17 августа 2015, 15:12
Чувство жертвы и субличности
Когда мы в детстве только начинаем познавать мир, мы имеем данную нам природой уникальность восприятия мира и проявления себя в этом мире. Поскольку наши родители имеют иное восприятие мира и проявляют себя в этом мире иначе, они начинают навязывать свое восприятие и поведение в этом мире ребенку. Конечно же это оправданно и даже необходимо для воспитания детей и дисциплинированности их, но поскольку процесс воспитания происходит не всегда корректно и осознанно, взрослые применяют инструменты страха, ограничения и боли, что бы добиться от ребенка послушания и правильного поведения, таким образом передавая свои страхи и вымышленные границы возможного.
Ребенок не имея страха проявляет себя очень творчески, открыто и разнообразно, он кайфует от жизни, наслаждается каждым проявлением мира, ему все любопытно и радостно, но в какой то момент взрослые начинают ограничивать его любопытство, творчество и многообразность проявлений, оказывается что он ведет себя как то неправильно, поэтому он плохой и его начинают наказывать и ругать за то, что он плохой, наказание и ругань сопровождается болью, стыдом и страхом, ему рассказывают страшные истории, что с ним может произойти если он будет себя так вести и как после этого будет больно, ребенок начинает бояться, в его жизни появляется возможность страха и боли. Когда он испытывает страх и боль он понимает, что это очень неприятные ощущения и он ни в коем случае не хочет их испытывать и начинает делать все, что бы избежать этих ощущений. Когда ребенку объясняют почему он делает что то не правильно и что может с ним произойти если он будет продолжать так делать, ему приводят массу примеров когда он становиться жертвой обстоятельств или своих ошибок, на информацию о жертве накладываются эмоции страха и боли, несправедливости и ущербности, после чего укрепляется очень живое и конкретное эмоциональное ощущение которое мы условно назовем ощущением жертвы. Это ощущение настолько неприятно, что ребенок всячески пытается его избежать, что для этого нужно сделать? У взрослых есть свое видение и понимание как все обстоит на самом деле, как должно все быть и как нужно себя вести, в том числе как не должно быть и как нельзя себя вести, то есть некий образ поведения и образ правильного хорошего ребенка, так вот взрослые требуют, что бы ребенок вел себя так как надо и не вел себя так как не надо, поскольку у взрослых может быть совсем другое восприятие мира чем у ребенка из-за разницы психотипов (например взрослый экстраверт холерик, а ребенок интроверт флегматик), то взрослый образ некого правильного ребенка является искусственным фантомом, который может не иметь ничего общего с уникальностью ребенка данного ему природой. Поэтому взрослые начинают через страх и боль ломать уникальность ребенка навязывая ему фантом правильности через ощущение жертвы, единственная возможность угодить родителям и избежать ощущения жертвы это обменять свою уникальность на их фантом, что бы они были довольны, а для этого нужно учиться, развиваться и делать много всяких нужных дел, тогда ты будешь хорошим и правильным и не будешь жертвой. Но парадокс в том, что начиная избегать ощущения жертвы ребенок не только теряет свою уникальность, он все время помнит об этом ощущении и делает все из страха ощутить в себе жертву и этот страх становиться двигателем избегания, то есть ребенок становиться фальшивым теряя свою уникальность и теперь постоянно избегает страх и боль, утверждая свою фальшивость из-за страха самого страха, поэтому страх даже в избегании страха остается, более того становится причиной фальши, искусственности, позерства и двигателем развития, что бы его никогда не испытывать.
