17 сентября 2011, 21:53
«Ворона и кокос»Алексей Аверьянов.
Случилось невероятное: ваш шеф выбил для вас бесплатную путевку на двоих. Вы счастливы. Крым! Горы! Море! Вы и ваша половина восторженно собираетесь. И вот, все приятные хлопоты позади, вы уже прибыли на место. Бегом на пляж, уселись в шезлонги. ВАУ! Как хорошо, наконец-то! Солнце садится, скоро закат. Прямо перед вами, на побережье стоит одинокая пальма. Вы держитесь за руки, улыбка не покидает ваши лица. Вы смотрите на пальму. И вот, в полной тишине и неподвижности пьянящего блаженства на пальму садится ворона. Вы оба замечаете, как она села на ветку, и с этой ветки падает кокос. И начинается диалог.
— Смотри, ворона сбила кокос.
— Да, здорово. Но только он упал раньше, еще до того, как села ворона. Я видела тот момент, когда он оторвался от ветки.
— Нет же! Я смотрел на пальму. Ничего не шевелилось. Это ворона стряхнула его.
— Дорогой, ты не прав.
— Это ты не права. Вероятнее всего, что его сбила ворона. Чтобы два события одновременно происходили – это менее вероятно.
— Ага, по-твоему, тогда получается, что все кокосы вокруг этой пальмы посбивали вороны, что ли?
— Да что ты понимаешь? У меня высшее образование. Я теорию вероятностей на высшей математике изучал.
— Что ты там изучал, математик? Сдачу посчитать в магазине не можешь.
— Зато ты прекрасно считаешь мои деньги.
— Да что ты меня попрекаешь? Вообще!..
Какой там закат! Какая там пальма! Уже и ворона улетела, и кокос в море уплыл, и солнце село. И зачем мне эта путевка досталась? Ничего не хочется.
Ворона и кокос, однако… А вы как думаете, что является истиной? Ворона сбила кокос, или он созрел и упал в тот самый момент, когда она села на ветку? Зависимые это события или не зависимые?
Правильный ответ такой: в Крыму кокосовые пальмы не растут.
1. Есть в зале те, кто сразу заметил нестыковку? Я говорил про Крым, а потом вдруг кокосовая пальма. И вот, что интересно: одни изначально были не внимательны или сонливы. Некоторые заметили эту нестыковку, и сразу захотели рассказать об этом другим, и, тем самым перестали быть внимательными. А есть те, которые, заметив нестыковку, продолжали быть внимательными, и в них не возникло желание как-то самоутвердиться. Первые сегодня склонны к тамасу: вялость, тяжесть, отсутствие внимания. Вторые склонны к раджасу: движение, энергичность. Третьи склонны к саттве: яркость, осознанность, чистота. Еще раз. Те, кто были невнимательны сейчас, вы близки к гунне тамас. Ну, не всегда, конечно, а именно сейчас. Вторые в раджасе, потому что вам ваша внимательность подняла настроение, и вы захотели поделиться своей находчивостью. Попросту говоря, похвастаться. Третьи, конечно, молодцы…
Интересно, что мы теперь все думаем по этому поводу? Сразу все захотели в третью группу, правда? А если и не захотели, то по крайней мере поменяли настрой. Кто-то подумал:
— О! Это такая игра. Надо быть внимательней.
А кто-то подумал:
— Ну вот, уже в тугодумы записали. Тю, какой-то!
Все обратили внимание на свое внутреннее состояние, включили внимательность… и тут же забыли про тех двоих, которые остались на берегу моря. Ну, не то, чтобы забыли, а просто не обращаем на них внимание, да? Там парочка конфликтует, ворона садится на пальму и падает кокос… Ну вот, мы снова на курорте.
Кто-нибудь думает:
— Интересно, что он такое затеял? Странный какой-то. О чем это он? Что происходит вообще?
…И снова большинство переключилось… Попробуйте вообще не обращать внимания на то, что я сейчас буду говорить. (Пауза 5сек)
Чувствуете, как что-то нарастает? Какая-то энергичность. Ваше сознание как будто всматривается в пространство. Сейчас что-то произойдет. Вот, прямо сейчас… Оно уже происходит… Что это?.. Что это?..
Это осознанность. Осознанность – это самая большая драгоценность. Если кто-нибудь из вас любит накапливать богатства, то я советую ему накапливать осознанность. Это бриллиант среди алмазов. На протяжении всего семинара я буду постоянно возвращаться к вопросу об осознанности. Будьте внимательны! Возвращайте свое внимание во внутрь себя, к своему я. Постарайтесь одновременно следить за моим рассказом и за тем, как вы следите. Кто слушает? Кто видит? Кто анализирует?
На эти вопросы не нужно отвечать – просто смотрите на себя, смотрите на того, кто смотрит на себя. Если вы будете слушать лекцию и одновременно смотреть во внутрь, не теряя нити повествования, ваше сознание распахнется, вы ощутите всенаполненное пространство. Когда вы ощутите восторг, очень важно не пойти за ним, а продолжать осознавать. Если вы пойдете за блаженством, вы потеряете внимание, а следовательно осознанность, а следовательно и восторг.
Итак, начинаем искать себя… И как только мы начинаем искать себя сразу переключаемся на поиск того, кто пытается искать себя. Ваше внимание моментально переключается сначала на поиск того субъекта, кто ищет себя, потом на поиск того субъекта, который ищет субъекта, который ищет себя. Если вы продолжите эту рекурсию, то осознанность будет нарастать, потому что осознанность – это накопление внимательности.
Диалектически, это выражается так (сейчас будет очень сложная философия, поэтому можете не стараться ее понять – просто ищите того, кто ищет, и слушайте меня). Итак, сначала есть только некая случайная характеристика бытия – это бдительность. Бдительность иногда вспоминает, что вы не внимательны. Но просто вспоминание про внимательность уже и есть внимательность. Фактически, бдительность снимает саму себя, сразу при появлении и переходит в качество внимательности. Внимательность – это качественная характеристика. Если теперь мы будем накапливать это качество, то мы получим много внимательности. Т.е. каждый раз, проявляя бдительность, мы обнаруживаем внимательность, которая накапливается. Вот само количество внимательности – это и есть осознанность. Очень важно, чтобы этого количества было все больше и больше. Почему? Потому что в осознанности есть что-то такое, что обретя критическую массу, обнаружит новое качество. Любое количество можно накапливать до определенной меры. Когда мера осознанности будет достигнута, произойдет прорыв за границы простой осознанности. Это самадхи. Это наше истинное я. Это просто – истина!
Еще раз: бдительность – это сразу внимательность. Накопление внимательности – это осознанность. Осознанность приведет к истине. Когда? Не скоро. Потому что мера у осознанности довольно таки приличная.
2. Раз уж мы так долго и сложно философствовали, то и анекдот у нас будет философским.
На защите диссертации:
— На примере одной белой вороны я могу доказать, что черных ворон вообще не бывает на свете!
Так, это сложно. Тогда попроще:
— Папа, а меня принес аист?
— Нет, тебя ворона накаркала.
Это было про ворону. Теперь про кокос.
Лежат Маугли с Багирой под пальмой, отдыхают.
Маугли говорит:”Слушай, Багира, а медведь Балу достанет вон тот кокос?”
Багира отвечает:”Да, Маугли, достанет”.
Маугли:”А удав Каа достанет тот кокос?”
Багира отвечает:”Да, Маугли, достанет”.
“А тигр Шерхан достанет тот кокос?”
“Да, Маугли, достанет”.
“А ты Багира достанешь тот кокос?”
“Да, Маугли, достану”.
“А я достану тот кокос?”
Багира отвечает:”Ты, Маугли, кого хочешь, достанешь”.
