11 октября 2015, 10:21
Открывая Православие
В сердце своём-исихастской мистической традиции, православие ничем кроме терминологии не отличается от мистических учений Востока.
Даже методы и способы учения Исихазма (священного безмолвия) «умнОго делания» или же Иисусовой молитвы практически не отличаются от инструкций по настройке внимания и дыхания в Дзен и Адвайте.
Любой желающий может сравнить эти методы обладая даже небольшим опытом изучения и практики каких-нибудь учений, имеющих целью освобождение через психорегуляцию и успокоение ума.
Когда я дошёл до трудов отцов церкви я признаюсь был шокирован и безмерно удивлён думая что, прочитав Библию и разглядев в ней общность с остальными учениями и религиями, я узнал практически всё о христианстве, полагая его всего лишь бледной тенью слов одного мастера-Иисуса.
Когда я столкнулся с учением Григория Паламы, Симеона Нового Богослова, Никифора Уединённика, Максима Исповедника и других отцов церкви я читал с бьющимся сердцем, не веря глазам своим…
В поисках истины мы бежали за тридевять земель не утруждаясь вникнуть в доступное нам и близкое Христианство, в живую традицию мистического Богопознания, цветущую и по сей день на Афоне, монашеской горе святых и отшельников, посвятивших дни свои безмолвию и исследованию себя «во Христе».
Здесь я рассказываю о своих эмоциях и открытиях, хотя конечно же стоит упомянуть хотя бы о методах регулировки дыхания и погружения внимания в сердце или же в область пупа, метода над которым так потешался например Варлаам Калабриец-итальянский грек карьерист приверженец западного схоластического христианства, называя исихастов саркастически: омфалопсихи или пуподушники.
«Они посвятили меня-писал он после посещения местных скитов в Фессалониках-в свои чудовищные и абсурдные верования… Они сообщили мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души… о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и наконец о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа.»
Знакомые с Дзен без труда разглядят параллели с этим внутренним учением.
И это и есть суть «Иисусовой молитвы».
Занимая ум говорением ритмичной молитвы держать внимание наблюдающим и целостным дабы узреть и познать Бога во всей Его целокупности…
«Ведомо тебе, что дыхание наше… есть естественный путь к сердцу. Итак собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться… Подобает же тебе при сем знать, что когда ум твой утвердиться в сердце то ему не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!“-и никогда не умолкать..»
Эта выдержка из книги Никифора Уединённика напоминает инструкции адвайтического самоисследования и занятие ума коаном для выхода за пределы логики.
Таких цитат можно привести уйму, написаны книги не менее познавательные и глубокие чем откровения реализованных мастеров Востока.
Жизнь православного же монаха отшельника мало чем отличается от жизни дзенских мастеров уходивших в горы в маленькие кельи.
Отличие в покрое одежды, обрядах и именах которыми обозначается искреннее устремление самопознания.
Фильм «Остров» Лунгина об этом.
Об «умнОм делании» человека посвятившего себя аскетической практике дабы отринуться от мира сего и искупить грех свой.
«Всегда пребывающий в сердце своём далёк от всех красных жизни сей вещей, и ходя духом, похотей плотских изведывать не может.
Поелику таковой шествие своё совершает в ограждении себя добродетелями имея как бы привратными стражами своего града чистоты, то все козни бесов против него остаются безуспешными.»
Диадох
Мы видим внешние различия в стилистике, манере подачи материала и терминологии которые при всей своей несущественности могут ввести в заблуждение того, кто собрался понимать аллегории и метафоры о невидимом буквально.
На глубинном уровне все эти учения (Дзен, Адвайта, Буддизм, Суфизм, Христианство итд)-одно, ибо учат они отказу от всех концепций и идей и непредвзятому исследованию.
Скажу ещё такую вещь.
После прочтения некоторых трудов по богословию я могу рассмеяться в лицо тем, кто опровергает свою идею о Боге как о каком-то «существе» потому, что это упрощение, такое же как и мысль о том, что Будда был богом.
В православии всячески подчёркивается неопределимость Бога и… возможности примерного описания Его только в терминах отрицания.
Описывая то, чем Он не является.
Вспомните хотя бы «Нети-Нети» и удивитесь.
Тем самым мы уже видим что Бог христианства ничем не отличается от Абсолюта в Адвайте например за исключением того, что Разум Божий рассматривается в личном аспекте больше чем в безличном.
«О чудо! Тот, Кого я воображал сущим на небе, узрел внутри себя,-Тебя, говорю, Творца моего и Царя, Христа!»
Восклицал Симеон Новый Богослов.
Вот таким образом стоило углубиться на шаг дальше в рассмотрении Православия чтобы сразу обнаружить единство его с другими учениями, более популярными сейчас среди «искателей истины» и любителей медитации, и увидеть отсутствие противоречий и целостность и свежесть его самого.
Этот маленький очерк совсем немного коснулся традиции Исихазма, но приоткрыв туда дверь мы видим невообразимую глубину и величие этого древнего учения не умаляя учений других, не менее прекрасных.
Другими словами-это ещё одна тропа, через самоисследование и самонаблюдение.