В начале жизни все довольно просто, ребенок живет в некой субкультуре семьи и старается вести себя так, как от него хотят взрослые и если они более менее адекватны нет проблем. Потому что он находиться в одной системе ценностей, в этой системе существуют взрослые как главные оценивающие, нужно проявлять себя так как они говорят и тогда ты снова хороший и все в порядке. Самым действенным избеганием жертвы в этой системе это стать оценивающим, стать как взрослые, чего и хотят все дети как правило. Но когда ребенок вырастает и выходит в мир, где знакомиться с другими субкультурами со своими законами и правилами, нередко противоречащих друг другу, в одной субкультуре круто быть небритым и немытым, в другой бритым, чистым и обязательно с галстуком. Наблюдая разнообразность и уникальность мира ребенок начинает понимать, что субкультура его семьи не самая лучшая, что существуют другие субкультуры, которые ему нравятся больше, чувствуя ощущение жертвы, неудовлетворенности, ущербности, дитя думает, что причина всех его негораздов в родителях, после чего возникает конфликт внутри ребенка, в том числе конфликт ценностей и правил регулирующих ощущение жертвы, он начинает компенсировать свое чувство неудовлетворенности, страха и боли ценностями других субкультур. Ему приходиться приспосабливаться, потому что в одной субкультуре ты лох если бреешься, а в другой если не бреешься, ощущение жертвы становиться зависимым от внешней оценки лидеров конкретной субкультуры, следовательно, что бы не испытывать ощущение жертвы необходимо осуществить избегание и стать лидером субкультуры или приближенным к лидерам, что бы потом смотреть свысока на всяких лохов подтверждая этим, что ты не жертва. Поскольку существовать приходиться одновременно в нескольких субкультурах, для смягчения конфликтов ум придумывает субличности, после чего дома я один, на работе другой, на дискотеке третий, а в церкви четвертый, вырабатывается двуличие и двоемыслие, когда в одной субкультуре он подтверждает одни ценности, а в другой противоположные и они могут не входить в конфликт друг с другом, человек занимается самообмааном, становиться лживым и фальшивым. Каждая субкультура ожидает и требует определенного правильного поведения и формирует некий свой правильный фантом члена субкультуры, после пребывания в нескольких субкультурах искусственная личность ребенка (уже мало общего имеющая с уникальностью) раздваивается или разтраивается, может даже разшестеряется на несколько субличностей, человек окончательно теряет свою уникальность и начинается борьба между фантомами, кто из них наиболее правильный фантом. Поведение и самоощущение человека становиться зависимым от оценки окружающих, в зависимости от того, в какой субкультуре он находиться. Я знаю случай, когда красивая натуральная женщина оказалась на «престижном» пляже где практически все женщины были после пластических операций, что было явно заметно, на их фоне она оказалась «белой вороной» и это было слишком заметно, она была как будь то недоделанная, неправильная и ей было неудобно за свою не рафинированную естественную красоту. Внутренний конфликт нарастает, нужно выбрать наиболее правильный из всех вариантов, что бы не быть жертвой, для этого нужно стать лидером субкультуры или приближенным к лидеры субкультуры, стать оценивающим, что бы вот эта самая правильная субличность восторжествовала и я больше никогда не испытывал чувства жертвы и неудовлетворенности. Всем этим процессом движет все тот же страх стать жертвой, теперь нужно тратить огромное количество энергии, что бы закрепить свое положение и ни в коем случае не потерять его, не упасть в глазах других, не облажаться, теперь еще дополнительно этот страх будет вести человека вперед, он окончательно теряет себя и для самоутверждения субличности будет готов идти на преступления, разврат, подлости, предательства и всякую мерзость, такие люди говорят, что лучше гнать, чем быть гонимым, они не считают себя жертвами, они мастера двоемыслия, но именно в них жертва наиболее жива и потребляет наибольшее количество их энергии вгоняя в тревожность, излишнюю эмоциональность и напряженность, поэтому эти люди все равно чувствуют неудовлетворенность, ущербность и уязвленность, даже презирая весь мир и купаясь в тщеславии и гордыне., потому что их страх это главный двигатель их действий и он всегда рядом, как бы они этого не избегали и не прятали. Как пример можно привести опыт с крысами, когда в конкуренции за статус самые статусные оказывались подвержены наибольшему стрессу, соответственно были самыми тревожными и нервными боясь потерять статус. Но он будет непременно утерян, в случае болезней, старости или появления в стае более сильного самца, очевидность этого становиться причиной постоянного хронического стресса. Но у крыс все происходило в рамках одной субкультуры, где крысы не теряли образ себя, в случае с человеческим миром все гораздо сложнее, потому что современная реклама, фильмы и СМИ показывают разнообразность субкультур, правильных образов жизни, философских истин, политических правд, счастливых историй и различных жертв катастроф, войн, террактов и несчастных случаев, поэтому человек понимает, что застраховаться от всех несчастий и быть лидером во всех субкультурах, невозможно, при этом вести правильный и здоровый образ жизни да еще и быть гармоничной духовной личностью недостижимо, в случае если он все же пытается все это делать его состояние доходит до хронической усталости и стресса, человек ищет спасения в алкоголе, наркотиках, сексе, спорте, работе или еще чем то, что бы расслабиться, едет крыша и какие то субличности берут под свой контроль организм тела ума, что порой превращается в шизофрению.
