29 июля 2013, 15:02

Причина большинства проблем и переживаний - неправильный фокус внимания

В современном мире переживание в человеке уже считается нормальным явлением, хотя нормальным это назвать никак нельзя. Переживание связано с реакцией тела на какое-либо действие ума, при котором происходит выброс в кровь адреналина или других нейромедиаторов. Такая реакция вызывается природным механизмом мобилизации тела для решения ситуации, угрожающей жизни. Но переживания, как правило, носят неоправданный характер, то есть переживание существует при отсутствии действительной угрозы жизни или какой-либо опасности вообще. Такие неоправданные переживания приводят к повышенному расходу энергии, что наносит вред организму и вызывает болезни и страдания.

Главная причина таких бесполезных переживаний – невнимательность. Под невнимательностью в данном случае следует понимать не только ваши рассеянность и забывчивость, а и такие скрытые моменты, как невнимательность при создании своих стереотипов поведения (привычек), которые зачастую не оставляют никакой возможности избавиться от переживаний.

Большинство переживаний возникает из-за дурной привычки фокусировать внимание на объектах и событиях, вызывающих переживания. Концентрация фокуса внимания на переживаемых событиях загоняет ум в тупик, не давая ему возможности разобраться в истинных причинах, вызвавших переживание. Переживания создаются несоответствующими друг другу фрагментами памяти, когда зафиксированные события в одних фрагментах памяти противоречат информации других фрагментов. Это очень похоже на зависание компьютера, вызванное конфликтом его программ. И когда компьютер завис, очень сложно его заставить работать. Точно так же и конфликтующий ум бывает трудно переключить с проблемы на другую задачу. Такое конфликтное состояние ума может вызывать навязчивые состояния, и даже стресс и депрессию. Чтобы ум не вводить в конфликт, следует научиться своевременно обнаруживать проблему и не давать ей развиваться, переключая внимание с кажущейся проблемы на разрешение конфликта ума.

Для того чтобы успешно определять и устранять причину переживания, необходимо научиться управлять фокусом своего внимания. Но для того, кто никогда не занимался подобной практикой, перенесение фокуса внимания может показаться не только невыполнимой задачей, а к тому же и непонятной. Ведь фокус внимания изменяется вами чаще всего неосознанно, и чтобы научиться управлять своим вниманием, необходимо осознать работу этого механизма.

Как научиться определять фокус своего внимания?

У человека нет таких приборов, чтобы он мог непосредственно определить фокус своего внимания, но, несмотря на это, внимание существует как инструмент, и умение им управлять является основным фактором, определяющим восприятие, поведение и судьбу человека. Но как же его распознать, если его нельзя ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать? Для того чтобы научиться им управлять, его надо научиться осознавать так же, как осознаются глаза, руки, ноги и т.д.

Если вы захотите изменить свою походку, необходимо осознать, что у вас есть ноги (не обязательно давать им оценку или какое-либо описание, а просто почувствовать их), а для того чтобы что-то сделать руками, необходимо сначала осознать, что у вас есть руки. Для того чтобы похудеть или стать сильнее, необходимо осознать своё тело и т. д. Точно так же следует осознать, что фокус внимания — это инструмент, подобный рукам, ногам или зрению, но только невидимый вам.

Чтобы было легче понять, как работает фокус внимания и как им можно управлять, пронаблюдайте за тем, как вы можете изменять фокус своего зрения:

Возможно, вы не раз замечали, что фокусируясь на каком-то определённом предмете или событии, вы можете перестать замечать то, что происходит вокруг вас, а если какая-либо мысль сильно отвлекает ваше внимание, то вы можете полностью перестать обращать внимание на происходящее вокруг. Это происходит потому, что при слишком сосредоточенной фокусировке на чём-либо одном остальные события или предметы начинают становиться невидимыми для вас, так как выпадают из фокуса вашего внимания.

Всё дело в том, что глаз только преобразует окружающую энергию в электрический сигнал, который затем поступает в мозг. Восприятие происходит в вашем уме. Фокус вашего зрения, то, что вы видите, как вы видите, как воспринимаете происходящее и что при этом замечаете, а что нет, определяет фокус внимания вашего ума.

Но фокус внимания может также управлять не только вашим зрением. Подобную аналогию фокусировки внимания можно пронаблюдать и со слухом. Когда вы находитесь в толпе людей и, возможно, фокусируетесь на каком-то диалоге, происходящем недалеко от вас, то вы тут же начинаете создавать в своём воображении определённую картинку, выхватывая из диалога слова и придавая им свою значимость. И представляя себе события, вы начинаете верить в то, что происходит в вашем уме, вовлекаясь в происходящее в нём, переставая замечать и слышать всё остальное, происходящее вокруг вас. Такая избирательность обусловлена фокусом вашего внимания.

