей мы можем наблюдать подобное, когда большое государство хочет завоевать другое большое государство; маленькие государства также воюют между собой, даже в пределах одной страны может происходить раздор. Даже в пределах самой малой социальной единицы, семьи, возникают разногласия и разлад, и даже когда люди еще не состоят в браке, они все равно уже ссорятся и иногда даже дерутся. Все это происходит потому, что ревность и зависть не знают границ.
Сейчас мы говорили о страдании и боли человеческой сферы. Гампопа когда-то так описал процесс рождения ребенка: ты чувствуешь себя так, будто кто-то связал тебя очень плотно, а потом бросил в огонь, чтобы жариться в нем, по крайней мере, час. Разве не мучительно это, находиться час почти без воздуха? В материнском лоне ребенок переживает сильную жару, а во время рождения ребенок практически задыхается. Разве это не мучительно? Тьма материнского лона также является формой страдания. Так что боль и страдания ребенка до и во время рождения очень значительны. Если мы рассмотрим процесс рождения под таким углом зрения, то поймем, что на самом деле очень мало приятного в том, чтобы родиться в сфере людей. Итак, с этого времени не рождайтесь больше в этой сфере. Боль и страдание от старения и болезней также известны всем. Нам следует учить молодых о боли и страдании, которые присущи людям в преклонном возрасте. Большинство людей верит, что если они будут принимать лекарства и следить за состоянием своего здоровья, то будут жить вечно. Реальность заключается в том, что когда за нами придет смерть, мы ничем не сможем ее остановить.
Боль и страдание сферы богов можно проиллюстрировать так. Вообразите себе, будто вы очень зажиточны. Все ваши богатства являются результатом того, что в прошлых жизнях вы щедро делали подношения Трем Драгоценностям и помогали бедным и обездоленным. Но недостатком вашей прошлой практики щедрости было отсутствие в вашем сознании бодхичитты. Также когда вы что-то отдавали, то надеялись на прибыль и на то, что ваши богатства никогда не исчерпаются. Все это привело к перерождению в сфере богов. Но однажды все эти богатства исчезнут. Как гаснет лампа, когда в ней заканчивается масло, так же, когда наши заслуги исчерпываются, нас настигают беды, а наши богатства исчезают. Когда мы живем в сфере богов, то наслаждаемся богатством и всеми возможными утехами, но когда приходит время, все это мгновенно исчезает и не остается вообще ничего, а мы перерождаемся в низших сферах.
Когда мы понимаем все виды боли и страданий самсары, нам следует избегать причин этих страданий. Поэтому в тексте сказано: «Стало быть, никогда, даже под угрозой смерти, не творить зло – это практика бодхисаттв». Мы накапливаем плохую карму не потому, что нам так захотелось; плохая карма является следствием негативных эмоций, которые побуждают нас совершать негативные поступки.
Негативные эмоции — как зерно в нашем сознании, которое служит причиной того, что мы генерируем плохую карму. Когда карма еще не проросла из этого зерна, его очень легко искоренить. Когда мы замечаем негативные эмоции в своем сознании, нам следует мысленно обратиться к своему Гуру, просить его благословения и благословения Трех Драгоценностей, осознать, что наш настоящий враг — это негативные эмоции, и искоренить их из своего сознания. Если мы не сделаем этого, вследствие накопления кармы, эти зерна негативных эмоций прорастут и распространятся в нашем сознании. После того, как культивируя их, мы старательно будем поливать их водой, они разрастутся в большое дерево. Именно так порождаются боль и страдания. В то время, когда из зерна уже выросло большое дерево, избавиться от страданий очень тяжело. Поэтому нам следует быть очень настойчивыми в своей практике. Если же мы ленимся и не практикуем, мы не сможем избавиться от негативных эмоций, причины наших страданий. Вот почему нам необходимо понять, что наилучший момент для того, чтобы уничтожить негативную эмоцию, это момент когда она впервые возникает в нашем сознании.
Почему мы говорим, что не должны совершать плохих поступков даже под угрозой смерти? Бодхисаттвы прошлого довольно часто во время своей практики встречались с людьми, которые не верили в Учение, и даже убивали бодхисаттв за их практику, но и тогда бодхисаттвы не допускали возникновения ненависти в своем сознании. Почему? Потому, что их преследователи могли повредить лишь их телу, но не состоянию сознания. Однако, если бы в сознании бодхисаттв появилась ненависть к этим людям, то их преследователи убили бы больше чем тело, они убили бы бодчихитту. Когда тело умирает, мы как будто избавляемся от старой одежды. Вот почему бодхисаттвы прошлого использовали смерть своего тела как практику терпения и стойкости. Их сознание при этом оставалась абсолютно незыблемым. Вследствие стабильности своего сознания, даже под угрозой смерти они не допускали возникновения ненависти к своим преследователям. Более того, они генерировали по отношению к ним бодчихитту, от чего бодхичитта возрастала и расцветала. Даже если в настоящее время мы еще не способны вести себя согласно этому учению, нам следует, по крайней мере, понимать его содержание. Вот почему нам следует воздерживаться от порождения мыслей, преисполненных ненависти, а если мы все-таки разозлились, нам следует немедленно избавиться от этих мыслей.