2. Но, давайте вернемся на курорт, где мы говорили про ворону и кокос. В чем главный смысл этой современной «притчи»J? В том, что мы склонны связывать события в логические причинно-следственные цепи. Мы скорее посчитаем, что ворона сбила кокос, садясь на ветку, чем подумаем, что он упал сам, созрев именно в этот момент.
Нашу способность к отысканию логических связей, Эго использует для своей защиты. Для нас очень важным является наличие причины. Например, если происходит семейная ссора, то часто обязательным становится выяснение того факта, а кто же первым начал. Кто начал первым ссору на нашем курорте? Кто виноват? Мы можем найти цепочку, по которой станет ясно, что виноват он, а можем найти такую, где ясно, что она виновата. Если мы проголосуем, то статистика будет такова: одни скажут, что он виноват, другие, что она. Найдутся такие, которые скажут, что виновата ворона – ведь это она села на ветку. Если бы она не села, то пусть бы себе кокос сам упал, или не падал – этот разговор не начался бы. Но можно даже сказать, что кокос виноват или пальма – чего они вообще здесь выросли? Не дают людям нормально отдохнутьJ! А, может быть, в этот момент небольшое землетрясение стряхнуло кокос? Или вот еще – почему ворона вообще села на эту пальму? Она устала. Почему она устала? Аннушка виновата. Какая Аннушка? Хорошая девушка Аня кормила гусей кукурузой. Она несла ведро с кукурузой и рассыпала 29 зерен. Наша ворона склевала их все без остатка. Если бы зерен было не 29, а 28, то ворона пролетела бы мимо. Если бы их было 30, то ворона села бы на другую пальму, раньше… 29-ое зловещее зерно кукурузы стало причиной семейной ссоры, которая в свою очередь может стать причиной развода. Слушайте, а может, Бог виноват в этом? Ну, а что? Можно и такую цепочку найти.
Кто же, ну кто? Смотрите, если пользоваться логикой, то мы можем записать весь мир в виноватые. Даже зерно с Аннушкой и гусями за 10км от места событий… А-а! Вот! Всему виной звезды. Когда я родился, они, понимаешь, как-то так встали, мне весь гороскоп испортили. Обидно, слушай!
Можно, конечно, ответить, что никто не виноват. Но толку с того – это ж не логично. Ну, ну не логично же. Следствие есть, а причины нет. Разве такое бывает? Вся наша цивилизация стоит на том, что причина есть.
Знаете, как легко найти виноватого? Очень просто. Тот, кто ищет виноватого – он и виновен. Почему так? Наша вера творит чудеса. Мы верим в наличие причины, поэтому она находится нами. Потому что мы верим в существование причины. Тот, кто верит в существование виноватого, своей верой наделяет вселенную наличием такого виноватого. Остается просто выбрать какую-нибудь логическую цепочку. Она выбирается субъектом случайно либо по привычке.
Вот так и живем. У нас все виноваты вокруг. Мы всех осуждаем, мы всегда ищем виновного. А кто же на самом деле виноват-то? Я. Почему я? Потому что я ищу виноватого, я верю в него.
Не судите – да не судимы будете! Помните?
Итак, что же мы ответим про то, кто виноват в скандале на курорте? Никто. Только такой ответ делает вас не виновным. Любой другой делает вас виновным. Любой. Только тогда, когда вы научитесь не осуждать никого – тогда вы будете счастливы.
США ищет преступника – вора, рецидивиста по прозвищу Кокосовая Ворона. Прокуратура считает, что он виновен в совершении ограбления банка на Уолл-стрит. Но, кто же в действительности виноват? А виноват тот, кто ищет виноватого. Кто ищет вора? Государство. Соединенные Штаты Америки виноваты в том, что вор ограбил банк. Как? Да очень просто! Вы думаете, нет логической цепочки, ведущей к выводу о виновности США?.. Однако, стойте… Вам не кажется, что мы попались? Ведь как правильно ответить на вопрос «кто же в действительности виноват»?.. Никто. Записав государство в виновные, мы стали сами виновными.
И раз мы виновны – нас накажут. Будьте уверены.
Начальник виноват? Супруг виноват? Государство виновато? Сосед виноват? Если пользоваться логикой, то мы весь мир можем записать в виноватые. И когда весь мир плох, то мы плохи. В тот момент, когда мы находим доказательства плоховости кого-то, мы становимся сами такими. Мы начинаем разделять эту карму.
А на самом деле кто виноват? Никто. Я подчеркиваю, что никто не виноват. Не надо и себя виноватить. Просто ворона села на пальму в тот самый момент, когда кокос созрел и начал падать. Эти события не связаны.
В мире вообще не существует никакой причинной связи. Все причинные связи создает только наш ум. И вот, когда мы начинаем верить в причинные связи, они становятся таковыми. Я утверждаю, что причины зависят от того, кто верит в причину.
Если я сейчас встану, подойду к выключателю, выключу и включу свет. То скажите, кто будет виноват в том, что свет зажжется? Я? А тот, кто вкручивал лампочку, никак не причастен? А тот, кто построил это здание? А мать архитектора? А моя мама? Почему мы выбираем первую попавшую цепочку рассуждений и не идем дальше? Ведь это не научно! Давайте пойдем дальше, до самого конца. И что мы там найдем? Весь мир участвует во включении света. Вы не верите? Вам кажется, что здесь что-то не так, но вы еще не знаете, что. Скоро вы выведите меня на чистую воду, да?
Давайте. Как проверить, что не только я включил свет, знаете? Обратной ситуацией. Представьте, что я подхожу, включаю свет, а он НЕ включается. Кто виноват? Смотрите, я делаю то же самое действие, но вы уже не считаете меня ответственным за то, что свет НЕ включился. Причем здесь я? Для вас уже совершенно не важно, что именно я подошел к выключателю и нажал на него. Свет не включился! О чем вы сразу подумаете? Лампочка перегорела – раз. Техник не поменял ее – два. Может, вообще электричества в доме нет – три. В первый раз, если вы видели, как я клацнул выключатель, вы можете спросить меня: «Эй! Зачем ты включил свет?» Но в этом случае, даже если вы видели, что я клацнул выключателем, вы не скажете мне: «Эй! А зачем ты свет НЕ включил?» Почему на одно и то же действие вы находите разные логические цепочки и выстраиваете разные причинно-следственные связи? Вы видите? Следствие меняет причину. Как такое возможно? Очень просто. Причина находится у вас в голове!
Итак, виновным можете быть либо вы, либо никто. Третьего не дано. Два пути. Когда кто-то виноват – это означает, что я виноват, и это путь куда? Туда (показываю вниз). Когда никто не виноват – это значит, что я не виноват, и это путь ведет куда? Туда (показываю вверх).
Я включил свет, но что произошло? Чудо. Просто чудо. Свет зажегся! Это чудо. Причины нет!
Но, если мы не привыкли к тому, что нет причины, то мы будем искать причину, и мы ее найдем. Причина есть потому, что мы в нее верим. А если мы подвергнем сомнению свою убежденность, и будем идти до конца, то мы увидим, что весь мир, вся вселенная участвовала в зажигании света. Я виноват, вы виноваты, и… сам зажженный свет тоже виноват. Свет зажег самого себя – и это чудо.
Кто же совершает все эти чудеса? Кто слушает? Кто видит? Кто виноватит? Кто? Кто?
Одно только бесконечное сознание.
Все, что вы видите, слышите, чувствуете – это все не объективно. Это все зависит от вас. Вы в этом всем виновны. Для того, чтобы перестать быть виновным, нужно перестать считать мир чем-то логичным. Нужно перестать считать кого-то другого ответственным за любое событие. Тогда чудо откроется.
Чудо без причин! Немотивированные акты красоты!
3. Анекдот.