Если фокус внимания перенести на саму толпу, то вы услышите то, что сможете назвать просто шумом, который издаёт толпа. И вы сможете заметить, как изменилось ваше отношение к происходящему. Теперь вы можете воспринимать не отдельное событие, выхваченное из толпы, а всю толпу как единый организм, чувствовать её состояние и настроение. Перенеся же внимание на своё тело, вы сможете почувствовать, что в нём происходит. Это позволит вам наблюдать своё поведение в толпе, понять механизмы взаимодействия с ней, что даст вам возможность в какой-то степени влиять на определённые события, которые происходят в вашей кажущейся жизни.

А если вы перенесёте фокус внимания на то, что заставляет вас воспринимать всё именно таким образом, наблюдая за тем, что создаёт тот или иной отклик мыслей в вашем сознании и как развиваются эти мысли, то это, возможно, даст вам осознать совсем иной смысл вашего участия в каком-либо мероприятии или даже существования.

Замечая во всём работу механизма фокусировки внимания, практикуя постоянно его изучение, вы научитесь понимать, как работает этот механизм и как, направляя, расширяя или сужая его, можно, управлять при его помощи своим восприятием, состоянием, эмоциями – своей жизнью.

Внутреннее внимание. Что мешает правильно фокусировать своё внимание

Тот, кто не учится управлять своими мыслями и эмоциями, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин.

Даже у тех, кто считает, что умеет не вовлекаться в происходящее, могут спонтанно возникать негативные ощущения или состояния неприятия, причину которых порой бывает невозможно установить. В таком случае способность управлять мыслями будет кажущейся, являться только очередной ловушкой обусловленного ума. Управление своими мыслями и эмоциями следует понимать не только как умение не вовлекаться в видимые события, а как невовлеченность во всё, что происходит в уме как сознательно, так и бессознательно.

Фокус внимания у большинства людей сосредоточен том, чтобы удерживать в их воображении кажущийся им мир и представление о себе самих. Внимание человека подобно лучику фонарика, который, скользя по поверхности бессознательного, выхватывает фрагменты, представляя их как кажущееся ему объекты или события. Ум же как мозаику складывает из них иллюзорное представление о кажущемся «Я» и окружающем его мире.

Что мешает правильно фокусировать своё внимание

Для того чтобы познать себя, необходимо исследовать не только те объекты или события, которые вам кажутся реальными, а перенести свой фокус внимания на исследование того, что всё это создаёт, откуда всё возникает. Чтобы постичь свою природу, необходимо направить фокус своего внимания вовнутрь на исследование своих мыслей. Но из-за путаницы в уме порой трудно понять, как это осуществить. Ведь услышав такую команду, ум начинает представлять то «внутреннее место», на котором нужно сфокусироваться. Но любое представление ума — лишь концепция. Фокусируясь на концепции, внимание остаётся в кажущемся внешнем мире. Такой неправильный фокус внимания приводит к непониманию того, что нужно исследовать, не позволяет долго получить желаемых результатов в практике познания себя. Когда ум застревает в какой-либо концепции, что мешает вам правильно фокусировать своё внимание, следует воспользоваться другой концепцией, чтобы разрушить концепцию, на которой «застрял» ум. После этого от всех концепций также следует избавиться, чтобы вновь не «застрять» в них.

Как правильно фокусировать своё внимание

Чтобы вам было проще понять, на чём следует фокусироваться, воспользуемся метафорой: ваше сознательное и бессознательное подобно айсбергу, где сознательное – лишь видимая часть его. Фокус вашего внимания всегда находится лишь на отражении света от надводной поверхности айсберга. Направить внимание вовнутрь означает начать исследование не только скрытой под водой поверхности, а всего айсберга в целом.

Внутреннее внимание — это исследование себя не как некоего объекта или концепции, а фокусирование внимания на постижении самой природы своего ума. Правильный фокус внимания позволяет различить и отбросить всё ложное, поверхностное, которое блестит в лучах солнца, кажется миром, отвлекая ваше внимание, не давая увидеть то, чем вы являетесь на самом деле.

При наблюдении своих мыслей направляйте своё внимание на наблюдение самих мыслей, развивая при этом в себе способность к различению истинного от иллюзорного. Научившись различать, вы легко отбросите всё кажущееся, иллюзорное как бесполезную бижутерию, блестящую в лучах солнечного света, и сможете постичь истинную природу своего ума.

Концентрация внимания. Практика управления фокусом внимания

Практика управления фокусом внимания связана с умением правильно концентрироваться. Всё, что вы воспринимаете, о чём вы думаете, является результатом вашей концентрации, то есть сужения фокуса своего внимания на чём-то конкретном. В вашем сознании отражается только то, что притягивает внимание, а всё остальное, что не попадает в фокус вашего внимания, остаётся незамеченным.

