5 марта 2016, 09:44

Свобода "ОТ" ... и свобода "ДЛЯ".

Поговорим про два принципа свободы. Свобода “ОТ” назовем ее “негативная свобода”, свобода “ДЛЯ” – “позитивная свобода”. Сам принцип был сформирован ещё Кантом, но нашёл своё завершение Эрихом Фромом в 1941 в работе: “Бегство от свободы”, которая стала известной благодаря Айзеку Берлино и его эссе: “Два принципа свободы”.

Понимание разницы между негативной и позитивной свободы.

Негативная свобода / Свобода ОТ

Негативная свобода это свобода от внешних ограничений, которые мешают нам делать то что нам хочется, когда нам хочется, и как нам этого хочется. А внешние ограничения накладывают на тебя другие люди неважно кто — будь это твои родители, учителя или твой начальник на работе. Чем больше негативной свободы у тебя есть, тем меньше препятствий лежит между тобой и тем, что желаешь.

Чарлз Тейлор называет негативную свободу “принцип возможности” потому что она дает тебе доступ к ряду желанных возможностей, независимо от того воспользуешься ли ты этими возможностями или нет.

Подытожить этот принцип можно словами: “Я не раб”.

Позитивная свобода / Свобода ДЛЯ

Позитивная свобода это свобода контролировать и направлять свою собственную жизнь. Позитивная свобода позволяет мужчине осознано делать выбор, выбирать собственные цели, и соответственно самому формировать собственную жизнь. Он поступает так, потому что он сам решил так поступить, а не, потому что ему так сказали, или что подтолкнуло его к этому.

Тейлор называет позитивную свободу “концепцией упражнения”, потому что ты делаешь осознанный выбор между всеми доступными возможностями в сторону той, которая наиболее отвечает твоим жизненным приоритетам и ценностям.

Подытожить можно словами “Я сам себе начальник”.

И если тебе все еще не до конца понятна разница то приведу пример из Стэндфордской Энциклопедии которая классно объясняет эти два типа свобод этой историей:

“Представь мужчину, который сидит за рулем автомобиля. Он подъезжает к перекрестку. Там нет, не светофоров, не полиции, не дорожных знаков, а также никаких других машин, у водителя есть возможность повернуть в любую сторону, и он поворачивает налево.- Это негативная свобода.

Непонятно, конечно, но читай дальше. Водитель свободен от всякого рода ограничений, которые заставляют его ехать в каком либо направлении (то есть у него как мы говорили выше море негативной свободы). Но предположим, что если водитель повернул налево, потому что у ему нужно было заехать за пачкой сигарет в магазин, и этот поворот одновременно означал что он пропустит важную встречу? И теперь вопрос к тебе, сам ли он управлял машиной? Ну это понятно что он конечно сидел за рулем, но что им двигало в тот момент? Сам ли он выбрал тот путь куда поехал, или за него уже был сделан выбор его же зависимостью? Это как раз и иллюстрирует недостаток позитивной свободы у водителя, чтобы осуществить то, что он хотел по-настоящему – успеть на встречу.

Как Стэндфордская энциклопедия объясняет дальше:

Эта история дает тебе два пути как думать о свободе. С одной стороны можно думать о свободе как об отсутствии внешних ограничений. Ты полностью волен делать все, что ты хочешь, никто тебя не останавливает, ты дикий волк, ты ренегат. И с первого взгляда, может показаться, что ты полностью свободен, что ты на самом деле крутой перец, и лучше всех остальных, и вот та свобода которую нужно искать. С другой стороны ты можешь думать о свободе как о присутствии контроля, но сейчас я не говорю о контроле установленного другими людьми, а о том контроле — тех правил который ты сам для себя установил. Ты установил для себя эти правила чтоб достигнуть именно того что ты так хочешь.

Другими словами негативная свобода, это количество открытых для тебя дверей, а позитивная свобода это возможность войти в нужную именно для тебя дверь.

Применение этих принципов в жизни.

Cтупень I. Детство. Низкая негативная свобода. Низкая позитивная свобода.

Когда ты был ребенком, скорее всего ты одинаково был ограничен как от негативного влияния так и от сильно позитивного. Твои родители сами устанавливали для тебя правила и распорядок дня по которым ты должен был жить. Твои возможности были ограничены, а твои взгляды и цели зачастую формировались твоими родителями. Также ты особенно себя и не контролировал, ты был импульсивным, а может и зачастую перепуганным ребенком.

Ступень II. Юность. Высокая негативная свобода, низкая позитивная.