В мотоциклиста на большой скорости врезается ворона. Мотоциклист останавливается, подбирает птицу, обнаруживает, что она жива, но без сознания. Пожалев ворону, мотоциклист забирает ее домой, кладет в клетку, наливает воды и кладет кусочек хлеба. Очнувшись утром, ворона видит перед собой решетку, черствый хлеб, воду и думает:
— Так! Значит, я все-таки убила этого мотоциклиста…
Вот вам причина и следствие…
Так, еще один анекдот и продолжим.
Ворона сидит на суку, идет дождь, холодно. Подлетает к ней воробей, мокрый, замерзший:
— Ты, ворона, такая теплая, сухая – пусти под крылышко погреться!
Ворона:
— Иди… (протягивает крыло в сторону, пауза)… отсюдова!
Да, сегодня все анекдоты будут только про ворон, потому что анекдоты про кокосы я не нашел в интернете…
4. Что же делает нас такими упрямыми в выборе причины и следствия? Что является источником логики? Почему мы не видим сути? Ведь именно мы являемся тем субъектом, чья вера творит весь этот мир. Вы спросите меня:
— Что мешает взять и «забацать» себе 17-ти комнатную квартиру, 700-й Мерседес и 7-ми палубную яхту? Типа я сейчас вот так вот извилину напрягу, поверю во все это, и оно появится, что ли? Но как-то чето не появляется.
Что мешает?
Страх.
Довольно странно, правда? Весь этот мир он не мешает нам создать, а что-то хорошее для себя любимого – мешает. Как-то избирательно этот страх действует.
Тут надо разбираться по порядку. Самое главное: не вы создаете этот мир, а ваша вера. Это принципиальное отличие, потому что чаще всего вашей верой управляете не вы, а ваш страх. Страх – это порождение Эго. (Мы проходили это на прошлом семинаре, поэтому я сильно увлекаться не буду) Помните, мы говорили: Эго порождает страх, потому что его на самом деле нет, и оно боится этой истины. Эго – ваше неистинное я придумало страх, чтобы всегда сидеть на троне. Как только вы попытаетесь его убрать – оно вам сразу «ОПА! А ВОТ ЭТО ВИДЕЛ» – какую-нибудь страшилку покажет. И вы сразу в кусты. Страх – это естественный защитный механизм от истины бытия. А истина какова? Эго не существует.
Итак, у вас есть абсолютный инструмент – вера. Но он в руках у министра, который завладел троном. Чтобы вам не хотелось вернуться на трон и наслаждаться своим царством, министр время от времени подбрасывает идеи о сепаратистах, о заговорах и еще чем-то. Он говорит вам:
— Я посижу, поуправляю тут, раз тебе страшно. Должен же кто-то править, в конце концов. Тебе ж страшно?
А вы отвечаете:
— Очень страшно. Спасибо тебе, Эго. Ты такую тяжелую работу за меня делаешь.
Попробуйте вспомнить позавчерашний день до мельчайших подробностей. Да ладно позавчерашний! Вчерашний хотя бы. Не помните? Почему? Потому что это всё были не вы. Это не вы завтракали сегодня – это робот, ваше Эго. А где вы были всю свою жизнь? Вы помните только те моменты, в которых нельзя было действовать автоматически. Вот это были вы.
Почему так мало людей, способных прожить вместе всю жизнь? Потому что Эго не может любить. Сначала мы влюбляемся, и тот, кто на это способен – это вы настоящий. Сначала вы счастливы! Помните, да? Почему? Потому что наконец-то вы оттеснили этого самозванца – Эго. Но надолго ли? Увы. Потом вы по привычке решаете уступить место ему и в этом вопросе. Вас вынуждает какой-то страх, какие-то новые желания, и вы сдаете позиции. Но Эго – это не вы. Оно не может любить. Оно может целовать, обнимать, но не любить. Всё! Вы отдали возможность любить своему Эго. Эго – это машина. А кто же будет любить машину?
Итак, первое: ваша вера в руках у Эго. Эго не хочет, чтобы вы были счастливы. По-хорошему, ему все равно: будете вы счастливы или нет. Главное, что оно хочет – отдельности от мира, самобытия. И оно создает страх, чтобы вы скукожились, уступив ему трон.
Оно создает все новые и новые желания. Что такое желание? Это порождение страха. У меня чего-то нет, оно должно быть у меня. Женщина, автомобиль, еще что-нибудь. Но вот, вы долго трудились, и купили автомобиль. Ура! Но проходит время, и что-то как-то не то. Смотришь – уже вроде другой автомобиль хочется, а совсем не этот. Почему? Потому что вашему Эго нужен был не автомобиль. А что? Ему нужно, чтобы вы не думали о том, как бы избавиться от страха, от Эго. Желания – это первая производная от страха.
Если вы только и будете делать, что бояться, бояться и бояться, то у вас возникнет непреодолимое желание избавиться от страха. А страх – это Эго. Оно не может допустить такого. Оно не хочет, чтобы вы желали избавиться от него. Поэтому оно хитро использует энергию желаний, направляя ее в другое русло. Вместо того, чтобы желать избавления от Эго, вы начинаете верить в то, что вы желаете кучу разных вещей. Почему? Потому что ваша вера в руках Эго. Оно использует вашу веру так, что вы начинаете верить в необходимость вещей. Но, давайте проверим, нужны ли нам все эти вещи? Нет! Потому что, получая одни, мы начинаем желать новые и новые. Желаниям не будет конца. Вы не договоритесь с министром. Его нужно вернуть на место, и посадить свое истинное я на трон.
А у вашего истинного я нет ни страхов, ни желаний – оно является абсолютным бесконечным сознанием, блаженством. Все автомобили мира принадлежат емуJ!
Теперь еще немного потерпите. Еще немного математической философии. А вы помните, как терпеть философию? Просто начните искать свое я. И сразу переходите к поиску того, кто ищет. А меня слушайте в полсилы.
Итак, первой производной от страха является желание. Когда желание удовлетворяется, то это мы называем наслаждением. Оно происходит от того, что наконец-то наше желание кончилось. Мы долго не могли желание удовлетворить, от чего страдали. И вот, наши страдания кончились. И все время, пока действовало желание, мы страдали от того, что не могли его удовлетворить.
Вторая производная от страха является также первой производной от желания – это страдание.
Страдание – это неудовлетворение желания. А наслаждение – это окончание страдания. Все страдания производны от желания.
Мы страдаем не просто от чего-то, а всегда именно от желания избавиться от чего-то. Боль, сама по себе вовсе не больна – больно желание от нее избавится. Сами знаете, если не думать о ране, она как-то меньше болит. Когда мы желаем автомобиль, мы страдаем от отсутствия автомобиля (страх пустоты автомобиля). Когда мы страдаем от страха – это является страданием от желания избавиться от страха.
Вы видите, если бы не одно маленькое «но», вся психология легко сводилась бы к математике, к дифференциальному исчислению. Всего-то делов: уравнения с производными первого и второго порядка. Но что-то мешает психологам составить уравнение, проинтегрировать его и получить ответ. Это «что-то» очень редко и весьма случайно вмешивается в работу компьютера. Оно время от времени поднимает бунт против Эго и тогда мы:
~ вдруг останавливаемся, чтобы полюбоваться на восход, вместо того, чтобы побежать в след уходящему автобусу;
~ влюбляемся в свою жену и смотрим на нее даже не так, «как тогда», а вообще как-то вот так вот, что ли;
~ бросаем, наконец, это опостылевшую работу;
~ подвергаем сомнению ценность вечерней бутылочки пивка с просмотром этих тупых бесконечных новостей, и просто выходим на балкон, посмотреть на улицу. Ведь там чудо! Какие-то необыкновенные дети катаются на велосипеде! Какие-то необыкновенные, совсем новые бабушки сидят на лавочке, и как-то по-особому ругают правительство и повышение цен!
~ муравей на дороге! Линии на руке! Трещинка на потолке! Соседская кошка мяукнула! Просто быть!