То, что вы воспринимаете сейчас как кажущийся вам окружающий мир, является результатом опыта прошлого. Когда вы представляете или желаете чего-либо, вы транслируете свою мысль в будущее. Но поскольку вы можете транслировать только то, что можете представить, а представление ограничено опытом прошлого, то вы транслируете свой прошлый опыт в будущее, изменяя его своими желаниями, возникающими в уме как воображение о будущем, основанное на опыте прошлого. Транслируя опыт прошлого в будущее, ум создаёт иллюзию движения во времени и, отождествившись с вами, создаёт в вас убеждение, что вы движетесь вместе с ним из прошлого в будущее. Это похоже на то, как солнечный зайчик бежит по стене, а невежественной стене кажется, будто движется она. Вы всегда здесь и сейчас, а движется только ум. Осознание этого даст вам освобождение от зависимости от своего ума. Но осуществить сразу это будет трудно из-за привычки ума фокусировать ваше внимание определённым образом.

Когда человек появляется на свет, его внимание не сфокусировано на чём-то определённом, он открыт всему миру, всё, что он видит вокруг, для него новое. Он познаёт, и в его памяти создаются стереотипы представлений об этом мире и о себе. Далее эти стереотипы становятся убеждениями о том, каким, по его мнению, должен быть этот мир. Благодаря такому созданному ограниченному представлению о мире внимание человека фокусируется только на определённых практичных для него вещах и важных только для него событиях. При этом упускается из его внимания всё то, что он, исходя из своего опыта, не считает важным.

Когда человек становится взрослым, мир вокруг перестаёт представлять из себя что-то новое. В большинстве случаев в схеме жизни взрослого, построенной на созданных в его уме убеждениях и стереотипах, нет ничего относительно нового, реакции уже готовы и он «знает», на чём концентрировать своё внимание. Когда фокус внимания настраивается таким образом, чтобы всё соответствовало созданным в уме шаблонам стереотипов, человек перестаёт замечать всё непривычное, всё новое начинает пугать его, и он может даже создавать конфликт, отстаивая «правильность» концепций своего восприятия.

Поэтому даже читая книги или занимаясь с учителем, человек может воспринять лишь то, что попадает в фокус его внимания и укладывается в его привычные представления. И если человек даже получает новое знание, которое он, исходя из своего ограниченного опыта, объяснить не может, то, пытаясь осмыслить полученное, он по привычке старается загнать его в рамки своих убеждений. Новые знания вступают в конфликт с концепциями ума, это вызывает сопротивление, создаёт конфликт, что заставляет человека отстаивать своё мнение, отторгая новые знания. Именно своё мнение, которым так дорожит человек, и является основным препятствием в постижении своей истинной природы.

То знание, которое человек стремится постичь, изучая свою истинную природу, находится за пределами концепций обусловленного ума. Сфокусировать же своё внимание на постижении неизвестного невозможно потому, что концентрация внимания – это результат заранее известного. Для того чтобы себя исследовать, нужно действовать наоборот, — выяснять, кем вы не являетесь. Следует изменить направление движения своих мыслей, направив своё внимание не на что-то конкретное, а на то неизвестное для вас, откуда возникают мысли, выйти за рамки ожидаемого, за пределы тех обусловленных границ, которые создал ваш ум, не давая оценок, что хорошо, а что плохо, чего может быть, а чего — нет. Необходимо уметь распознавать любую концепцию о предполагаемом как ложную и ничего не ожидать. В противном случае вы узнаете лишь то, что существует в Вас как убеждение, и любая практика даст вам только достижение ожидаемой концепции, созданной в вашем же уме. Надо временно отказаться от поиска и переделывания себя, остановиться и задать себе вопрос: «Кто я?» и, ни к чему не готовясь, ничего не ожидая, освободить сознание от концепций, шаблонов, стереотипов и стать открытым как в детстве.

Постижение истины. Фокус внимания в постижении своей истинной природы

Отбростье всё иллюзорное, остановите бег своих мыслей, дайте возможность истине настичь вас.

Истину нельзя достичь, ибо она всегда в вас, это ваша природа. Неумение правильно фокусировать внимание не позволяет увидеть истину, скрывающуюся за кажущейся реальностью.

Присутствие боли, страхов, беспокойств, переживаний всегда само попадает в фокус внимания, но сфокусироваться на исследовании себя порой бывает непросто. При постижении своей истинной природы приходится исследовать то, что не поддаётся описанию в виде концепций, создаваемых умом, и это может казаться непонятным, неизвестным, непостижимым. Фокусировать же своё внимание на том, что неизвестно и непонятно, будет сложно лишь до тех пор, пока вы исследуете его, развив в себе способность к различению истинного от иллюзорного.

