15 июля 2016, 18:54
Безвыборность и естественность
Падает снег. Каждая снежинка на своем месте.
Сутры дзен
Задаваясь вопросом: «что такое я?», все ближе подходишь к постижению того, что тебя вообще не существует отдельно от всего остального. Что даже отстаивая свои интересы приходится противоречить другим, по сути нуждаясь в поддержке своих врагов.
А стремясь добиться просветления? Или какого нибудь совершенства или мастерства в музыке или искусстве все равно наступаешь на те же грабли, более утонченного варианта игры в эго. Ведь судить о достигнутых успехах ты можешь только тогда, когда сравниваешь себя со всеми теми, кто ничего не достиг либо потерпел неудачу.…
И теперь ты видишь, что прилагая усилия в любом направлении, ты подразумеваешь и тем самым порождаешь противоположность того, к чему стремишься. Допустим став добрым, обязательно найдутся те кто захочет предать и распять. А став злым, найдутся те, кто объединятся против тебя во имя любви к ближнему.
Ты обнаруживаешь себя в тупике и больше не в состоянии продолжать игру, в которой все правила противоречивы, все действия приводят к поражению. Ведь общество с детства говорило, что ты должен быть свободным, ответственным и любящим. Тогда тебя определили как независимую личность, обрекая тем самым на беспомощность и разочарование.
И тут, это понимание безвыходности дает проблеск того, что вся эта игра бессмысленна, а твое независимое эго – иллюзия. Твоего эго просто не существует, и поэтому оно не может ни действовать самостоятельно, ни подвергаться воздействию внешних условий – оно не может ни изменить происходящее, ни подчиниться ему. А ощущение «я», которое должно было включать в себя все твои переживания жизни, вместо этого было просто отделено и изолировано в виде оторванного от жизни наблюдателя этой жизни.
И это еще одна тонкая ловушка для человека, осознавшего иллюзорность эго. Может случиться так, что у тебя временно будет присутствовать ощущение, будто ты – кукла, которая невменяемо танцует, повинуясь натяжению ниточек, уходящих куда-то вглубь к неизвестным силам… по типу «Я ничего не могу с собой поделать, все само случается и я не при делах» (на что можно ответить, что «мы тоже за себя не отвечаем, так что не сердись если что на нашу рефлексию» :)) Тут эго разделяет себя на две части и притворяется своей собственной жертвой. На этой стадии эго по-прежнему существует, как «я», которое должно пассивно наблюдать автоматическое поведение «меня» и других. При этом снова может показаться, что у наблюдающего «я» существует какая-то свобода выбора между тем, чтобы пассивно принимать все, и тем, чтобы начать активно изменять происходящее… и это последняя цитадель своей независимости, где в роли наблюдателя оно претерпевает все неприятности жизни.
Если рассматривать это как очередную оболочку луковицы, то становиться видно, что линия разделения проходит теперь между всем происходящим, включая мои чувства, с одной стороны, и мною самим как сознательным свидетелем – с другой. Но разве не очевидно, что эта линия существует лишь в воображении? Что она и наблюдатель, который скрывается за ней, являются всего лишь новой версией той старой иллюзии, которую человек приобрел в детстве? Причем это далеко не центр самоопределения личности, а просто автоматически работающий механизм, встроенный с детства воспитателями и друзьями.
Если я не выбираю то, что случается со мной по одну сторону линии, то я не выбираю также и то, что происходит на другой стороне – стороне свидетеля. А это значит, что я не решаю, принимать мне происходящее или пытаться изменить его! Я принимаю, я отвергаю, я остаюсь пассивным свидетелем – все это происходит так же автоматически, как и события, не зависящие от моей воли. Все это случается так же непроизвольно, как мои эмоции отражают физиологические процессы, происходящие в моем организме…
И тут когда человек во всех отношениях становиться марионеткой случается трансформация сознания, и все представления о судьбе теряют смысл, потому что становиться очевидным отсутствие того, кто может стать жертвой предопределения.