И вот это, – нелогичное наслаждение, блаженство бытия, немотивированное, ни отчего не зависящее, необусловленное, незапланированное, – это и есть вы настоящий. Это всё!
Вы не желали этого, но оно вдруг само! Вы – это само, вне страха, желаний, наслаждений и страданий…
Ладно! Еще один анекдот.
Один фермер (с удивленными глазами) – другому:
– Представляешь, на той неделе новое пугало поставил на поле – а оно такое страшное!
– А че в нем страшного-то?
– Да сам не знаю, но вороны весь прошлогодний урожай вернули.
5. Ну вот, теперь мы поняли, «кто есть ху», как говорил Горбачев. И решили взять быка за рога. Мы говорим своему Эго: «а ну, подвинься». Берем в руки свою веру, и направляем ее на что-нибудь хорошее. И… ничего не получается. Почему?
Инерция.
Представьте ситуацию. Вы сидите на земле и бросаете камни вверх. Бросаете их, бросаете. Потом говорите:
— А! Что-то надоело камни бросать. Буду цветы сажать.
Принимаетесь сажать цветы. А тут камни сверху сыпаться начинают. Вы меня спрашиваете:
— Так я ж вроде бы уже цветы сажаю. Почему камни на меня падают?
По инерции. Потому что ваша вера абсолютна. Она неподвластна времени. Если вы когда-то во что-то верили, то это проявится, это будет довлеть над вами. Это то, что называется кармой. Сначала вы верили в одно, теперь начинаете верить в другое. Но то, во что вы верили раньше так же присутствует и сейчас. Потому что и тогда и сейчас вы использовали всесовершеннейший инструмент. Только, возможно, вы не помните, потому что его на самом деле использовали не вы, а какой-то робот внутри вас.
Да, теперь нужно преодолеть инерцию. А это довольно сложно, потому что вся эта инерция создана вашей абсолютной верой.
Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вы – абсолют. Ну, или абсолютикJ. Теперь желайте чего хотите. Допустим, вы захотели (хи-хи-хи) Мерседес. Ну, насладились вы им. Теперь хотите Феррари. И что произойдет? Если вам кажется, что вы, как абсолют должны будете сразу получить Феррари, то фигушки! Ведь тот Мерседес тоже абсолют хотел. Куда его девать? Чем одно желание лучше другого? И то и другое было истинным желанием абсолюта. Теперь придется все это как-то умещать в одной логике. Или вам придется сначала пожелать небытия Мерседеса. Поэтому, вы придумаете время, и скажите ему:
— Вот то прошлое – это уже не интересно для меня. Сотри его, пожалуйста.
Время под козырек. Пошло и стерло Мерседес. Но счастье ваше не долго длилось. Не успели вы оглянуться, как оно и Феррари стёрло. Вы ему говорите:
— Ты чё делаешь!
А время вам в ответ:
— Так ведь ты ж сам сказал: прошлое стирать. Ты ж Феррари 5 минут назад захотел, а сейчас не поддерживаешь его своим желанием. Давай, поддерживай.
И вы поддерживаете созданный заново Феррари. Поддерживаете, поддерживаете. Потом он вам надоедает. Вы его забываете, и начинаете думать о самолете. Но что-то странное происходит. Вы смотрите, а время уже не может так же быстро стереть Феррари, как оно стерло Мерседес. Это мешает вам думать о самолете. Вы спрашиваете его:
— Почему медлишь? Почему не стираешь эту развалюху? Она мне не нужна больше!
А время вам отвечает:
— Ты так долго придавал ей значение, так долго поддерживал ее, что мне не под силу разрушить ее с первого захода. Ты наделил ее способностью противостоять мне. Она теперь по инерции будет существовать некоторое время, до тех пор, пока ты ее окончательно не забудешь.
Теперь все так и происходит: вы во что-то верите, тем самым создаете это что-то. Оно сначала существует на тонком плане, потом материализуется, становится реальностью. Вы придаете этой реальности значение, поддерживаете ее, наполняете энергией, самобытием. Потом отворачиваетесь от нее, и время начинает ее разрушать. Но пока оно не разрушило реальность, созданную вами раньше, вы не можете создать новую реальность. Ваша собственная инерция веры противодействует вашей новой вере… Теперь нужно время.
6. Сейчас я вам буду рассказывать полную диалектику страха. Поэтому, вспоминаем про бдительность, внимательность и осознанность. Входим в поиск себя, и вообще теперь стараемся не слушать то, что я скажу. Полностью посвятите себя поискам себя. Можете, если хотите, закрыть глаза. Не бойтесь, это не гипноз. Я не владею этой техникой. Начали. Ищем себя.
1. Есть только бытие-сознание-блаженство, наше истинное я, Атман. Он есть сам Брахман, абсолют. Он – это всё. Его вера всемогуща. Что он не пожелает, все случается.
2. Но, что ему желать, если всё, чего он желает, тут же исполняется? Когда он желает всё – рождается вселенная. Что он может пожелать такого, что невозможно исполнить? Ведь он – абсолют! Ничего нет такого, что он не может создать! Что такое ничего? Ничего – это пустота. Как можно создать пустоту? Ведь ее нет! У Атмана нет желаний, но именно поэтому он создает пустоту.
3. Ее нет, но она возникает из-за желания или, точнее, не-желания Атмана.
4. Если Атман – это всё, то он является и порожденной пустотой. И он видит, что его может не быть, так как он может быть пустотой. Это заблуждение вызвано неверным использованием своей веры. Атман поверил в пустоту себя. Он совершенно случайно использовал свою веру против себя. «Меня нет». Но это невозможно! Ведь он – причина всего и вся. Он причина своей веры и причина своих мыслей. Он не может исчезнуть, так как даже пустота – это то, что он придумал сам. Атман не может исчезнуть, но и слова его «Меня нет» не могут не исполниться т.к. эти слова, как и любые другие – абсолютная истина. И что происходит? Атман одновременно исчезает и не исчезает. Не исчезающий Атман смотрит на исчезающего самого себя и что делает? Боится исчезнуть! Ведь это он исчезает!
5. Возникло Эго – страх небытия, страх пустоты. Вы видите, что этого Эго на самом деле нет? Оно только страх.
6. Далее, Атман хочет избавиться от этого страха. Он отрицает его. Так появляется желание. Все наши желания – это желание избавления от страха, или еще глубже, желание наполнить пустоту, желание быть. Но ведь Атман и так есть. Он не может не быть – это выпадение из блаженства есть какая-то случайная оплошность. Неверное использование веры.
7. Далее, Атман понимает, что отрицая страх, он наполняет его бытием. Когда мы что-то не любим, то это значит, что оно реально существует. Поэтому он теперь отрицает само отрицание страха. Но отрицание отрицания – это утверждение. Теперь страх обретает качество – это теперь страдание. И оно уже реально, т.к. всеми этими своими отрицаниями мы очень и очень сильно наполнили страх. Эго укрепилось. Желания возросли, и страдания стали реальными.
8. Страдание увеличивается, они накапливаются в процессе деятельности по устранению страданий. Атман продолжает отрицать. Он отрицает количество, множественность страдания, и мы получаем короткое наслаждение. Желание удовлетворено, но какой ценой? Путем накопления страдания. Наслаждение – это мера страдания.
9. Если теперь мы будем накапливать такие наслаждения, – наслаждения от удовлетворения желаний, – то мы также будем накапливать страдания, и наше Эго и страх будет только укрепляться.
Таким образом, Атман вращается в этой сансаре, считая, что существуют некие особые действия по избавлению от страхов и страданий. Он желает то одного, то другого. Но все это не приносит облегчения. Потому что каждый раз, желая отсутствия страданий, он придает им значение, верит в них. Он в них верит, потому что они реальны. А реальны они потому, что он верил в них раньше.
