7 июля 2014, 23:30
Ян Керсшот "Никого нет дома"
При «взгляде» на возникающие в уме мысли они напоминают образы на
незримом экране. Удается различить идеи, символы, концепции, желания и
страхи — их спонтанное появление в сознании и исчезновение. Без противления,
оценки и попытки контроля воспринимая телесные ощущения, меньше
фокусируешься на том, что деется на экране, и тогда есть шанс узреть Свет, в
котором видятся сами образы. Если безучастно свидетельствовать появление и
уход ощущений, без избегания боли или стремления продлить удовольствие, то
они словно выходят на освещенную сцену и затем покидают ее. Их видишь,
распознаешь и отпускаешь.
В связи с этим возникает вот какой вопрос: если удается просто
свидетельствовать череду своих ощущений, то правомочно ли сказать, что сам ты
— и есть эти ощущения? То есть можно ли наблюдать нечто и в то же время этим
нечто быть? Может ли объект/воспринимаемое стать воспринимающим
субъектом этого объекта? Например, облако. Видит ли оно себя плывущим в
синеве небесной выси? Думаю, нет. Облако видишь именно потому, что сам не
облако, но свидетель его движения. Субъект, отмечающий объекты. Свет,
проявляющий образы. Спонтанно и естественно, ощущения возникают в вечном
Настоящем сознания и исчезают.
Все, что о себе знаешь, — лишь объекты собственного сознания. Возраст,
внешний вид, национальность, имя, персональные данные — образы,
шествующие один за другим пред «оком» сознания. То же справедливо и в
отношении чувств. Так что же, в конце концов, Я такое? Если не объекты, не
мысли, не чувства? Правомочно сказать: «У меня есть эмоции, желания, личность
—но сам я не эмоции, не желания и не эта личность. Я — чистое
свидетельствование всего этого».
Свидетель—звучит, возможно, несколько холодно, безлично. Но это ближе к
нашей истинной сути, чем что бы то ни было еще. Осознание свидетельствования
имеет, если можно так выразиться, очень знакомый аромат. Обнажив само
Пространство наблюдения, вынужден будешь признать, что Оно — намного более
«Я», чем обычное, концептуальное представление о себе. Вот почему это называют
возвращением Домой. Говорят, это приносит огромное чувство свободы и
внутреннего расслабления — но само наблюдающее сознание не есть нечто
конкретное, что можно, в свою очередь, узреть. Это — Пустота, вмещающая
явленный мир. Великие духовидцы всех времен и народов говорили об этом. И в
наших силах это проверить.
Взглянув на собственное эго, вынужден будешь признать, что этим эго быть
не можешь. Личность воспринимается в поле сознания наряду с другими
объектами. Поэтому она не есть сознание, не есть истинное Я. Иными словами, то,
о чем знаешь, не может быть самим тобой; а о том, чем являешься, невозможно
знать.
Идея совершенно очевидная — и тем не менее здесь еще много путаницы и
непонимания, особенно в западной философии. Давайте еще раз подчеркнем
различие субъекта (кто мы есть) и объекта (воспринимаемые тело и личность).
Объекты— представления ума, ощущения тела, мысли о различных аспектах
собственной личности — возникают в поле восприятия субъекта. И все это вполне
сводимо в один концепт, именуемый «мое эго». Но нет никаких оснований
утверждать, что это эго и есть Субъект с большой буквы. Ибо эго—лишь один из
воспринимаемых им объектов. Образ самого себя, формируемый в уме, есть
ментальный объект, возникающий и исчезающий. Как он может быть
воспринимающим Субъектом? Тело, ум, иные персональные характеристики
привычно полагают чем-то глубоко личным, но они — подобно облакам — лишь
проплывающие мимо образы.
незримом экране. Удается различить идеи, символы, концепции, желания и
страхи — их спонтанное появление в сознании и исчезновение. Без противления,
оценки и попытки контроля воспринимая телесные ощущения, меньше
фокусируешься на том, что деется на экране, и тогда есть шанс узреть Свет, в
котором видятся сами образы. Если безучастно свидетельствовать появление и
уход ощущений, без избегания боли или стремления продлить удовольствие, то
они словно выходят на освещенную сцену и затем покидают ее. Их видишь,
распознаешь и отпускаешь.
В связи с этим возникает вот какой вопрос: если удается просто
свидетельствовать череду своих ощущений, то правомочно ли сказать, что сам ты
— и есть эти ощущения? То есть можно ли наблюдать нечто и в то же время этим
нечто быть? Может ли объект/воспринимаемое стать воспринимающим
субъектом этого объекта? Например, облако. Видит ли оно себя плывущим в
синеве небесной выси? Думаю, нет. Облако видишь именно потому, что сам не
облако, но свидетель его движения. Субъект, отмечающий объекты. Свет,
проявляющий образы. Спонтанно и естественно, ощущения возникают в вечном
Настоящем сознания и исчезают.
Все, что о себе знаешь, — лишь объекты собственного сознания. Возраст,
внешний вид, национальность, имя, персональные данные — образы,
шествующие один за другим пред «оком» сознания. То же справедливо и в
отношении чувств. Так что же, в конце концов, Я такое? Если не объекты, не
мысли, не чувства? Правомочно сказать: «У меня есть эмоции, желания, личность
—но сам я не эмоции, не желания и не эта личность. Я — чистое
свидетельствование всего этого».
Свидетель—звучит, возможно, несколько холодно, безлично. Но это ближе к
нашей истинной сути, чем что бы то ни было еще. Осознание свидетельствования
имеет, если можно так выразиться, очень знакомый аромат. Обнажив само
Пространство наблюдения, вынужден будешь признать, что Оно — намного более
«Я», чем обычное, концептуальное представление о себе. Вот почему это называют
возвращением Домой. Говорят, это приносит огромное чувство свободы и
внутреннего расслабления — но само наблюдающее сознание не есть нечто
конкретное, что можно, в свою очередь, узреть. Это — Пустота, вмещающая
явленный мир. Великие духовидцы всех времен и народов говорили об этом. И в
наших силах это проверить.
Взглянув на собственное эго, вынужден будешь признать, что этим эго быть
не можешь. Личность воспринимается в поле сознания наряду с другими
объектами. Поэтому она не есть сознание, не есть истинное Я. Иными словами, то,
о чем знаешь, не может быть самим тобой; а о том, чем являешься, невозможно
знать.
Идея совершенно очевидная — и тем не менее здесь еще много путаницы и
непонимания, особенно в западной философии. Давайте еще раз подчеркнем
различие субъекта (кто мы есть) и объекта (воспринимаемые тело и личность).
Объекты— представления ума, ощущения тела, мысли о различных аспектах
собственной личности — возникают в поле восприятия субъекта. И все это вполне
сводимо в один концепт, именуемый «мое эго». Но нет никаких оснований
утверждать, что это эго и есть Субъект с большой буквы. Ибо эго—лишь один из
воспринимаемых им объектов. Образ самого себя, формируемый в уме, есть
ментальный объект, возникающий и исчезающий. Как он может быть
воспринимающим Субъектом? Тело, ум, иные персональные характеристики
привычно полагают чем-то глубоко личным, но они — подобно облакам — лишь
проплывающие мимо образы.
1 комментарий
Поэтому введение различных терминов типа настоящий субъек, Свидетельт или Наблюдатель — это создание умом, причём опять таки исключительно в уме некоего замещающего жупела, который уже собъективизирован этим умом.А осознание вовсе не нуждается ни в каком свидетеле, да и процессом наблюдения вовсе не является.