50 комментариев

Kleo
Далай-лама XIV

Невыносимо тяжелы страдания существ, переродившихся в низших мирах сансары, таких как горячие и холодные ады, где обитателей заживо сжигают, варят и замораживают. Помимо этого существует масса страданий, испытываемых в других типах адских уделов, таких как дополнительные и прилегающие ады.

Всё, что вы совершили, вызовет соответствующую реакцию или повлечёт за собой соответствующий результат. Факт этот может показаться непостижимым для нашего ограниченного сознания, но объекты познания по природе своей безграничны, и поэтому у нас нет оснований утверждать, что такое положение вещей в принципе невозможно. Существует великое множество феноменов, лежащих за пределами разумения обычных людей. Различные типы страданий в низших мирах проистекают из нечистых поступков. Будда говорил: «Всё это порождено омраченным сознанием». Кажется, что в соответствии с данным им объяснением различные типы окружающей среды и живых существ в низших мирах сансары действительно являются творениями омраченного ума.

Я не уверен, что все эти планы бытия существуют в точном соответствии с теми координатами и измерениями, описание которых мы находим в Абхидхармакоше («Сокровищнице знаний») Васубандху, но само существование адов несомненно. Мы являемся свидетелями широчайшего спектра различных жизнеформ даже в этом, столь привычном нам мире людей, со всеми его аспектами физического многообразия, родов деятельности, стиля жизни, предпочтений и прочего. Разнообразие это имеет место и в других мирах сансары, недоступных нашему восприятию и неподвластных воображению. Основываясь на этом, мы вправе заключить, что подобные условия существуют и на сотнях других планов мирского бытия.

Давайте возьмём для примера страдания голодных духов, терзаемых в основном муками голода и жажды. Те демоны, которым люди совершают кровавые подношения, принося в жертву животных, принадлежат именно к этой категории. Голодными духами они родились в результате накопленной в прошлом негативной кармы. Некоторые из них силой превосходят своих собратьев и систематически унижают тех, кто слабее; иные непокорны и восстают против подобной иерархии.

Теперь давайте посмотрим на страдания животных в нашем мире. Существуют такие животные, которых мы держим в хозяйстве: собаки, лошади и мулы, а также те — крупный рогатый скот, овцы, козы и прочие, — что выращиваются на убой. Поразмыслив, мы поймём, что жизнь их на самом деле им не принадлежит. Не имея никакого умысла причинить людям вред, они щиплют травку, пьют воду, тупы и невежественны. Таковы условия их существования. Что же даёт людям право, убивая их, поедать их плоть?