И что же надо сделать, чтобы остановить все это? Знаете?
Ничего!
Медитация! Муравей на дороге! Линии на руке! Трещинка на потолке! Соседская кошка мяукнула! Кто я? Кто Я? Я – Атман, бесконечное бытие-сознание-блаженство, и я безграничен как пространство.
Лекция из семинара «Ворона и кокос»
— Смотри, ворона сбила кокос.
— Да, здорово. Но только он упал раньше, еще до того, как села ворона. Я видела тот момент, когда он оторвался от ветки.
— Нет же! Я смотрел на пальму. Ничего не шевелилось. Это ворона стряхнула его.
— Дорогой, ты не прав.
— Это ты не права. Вероятнее всего, что его сбила ворона. Чтобы два события одновременно происходили – это менее вероятно.
— Ага, по-твоему, тогда получается, что все кокосы вокруг этой пальмы посбивали вороны, что ли?
— Да что ты понимаешь? У меня высшее образование. Я теорию вероятностей на высшей математике изучал.
— Что ты там изучал, математик? Сдачу посчитать в магазине не можешь.
— Зато ты прекрасно считаешь мои деньги.
— Да что ты меня попрекаешь? Вообще!..
Какой там закат! Какая там пальма! Уже и ворона улетела, и кокос в море уплыл, и солнце село. И зачем мне эта путевка досталась? Ничего не хочется.
Ворона и кокос, однако… А вы как думаете, что является истиной? Ворона сбила кокос, или он созрел и упал в тот самый момент, когда она села на ветку? Зависимые это события или не зависимые?
Правильный ответ такой: в Крыму кокосовые пальмы не растут.
1. Есть в зале те, кто сразу заметил нестыковку? Я говорил про Крым, а потом вдруг кокосовая пальма. И вот, что интересно: одни изначально были не внимательны или сонливы. Некоторые заметили эту нестыковку, и сразу захотели рассказать об этом другим, и, тем самым перестали быть внимательными. А есть те, которые, заметив нестыковку, продолжали быть внимательными, и в них не возникло желание как-то самоутвердиться. Первые сегодня склонны к тамасу: вялость, тяжесть, отсутствие внимания. Вторые склонны к раджасу: движение, энергичность. Третьи склонны к саттве: яркость, осознанность, чистота. Еще раз. Те, кто были невнимательны сейчас, вы близки к гунне тамас. Ну, не всегда, конечно, а именно сейчас. Вторые в раджасе, потому что вам ваша внимательность подняла настроение, и вы захотели поделиться своей находчивостью. Попросту говоря, похвастаться. Третьи, конечно, молодцы…
Интересно, что мы теперь все думаем по этому поводу? Сразу все захотели в третью группу, правда? А если и не захотели, то по крайней мере поменяли настрой. Кто-то подумал:
— О! Это такая игра. Надо быть внимательней.
А кто-то подумал:
— Ну вот, уже в тугодумы записали. Тю, какой-то!
Все обратили внимание на свое внутреннее состояние, включили внимательность… и тут же забыли про тех двоих, которые остались на берегу моря. Ну, не то, чтобы забыли, а просто не обращаем на них внимание, да? Там парочка конфликтует, ворона садится на пальму и падает кокос… Ну вот, мы снова на курорте.
Кто-нибудь думает:
— Интересно, что он такое затеял? Странный какой-то. О чем это он? Что происходит вообще?
…И снова большинство переключилось… Попробуйте вообще не обращать внимания на то, что я сейчас буду говорить. (Пауза 5сек)
Чувствуете, как что-то нарастает? Какая-то энергичность. Ваше сознание как будто всматривается в пространство. Сейчас что-то произойдет. Вот, прямо сейчас… Оно уже происходит… Что это?.. Что это?..
Это осознанность. Осознанность – это самая большая драгоценность. Если кто-нибудь из вас любит накапливать богатства, то я советую ему накапливать осознанность. Это бриллиант среди алмазов. На протяжении всего семинара я буду постоянно возвращаться к вопросу об осознанности. Будьте внимательны! Возвращайте свое внимание во внутрь себя, к своему я. Постарайтесь одновременно следить за моим рассказом и за тем, как вы следите. Кто слушает? Кто видит? Кто анализирует?
На эти вопросы не нужно отвечать – просто смотрите на себя, смотрите на того, кто смотрит на себя. Если вы будете слушать лекцию и одновременно смотреть во внутрь, не теряя нити повествования, ваше сознание распахнется, вы ощутите всенаполненное пространство. Когда вы ощутите восторг, очень важно не пойти за ним, а продолжать осознавать. Если вы пойдете за блаженством, вы потеряете внимание, а следовательно осознанность, а следовательно и восторг.
Итак, начинаем искать себя… И как только мы начинаем искать себя сразу переключаемся на поиск того, кто пытается искать себя. Ваше внимание моментально переключается сначала на поиск того субъекта, кто ищет себя, потом на поиск того субъекта, который ищет субъекта, который ищет себя. Если вы продолжите эту рекурсию, то осознанность будет нарастать, потому что осознанность – это накопление внимательности.
Диалектически, это выражается так (сейчас будет очень сложная философия, поэтому можете не стараться ее понять – просто ищите того, кто ищет, и слушайте меня). Итак, сначала есть только некая случайная характеристика бытия – это бдительность. Бдительность иногда вспоминает, что вы не внимательны. Но просто вспоминание про внимательность уже и есть внимательность. Фактически, бдительность снимает саму себя, сразу при появлении и переходит в качество внимательности. Внимательность – это качественная характеристика. Если теперь мы будем накапливать это качество, то мы получим много внимательности. Т.е. каждый раз, проявляя бдительность, мы обнаруживаем внимательность, которая накапливается. Вот само количество внимательности – это и есть осознанность. Очень важно, чтобы этого количества было все больше и больше. Почему? Потому что в осознанности есть что-то такое, что обретя критическую массу, обнаружит новое качество. Любое количество можно накапливать до определенной меры. Когда мера осознанности будет достигнута, произойдет прорыв за границы простой осознанности. Это самадхи. Это наше истинное я. Это просто – истина!
Еще раз: бдительность – это сразу внимательность. Накопление внимательности – это осознанность. Осознанность приведет к истине. Когда? Не скоро. Потому что мера у осознанности довольно таки приличная.
2. Раз уж мы так долго и сложно философствовали, то и анекдот у нас будет философским.
На защите диссертации:
— На примере одной белой вороны я могу доказать, что черных ворон вообще не бывает на свете!
Так, это сложно. Тогда попроще:
— Папа, а меня принес аист?
— Нет, тебя ворона накаркала.
Это было про ворону. Теперь про кокос.
Лежат Маугли с Багирой под пальмой, отдыхают.
Маугли говорит:”Слушай, Багира, а медведь Балу достанет вон тот кокос?”
Багира отвечает:”Да, Маугли, достанет”.
Маугли:”А удав Каа достанет тот кокос?”
Багира отвечает:”Да, Маугли, достанет”.
“А тигр Шерхан достанет тот кокос?”
“Да, Маугли, достанет”.
“А ты Багира достанешь тот кокос?”
“Да, Маугли, достану”.
“А я достану тот кокос?”
Багира отвечает:”Ты, Маугли, кого хочешь, достанешь”.
2. Но, давайте вернемся на курорт, где мы говорили про ворону и кокос. В чем главный смысл этой современной «притчи»J? В том, что мы склонны связывать события в логические причинно-следственные цепи. Мы скорее посчитаем, что ворона сбила кокос, садясь на ветку, чем подумаем, что он упал сам, созрев именно в этот момент.