Поздравляю тебе исполнилось 18 лет, и ты оставляешь родной дом и идешь учиться в пту, универ, бурсу. Теперь парень ты можешь вздохнуть полной грудью, никто за тобой не смотрит, и никто тебя не контролирует. Внешний авторитет ушел из твоей жизни, и ты в принципе можешь делать все что хочешь. Веселиться каждую ночь, спать до обеда, пропускать пары, приводить к себе кого хочешь.

У тебя обилие негативной свободы – то есть перед тобой открыто множество дверей. Это довольно таки опьяняющее чувство свободы, которым ты начинаешь упиваться, пробуя перейти границы неизведанного, проверяешь себя из раза в раз как далеко ты можешь зайти. Сила воли, дисциплина, что это такое?..

Тут конечно необходимо добавить, что свобода не значит свободу от последствий выбора, ты все еще можешь обанкротиться, или кинуть университет. Ты можешь выбрать свои действия, но ты не можешь выбрать последствия своих деяний.

Ступень III. Зрелый возраст. Высокая негативная свобода. Увеличенная позитивная свобода.

И тут раз ты начинаешь понимать что не все доступные двери одинаковы по важности. Начинаеться плавный переход от мысли Я МОГУ ДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО ХОЧУ!!! к мысли, ЧТО Я ХОЧУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТ СВОЕЙ ЖИЗНИ???.. Ты начинаешь искать смысл и находишь его(или нет, но об этом в другой раз, и в другой статье). И внутри себя ты обнаруживаешь что-то новое…

А тем временем как твое мышление меняется, ты начинаешь, наконец, различать между вариантами которые у тебя есть, начинаешь делать выбор между теми вещами, которые приведут тебя к тому чего ты действительно так хочешь. В это время ты проверяешь разные двери, ты замечаешь, что те из них которые легко открываются удовлетворяют всего лишь твои низшие потребности и соответственно ведут в одну комнату, а те двери, которые с первого раза не поддаются ведут тебя к более высоким целям приводят тебя в комнату еще с большим количеством дверей и возможностей. И вот еще одно открытие которое ты сделаешь для себе некоторые из дверей, которые идут к высоким целям для тебя закрыты. Эти замки символизируют внешние обстоятельства, которые питаются ограничить тебя от действительно тех вещей, которые ты хочешь достичь в своей жизни.

Ступень IV. Мужественность. Высокая негативная свобода. Высокая позитивная.

Тут уже люди не говорят тебе что ты должен или не должен делать как в детстве, ты сам решаешь, что тебе необходимо сделать чтоб стать тем мужчиной, которым ты хочешь стать. Ты сам для себя устанавливаешь те правила и границы, которые наоборот делают тебя сильнее, а не ограничивают. Ты охотно работаешь над самодисциплиной и силой воли. И работая в этом направлении ты учишься контролировать свою низменную природу, или животную сущность, ради высшей цели.

Например, как в нашей первоначальной истории: “водитель бросает курить, чтоб эта привычка не могла контролировать направление его езды.”

Учась контролировать и сдерживать свои желания, ты становишься по-настоящему более независимым. Ты не только свободен от внешних ограничений, но ты также и не раб своим страстям. У тебя есть не только свобода стоять в коридоре с безграничным количеством дверей, но также есть свобода зайти в любую из них. Самообладание это ключ ко всем дверям.

Стремление к позитивной свободе как путь к мужеству.

К сожалению, большинство парней заостряют на II ступени. Мы все растем в культуре, которая поддерживает негативную свободу. Вся реклама, все фильмы, музыка говорит только об одном — бери от жизни все что хочешь, и соответственно счастье ассоциируется с тем что ты можешь делать все что хочешь. И потому они никогда так и не переходят в своем мышление от свободы “ОТ” к свободе “ДЛЯ”. Но как раз этот переход и сопутствует перерождению мальчика в мужчину.

Мужчины, которые меняют свое мышление от негативной свободы к позитивной обнаруживают что те ограничения, которые они сами придумали не ставят им никаких преград, а их самодисциплина наоборот открывает им новые возможности, она открывает им те двери которые по-другому для них были б закрытии.

— Почти любой мужчина может устроиться на работу, но только мужчина с позитивной свободой может найти работу своей мечты.

— Почти любой мужчина может стать мужем и отцом, но только мужчина с позитивной свободой может стать хорошим мужем и отцом.

