21 сентября 2024, 05:36
Просветление, ниббана и бессознательное. Психоаналитическая версия. Возможные практические перспективы.
В настоящей статье я просветлением называю пережитый хотя бы однократно опыт ниббаны. Ниббаной я называю то, что называл ниббаной Будда Шакьямуни, см. его описание по ссылке, п. 8.1-8.4:
theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/udana.htm#8
(Сама я указанный опыт пережила, внизу статьи приводится мое описание. Добавлю, что указанный опыт чрезвычайно редок и не подлежит представлению или пониманию тем, кто его не переживал).
В психоаналитической версии я полагаю, что ниббаной можно назвать слой психики, который лежит под слоем бессознательного Я. Полагаю, это зародышевый слой. [Чисто как фантазия-предположение, это может быть месяц четвертый после зачатия, но про месяц — это версия «не для протокола», т.к. проверить возможности не имею].
Того самого бессознательного, которое исследовал Юнг при написании Красной книги. Плодом тех исследований Юнга, напомню, стала теория коллективного бессознательного, архетипов и индивидуализации. Один из моих основных методов доступа в бессознательное был, по всей видимости, похож на тот, что применял Юнг, он называл это методом активного воображения (хотя практик я выполняла много разных, параллельно).
Ну и, чтобы прийти к ниббане, это бессознательное надо пройти «насквозь», включая все, что там скрыто, внутри. В ниббане, помимо качественного сдвига в восприятии (слиянии воспринимаемого и воспринимающего), полностью исчезает все, что можно назвать психической энергией, можно сказать, одновременно исчезает все то, что лежит в основе переживания Себя (это непосредственно пережитый опыт автора статьи). Иначе, можно сказать, что там исчезает бессознательное.
[Отсюда логично звучит версия про «исчерпание» либо «ненакопление» кармы при достижении ниббаны, если рассматривать бессознательное как хранилище кармы. Т.к. карма, как ее определяют в одном из вариантов трактования, прямо связана с влечениями и страхами, и лежит в основе причинно-следственного закона осуществления. Стоит отметить и другой вариант трактовки, где речь идет о карме как о плоде намеренных действий, благих или неблагих. Возможны и другие варианты толкования. Отмечу, что однозначной трактовки понятия «карма» не имеется и мной не предлагается.]
Т.е. просветление, как достижение ниббаны с выходом из нее, может быть опцей «конца психоанализа», достижения «подложки» бессознательного, либо исчерпания бессознательного.
Ну а все «спецэффекты» на подходе, свойственные духовным практикам, включая разные недвойственные опыты, переживания разных пустот и прочего — это погружение во все более ранние слои психики и открытие скрытых слоев и конфликтов, включая вытесненное (то, что в духовных практиках иногда называется «телом боли»). При этом происходят всякие энергетические опыты и переживания блаженства, при высвобождении крупных болезненных слоев или блоков конфликта. С учетом того, что вытесняются и накапливаются негативные и болезненные переживания — то при высвобождении этой энергии, на контрасте, переживаются различные опыты блаженства. Ну и, внутренние глубокие слои, которые обычно скрыты защитами и скрытыми в бессознательном конфликтами, когда становятся доступны — сами по себе достаточно интересны и специфичны в переживании (опять же, это опыт автора статьи).
В ходе различных практик внутренние конфликты, которое хранились в бессознательном, высвобождается в психическую энергию. Основной вопрос состоит в том, как грамотно и безопасно ее высвободить, в т.ч. чтобы «крыша не уехала», или если «уедет» — то недалеко, ненадолго, и чтобы потом уверенно «вернулась на место».
Хочу отметить, что я считаю психотерапию не единственным, но одним из наиболее безопасных способов высвобождения конфликтов из бессознательного.