Нашу способность к отысканию логических связей, Эго использует для своей защиты. Для нас очень важным является наличие причины. Например, если происходит семейная ссора, то часто обязательным становится выяснение того факта, а кто же первым начал. Кто начал первым ссору на нашем курорте? Кто виноват? Мы можем найти цепочку, по которой станет ясно, что виноват он, а можем найти такую, где ясно, что она виновата. Если мы проголосуем, то статистика будет такова: одни скажут, что он виноват, другие, что она. Найдутся такие, которые скажут, что виновата ворона – ведь это она села на ветку. Если бы она не села, то пусть бы себе кокос сам упал, или не падал – этот разговор не начался бы. Но можно даже сказать, что кокос виноват или пальма – чего они вообще здесь выросли? Не дают людям нормально отдохнутьJ! А, может быть, в этот момент небольшое землетрясение стряхнуло кокос? Или вот еще – почему ворона вообще села на эту пальму? Она устала. Почему она устала? Аннушка виновата. Какая Аннушка? Хорошая девушка Аня кормила гусей кукурузой. Она несла ведро с кукурузой и рассыпала 29 зерен. Наша ворона склевала их все без остатка. Если бы зерен было не 29, а 28, то ворона пролетела бы мимо. Если бы их было 30, то ворона села бы на другую пальму, раньше… 29-ое зловещее зерно кукурузы стало причиной семейной ссоры, которая в свою очередь может стать причиной развода. Слушайте, а может, Бог виноват в этом? Ну, а что? Можно и такую цепочку найти.
Кто же, ну кто? Смотрите, если пользоваться логикой, то мы можем записать весь мир в виноватые. Даже зерно с Аннушкой и гусями за 10км от места событий… А-а! Вот! Всему виной звезды. Когда я родился, они, понимаешь, как-то так встали, мне весь гороскоп испортили. Обидно, слушай!
Можно, конечно, ответить, что никто не виноват. Но толку с того – это ж не логично. Ну, ну не логично же. Следствие есть, а причины нет. Разве такое бывает? Вся наша цивилизация стоит на том, что причина есть.
Знаете, как легко найти виноватого? Очень просто. Тот, кто ищет виноватого – он и виновен. Почему так? Наша вера творит чудеса. Мы верим в наличие причины, поэтому она находится нами. Потому что мы верим в существование причины. Тот, кто верит в существование виноватого, своей верой наделяет вселенную наличием такого виноватого. Остается просто выбрать какую-нибудь логическую цепочку. Она выбирается субъектом случайно либо по привычке.
Вот так и живем. У нас все виноваты вокруг. Мы всех осуждаем, мы всегда ищем виновного. А кто же на самом деле виноват-то? Я. Почему я? Потому что я ищу виноватого, я верю в него.
Не судите – да не судимы будете! Помните?
Итак, что же мы ответим про то, кто виноват в скандале на курорте? Никто. Только такой ответ делает вас не виновным. Любой другой делает вас виновным. Любой. Только тогда, когда вы научитесь не осуждать никого – тогда вы будете счастливы.
США ищет преступника – вора, рецидивиста по прозвищу Кокосовая Ворона. Прокуратура считает, что он виновен в совершении ограбления банка на Уолл-стрит. Но, кто же в действительности виноват? А виноват тот, кто ищет виноватого. Кто ищет вора? Государство. Соединенные Штаты Америки виноваты в том, что вор ограбил банк. Как? Да очень просто! Вы думаете, нет логической цепочки, ведущей к выводу о виновности США?.. Однако, стойте… Вам не кажется, что мы попались? Ведь как правильно ответить на вопрос «кто же в действительности виноват»?.. Никто. Записав государство в виновные, мы стали сами виновными.
И раз мы виновны – нас накажут. Будьте уверены.
Начальник виноват? Супруг виноват? Государство виновато? Сосед виноват? Если пользоваться логикой, то мы весь мир можем записать в виноватые. И когда весь мир плох, то мы плохи. В тот момент, когда мы находим доказательства плоховости кого-то, мы становимся сами такими. Мы начинаем разделять эту карму.
А на самом деле кто виноват? Никто. Я подчеркиваю, что никто не виноват. Не надо и себя виноватить. Просто ворона села на пальму в тот самый момент, когда кокос созрел и начал падать. Эти события не связаны.
В мире вообще не существует никакой причинной связи. Все причинные связи создает только наш ум. И вот, когда мы начинаем верить в причинные связи, они становятся таковыми. Я утверждаю, что причины зависят от того, кто верит в причину.
Если я сейчас встану, подойду к выключателю, выключу и включу свет. То скажите, кто будет виноват в том, что свет зажжется? Я? А тот, кто вкручивал лампочку, никак не причастен? А тот, кто построил это здание? А мать архитектора? А моя мама? Почему мы выбираем первую попавшую цепочку рассуждений и не идем дальше? Ведь это не научно! Давайте пойдем дальше, до самого конца. И что мы там найдем? Весь мир участвует во включении света. Вы не верите? Вам кажется, что здесь что-то не так, но вы еще не знаете, что. Скоро вы выведите меня на чистую воду, да?
Давайте. Как проверить, что не только я включил свет, знаете? Обратной ситуацией. Представьте, что я подхожу, включаю свет, а он НЕ включается. Кто виноват? Смотрите, я делаю то же самое действие, но вы уже не считаете меня ответственным за то, что свет НЕ включился. Причем здесь я? Для вас уже совершенно не важно, что именно я подошел к выключателю и нажал на него. Свет не включился! О чем вы сразу подумаете? Лампочка перегорела – раз. Техник не поменял ее – два. Может, вообще электричества в доме нет – три. В первый раз, если вы видели, как я клацнул выключатель, вы можете спросить меня: «Эй! Зачем ты включил свет?» Но в этом случае, даже если вы видели, что я клацнул выключателем, вы не скажете мне: «Эй! А зачем ты свет НЕ включил?» Почему на одно и то же действие вы находите разные логические цепочки и выстраиваете разные причинно-следственные связи? Вы видите? Следствие меняет причину. Как такое возможно? Очень просто. Причина находится у вас в голове!
Итак, виновным можете быть либо вы, либо никто. Третьего не дано. Два пути. Когда кто-то виноват – это означает, что я виноват, и это путь куда? Туда (показываю вниз). Когда никто не виноват – это значит, что я не виноват, и это путь ведет куда? Туда (показываю вверх).
Я включил свет, но что произошло? Чудо. Просто чудо. Свет зажегся! Это чудо. Причины нет!
Но, если мы не привыкли к тому, что нет причины, то мы будем искать причину, и мы ее найдем. Причина есть потому, что мы в нее верим. А если мы подвергнем сомнению свою убежденность, и будем идти до конца, то мы увидим, что весь мир, вся вселенная участвовала в зажигании света. Я виноват, вы виноваты, и… сам зажженный свет тоже виноват. Свет зажег самого себя – и это чудо.
Кто же совершает все эти чудеса? Кто слушает? Кто видит? Кто виноватит? Кто? Кто?
Одно только бесконечное сознание.
Все, что вы видите, слышите, чувствуете – это все не объективно. Это все зависит от вас. Вы в этом всем виновны. Для того, чтобы перестать быть виновным, нужно перестать считать мир чем-то логичным. Нужно перестать считать кого-то другого ответственным за любое событие. Тогда чудо откроется.
Чудо без причин! Немотивированные акты красоты!
3. Анекдот.
В мотоциклиста на большой скорости врезается ворона. Мотоциклист останавливается, подбирает птицу, обнаруживает, что она жива, но без сознания. Пожалев ворону, мотоциклист забирает ее домой, кладет в клетку, наливает воды и кладет кусочек хлеба. Очнувшись утром, ворона видит перед собой решетку, черствый хлеб, воду и думает:
— Так! Значит, я все-таки убила этого мотоциклиста…
Вот вам причина и следствие…
Так, еще один анекдот и продолжим.