С другой стороны мужчины, которые остаются детьми во взрослом теле видят в своей жизни только одни ограничения, которые на них наложил мир. Если они видят то что они хотели б иметь им сразу не поддаётся то бишь находиться за закрытой дверью, то вместо того чтоб приложить усилия и поработать над этим они просто пожимают плечами и говорят что им это и не нужно было. По этой причине мужчины, которые застряли в своем развитии на II ступени, никогда не достигают своего высшего потенциала, они недовольны своей жизнью.

Чувство контроля и понимание того что только ты в ответе за свою судьбу добавляет радости и чувства удовлетворения. Мужчина со свободой “ДЛЯ”, знает смысл своей жизни, и он готов жертвовать всем, чтоб достичь свою цель. Он понимает, чтоб достичь чего-то большего надо пожертвовать малым.

Культивируя позитивную свободу, и ограничивая себя сами ми получаем тот стержень, который никто не в силах вырвать у нас.

Подытоживая все вышесказанное хочу закончить статью цитатами из книги Виктора Франкла (психолога, бывшего узника нацистского концентрационного лагеря) – “Человек в поисках смысла”, где он пишет про людей которых возможно лишили всего что можно представить:

“Чувствительные люди, с детства, привыкшие к активному духовному существованию, переживали тяжелую внешнюю ситуацию лагерной жизни хоть и болезненно, но, несмотря на их относительно мягкий душевный нрав, она не оказывала такого разрушительного действия на их духовное бытие. Ведь для них как раз был открыт путь ухода из ужасающей действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства. Только так можно понять тот парадокс, что иногда люди хрупкой телесной организации лучше переносили лагерную жизнь, чем физически сильные натуры…”

“…Напротив, видение «конца» и нацеленность, на какой- то момент в будущем образуют ту духовную опору, которая так нужна заключенным, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения. Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения.”

.

7 комментариев

sambodhi-raf
Я смотрю, ты нарываешься :)

… Подытоживая все вышесказанное хочу закончить статью цитатами из книги Виктора Франкла (психолога, бывшего узника нацистского концентрационного лагеря) – “Человек в поисках смысла”, где он пишет про людей которых возможно лишили всего что можно представить:

“Чувствительные люди, с детства, привыкшие к активному духовному существованию, переживали тяжелую внешнюю ситуацию лагерной жизни хоть и болезненно, но, несмотря на их относительно мягкий душевный нрав, она не оказывала такого разрушительного действия на их духовное бытие. Ведь для них как раз был открыт путь ухода из ужасающей действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства. Только так можно понять тот парадокс, что иногда люди хрупкой телесной организации лучше переносили лагерную жизнь, чем физически сильные натуры…”

“…Напротив, видение «конца» и нацеленность, на какой- то момент в будущем образуют ту духовную опору, которая так нужна заключенным, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения. Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения.”

.
sambodhi-raf
К сожалению, большинство застревают на II ступени. Мы все растем в культуре, которая поддерживает негативную свободу. Вся реклама, все фильмы, музыка говорит только об одном — бери от жизни все что хочешь, и соответственно счастье ассоциируется с тем что ты можешь делать все что хочешь. И потому они никогда так и не переходят в своем мышление от свободы “ОТ” к свободе “ДЛЯ”. Но как раз этот переход и сопутствует перерождению мальчика в мужчину.

… и это в 90% случаев.

ФАКТ.

ЖЕЛЕЗНЫЙ, ХААА!!!)))

)))

.
sambodhi-raf
А АдвайтотААА…
… ха-ха, в этой чудовищной процентовке (подтв. статистически)

… вААще __ — Золотой Процент, хААА!!!)))

ФАКТ.

ЖЕЛЕЗНЫЙ, ХААА!!!)))

)))

.
Erofey
Мне кажется, деление на ДЛЯ и ОТ высосано из… (ну хотелось людям что-то написать!)
Любое ограничение ОТ чего-либо преодолевается (или наоборот сохраняется) ДЛЯ удовлетворения какой-то потребности.
Ну а потребности у всех разные!
sambodhi-raf
Дружище,
пробежался очень поверхностно,
не торопись, не спеши __ — повари)

Никогда не мысли в терминах свободы «от»; пусть свобода всегда будет «для». И разница безгранична, огромна. Не мысли в терминах «от» – пусть будет «для». Будь свободным для Бога, будь свободным для истины, но не думай, что ты хочешь быть свободным от толпы, свободным от церкви, свободным от того или другого. Ты, может быть, сможешь однажды уйти в сторону, но никогда не будешь свободным, никогда. Это будет какого-то рода подавление.