Ловушки не существует, если некого в нее ловить. Никто, в действительности, не может чувствовать, что действует по принуждению, если у него нет представления о свободе выбора. Ведь безвыборность и непроизвольные действия известны только в связи с их противоположностью – выбором или волевыми поступками. Таким образом, исчезает грань между мной и всем тем, что происходит со мной, и теперь во всем этом не остается места даже для пассивного свидетеля. Здесь обнаруживается, что я живу не в мире, а как мир в котором нет ни того, что навязывается мне, ни того, что подчиняется прихотям моей своенравной воли. Все происходит не механически и не случайное оно просто имеет место. Все события при этом выглядят тонко взаимосвязанными и невообразимо гармоничными. Каждое «это» соответствует некоторому «то». Ты чувствуешь себя, как листок, гонимый ветром, но так происходит лишь до тех пор, пока ты с удивлением не обнаружишь, что являешься одновременно и листком, и ветром… т.к. мир внутри и снаружи тела теперь движутся совместно и неразделимо. Твое тело больше не является трупом, который эго вынуждено оживлять и таскать за собой. У тебя возникает ощущение, что земля поддерживает тебя. И воздух сам вдыхает и выдыхает себя, и тебе не нужно больше всматриваться и вслушиваться куда то, потому что свет и звук сами приходят к тебе.
Сутры дзен
Задаваясь вопросом: «что такое я?», все ближе подходишь к постижению того, что тебя вообще не существует отдельно от всего остального. Что даже отстаивая свои интересы приходится противоречить другим, по сути нуждаясь в поддержке своих врагов.
А стремясь добиться просветления? Или какого нибудь совершенства или мастерства в музыке или искусстве все равно наступаешь на те же грабли, более утонченного варианта игры в эго. Ведь судить о достигнутых успехах ты можешь только тогда, когда сравниваешь себя со всеми теми, кто ничего не достиг либо потерпел неудачу.…
И теперь ты видишь, что прилагая усилия в любом направлении, ты подразумеваешь и тем самым порождаешь противоположность того, к чему стремишься. Допустим став добрым, обязательно найдутся те кто захочет предать и распять. А став злым, найдутся те, кто объединятся против тебя во имя любви к ближнему.
Ты обнаруживаешь себя в тупике и больше не в состоянии продолжать игру, в которой все правила противоречивы, все действия приводят к поражению. Ведь общество с детства говорило, что ты должен быть свободным, ответственным и любящим. Тогда тебя определили как независимую личность, обрекая тем самым на беспомощность и разочарование.
И тут, это понимание безвыходности дает проблеск того, что вся эта игра бессмысленна, а твое независимое эго – иллюзия. Твоего эго просто не существует, и поэтому оно не может ни действовать самостоятельно, ни подвергаться воздействию внешних условий – оно не может ни изменить происходящее, ни подчиниться ему. А ощущение «я», которое должно было включать в себя все твои переживания жизни, вместо этого было просто отделено и изолировано в виде оторванного от жизни наблюдателя этой жизни.
И это еще одна тонкая ловушка для человека, осознавшего иллюзорность эго. Может случиться так, что у тебя временно будет присутствовать ощущение, будто ты – кукла, которая невменяемо танцует, повинуясь натяжению ниточек, уходящих куда-то вглубь к неизвестным силам… по типу «Я ничего не могу с собой поделать, все само случается и я не при делах» (на что можно ответить, что «мы тоже за себя не отвечаем, так что не сердись если что на нашу рефлексию» :)) Тут эго разделяет себя на две части и притворяется своей собственной жертвой. На этой стадии эго по-прежнему существует, как «я», которое должно пассивно наблюдать автоматическое поведение «меня» и других. При этом снова может показаться, что у наблюдающего «я» существует какая-то свобода выбора между тем, чтобы пассивно принимать все, и тем, чтобы начать активно изменять происходящее… и это последняя цитадель своей независимости, где в роли наблюдателя оно претерпевает все неприятности жизни.
