30 октября 2022, 02:51

Материалистическое Мировоззрение

Человек разумное социальное существо.
Его деятельность целесообразна.
И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь.
Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение.
Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира — мировоззрение.
Мировоззрение — это совокупность принципов, взглядов и убеждений которые определяют отношение человека к окружающему миру и к самому себе.
Мировоззренческие принципы формируются на основе философских, нравственных, эстетических и политических взглядов.
Но только философия, обобщая все элементы мировоззренческой системы, придает мировоззрению завершенный вид.
И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.
Это отношение упирается в самый существенный вопрос: <Что такое мир?>.
Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук.
Философия рассматривает мир, во — первых: в его целостности и единстве, и, во- вторых: в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.
Человек воспринимает и познает окружающий мир органами чувств: зрение, звук, обоняние, осязание, вкус и биополе.
Он излучает колебания и воспринимает их.
Во вселенной все процессы носят колебательный характер: свет — колебания, звук — колебания, радиоволны — колебания, электромагнитные волны — колебания, электрон — колеблется вращаясь вокруг ядра атома, ядро в молекуле, Земля вращается вокруг Солнца.
Одним из примеров такого восприятия может служить следующее.
На Солнце вспышка, а у человека сердечнососудистая система сжалась, то есть колебательные процессы на Солнце сказываются на человеке.
Мировоззрение — это связное, целостное, общее воззрение на мир и историю человека.
Разумеется, каждая дисциплина дает о них необходимые сведения и исходит из собственной, относительно универсальной картины мира, как например, физика — из физической картины мира.
И лишь философия является такой дисциплиной, которая вырабатывает наиболее общий целостный, единый взгляд на окружающую реальность.
Следовательно, философия — есть систематизированное мировоззрение.
Мировоззрение — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире.
Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения.
Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение.
Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Слово мировоззрение не достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания.
Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.
Мировоззрение может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей.
Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
Мировоззрение личности определяет мнение.
Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.
Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
По известной классификации их много, но в пределе их можно свернуть к двум:
1) материалистическое мировоззрение;
2) идеалистическое мировоззрение.
Иначе их можно назвать научным и религиозным.
Уже отмечалось, что формы, типы мировоззрений многообразны.
Есть все основания говорить о плюрализме национальных, классовых и групповых, индивидуальных взглядов, позиций.
Это не исключает, правда, присутствия в них и общих мотивов, типовых черт.
Философские взгляды в этом смысле не составляют исключения.
История философии знакомит нас с многообразием философских учений, принадлежащих прошлому и настоящему.
Однако далеко не все они претендуют и могут претендовать на статус научно-философского мировоззрения.
Научно-философское мировоззрение — это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Уместно сравнить теперь данное определение с ранее приведенными определениями мировоззрения вообще и философского мировоззрения.
Схематично их соотношение можно представить в виде концентрических кругов.
Наиболее широким из трех понятий является понятие мировоззрения (М).
Уже входящее в него понятие философского мировоззрения (ФМ).
И, наконец, лишь часть философских учений может быть отнесена к области научно-философского мировоззрения (НФМ).
История познания убеждает в том, что данному понятию в наибольшей степени отвечают учения философского материализма.
В различные эпохи, в зависимости от уровня развития и характера научных знаний, материализм принимал различные формы.
Важнейшими из них являются: стихийный и во многом еще наивный материализм древних философов;
материализм XVII--XVIII веков, носивший механистический и метафизический характер;
наконец, диалектический материализм, созданный К.
Марксом и Ф.
Энгельсом к середине XIX века на основе исследований общества и новых достижений естествознания.
Во второй форме материализма почти отсутствовали представления о развитии мира, о взаимосвязи, взаимодействии различных явлений.