Подобным сценариям подвержены практически все люди, глубинный страх и ощущения боли, несправедливости, ощущение жертвы, движут человека перемещаться по треугольнику Карпмана, жертва-спаситель-преследователь, но двигателем этих перемещений является именно ощущение жертвы.
Что же делать, что бы выйти из этого треугольника, перестать быть зависимым от оценок окружающих, прекратить внутренний конфликт между субличностями и вспомнить свою уникальность? Во-первых увидеть, что написанное действительно имеет ко мне отношение, а не выдумано какими то психологами, во -вторых начать наблюдать в себе ощущение жертвы, как оно приходит, с какими ситуациями связано, не убегать от него, а сделать это ощущение своим другом, который указывает на нечто интересное, принять его, как факт. Как только появляется ощущение жертвы смотреть в себя и изучать это явление, наблюдать как оно проявляется в окружающих. В третьих проследить конфликт субличностей и выделить самых ярких из них, исследовать их притязания, от чего они убегают и что стремятся поиметь, какую выгоду для себя они преследуют? Исследовав и изучив эти проявления, когда не останется сомнений в них и они не будут уже пугать и путать, пойти в ощущение жертвы, когда оно действительно будет очень сильно проявлено, когда Вас обидят или Вы сами себе что то надумаете в связи с какой то ситуацией. Пойти в свой страх, свою боль, то, от чего хочется бежать и никогда не смотреть туда, от чего выступает холодный пот и катятся слезы, в горле становиться ком и трудно дышать. Этот страх выведет к Своей уникальности, он выведет туда где не было боли, в самоощущение до чувства себя жертвой. Вот там Вы настоящие с своей уникальностью, в том числе слабостью и беспомощностью в этом уникальном мире, если принять эту уникальность, красоту, радость, свободу и любовь вместе с своей слабостью, несовершенством, а также недостатком порой в окружающем мире красоты, радости, свободы и любви, Вы окажетесь в уникальном мире, наполненными своей уникальностью, в котором все справедливо и находиться на своих местах, после чего замечая это чувство, наблюдая и исследую как оно приходит, как пропадает, как на арену снова выходят субличности и навязывают как должно все быть, оно станет проявляться все больше, субличности перестанут быть настолько важными и реальными, Вы научитесь действовать не из страха и боли, избегая их, а из чувства собственной уникальности, естественности, любопытства и потребностей, ощущение жертвы будет появляться все реже, а когда будет давать о себе знать, Вы будете его замечать и уже не будете верить в его реальность, перестанете его питать энергией и оно испариться как роса на солнце.
Главные инструменты в освобождении от ощущения жертвы и обретения собственной уникальности это приятие и осознанность, это две рельсы, по которым вы вернетесь к себе.
Ребенок не имея страха проявляет себя очень творчески, открыто и разнообразно, он кайфует от жизни, наслаждается каждым проявлением мира, ему все любопытно и радостно, но в какой то момент взрослые начинают ограничивать его любопытство, творчество и многообразность проявлений, оказывается что он ведет себя как то неправильно, поэтому он плохой и его начинают наказывать и ругать за то, что он плохой, наказание и ругань сопровождается болью, стыдом и страхом, ему рассказывают страшные истории, что с ним может произойти если он будет себя так вести и как после этого будет больно, ребенок начинает бояться, в его жизни появляется возможность страха и боли. Когда он испытывает страх и боль он понимает, что это очень неприятные ощущения и он ни в коем случае не хочет их испытывать и начинает делать все, что бы избежать этих ощущений. Когда ребенку объясняют почему он делает что то не правильно и что может с ним произойти если он будет продолжать так делать, ему приводят массу примеров когда он становиться жертвой обстоятельств или своих ошибок, на информацию о жертве накладываются эмоции страха и боли, несправедливости и ущербности, после чего укрепляется очень живое и конкретное эмоциональное ощущение которое мы условно назовем ощущением жертвы. Это ощущение настолько неприятно, что ребенок всячески пытается его избежать, что для этого нужно сделать? У взрослых есть свое видение и понимание как все обстоит на самом деле, как должно все быть и как нужно себя вести, в том числе как не должно быть и как нельзя себя вести, то есть некий образ поведения и образ правильного хорошего ребенка, так вот взрослые требуют, что бы ребенок вел себя так как надо и не вел себя так как не надо, поскольку у взрослых может быть совсем другое восприятие мира чем у ребенка из-за разницы психотипов (например взрослый экстраверт холерик, а ребенок интроверт флегматик), то взрослый образ некого правильного ребенка является искусственным фантомом, который может не иметь ничего общего с уникальностью ребенка данного ему природой. Поэтому взрослые начинают через страх и боль ломать уникальность ребенка навязывая ему фантом правильности через ощущение жертвы, единственная возможность угодить родителям и избежать ощущения жертвы это обменять свою уникальность на их фантом, что бы они были довольны, а для этого нужно учиться, развиваться и делать много всяких нужных дел, тогда ты будешь хорошим и правильным и не будешь жертвой. Но парадокс в том, что начиная избегать ощущения жертвы ребенок не только теряет свою уникальность, он все время помнит об этом ощущении и делает все из страха ощутить в себе жертву и этот страх становиться двигателем избегания, то есть ребенок становиться фальшивым теряя свою уникальность и теперь постоянно избегает страх и боль, утверждая свою фальшивость из-за страха самого страха, поэтому страх даже в избегании страха остается, более того становится причиной фальши, искусственности, позерства и двигателем развития, что бы его никогда не испытывать.