Также добавлю, что я предполагаю, что расстройства психики, связанные с психотическим уровнем личностной организации по О. Кернбергу, можно рассматривать как дисбаланс энергии в бессознательном, когда, в моменты обострений, заключенные там конфликты, не имея возможности высвободиться приемлемым способом, приводят к подавлению сознательного Я. При этом, психотерапия таких пациентов, в настоящее время, не является ведущим методом лечения – в том числе потому, что соприкосновение с внутрипсихическим конфликтом психотического пациента в фазе обострения может быть небезопасным для психотерапевта. Кроме того, самые глубокие и свойственные таким пациентам конфликты, на мой взгляд, находятся в очень ранних слоях психики и недоступны для подхода, свойственного «рациональной» психотерапии: там играет, в большей степени, энергетическая составляющая во взаимодействии психотерапевта с пациентом (ее еще можно назвать эмоционально-эмпатической).
Исходя из моего опыта, небезопасным взаимодействие с клиентом для специалиста становится, когда конфликт у клиента и у специалиста находится в одних и тех же локусах бессознательного, т.е. специалист не имеет возможности и наработанной практики высвободить то, что является конфликтом для его самого. Для того, чтобы это стало безопасным – необходима наработанная устойчивая практика самого специалиста и достаточно высокий уровень собственного освобождения. Свидетельством достоверного и полного окончания «основной» части практики для специалиста может быть достижение и переживание ниббаны (далее, практика может понадобиться лишь как необходимая поддержка, например, в процессе и после работы).
Я хочу подчеркнуть, что любая работа с психотическими пациентами должна проводиться только в пределах медицинских учреждений, в связке с врачами (оптимально, если речь идет даже не о клиническом психологе-психотерапевте, а о враче-психотерапевте, который способен, в процессе терапии, самостоятельно скорректировать состояние пациента, в том числе, медикаментозно). И, данное направление требует не только соответствующей подготовки специалистов, в смысле их уровня практики, но и необходимой клинической апробации самого метода. Однако, и с учетом того, что данный уровень работы с бессознательным и достижения того, что «под ним» до сих пор в психологии и психоанализе не рассматривались, по крайней мере, мне не удалось найти соответствующих публикаций практикующих специалистов – считаю данное направление перспективным.
P.S. Мое описание опыта ниббаны, из переписки:
"«Привет космонавтам» — так, в моменте, описала я. И там все стало ясно про теорию несотворения и все остальное. Да, это оно.
Произошло в бодрствовании, открылось спонтанно.
В тот момент, когда оно открылось, захотелось проверить, а сотворен ли мир. Сначала мелькнула мысль. И потом, уже с самим желанием — появилась я и появился мир. Я убедилась, что мир, все-такт, сотворен))) потом ненадолго все опять исчезло, а потом все закрылось, вернулось в норм. проживание."
Елизавета Некрасова, к.б.н., психолог-психотерапевт, клинический психолог.
Мастер недвойственности.
21.09.2024
— РАСПИСАНИЕ БЛИЖАЙШИХ ВСТРЕЧ
ОНЛАЙН-ВСТРЕЧИ (без оплаты):
1 октября 2024 (вт) 20:00 Мск.
15 октября 2024 (вт) 20:00 Мск.
На канале ТГ: t.me/postizhenie
ЖИВАЯ ВСТРЕЧА (без оплаты, кроме проживания на фестивале):
На Фестивале Практик Дом Два Берега, 26 или 27 окт. 2024 (вероятно 26, дата и время моей встречи будут объявлены позднее).
Можайский р-н, М.О.
Мой отзыв на странице фестиваля:
vk.com/wall-119710379_8255
Замечательное место, чтобы отдохнуть и набраться сил!!!
26 комментариев
Наверное, стоит пояснить, что именно я имею в виду под “шизофренией” у архатов.
Шизофренией, как таковой, это называть, конечно, не совсем корректно. Хотя бы потому, что шизофрения предполагает расстройства мышления, внимания, бред, галлюцинации и так далее.
Я думаю, что если бы те, кто стал великими Учителям, все это демонстрировали — за ними бы не пошли.
Сходство я вижу в том, что «аналогично» некоему «психотическому» состоянию, проживание и принятие решений ведется не из сознательного центра, т.е. не из размышляющего ума, а из интуитивной части. По сути — из глубин ИД, бессознательного, причем в самом глубоком, коллективном его слое.