Не закрывайте для себя возможность зреть в единый корень ни в чём, и у вас будет возможность пить из многих источников родниковую воду истины.
На фото:
Икона из Синайского монастыря- Христос Пантократор написанная в 6-ом веке.
Обратите внимание на ассиметричность его лица.
Даже методы и способы учения Исихазма (священного безмолвия) «умнОго делания» или же Иисусовой молитвы практически не отличаются от инструкций по настройке внимания и дыхания в Дзен и Адвайте.
Любой желающий может сравнить эти методы обладая даже небольшим опытом изучения и практики каких-нибудь учений, имеющих целью освобождение через психорегуляцию и успокоение ума.
Когда я дошёл до трудов отцов церкви я признаюсь был шокирован и безмерно удивлён думая что, прочитав Библию и разглядев в ней общность с остальными учениями и религиями, я узнал практически всё о христианстве, полагая его всего лишь бледной тенью слов одного мастера-Иисуса.
Когда я столкнулся с учением Григория Паламы, Симеона Нового Богослова, Никифора Уединённика, Максима Исповедника и других отцов церкви я читал с бьющимся сердцем, не веря глазам своим…
В поисках истины мы бежали за тридевять земель не утруждаясь вникнуть в доступное нам и близкое Христианство, в живую традицию мистического Богопознания, цветущую и по сей день на Афоне, монашеской горе святых и отшельников, посвятивших дни свои безмолвию и исследованию себя «во Христе».
Здесь я рассказываю о своих эмоциях и открытиях, хотя конечно же стоит упомянуть хотя бы о методах регулировки дыхания и погружения внимания в сердце или же в область пупа, метода над которым так потешался например Варлаам Калабриец-итальянский грек карьерист приверженец западного схоластического христианства, называя исихастов саркастически: омфалопсихи или пуподушники.
«Они посвятили меня-писал он после посещения местных скитов в Фессалониках-в свои чудовищные и абсурдные верования… Они сообщили мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души… о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и наконец о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа.»
Знакомые с Дзен без труда разглядят параллели с этим внутренним учением.
И это и есть суть «Иисусовой молитвы».
Занимая ум говорением ритмичной молитвы держать внимание наблюдающим и целостным дабы узреть и познать Бога во всей Его целокупности…
«Ведомо тебе, что дыхание наше… есть естественный путь к сердцу. Итак собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться… Подобает же тебе при сем знать, что когда ум твой утвердиться в сердце то ему не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!“-и никогда не умолкать..»
Эта выдержка из книги Никифора Уединённика напоминает инструкции адвайтического самоисследования и занятие ума коаном для выхода за пределы логики.
Таких цитат можно привести уйму, написаны книги не менее познавательные и глубокие чем откровения реализованных мастеров Востока.
Жизнь православного же монаха отшельника мало чем отличается от жизни дзенских мастеров уходивших в горы в маленькие кельи.
Отличие в покрое одежды, обрядах и именах которыми обозначается искреннее устремление самопознания.
Фильм «Остров» Лунгина об этом.
Об «умнОм делании» человека посвятившего себя аскетической практике дабы отринуться от мира сего и искупить грех свой.
«Всегда пребывающий в сердце своём далёк от всех красных жизни сей вещей, и ходя духом, похотей плотских изведывать не может.
Поелику таковой шествие своё совершает в ограждении себя добродетелями имея как бы привратными стражами своего града чистоты, то все козни бесов против него остаются безуспешными.»
Диадох
Мы видим внешние различия в стилистике, манере подачи материала и терминологии которые при всей своей несущественности могут ввести в заблуждение того, кто собрался понимать аллегории и метафоры о невидимом буквально.
На глубинном уровне все эти учения (Дзен, Адвайта, Буддизм, Суфизм, Христианство итд)-одно, ибо учат они отказу от всех концепций и идей и непредвзятому исследованию.
Скажу ещё такую вещь.
После прочтения некоторых трудов по богословию я могу рассмеяться в лицо тем, кто опровергает свою идею о Боге как о каком-то «существе» потому, что это упрощение, такое же как и мысль о том, что Будда был богом.
В православии всячески подчёркивается неопределимость Бога и… возможности примерного описания Его только в терминах отрицания.
Описывая то, чем Он не является.
Вспомните хотя бы «Нети-Нети» и удивитесь.
Тем самым мы уже видим что Бог христианства ничем не отличается от Абсолюта в Адвайте например за исключением того, что Разум Божий рассматривается в личном аспекте больше чем в безличном.
«О чудо! Тот, Кого я воображал сущим на небе, узрел внутри себя,-Тебя, говорю, Творца моего и Царя, Христа!»
Восклицал Симеон Новый Богослов.
Вот таким образом стоило углубиться на шаг дальше в рассмотрении Православия чтобы сразу обнаружить единство его с другими учениями, более популярными сейчас среди «искателей истины» и любителей медитации, и увидеть отсутствие противоречий и целостность и свежесть его самого.