Ворона сидит на суку, идет дождь, холодно. Подлетает к ней воробей, мокрый, замерзший:
— Ты, ворона, такая теплая, сухая – пусти под крылышко погреться!
Ворона:
— Иди… (протягивает крыло в сторону, пауза)… отсюдова!
Да, сегодня все анекдоты будут только про ворон, потому что анекдоты про кокосы я не нашел в интернете…
4. Что же делает нас такими упрямыми в выборе причины и следствия? Что является источником логики? Почему мы не видим сути? Ведь именно мы являемся тем субъектом, чья вера творит весь этот мир. Вы спросите меня:
— Что мешает взять и «забацать» себе 17-ти комнатную квартиру, 700-й Мерседес и 7-ми палубную яхту? Типа я сейчас вот так вот извилину напрягу, поверю во все это, и оно появится, что ли? Но как-то чето не появляется.
Что мешает?
Страх.
Довольно странно, правда? Весь этот мир он не мешает нам создать, а что-то хорошее для себя любимого – мешает. Как-то избирательно этот страх действует.
Тут надо разбираться по порядку. Самое главное: не вы создаете этот мир, а ваша вера. Это принципиальное отличие, потому что чаще всего вашей верой управляете не вы, а ваш страх. Страх – это порождение Эго. (Мы проходили это на прошлом семинаре, поэтому я сильно увлекаться не буду) Помните, мы говорили: Эго порождает страх, потому что его на самом деле нет, и оно боится этой истины. Эго – ваше неистинное я придумало страх, чтобы всегда сидеть на троне. Как только вы попытаетесь его убрать – оно вам сразу «ОПА! А ВОТ ЭТО ВИДЕЛ» – какую-нибудь страшилку покажет. И вы сразу в кусты. Страх – это естественный защитный механизм от истины бытия. А истина какова? Эго не существует.
Итак, у вас есть абсолютный инструмент – вера. Но он в руках у министра, который завладел троном. Чтобы вам не хотелось вернуться на трон и наслаждаться своим царством, министр время от времени подбрасывает идеи о сепаратистах, о заговорах и еще чем-то. Он говорит вам:
— Я посижу, поуправляю тут, раз тебе страшно. Должен же кто-то править, в конце концов. Тебе ж страшно?
А вы отвечаете:
— Очень страшно. Спасибо тебе, Эго. Ты такую тяжелую работу за меня делаешь.
Попробуйте вспомнить позавчерашний день до мельчайших подробностей. Да ладно позавчерашний! Вчерашний хотя бы. Не помните? Почему? Потому что это всё были не вы. Это не вы завтракали сегодня – это робот, ваше Эго. А где вы были всю свою жизнь? Вы помните только те моменты, в которых нельзя было действовать автоматически. Вот это были вы.
Почему так мало людей, способных прожить вместе всю жизнь? Потому что Эго не может любить. Сначала мы влюбляемся, и тот, кто на это способен – это вы настоящий. Сначала вы счастливы! Помните, да? Почему? Потому что наконец-то вы оттеснили этого самозванца – Эго. Но надолго ли? Увы. Потом вы по привычке решаете уступить место ему и в этом вопросе. Вас вынуждает какой-то страх, какие-то новые желания, и вы сдаете позиции. Но Эго – это не вы. Оно не может любить. Оно может целовать, обнимать, но не любить. Всё! Вы отдали возможность любить своему Эго. Эго – это машина. А кто же будет любить машину?
Итак, первое: ваша вера в руках у Эго. Эго не хочет, чтобы вы были счастливы. По-хорошему, ему все равно: будете вы счастливы или нет. Главное, что оно хочет – отдельности от мира, самобытия. И оно создает страх, чтобы вы скукожились, уступив ему трон.
Оно создает все новые и новые желания. Что такое желание? Это порождение страха. У меня чего-то нет, оно должно быть у меня. Женщина, автомобиль, еще что-нибудь. Но вот, вы долго трудились, и купили автомобиль. Ура! Но проходит время, и что-то как-то не то. Смотришь – уже вроде другой автомобиль хочется, а совсем не этот. Почему? Потому что вашему Эго нужен был не автомобиль. А что? Ему нужно, чтобы вы не думали о том, как бы избавиться от страха, от Эго. Желания – это первая производная от страха.
Если вы только и будете делать, что бояться, бояться и бояться, то у вас возникнет непреодолимое желание избавиться от страха. А страх – это Эго. Оно не может допустить такого. Оно не хочет, чтобы вы желали избавиться от него. Поэтому оно хитро использует энергию желаний, направляя ее в другое русло. Вместо того, чтобы желать избавления от Эго, вы начинаете верить в то, что вы желаете кучу разных вещей. Почему? Потому что ваша вера в руках Эго. Оно использует вашу веру так, что вы начинаете верить в необходимость вещей. Но, давайте проверим, нужны ли нам все эти вещи? Нет! Потому что, получая одни, мы начинаем желать новые и новые. Желаниям не будет конца. Вы не договоритесь с министром. Его нужно вернуть на место, и посадить свое истинное я на трон.
А у вашего истинного я нет ни страхов, ни желаний – оно является абсолютным бесконечным сознанием, блаженством. Все автомобили мира принадлежат емуJ!
Теперь еще немного потерпите. Еще немного математической философии. А вы помните, как терпеть философию? Просто начните искать свое я. И сразу переходите к поиску того, кто ищет. А меня слушайте в полсилы.
Итак, первой производной от страха является желание. Когда желание удовлетворяется, то это мы называем наслаждением. Оно происходит от того, что наконец-то наше желание кончилось. Мы долго не могли желание удовлетворить, от чего страдали. И вот, наши страдания кончились. И все время, пока действовало желание, мы страдали от того, что не могли его удовлетворить.
Вторая производная от страха является также первой производной от желания – это страдание.
Страдание – это неудовлетворение желания. А наслаждение – это окончание страдания. Все страдания производны от желания.
Мы страдаем не просто от чего-то, а всегда именно от желания избавиться от чего-то. Боль, сама по себе вовсе не больна – больно желание от нее избавится. Сами знаете, если не думать о ране, она как-то меньше болит. Когда мы желаем автомобиль, мы страдаем от отсутствия автомобиля (страх пустоты автомобиля). Когда мы страдаем от страха – это является страданием от желания избавиться от страха.
Вы видите, если бы не одно маленькое «но», вся психология легко сводилась бы к математике, к дифференциальному исчислению. Всего-то делов: уравнения с производными первого и второго порядка. Но что-то мешает психологам составить уравнение, проинтегрировать его и получить ответ. Это «что-то» очень редко и весьма случайно вмешивается в работу компьютера. Оно время от времени поднимает бунт против Эго и тогда мы:
~ вдруг останавливаемся, чтобы полюбоваться на восход, вместо того, чтобы побежать в след уходящему автобусу;
~ влюбляемся в свою жену и смотрим на нее даже не так, «как тогда», а вообще как-то вот так вот, что ли;
~ бросаем, наконец, это опостылевшую работу;
~ подвергаем сомнению ценность вечерней бутылочки пивка с просмотром этих тупых бесконечных новостей, и просто выходим на балкон, посмотреть на улицу. Ведь там чудо! Какие-то необыкновенные дети катаются на велосипеде! Какие-то необыкновенные, совсем новые бабушки сидят на лавочке, и как-то по-особому ругают правительство и повышение цен!
~ муравей на дороге! Линии на руке! Трещинка на потолке! Соседская кошка мяукнула! Просто быть!
И вот это, – нелогичное наслаждение, блаженство бытия, немотивированное, ни отчего не зависящее, необусловленное, незапланированное, – это и есть вы настоящий. Это всё!
Вы не желали этого, но оно вдруг само! Вы – это само, вне страха, желаний, наслаждений и страданий…
Ладно! Еще один анекдот.