Если рассматривать это как очередную оболочку луковицы, то становиться видно, что линия разделения проходит теперь между всем происходящим, включая мои чувства, с одной стороны, и мною самим как сознательным свидетелем – с другой. Но разве не очевидно, что эта линия существует лишь в воображении? Что она и наблюдатель, который скрывается за ней, являются всего лишь новой версией той старой иллюзии, которую человек приобрел в детстве? Причем это далеко не центр самоопределения личности, а просто автоматически работающий механизм, встроенный с детства воспитателями и друзьями.
Если я не выбираю то, что случается со мной по одну сторону линии, то я не выбираю также и то, что происходит на другой стороне – стороне свидетеля. А это значит, что я не решаю, принимать мне происходящее или пытаться изменить его! Я принимаю, я отвергаю, я остаюсь пассивным свидетелем – все это происходит так же автоматически, как и события, не зависящие от моей воли. Все это случается так же непроизвольно, как мои эмоции отражают физиологические процессы, происходящие в моем организме…
И тут когда человек во всех отношениях становиться марионеткой случается трансформация сознания, и все представления о судьбе теряют смысл, потому что становиться очевидным отсутствие того, кто может стать жертвой предопределения.
Ловушки не существует, если некого в нее ловить. Никто, в действительности, не может чувствовать, что действует по принуждению, если у него нет представления о свободе выбора. Ведь безвыборность и непроизвольные действия известны только в связи с их противоположностью – выбором или волевыми поступками. Таким образом, исчезает грань между мной и всем тем, что происходит со мной, и теперь во всем этом не остается места даже для пассивного свидетеля. Здесь обнаруживается, что я живу не в мире, а как мир в котором нет ни того, что навязывается мне, ни того, что подчиняется прихотям моей своенравной воли. Все происходит не механически и не случайное оно просто имеет место. Все события при этом выглядят тонко взаимосвязанными и невообразимо гармоничными. Каждое «это» соответствует некоторому «то». Ты чувствуешь себя, как листок, гонимый ветром, но так происходит лишь до тех пор, пока ты с удивлением не обнаружишь, что являешься одновременно и листком, и ветром… т.к. мир внутри и снаружи тела теперь движутся совместно и неразделимо. Твое тело больше не является трупом, который эго вынуждено оживлять и таскать за собой. У тебя возникает ощущение, что земля поддерживает тебя. И воздух сам вдыхает и выдыхает себя, и тебе не нужно больше всматриваться и вслушиваться куда то, потому что свет и звук сами приходят к тебе.
36 комментариев
А так хорошо :)
] Так, Шарипутра, должны бодхисаттвы (тиб.: бодхисаттвы-махасаттвы) осуществлять обучение глубокой Праджняпарамите".
Тогда Благословенный вышел из самадхи и похвалил бодхисаттву-махасаттву Арья-Авалокитешвару: «Отлично! Отлично, сын семьи! Именно так, сын семьи, именно так, как показано тобой, следует осуществлять практику глубокой Праджняпарамиты на радость всем татхагатам и архатам (тиб.: „архатам“ отсутствует).
Когда сказаны были Благословенным такие слова, возрадовались достопочтенный Шарипутра, и бодхисаттва-махасаттва Арья-Авалокитешвара, и те монахи, и те бодхисаттвы-махасаттвы, и все присутствовавшие боги, люди, асуры, гаруды, гандхарвы, и мир возликовал от сказанного Благословенным (в тиб.: после „Авалокитешвара“ идет: „и все окружающие вместе с богами, людьми, асурами и гандхарвами...“).
Так заканчивается (тиб.: махаянская сутра) „Сердце Благословенной Праджняпарамиты“.
будешь жить,
папа сказал…
)))
.