Этот маленький очерк совсем немного коснулся традиции Исихазма, но приоткрыв туда дверь мы видим невообразимую глубину и величие этого древнего учения не умаляя учений других, не менее прекрасных.
Другими словами-это ещё одна тропа, через самоисследование и самонаблюдение.
Не закрывайте для себя возможность зреть в единый корень ни в чём, и у вас будет возможность пить из многих источников родниковую воду истины.
На фото:
Икона из Синайского монастыря- Христос Пантократор написанная в 6-ом веке.
Обратите внимание на ассиметричность его лица.
(36):
vidyaradja, Dragon, Amin, Yota, Catriona, Lesya, nick80, itslogin, Bambuka, Luna, mikki, Aiakhate, Natahaalala, Mint, hahakiri, DASHKA, Levit, tiger77, konstruktor, Biryza, Amitola, Isis, vitaly73, Olle, RA-MIR, Anagmin, artem77, bodh45, Phurba, Nina, Kaya, ishhushhij, voidness68, Los-888, mks-t, SlavaDVV
56 комментариев
Господи, как же я не узнал ТЕБЯ!♥_♥
Видимо действительно Богу верующий, а не трясущийся перед своим ментальмым образом идола небесного. :))
Многие другие, хоть кол на голове теши, а все остальные у них это бесы и демоны, и объяснить им что-либо вообще не представляется возможным ибо там нет никого кто бы слушал. :)
У них свои роли. :)))
и вообще бывают службы очень сильные… не всегда стоит особо внимание обращать на священника) это не о нём))
Так шо вы дорогие товарисчи просто инославные потому, как ИСТИННЫЕ православные это мы. :))))
Та «мудра» которую держит Христос это двупёрстное знамение из-за которого Марфа Морозова (прапра… бабушка жены моей кстати) на казнь пошла.
Два перста это две природы Христа-божественная и человеческая. А три сложенных это троица.
Вот так вот.
И как у нас староверов говорят: «церковь не в брёвнах а в рёбрах.» ;)
Какими необычными тропами идут люди.Дим, через Дзен к Православию! Бабушка твоя рада наверное была бы.:)
А меня наоборот-в буддизм…
Мне кажется она имела какое-то отношение к исихазму. Я так думаю сейчас вспоминая и переосмысливая то, что я видел…
Постоянно с чётками молитву Иисусову творила…
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную..., Господи Иисусе Христе...»
И вера её значительно отличалась от той которую я встретил потом, от нетерпимой и фанатичной с превознесением своего мнения, хотя она была очень и истинно верующей но вера её была какой-то внутренней что ли.
Она всегда о сердце говорила, когда объясняла о Боге.
И никогда никого не судила.
Не позволяла никому о людях судить.
Каков бы ни был человек а Бог ему судья.
Бог один, говорила она, только имена разные.
И я принимал это за христианство… А потом очень удивился встретив разных кликуш церковных которые больше чем сами верили других осуждали и анафемствовали борясь за блага материальные.
Она была полуграмотная по нашим меркам, деревенская и необразованная…
У неё брат был богослов, насколько я помню.
Он ей даже книги две дал.
Псалтирь и Часослов, изданные лет триста назад.
Я ей читал их.
Свет от неё шёл.
Любил я её очень…
Однако то, что я сейчас вспоминаю конечно… Когда начал исихазмом интересоваться у меня будто узнавание стало открываться. То, что она говорила, и то что делала…
На всё воля Божья как она говорила… на всё… мда…
А сейчас мне всё едино. И Дзен и православие и Адвайта. Как она и говорила. Всё Единый Бог есть. Всё о Нём…
Сущность Адвайты можно выразить двумя словами:
Господи Помилуй.
Вот так…
Всякое дыхание да хвалит Господа…
:)
Любящее сердце тебя «взрастило»:)
Выходит совсем не простая эта «картинка»… не только ввиду асимметрии лица…
Тот кто рисовал икону — не просто рисовал некий образ или лик…
Но эта половина лица — левая, связана с левым полушарием — которое связывают с логическим мышлением — «эта сторона» оценивает и различает… Именно этой стороной лица проявляется скепсис — в виде приподнятой вверх одной брови. Мне кажется — у большинства так…
Две стороны лица при такой связи просто не могут быть одинаковыми. Так как выражают разные свойства. И уже на уровне тела — даже мышцы лица работают несколько различно. Это особенно заметно когда пытаешься правой стороной лица выражать то же, что обычно выражаешь левой.
Так что теперь идея симметрии здесь кажется наоборот — странной. Нежизненной.
А большинство икон, наоборот — рисуют симметричный лик… и выбран тот вариант, который выражает всепрощение… Вон тот, что на картинке — самый правый.
Я одно время интересовалась исихазмом, да и фильм остров про это.
Спасибо за икону и за расшифровку. Мне это очень ценно. Я как раз сегодня вышла на этого . Только у меня Судия безжалостный и какой-то бесчеловечный, а сострадательный весь в слезах, страдающий без конца… И это я…
А потом вот этот стих нашла, я его и раньше слышала, но тут как впервые…
www.youtube.com/watch?v=2xEAsF4OG5E
Прекрасно! Да???