Один фермер (с удивленными глазами) – другому:
– Представляешь, на той неделе новое пугало поставил на поле – а оно такое страшное!
– А че в нем страшного-то?
– Да сам не знаю, но вороны весь прошлогодний урожай вернули.
5. Ну вот, теперь мы поняли, «кто есть ху», как говорил Горбачев. И решили взять быка за рога. Мы говорим своему Эго: «а ну, подвинься». Берем в руки свою веру, и направляем ее на что-нибудь хорошее. И… ничего не получается. Почему?
Инерция.
Представьте ситуацию. Вы сидите на земле и бросаете камни вверх. Бросаете их, бросаете. Потом говорите:
— А! Что-то надоело камни бросать. Буду цветы сажать.
Принимаетесь сажать цветы. А тут камни сверху сыпаться начинают. Вы меня спрашиваете:
— Так я ж вроде бы уже цветы сажаю. Почему камни на меня падают?
По инерции. Потому что ваша вера абсолютна. Она неподвластна времени. Если вы когда-то во что-то верили, то это проявится, это будет довлеть над вами. Это то, что называется кармой. Сначала вы верили в одно, теперь начинаете верить в другое. Но то, во что вы верили раньше так же присутствует и сейчас. Потому что и тогда и сейчас вы использовали всесовершеннейший инструмент. Только, возможно, вы не помните, потому что его на самом деле использовали не вы, а какой-то робот внутри вас.
Да, теперь нужно преодолеть инерцию. А это довольно сложно, потому что вся эта инерция создана вашей абсолютной верой.
Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вы – абсолют. Ну, или абсолютикJ. Теперь желайте чего хотите. Допустим, вы захотели (хи-хи-хи) Мерседес. Ну, насладились вы им. Теперь хотите Феррари. И что произойдет? Если вам кажется, что вы, как абсолют должны будете сразу получить Феррари, то фигушки! Ведь тот Мерседес тоже абсолют хотел. Куда его девать? Чем одно желание лучше другого? И то и другое было истинным желанием абсолюта. Теперь придется все это как-то умещать в одной логике. Или вам придется сначала пожелать небытия Мерседеса. Поэтому, вы придумаете время, и скажите ему:
— Вот то прошлое – это уже не интересно для меня. Сотри его, пожалуйста.
Время под козырек. Пошло и стерло Мерседес. Но счастье ваше не долго длилось. Не успели вы оглянуться, как оно и Феррари стёрло. Вы ему говорите:
— Ты чё делаешь!
А время вам в ответ:
— Так ведь ты ж сам сказал: прошлое стирать. Ты ж Феррари 5 минут назад захотел, а сейчас не поддерживаешь его своим желанием. Давай, поддерживай.
И вы поддерживаете созданный заново Феррари. Поддерживаете, поддерживаете. Потом он вам надоедает. Вы его забываете, и начинаете думать о самолете. Но что-то странное происходит. Вы смотрите, а время уже не может так же быстро стереть Феррари, как оно стерло Мерседес. Это мешает вам думать о самолете. Вы спрашиваете его:
— Почему медлишь? Почему не стираешь эту развалюху? Она мне не нужна больше!
А время вам отвечает:
— Ты так долго придавал ей значение, так долго поддерживал ее, что мне не под силу разрушить ее с первого захода. Ты наделил ее способностью противостоять мне. Она теперь по инерции будет существовать некоторое время, до тех пор, пока ты ее окончательно не забудешь.
Теперь все так и происходит: вы во что-то верите, тем самым создаете это что-то. Оно сначала существует на тонком плане, потом материализуется, становится реальностью. Вы придаете этой реальности значение, поддерживаете ее, наполняете энергией, самобытием. Потом отворачиваетесь от нее, и время начинает ее разрушать. Но пока оно не разрушило реальность, созданную вами раньше, вы не можете создать новую реальность. Ваша собственная инерция веры противодействует вашей новой вере… Теперь нужно время.
6. Сейчас я вам буду рассказывать полную диалектику страха. Поэтому, вспоминаем про бдительность, внимательность и осознанность. Входим в поиск себя, и вообще теперь стараемся не слушать то, что я скажу. Полностью посвятите себя поискам себя. Можете, если хотите, закрыть глаза. Не бойтесь, это не гипноз. Я не владею этой техникой. Начали. Ищем себя.
1. Есть только бытие-сознание-блаженство, наше истинное я, Атман. Он есть сам Брахман, абсолют. Он – это всё. Его вера всемогуща. Что он не пожелает, все случается.
2. Но, что ему желать, если всё, чего он желает, тут же исполняется? Когда он желает всё – рождается вселенная. Что он может пожелать такого, что невозможно исполнить? Ведь он – абсолют! Ничего нет такого, что он не может создать! Что такое ничего? Ничего – это пустота. Как можно создать пустоту? Ведь ее нет! У Атмана нет желаний, но именно поэтому он создает пустоту.
3. Ее нет, но она возникает из-за желания или, точнее, не-желания Атмана.
4. Если Атман – это всё, то он является и порожденной пустотой. И он видит, что его может не быть, так как он может быть пустотой. Это заблуждение вызвано неверным использованием своей веры. Атман поверил в пустоту себя. Он совершенно случайно использовал свою веру против себя. «Меня нет». Но это невозможно! Ведь он – причина всего и вся. Он причина своей веры и причина своих мыслей. Он не может исчезнуть, так как даже пустота – это то, что он придумал сам. Атман не может исчезнуть, но и слова его «Меня нет» не могут не исполниться т.к. эти слова, как и любые другие – абсолютная истина. И что происходит? Атман одновременно исчезает и не исчезает. Не исчезающий Атман смотрит на исчезающего самого себя и что делает? Боится исчезнуть! Ведь это он исчезает!
5. Возникло Эго – страх небытия, страх пустоты. Вы видите, что этого Эго на самом деле нет? Оно только страх.
6. Далее, Атман хочет избавиться от этого страха. Он отрицает его. Так появляется желание. Все наши желания – это желание избавления от страха, или еще глубже, желание наполнить пустоту, желание быть. Но ведь Атман и так есть. Он не может не быть – это выпадение из блаженства есть какая-то случайная оплошность. Неверное использование веры.
7. Далее, Атман понимает, что отрицая страх, он наполняет его бытием. Когда мы что-то не любим, то это значит, что оно реально существует. Поэтому он теперь отрицает само отрицание страха. Но отрицание отрицания – это утверждение. Теперь страх обретает качество – это теперь страдание. И оно уже реально, т.к. всеми этими своими отрицаниями мы очень и очень сильно наполнили страх. Эго укрепилось. Желания возросли, и страдания стали реальными.
8. Страдание увеличивается, они накапливаются в процессе деятельности по устранению страданий. Атман продолжает отрицать. Он отрицает количество, множественность страдания, и мы получаем короткое наслаждение. Желание удовлетворено, но какой ценой? Путем накопления страдания. Наслаждение – это мера страдания.
9. Если теперь мы будем накапливать такие наслаждения, – наслаждения от удовлетворения желаний, – то мы также будем накапливать страдания, и наше Эго и страх будет только укрепляться.
Таким образом, Атман вращается в этой сансаре, считая, что существуют некие особые действия по избавлению от страхов и страданий. Он желает то одного, то другого. Но все это не приносит облегчения. Потому что каждый раз, желая отсутствия страданий, он придает им значение, верит в них. Он в них верит, потому что они реальны. А реальны они потому, что он верил в них раньше.
И что же надо сделать, чтобы остановить все это? Знаете?
Ничего!
Медитация! Муравей на дороге! Линии на руке! Трещинка на потолке! Соседская кошка мяукнула! Кто я? Кто Я? Я – Атман, бесконечное бытие-сознание-блаженство, и я безграничен как пространство.
Лекция из семинара «Ворона и кокос»
0 комментариев