Почему ты так боишься толпы?… Если есть притяжение… твой страх просто показывает притяжение, влечение. Куда бы ты ни пошел, ты всегда останешься под властью толпы.

Вот что я хочу сказать: просто посмотри на факты – нет необходимости мыслить в терминах толпы. Просто мысли в терминах своего существа. Это можно отбросить прямо сейчас. Ты не можешь быть свободным, если борешься. Ты можешь это отбросить, потому что нет смысла бороться.

Проблема не в толпе – проблема это ты. Толпа не тянет тебя – ты позволяешь себя тянуть, никто другой, только твоя собственная бессознательная обусловленность. Всегда помни: не перекладывай ответственность ни на кого другого, потому что тогда ты никогда от этого не освободишься. Глубоко внутри это твоя собственная ответственность. Чем тебе так досадила толпа? Бедная толпа! Почему ты должен так ее осуждать? Зачем носить в себе такую рану?

Толпа ничего не может сделать, если ты с ней не сотрудничаешь. Поэтому все дело в твоем сотрудничестве. Ты можешь отбросить сотрудничество прямо сейчас, просто взять и отбросить. Если ты приложишь к этому какое-то усилие, это создаст проблемы. Сделай это немедленно. Просто в это мгновение… спонтанное понимание, – если ты видишь суть, – что, борясь, ты сражаешься в проигранной битве. Самой борьбой ты подчеркиваешь толпу.

Именно это происходит с миллионами людей. Кто-то хочет бежать от женщин – в Индии это делалось веками. Тогда люди увязают в этом все больше и больше. Они хотят избавиться от секса, и весь их ум становится сексуальным; они думают только о сексе и ни о чем больше. Они постятся, они не спят; они делают ту или другую пранаяму, йогу и тысячу и одну вещь – все это чепуха. Чем больше они борются с сексом, тем более его себе навязывают, тем более концентрируются на нем. Он становится значительным, непропорционально значительным.

Именно это случилось в христианских монастырях. Они стали такими подавленными, просто испуганными. То же самое случится с тобой, если ты слишком боишься толпы. Толпа ничего не может сделать, если ты не сотрудничаешь; все дело за твоей бдительностью. Не сотрудничай!

Вот мое наблюдение: что бы ни случилось с тобой, ты за это ответствен. Никто другой не делает этого с тобой. Ты хотел, чтобы это с тобой сделали, поэтому это сделали. Кто-то эксплуатирует тебя, потому что ты хочешь, чтобы тебя эксплуатировали. Кто-то заключает тебя в тюрьму, потому что ты хочешь быть заключенным. В этом должен быть какой-то поиск. Может быть, ты привык называть это защищенностью. Имена могут быть разными, этикетки могут быть разными, но ты жаждешь быть заключенным, потому что тюрьма безопасна, в ней нет ни малейшей незащищенности.

Но не борись с тюремными стенами. Смотри вовнутрь. Найди эту жажду безопасности, установи, как толпа манипулирует тобой. Наверное, ты чего-то просишь у толпы – признания, почета, уважения, респектабельности. Если ты чего-то просишь у толпы, ты должен ей отплатить. Тогда толпа говорит:

— Ладно, мы дадим тебе уважение, а ты дай нам свою свободу.

Это простая сделка. Но толпа никогда ничего с тобой не делала – все дело в тебе. Так уйди со своей дороги!

ОшО.

.
sambodhi-raf
Прошёл лично полный цикл…
… Свобода ОТ (букв. ОТ и ДО),
ОТ Свободы ОТ Свободы… К Свободе — «ДЛЯ».

… очень сложная темААА!!!

()

.
sambodhi-raf
Подчеркну ещё один момент,
лично для меня неприятный, но факт есть факт…

… Свобода ОТ впечатана на таких глубинных уровнях, что даже уловить это крайне и крайне проблемно. Н-р, Адвайта-Веданта говорит о Свободе ОТ Страстей, классический буддизм о свободе ОТ Привязанностей, Дзогчен-и-Махамудра о свободе ОТ надежды и страха… соврм. её апостолы — Чогьям Ринпоче и Намках Ринпоче о свободе ОТ фантазий… величайший УГ Кришнамутри говорил о свободе ОТ известного… список можно множить до бесконечности…

… везде прошита одна тема — о свободе ОТ.

Тончайшее удержание… от свободы — «ДЛЯ»…

… блЯЯЯ, и это даже,
ха-ха, ни разу не смешно!!!)))

)))

.
Автор топика запретил добавлять комментарии