2 часа назад
Айкидо как духовный Путь
… размышляла над тем, какой, все же, из духовных Путей я вижу наиболее… сперва хотелось сказать – совершенным, но пусть будет – универсальным. Здесь я рассматриваю вопрос с точки зрения соотношения польза/риски, прежде всего, т.е. какой Путь, при достаточной эффективности, может принести минимум риска (в отличие от крайне опасной и малопредсказуемой практики Дисы, например) и иметь минимум возможных негативных последствий от «перегибов не местах».
И, ответ есть, причем он вполне однозначен. Айкидо…
Речь идет именно о том айкидо, философские основы и принципы которого были внедрены Морихэем Уэсибой. Которое может быть полезно и просто в качестве физкультуры. И, при этом, тех, для кого оно станет именно духовным Путем – оно может привести как к пробуждению* (для которого, однако, сложно определить однозначный критерий, из разряда, случилось оно, или нет, по крайней меря, я такого однозначного критерия не предлагаю), так и, возможно, к просветлению** (критерием которого я называю хотя бы однократное переживание ниббаны**) – того, для кого это действительно нужно. Не говоря уже о том, что айкидо может просто стать любимым занятием и творчеством, «Путем без Пути»…
Когда я, в переписке, поделилась некоторыми своими соображениями с И.Я., он мне ответил: «Суть айкидо – использовать силу противника против него самого». На что, я возразила, что это не суть, а принцип.
И, стала тогда искать, а что же я могу обозначить как суть айкидо, именно как духовного Пути… Ответ нашелся в Википедии – и я его предложила в этом качестве «как есть», без изменений:
«Айкидо — будо (путь прекращения убийства), учит техникам бу-дзюцу не с целью убийства или одержания победы силой, а с целью остановить насилие, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви». Просто потому, что больше мне, от себя, к этому добавить нечего…
Елизавета Некрасова, к.б.н., психолог-психотерапевт, клинический психолог.
Мастер недвойственности.
25.09.2024
* Пробуждение — см. в статье ««Пробудился» или «сошел с ума»», где обозначены ключевые процессы в психике, которые, однако, сложно отследить при самонаблюдении. Чаще, при равномерной и устойчивой практике, процесс происходит постепенно, итогом становится то, что можно описать как гармоничное состояние тела, чувств и ума. Иногда это сопровождается сдвигами в восприятии (например, открывается недвойственное сознание), но это не является обязательным, иногда это происходит незаметно для самого человека.
dzen.ru/a/Zn8dxSD0SFFZwbrG
** Просветление, ниббана – см. в статье «Что я называю просветлением и что – высшим постижением»
dzen.ru/a/ZuT9ucLkch0UR5QU
5 комментариев
Ерофей, в ответе написала то, что, опять же, относится не только ко мне. Поэтому — тему пересоздала.
Далее — твой коммент, на который буду отвечать:
А я — пишу, что вижу. Исходя из общих принципов, как это работает, я их вижу.
Речь не о «большей эффективности», а об универсальности, причем с упором на безопасность. Это разные вещи…
Максимально эффективен был, пожалуй, тот путь, которым шла я. Но, я бы не хотела, чтобы кому-то еще пришлось им идти…
«Не делай зла, совершай добро и очищай свой разум — вот учение просветленных.» — такая общеизвестная строфа есть.
Проверять так советовал — принесет ли поступок страдание мне и другим или пользу? Также затем пересмотр, если уже произошел — принесло ли это пользу или вред?
Тем кому просто для жизни — для жизни говорилось, кому к лучшему перерождению, небеса — тому и туда путь указывался, а кому освобождение — тому путь к освобождению.
Тут нужно различать, что Будда не совсем обычным человеком был, а по факту сразу видел, кто перед ним и что стоит ему сказать, на что указать.