29 марта 2014, 21:25

МУДРОСТЬ ВЕКОВ



У великих книг нет введений.
Они начинаются с самого главного.
«Лунь юй» («Беседы и суждения») Конфуция начинается с определения правильного отношения человека ко Времени:

Прошлое — это то, чему человек учится.
Настоящее — это то, что человек принимает с радостью.
Будущее — это то, на что человек не возлагает надежд.

О чём думает человек?

Глядя в прошлое, он думает о жизни всех людей,
когда-либо живших на этой Земле.
Глядя в настоящее, он думает о другом человеке,
которого встречает как друга.
Глядя в будущее, он думает о том, что останется на Земле
после него самого.

Человек учится у предков, радуется другу и не жалуется на судьбу.

Через 30.000 лун после Конфуция один человек сказал:
«История! Читай и плачь.»

Вот почему одни так упорно смотрят в прошлое.
Они справедливо полагают, что ничто не ново под Луной.
Они справедливо порицают нынешние нравы.
Они хотят вернуться к лучшему.
Они совершают ошибку.
Ведь, отвергая настоящее, они хоронят прошлое.
Им остаётся лишь плакать над его могилой.

Вот почему другие так упорно отвергают прошлое и живут настоящим.
Они справедливо полагают, что живое лучше мёртвого.
Они не хотят повторения худшего.
Они совершают ошибку.
Ведь, отвергая прошлое, они обрубают корни настоящего.
Им остаётся лишь плакать над несбывающимися надеждами.

Читай и плачь — в этом нет ошибки.

Для человека высоких помыслов разве легко быть в разлуке с другом?
Ведь одиночество человека, как и одиночество мысли, печально.

Вот почему одни так упорно лишают свободы других людей.
Они привязывают друга к себе или преследуют его на его пути.
Они не испытывают радости от встречи с другом, потому что боятся его потерять.
Они совершают ошибку.
Ведь они лишают свободы самих себя.

Вот почему другие так упорно отвергают друзей и стремятся к свободе и независимости.
Но свободу они получают вместе с одиночеством.
Это подобно полёту в космической пустоте, когда исчезает чувство полёта и крылья не нужны.
Они совершают ошибку.
Ведь, не испытывая горечи разлуки, они лишают себя радости встречи.

Трудно провожать друга, уезжающего далеко.
Но здесь нет ошибки.

Для человека высоких помыслов разве легко оставаться в неизвестности и не испытывать обиды?
Ведь человек живёт до тех пор, пока о нём помнят.

Вот почему одни так упорно стремятся к славе.
Они справедливо полагают, что в памяти остаются только дела, совершённые человеком при жизни.
Они возлагают надежды на будущее и совершают ошибку.
Ведь время очень часто большое делает малым, а малое большим.
Как угадать?

Вот почему другие так упорно отвергают славу и стремятся к неизвестности.
Они становятся отшельниками и отвергают весь мир.
В небытии они ищут удовлетворения,
в небытии, уравнивающем большое и малое.
Они отвергают будущее и совершают ошибку.
Ведь это удовлетворение горько на вкус.

Оставаясь в неизвестности, не испытывать обиды очень трудно.
Но здесь нет ошибки.

Что же сказал Конфуций?

«Учитель сказал:
Учиться у предков и в своё время применять знание в настоящем, — разве это не приятно?
Встретить друга, прибывшего издалека, — разве это не радость?
Тот, кто остаётся в неизвестности и не испытывает обиды, — разве это не благородный муж?»

Всего лишь три обыденные фразы.
А всё остальное я присочинил от себя.
Или это содержится в словах Конфуция неявно?
Подразумевал ли сам Конфуций такое толкование?
Или это толкование подразумевается языком?
Китайским или русским?

Мог ли Конфуций и сегодня сказать так же?
Или за 30.000 лун между философией и повседневной жизнью разверзлась пропасть?
Не является ли комментарий преодолением пропасти?

Прав ли был Гегель, который сказал:
«Для славы Конфуция было бы лучше, если бы он ничего не говорил.»?
Или слава Конфуция в том, что он не говорил лишнего?
(1):  Bambuka

2 комментария

TVN
Хорошо. Вот потому-то мир страдает, изучая Конфуция и Гегеля. А надо было Лао Цзы и Канта
makara
И Ветхий Завет:)))