Когда им дают недостаточно корма, они, движимые вожделением и злобой, сбиваются в кучу и дерутся меж собой за право наполнить желудок. В дополнение к этому они вынуждены сносить от людей побои. Если мы внимательно понаблюдаем за этими аспектами их бытия, ум наш наполнится печалью от понимания того, насколько ограничен потенциал этих существ. Не существует никого, кто бы действительно служил им надёжной защитой и опорой, и существование своё они вынуждены проводить в поисках пропитания.

Стремясь к знаниям, человечество строит школы, желая улучшить здоровье населения и повысить уровень гигиены — больницы, для производства товаров и обеспечения людей средствами к существованию — фабрики и заводы. Также мы строим животноводческие фермы и поддерживаем скотоводов-кочевников. Однако те ветеринарные клиники, что предназначены для животных, на деле служат лишь интересам людей, использующих животных в целях извлечения прибыли. Существованием своим учреждения эти обязаны отнюдь не нашему чувству жалости и сострадания к животным как таковым.

В человеческом обществе мы обсуждаем такие волнующие всех темы, как отсутствие доступа к образованию, нехватка качественных медикаментов или мест в приличных госпиталях. Но, родившись животным, к кому вы пойдёте жаловаться на все эти проблемы? К примеру, если овцу, козу или курицу собьет машина, никто не понесёт её в травмпункт потому что у неё сломана нога. На деле многие хозяева попросту забьют такое животное. Животные, таким образом, лишены защитников или покровителей. Представьте, каково было бы вам родиться собакой или свиньей, без всякой опоры и защиты, без друзей и родственников, что смогли бы позаботиться о вас, поддержать вас в беде.

Сколь бы они ни были тяжелы для животных, условия существования практически невыносимы для родившихся в адах и мирах голодных духов. В настоящий момент мы обрели человеческое рождение, но у нас отсутствует право выбора того, где переродиться вновь: в аду, голодным духом или животным. Мы вынуждены будем отправиться туда, куда увлечёт нас наша карма.
pro100
Если стремишься найти Будду, надо узреть свою собственную природу. Хотя ты и есть Будда, но если не узрел своей природы, можешь думать о Будде и декламировать сутры, поститься, соблюдать обеты, и это будет бесполезно.
Если будешь читать мантры, создашь хорошую карму.
Если будешь декламировать сутры, станешь умным.
Если будешь соблюдать обеты, то переродишься в раю небожителем.
Если будешь подавать милостыню, тебе воз-дасться.
Hо найти Будду, занимаясь всем этим, ты не сможешь.
Если ты сам себя не познал, тебе следует пойти к Доброму и Знающему, который познал корень жизни и смерти. Hельзя называть учителем того, кто не узрел собственной природы. Если даже ты свободно рассуждаешь о 12-ти типах писаний, все равно не сможешь избежать круговращения жизни и смерти, страданий трех миров сансары, из которых невозможно выбраться.
Atattvamasi
Очень трезвый текст!
Atattvamasi
Феликсу надо почитать и вот это:

Теперь давайте посмотрим на страдания животных в нашем мире. Существуют такие животные, которых мы держим в хозяйстве: собаки, лошади и мулы, а также те — крупный рогатый скот, овцы, козы и прочие, — что выращиваются на убой. Поразмыслив, мы поймём, что жизнь их на самом деле им не принадлежит. Не имея никакого умысла причинить людям вред, они щиплют травку, пьют воду, тупы и невежественны. Таковы условия их существования. Что же даёт людям право, убивая их, поедать их плоть?

