29 августа 2014, 16:08

Шаматха

Шаматха: спокойное и устойчивое состояние ума

Шаматха (zhi-gnas, пребывание в покое), спокойное и устойчивое состояние ума, – больше, чем просто поглощённое сосредоточение. Это не просто состояние ума, когда все препятствия к сосредоточению успокоены, и объект или особое состояние – его единственное устойчивое направление (rtse-gcig). В дополнение его сопровождает ещё один умственный фактор (sems-byung) – чувство физической и умственной готовности (shin-sbyangs, гибкость, пластичность).

Чувство физической и умственной готовности – это умственный фактор чувства готовности делать что-либо, в данном случае сохранять полное сосредоточение. Оно радостное и блаженное, но не беспокоящее.

Из двух главных видов медитации, проницательной (dpyad-sgom, аналитическая медитация) и стабилизирующей ('jog-sgom, закрепляющая медитация), шаматха – пример последнего.


Для проницательной медитации мы используем умственные факторы грубого обнаружения (rtog) и тонкого проникновения (dpyod), которые в некоторых контекстах означают исследование и тщательную проверку. Например, сначала мы «грубо» исследуем и обнаруживаем ошибки на распечатанной странице; затем мы тщательно проверяем и проникаем в отдельные подробности. Таким образом, при аналитической, или проницательной, медитации на обладании драгоценной человеческой жизнью, мы сосредоточиваемся на себе, исследуем и тщательно проверяем, есть ли у нас определяющие характеристики рождения, отличного от рождения животным. С помощью грубого исследования, мы обнаруживаем, что свободны от такого бытия: мы можем учиться, общаться и действовать на значительно более тонком уровне, чем животные. Мы внимательно, тщательно проверяем и приходим к проницательному пониманию, что, хотя иногда мы можем действовать как животное – например, в нашем сексуальном поведении, если мы ходим на дискотеки, «нюхаем под хвостом» у потенциальных партнёров и вступаем в связи на одну ночь, – мы не обязаны вести себя таким образом. Мы можем распознать и изменить наше поведение. Мы сосредоточиваемся на этом выводе: мы не животные.

Затем мы следуем цепочке рассуждений, что, будучи животными, мы не могли бы полноценно практиковать Дхарму. У нас есть свобода от животного существования; следовательно, у нас есть драгоценные человеческие жизни для практики Дхармы. Потом мы фокусируемся на этом понимании, основанном на выводе, и сосредоточиваемся на проницательном понимании того, что у нас есть драгоценная человеческая жизнь. Это распознавание, которое возникает из медитации.

Побочный продукт шаматхи – экстрасенсорное осознавание (mngon-shes, продвинутое осознавание), такое как возможность видеть и слышать на больших расстояниях, знать мысли других. В «Светоче на пути к просветлению» (Lam-sgron, санскр. Бодхипатхапрадипа) индийский мастер второй половины X столетия Атиша придавал особое значение обретению этих способностей, чтобы лучше помогать другим.

0 комментариев