В начале жизни все довольно просто, ребенок живет в некой субкультуре семьи и старается вести себя так, как от него хотят взрослые и если они более менее адекватны нет проблем. Потому что он находиться в одной системе ценностей, в этой системе существуют взрослые как главные оценивающие, нужно проявлять себя так как они говорят и тогда ты снова хороший и все в порядке. Самым действенным избеганием жертвы в этой системе это стать оценивающим, стать как взрослые, чего и хотят все дети как правило. Но когда ребенок вырастает и выходит в мир, где знакомиться с другими субкультурами со своими законами и правилами, нередко противоречащих друг другу, в одной субкультуре круто быть небритым и немытым, в другой бритым, чистым и обязательно с галстуком. Наблюдая разнообразность и уникальность мира ребенок начинает понимать, что субкультура его семьи не самая лучшая, что существуют другие субкультуры, которые ему нравятся больше, чувствуя ощущение жертвы, неудовлетворенности, ущербности, дитя думает, что причина всех его негораздов в родителях, после чего возникает конфликт внутри ребенка, в том числе конфликт ценностей и правил регулирующих ощущение жертвы, он начинает компенсировать свое чувство неудовлетворенности, страха и боли ценностями других субкультур. Ему приходиться приспосабливаться, потому что в одной субкультуре ты лох если бреешься, а в другой если не бреешься, ощущение жертвы становиться зависимым от внешней оценки лидеров конкретной субкультуры, следовательно, что бы не испытывать ощущение жертвы необходимо осуществить избегание и стать лидером субкультуры или приближенным к лидерам, что бы потом смотреть свысока на всяких лохов подтверждая этим, что ты не жертва. Поскольку существовать приходиться одновременно в нескольких субкультурах, для смягчения конфликтов ум придумывает субличности, после чего дома я один, на работе другой, на дискотеке третий, а в церкви четвертый, вырабатывается двуличие и двоемыслие, когда в одной субкультуре он подтверждает одни ценности, а в другой противоположные и они могут не входить в конфликт друг с другом, человек занимается самообмааном, становиться лживым и фальшивым. Каждая субкультура ожидает и требует определенного правильного поведения и формирует некий свой правильный фантом члена субкультуры, после пребывания в нескольких субкультурах искусственная личность ребенка (уже мало общего имеющая с уникальностью) раздваивается или разтраивается, может даже разшестеряется на несколько субличностей, человек окончательно теряет свою уникальность и начинается борьба между фантомами, кто из них наиболее правильный фантом. Поведение и самоощущение человека становиться зависимым от оценки окружающих, в зависимости от того, в какой субкультуре он находиться. Я знаю случай, когда красивая натуральная женщина оказалась на «престижном» пляже где практически все женщины были после пластических операций, что было явно заметно, на их фоне она оказалась «белой вороной» и это было слишком заметно, она была как будь то недоделанная, неправильная и ей было неудобно за свою не рафинированную естественную красоту. Внутренний конфликт нарастает, нужно выбрать наиболее правильный из всех вариантов, что бы не быть жертвой, для этого нужно стать лидером субкультуры или приближенным к лидеры субкультуры, стать оценивающим, что бы вот эта самая правильная субличность восторжествовала и я больше никогда не испытывал чувства жертвы и неудовлетворенности. Всем этим процессом движет все тот же страх стать жертвой, теперь нужно тратить огромное количество энергии, что бы закрепить свое положение и ни в коем случае не потерять его, не упасть в глазах других, не облажаться, теперь еще дополнительно этот страх будет вести человека вперед, он окончательно теряет себя и для самоутверждения субличности будет готов идти на преступления, разврат, подлости, предательства и всякую мерзость, такие люди говорят, что лучше гнать, чем быть гонимым, они не считают себя жертвами, они мастера двоемыслия, но именно в них жертва наиболее жива и потребляет наибольшее количество их энергии вгоняя в тревожность, излишнюю эмоциональность и напряженность, поэтому эти люди все равно чувствуют неудовлетворенность, ущербность и уязвленность, даже презирая весь мир и купаясь в тщеславии и