Когда им дают недостаточно корма, они, движимые вожделением и злобой, сбиваются в кучу и дерутся меж собой за право наполнить желудок. В дополнение к этому они вынуждены сносить от людей побои. Если мы внимательно понаблюдаем за этими аспектами их бытия, ум наш наполнится печалью от понимания того, насколько ограничен потенциал этих существ. Не существует никого, кто бы действительно служил им надёжной защитой и опорой, и существование своё они вынуждены проводить в поисках пропитания.
Atattvamasi
Стало быть, никогда, даже под угрозой смерти, не творить зло – это практика Бодхисаттв.
pro100
осталось узнать, что такое зло
Atattvamasi
тебе осталось узнать, что такое язвительность :)) и умничество :)) а так — порядок!:)
pro100
нафиг оно надо? =)
Kleo
Ты просто еще зелёный, жизнь не объехала этот организм, не обкатала в муке, перце, соли и сахаре)))))) всё, что периодически пишешь- исходит из попыток отстаивать невежество- чтоб ни одно сомнение и вопрос не закрались, чтоб ни один указатель не пробил брешь Твоей жизни. В попытках уклониться от учения- станешь хрюшкой! Хрю-хрю!!!))))) хахаха:)))
pro100
винни-винни. уиииии
Kleo
Да, репетируй- ты этим и занимаешься))))
Kleo
Почему- Феликсу?
Atattvamasi
потому что он ест животных :)
pathort
О божеее!!! Как… живьём?
Atattvamasi
не думаю:) варит, жарит наверное…
pathort
убивает и жарит ((!!! Не думал что Феликс насколько пал!!! Издеваться над невинными.
И ведь в этом никакой нужды — ешь себе фрукты и овощи, то что назначено природой.
Зачем же убивать!!!
А как может быть что его записали во внутренний круг — разве это не указывает явно что он погряз в нижних кругах сансары, там где невежество и правит гуна тамаса?
Atattvamasi
спроси у тех, кто записывал — я не в курсе, если честно :)))
dima87
Растения тоже страдают, просто не так явно.
Kleo
Дааааа… под пейотом они и не такое расскажут..)))))
dima87
Нет, Петр Гаряев, который занимается волновой генетикой, рассказывал.
dima87
Ну тут даже не в этом дело, я вот, например щас в глуши живу, на природе, и выходя из дома, проделывая путь от двери до калитки давлю насмерть как минимум десяток всяких жучков, паучков и муравьев, просто так, не специально, они как-то сами под ноги попадаются. Я раньше никогда об этом не задумывался, вот теперь задумался, что они живые, просто тупо живые. И чего сделать в такой ситуации? Можно конечно стать более наблюдательным чтобы не причинять им страдания, но всё равно всех не отследишь. Придется учится летать, не иначе))
dima87
А вот клещи, конечно, редкостные ублюдки)))Но они просто тоже хотят кушать, как и все остальные)
dima87
Особенно когда их едят живьём… жуткое зрелище если честно.
pathort
Какой же выход? — питаться праной или… искупать благими деяниями?
dima87
Выход в приятии.
pathort
Приятии пищи? Так я и так её принимаю 2-3 раза в день и ещё в перерывах и даже ночью иногда…
dima87
Ну так и какие проблемы?) Можешь попробовать вообще не есть, может быть получится)
dima87
Там где есть переживание это уже само по себе дискомфорт. Но переживание есть. Куда деваться?
pathort
Может он сначала преподносит пищу богам и таким образом очищает её? — я читал так кришнаиты делают. После этого на становится благой пищей, потому, что сначала преподнесена богам.
pro100
Первый обет:
«Я буду воздерживаться от отнятия жизни»

Для множества людей в нашей школе и для многих буддистов это означает быть вегетарианцем. Для некоторых буддистов это не означает вегетарианства. Вегетарианство не является жестким правилом которому обязательно надо следовать — напротив, очень многие люди находят, что нет смысла придавать значение вопросу о том, есть мясо или нет. Но вы должны решить сами, что имеет смысл для вас. Если у вас есть дети, вы должны быть чувствительны к этому вопросу, причем ваш подход должен быть эффективным. К примеру, вы посещаете своих родителей в день Благодарения и вас угощают индейкой — мудрость и любовь, которые позволяют вегетарианцу-отпрыску есть индейку часто делает родителей счастливыми.