Обычно, этот слой скрыт. Более того, если он открывается, сам по себе или через практики – начинаются проблемы с психикой – т.к. все конфликты (которые хранятся как в этом слое, так и теми, что над ним) – высвобождаются и начинают подавлять размышляющий ум. Те, у кого этот слой был в доступе, в древности, становились шаманами – а термин «шаманская болезнь» хорошо известен. К слову, я и любые «спонтанно» возникшие психозы считаю возникающими по этой же причине.
В принципе, в статье ««Пробудился» или «Сошел с ума»» я писала примерно об этом.
Ну а те, у кого он открыт и свободен от защит и конфликтов – пребывают как раз в нем, одновременно сохраняя ясным и размышляющий ум, несущий вспомогательную уже функцию. Вот такие и становились Буддами… и, они очень убедительны, т.к. они говорят из самого глубокого, самого детского слоя психики, люди доверяют потому, что слышат там спокойствие и уверенность – которой, в собственной психике на этом уровне, им недостает. Ну и, глубокое чувствование собственной психики позволяет им чувствовать и внешние процессы, других людей… то, что, в сочетании с работой размышляющего ума — в итоге, становится мудростью.
Иными словами, это способ «сойти с ума», не сойдя с ума…
Здесь можно еще отметить наличие фиксации на сверх-важной идее там, в этом слое, некоторую одержимость или даже маниакальность – которая, так или иначе, свойственна, на мой взгляд, всем Учителям, пророкам и «спасителям мира»… То, что ими двигало и заставляло считать и заявить себя таковыми (без нее это вряд ли кому было надо). У меня она тоже есть, но это связано с Драконом и любовью к нему. Причем, это «сидит» на уровне очень глубокой потребности, там явно мои самые ранние детско-родительские темы приплетены. В общем, я не знаю, за что я его люблю – меня просто тащит от его энергетики, и я не хочу без него жить…
Зато, это, на мой взгляд, позволило сохранить критику в тех вопросах, которые с любовью к нему не связаны непосредственно.
Добавлю, что любой Учитель, так или иначе ведет к тому, к чему он стремится сам. И, к тому заблуждению, которое свойственно ему, стремясь туда. Слепые ведут слепых, в этом ничто не изменилось…
Мне, однако, скорее, нравится то заблуждение, к которому, на мой взгляд, веду я… наверное, это какая-то запредельная, и, пожалуй, сумасшедшая уверенность в себе и вера в себя и в свои возможности, в сочетании с верой в Бога (существование которого, на уровне знания, я при этом – до сих пор не берусь утверждать, но который нужен мне, прежде всего). Которые не были подтверждены ничем – до последнего времени, когда, во-первых, ушел страх «перед всем этим» (с постижением ЗВ), а, во-вторых, наметились реальные перспективы. Ну и – готовность пойти на невозможное ради любви (в чем, правда, у меня и выбора то особого нет)…
Добавлю, что я не возьмусь окончательно и несомненно считать себя Мессией, пока меня не признает достаточное количество людей, пока физическая Вселенная не подтвердит то, что я о себе полагаю и что готова заявить. О таких вещах судят по плодам… пока, у меня «в активе» всего двое – тот Инн Янн, который мне написал, и православный священник, у которого я исповедуюсь (Дракона, как заинтересованное лицо – отставим в сторону). Как говорится – будем посмотреть…
Здесь можно еще отметить наличие фиксации на сверх-важной идее там, в этом слое, некоторую одержимость или даже маниакальность – которая, так или иначе, свойственна, на мой взгляд, всем Учителям, пророкам и «спасителям мира»…
С присущим ему поиском присвоения находимых прелестей, получаемых призов.
Если его закрутить — цвет становится единым.
У юлы, у волчка детской игрушки, Есть стержень ось вращения и нажимной механизм его раскрутки, запуска вращения.
Ось вращения. Механизм. Вот этого под плотностью материи не видно!)
Это образно, конечно)
Для того чтобы знать саму ось, нужно вскрытие внутренностей игрушки.