гордыне., потому что их страх это главный двигатель их действий и он всегда рядом, как бы они этого не избегали и не прятали. Как пример можно привести опыт с крысами, когда в конкуренции за статус самые статусные оказывались подвержены наибольшему стрессу, соответственно были самыми тревожными и нервными боясь потерять статус. Но он будет непременно утерян, в случае болезней, старости или появления в стае более сильного самца, очевидность этого становиться причиной постоянного хронического стресса. Но у крыс все происходило в рамках одной субкультуры, где крысы не теряли образ себя, в случае с человеческим миром все гораздо сложнее, потому что современная реклама, фильмы и СМИ показывают разнообразность субкультур, правильных образов жизни, философских истин, политических правд, счастливых историй и различных жертв катастроф, войн, террактов и несчастных случаев, поэтому человек понимает, что застраховаться от всех несчастий и быть лидером во всех субкультурах, невозможно, при этом вести правильный и здоровый образ жизни да еще и быть гармоничной духовной личностью недостижимо, в случае если он все же пытается все это делать его состояние доходит до хронической усталости и стресса, человек ищет спасения в алкоголе, наркотиках, сексе, спорте, работе или еще чем то, что бы расслабиться, едет крыша и какие то субличности берут под свой контроль организм тела ума, что порой превращается в шизофрению.
Подобным сценариям подвержены практически все люди, глубинный страх и ощущения боли, несправедливости, ощущение жертвы, движут человека перемещаться по треугольнику Карпмана, жертва-спаситель-преследователь, но двигателем этих перемещений является именно ощущение жертвы.
Что же делать, что бы выйти из этого треугольника, перестать быть зависимым от оценок окружающих, прекратить внутренний конфликт между субличностями и вспомнить свою уникальность? Во-первых увидеть, что написанное действительно имеет ко мне отношение, а не выдумано какими то психологами, во -вторых начать наблюдать в себе ощущение жертвы, как оно приходит, с какими ситуациями связано, не убегать от него, а сделать это ощущение своим другом, который указывает на нечто интересное, принять его, как факт. Как только появляется ощущение жертвы смотреть в себя и изучать это явление, наблюдать как оно проявляется в окружающих. В третьих проследить конфликт субличностей и выделить самых ярких из них, исследовать их притязания, от чего они убегают и что стремятся поиметь, какую выгоду для себя они преследуют? Исследовав и изучив эти проявления, когда не останется сомнений в них и они не будут уже пугать и путать, пойти в ощущение жертвы, когда оно действительно будет очень сильно проявлено, когда Вас обидят или Вы сами себе что то надумаете в связи с какой то ситуацией. Пойти в свой страх, свою боль, то, от чего хочется бежать и никогда не смотреть туда, от чего выступает холодный пот и катятся слезы, в горле становиться ком и трудно дышать. Этот страх выведет к Своей уникальности, он выведет туда где не было боли, в самоощущение до чувства себя жертвой. Вот там Вы настоящие с своей уникальностью, в том числе слабостью и беспомощностью в этом уникальном мире, если принять эту уникальность, красоту, радость, свободу и любовь вместе с своей слабостью, несовершенством, а также недостатком порой в окружающем мире красоты, радости, свободы и любви, Вы окажетесь в уникальном мире, наполненными своей уникальностью, в котором все справедливо и находиться на своих местах, после чего замечая это чувство, наблюдая и исследую как оно приходит, как пропадает, как на арену снова выходят субличности и навязывают как должно все быть, оно станет проявляться все больше, субличности перестанут быть настолько важными и реальными, Вы научитесь действовать не из страха и боли, избегая их, а из чувства собственной уникальности, естественности, любопытства и потребностей, ощущение жертвы будет появляться все реже, а когда будет давать о себе знать, Вы будете его замечать и уже не будете верить в его реальность, перестанете его питать энергией и оно испариться как роса на солнце.
Главные инструменты в освобождении от ощущения жертвы и обретения собственной уникальности это приятие и осознанность, это две рельсы, по которым вы вернетесь к себе.
3 комментария