Для некоторых людей этот обет имеет отношение к очень широкому набору ситуаций, которые оказывают влияние на жизнь на Земле. Один человек, который не был буддистом — певец и композитор Юта Филлипс, профсоюзный активист и социалист старой закалки — путешествовал в своем микроавтобусе и давал концерты, когда началась война в Персидском заливе. Он съехал с дороги и нашел место, где можно было оставить микроавтобус на некоторое время. Я не помню точно, в каком именно качестве он путешествовал (в качестве профсоюзного активиста он вряд ли бы воспользовался микроавтобусом фирмы Грейхаунд), но он решил, что не будет ездить на нем до конца войны, потому что, как он сказал, «топливом для этой машины является кровь» Это было его решением. Он чувствовал, что множество людей умрет за то, чтобы он мог пользоваться дешевым бензином.

Каждому приходиться решать самому, что имеет смысл — а не что является удобным. Просто для того, чтобы жить, чтобы продолжать жить в теле, приходиться отнимать жизнь. Такова природа жизни — она требует другой жизни для того, чтобы поддерживать себя. Поэтому вам нужно решить самому, как далеко вы готовы пойти. Я вегетарианец — кроме тех случаев, когда я посещаю своих родителей или когда какое-нибудь совместное действие требует иного поведения. Главный принцип для меня — удерживаться как можно ниже на пищевой цепочке, потому что чем ниже вы находитесь, тем меньше жизней вам приходится отнимать, чтобы поддержать свою собственную. Кроме того, при этом вы потребляете меньше ресурсов и оставляете больше для других. Это мое заключение. Все мы должны смотреть на результаты наших действий и принимать собственные решения.
Atattvamasi
Просто для того, чтобы жить, чтобы продолжать жить в теле, приходиться отнимать жизнь. Такова природа жизни — она требует другой жизни для того, чтобы поддерживать себя. Поэтому вам нужно решить самому, как далеко вы готовы пойти

я не знаю, кто автор этого текста
но это вот очень похоже на профанацию! :)
нет никакой надобности отнимать жизни у кого бы то ни было живого на земле
pro100
разве ты не отнимаешь жизнь у картошки? или риса?
Atattvamasi
а это живое существо? :)
pro100
даже в воде есть жизнь.
Atattvamasi
да что ты!:)) а с лекциями не выступаешь со сцены?:)))
pro100
зачем по-твоему поливают цветы? почему дождь столь живителен для растений?
Atattvamasi
ты мне скажи лучше, зачем тебе вся эта демагогия, которую ты стремительно из раза в раз разводишь?:)
Atattvamasi
ты что живешь за счет нее?! :))
pro100
принтер печатает бумагу.
Atattvamasi
это типа: все едет само?:)
Atattvamasi
… бумага вываливается из принтера, а потом я трахаю секретаршу :))
ой, извини!:)
Kleo
Ты каждый день их когда-то ела!!!!:) в тексте написано- о противоядии- благие поступки из раскаяния- где?? Собачек кормишь?? Букашек спасаешь?? ХА-ХА-ХА:) бегом помогать ближнему!!! Тебе было бы очень кстати!:)
pro100
сострадание может родиться только из осознанности — без осознанности это будет лишь насилием.
Kleo
Ну какой еще осознанности ждёшь???! :)
Это не будет насилием :) мысли Тебя постоянно насилуют, но то, что ты есть никогда не подвержено никакому насилию- полная безусильность и незатронутость. Девственником останешься, не ссы!
pro100
видеть то, что написано.
Kleo
Ты всегда видишь то, что написано)))))) намного сложнее увидеть то, что не было написано!:)
Atattvamasi
а ты наблюдаешь за мной?! :)
Atattvamasi
Настя, ты такой Мастер сказать всем — как им быть исходя из своей любви, но про себя ты всегда как бы забываешь и это не в счёт :)))