Истинное всегда в вас, но скрывается за тем кажущимся миром, который возникает и существует в Вашем воображении. То, что кажется вам человеком, появляется и исчезает подобно пузырьку на поверхности воды во время дождя. Но то, что появляется, а затем исчезает, — нереально. Реально лишь то, что всё это создаёт. Истинная природа пузырька в самой воде, а не в той возникающей и исчезающей иллюзии чего-то отдельного от воды. И когда пузырёк возникает, он — только вода и, лопаясь, он не исчезает, а остаётся водой. Люди не рождаются и не умирают, а лишь по своей невнимательности воображают всё это, забывая о том, кем они являются, подобно пузырькам на озере во время дождя, воображающими себя чем-то отдельным от озера. Ведь Вы не помните, как Вы родились, и не можете представить свою смерть, потому что личность существует как иллюзия в сознании, воображающего себя отделённым от своей истинной природы.

Истинная природа сияет, создавая и одновременно проявляя свои творения, возникающие в сознании человека подобно отражениям в зеркале. Но по своей невнимательности многие люди, не замечая истинной природы, видят лишь отражения, принимая их за реальность. Отождествляясь с возникающими в восприятии отражениями, ум из отдельных фрагментов выстраивает представление о мире и создаёт конструкцию вашего «Я» под названием «личность». Отражение всегда иллюзорно, оно не существует отдельно от зеркала. Ваша истинная природа в том, что создаёт все эти многочисленные отражения, которые по Вашей невнимательности кажутся вам вашим «Я» и окружающим миром. Научившись правильно фокусировать своё внимание, можно постичь свою истинную природу, которая скрывается за ложными концепциями, создаваемыми умом, подобно тому, как в телескоп можно днём увидеть звёзды, которые кажутся невидимыми из-за ослепляющего света солнца.

Формулируя вопросы, будьте внимательны, отчетливо сознавая, что вы хотите выяснить. Правильно сформулированный вопрос сам задаст нужное вам направление фокуса вашего внимания. Неправильно заданные вопросы будут фокусировать ваше внимание лишь на кажущихся вам объектах и событиях, что может окончательно запутать вас. Для того чтобы точно фокусировать своё внимание, одних правильно сформулированных вопросов бывает недостаточно. Важно при исследовании вопроса уметь удерживать фокус своего внимания на истинном и не попадаться в ловушки ума, распознавая и отбрасывая ложное, не позволяя уму блуждать во времени и пространстве.

В начале исследования следует направить своё внимание на постижение своей истинной природы, задав себе вопрос: «Кто я?», понимая, что истинное Я не поддаётся объяснению с помощью концепций ума и может быть выражено только в терминах отрицания.

Чтобы познать свою истинную природу, которая скрывается за ложными концепциями ума, необходимо исследовать каждое представление о себе и распознать их как конструкцию, которую выстроил ваш ум из отражений, возникающих в зеркале восприятия. Следует внимательно исследовать каждый аспект воображаемого «Я», распознавая как ложное любое представление ума о себе до тех пор, пока полностью не убедитесь в их несостоятельности и иллюзорности:

Я — личность? Но личность — это всего лишь конструкция ума, основанная на памяти, усиливаемая желаниями и ставшая привычкой ума.

Я — тело? Но всё состоит из молекул, которые являются только вибрациями и материализуются лишь в сознании того, кто воспринимает, воображая их материей.

Я — ум? Но если я ум, то зачем ум создаёт сам себе страдания?

Я — чувства? Но чувства воображаемы сознанием и существуют лишь в сознании. Ведь нет сознания — и нет чувств.

Я — переживания? Но реален ли во мне тот, кто переживает?

Я — эмоции? Эмоции заставляют отождествлённый ум поверить в реальность иллюзий, Но чем являются эмоции и могут ли быть они быть чем-то?

Я — роль (сын, муж, отец, друг, подчинённый, начальник, покупатель, и т.д.)? Внимательно исследуйте то, что создало в вас эти роли, что заставило вас отождествиться с ними и поверить в их реальность.

Задавая себе вопросы и отбрасывая всё ложное, исследуйте себя до тех пор, пока вам не откроется то истинное, которое сияет, создавая как отражение в себе весь этот кажущийся вам мир.

Привычки ума, которые формировались на протяжении долгого времени и в один момент осознания иллюзорности создаваемых им представлений, навсегда не исчезнут, и будут возникать, подобно тучам, до тех пор, пока вы не укоренитесь в осознании своей истинной природы. Когда же всё иллюзорное будет отброшено, и вы укоренитесь в осознании своей истинной природы, ваше истинное Я будет сиять всегда подобно солнцу в безоблачный день.

0 комментариев