По словам Энгельса, ученые анатомировали природу, по крупицам собирали материал для последующих обобщений.
Это во многом и определило метафизический характер материализма данного периода.
Под метафизикой понимается взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей, развития.
Понятие диалектики противоположно понятию метафизики.
Оно обозначает взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления рассматриваются во взаимодействии, развитии.
Насыщение диалектикой углубило и обогатило материализм.
Материализм и диалектика сочетаются естественно и органично.
Ведь материализм, как пояснял Ф.
Энгельс,-- не что иное, как понимание мира таким, каким он существует реально, без фантастических искажений (такова же в принципе установка науки).
Но мир, как он есть,-- это мир сложных взаимосвязей, противоречий, качественных изменений, развития.
А это значит, что верное понимание мира требует единства материализма и диалектики.
Существенным вкладом в формирование диалектико-материалистического миропонимания явилось также впервые осуществленное Марксом распространение материализма на общественную жизнь, на человеческую историю.
Развитие материализма и влияние научных знаний на философскую мысль этим, естественно, не закончилось, оно продолжается и в наши дни.
Материализм меняет свою форму с каждой крупной эпохой в развитии науки.
Со своей стороны, материалистические учения оказывали заметное воздействие на развитие науки.
Один из убедительных примеров такого воздействия — влияние атомистического учения древнегреческих философов (Демокрит и другие) на формирование научной атомистики.
Продуктивное воздействие на науку оказывали и некоторые рациональные идеи идеалистических учений.
Так, идеи развития вошли в естествознание сначала в идеалистической форме (мысль о стремлении к совершенству).
И лишь позже было осуществлено их материалистическое переистолкование, соответствующее содержанию и духу научного познания.
Вокруг проблемы научности философского мировоззрения продолжаются горячие споры.
При этом нередко допускается неисторическое, абстрактное сопоставление познавательных функций философии и науки, которое исходит из посылки, будто философия решает в принципе те же задачи, что и наука, только на другом, предельно обобщенном уровне.
При таком подходе их специфика размывается, возникает опасность либо <растворения> философской проблематики в специально-научной, либо обособления философской мысли, ее противопоставления пауке.
В рамках такого умозрительного сравнения, прямолинейного соотнесения этих двух областей знания как в принципе однотипных проявляется эффект их мнимого соперничества.
Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих частные законы, определялась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
Согласно такой точке зрения (по сути, она восходит к Аристотелю), философия мыслится как набор самых общих положений, выступающих по отношению к развитому научному знанию как нечто вспомогательное, не главное.
При этом не только не раскрывается реальная картина соотношения философии и науки в истории культуры, но даже во многом утрачивается понимание специфики философии, достигнутое еще в классической немецкой философии.
Аналогичен результат и других абстрактных сопоставлений сфер духовной деятельности (философия — религия, философия — искусство и т.
д.), берущихся вне истории, вне целостного контекста культуры.
Вопрос о требованиях к научно-философскому мировоззрению и о самой его возможности удается корректно поставить и решить лишь на основе историко-материалистического подхода к философии.
Что же выявляет такой подход? Он свидетельствует о том, что философия и наука рождаются, живут и развиваются в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов культуры, испытывая воздействие различных их компонентов.
Вместе с тем обе они оказывают заметное влияние друг на друга и на весь комплекс культуры.
Причем характер и формы этого влияния имеют историческую природу, меняют свой вид в различные эпохи.
Понять функции философии и науки, их родство и различие можно лишь на базе обобщения их реального статуса, роли в различные периоды истории.
Исторический анализ свидетельствует о том, что философия и наука — вовсе не соперницы, что каждая из них выполняет в культуре свои, специфические функции.
Обрисованные выше функции философии в системе культуры позволяют уяснить те ее задачи, которые родственны науке, а также те, которые носят иной, особый характер, определяя важную общественно-историческую миссию философской мудрости, в том числе ее способность влиять на развитие и жизнь науки.
  • нет
  • +4
(1):  Erofey

1 комментарий

Erofey
Правильно! Открой школу ликбеза.