24 апреля 2016, 22:04

Концепция Дао в "Даодэцзин"

В трактате «Даодэцзин»говорится о бытиии, о небытии и об их отношении… «Что небытие проникает везде и всюду», что «в мире все рождается в бытии, а бытие рождается в небытии». При этом есть основание отождествить небытие с безымянным «дао», а бытие — с «дао», имеющем имя. Ведь характеристики первого «дао» отрицательные ( безтелесно, туманно, пусто и так далее). В то же время мы отождествим второе «дао» с небом и землей, которое порождается первым «дао».
Таким образом, систематизируя содержание «Даодэцзина», хотя возможно и упрощая, выравнивая его, мы можем представить себе даосскую картину мироздания следующим образом. Небытие первично. Это и есть «дао», не имеющее имени. Оно не имеет имени, потому что, назвав его, мы тем самым превратим его уже в бытие. О небытии можно говорить только отрицательно. Отсюда характеристики первого «дао». Небытие порождает бытие. Бытие -«дао», имеющее имя, физическим аналогом которого является небо и земля.
Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи, несмотря на то что непосредственно они опираются на бытие непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором и обретают свой покой. Это возвращение -единственно постоянное в мире вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством ". Только ничто вечно.

А.Н. Чанышев «Курс лекций по древней философии»
(1):  Alika

0 комментариев