Вчера в 03:32
декадансу, как обещал
в те далёкие времена, когда иные мудрейшие люди спорили является ли смыслом жизни стремление к удовольствию или превозмогание невзгод, жил был один уродливый на вид и острый на язык человек, который дерзостью мысли своей заставил всех вокруг уважать и ненавидеть его. история его слишком насыщена, чтоб приводить её здесь. она пересказана множество раз множеством талантливых людей, вдохновлённых и учением и жизнью этого человека. жизнью, которая до самого последнего мига полностью и несомненно соответствовала учению. что, согласись, бывает не очень часто)) так вот, о его учении. философы до сих пор спорят в чём же оно заключалось)) всё потому что сам он совершенно не стремился людей поучать. он отвечал лишь когда спрашивали и зачастую вопросом на вопрос. когда его спрашивали почему он не пишет трактатов как иные мудрейшие люди, или почему не проповедует другим истину, он отвечал, что нет смысла проповедовать то, что и так есть в каждом человеке и стоит лишь помогать людям самим всё распознать, подыгрывая им и задавая наводящие вопросы. стоит сказать, что манера эта с наводящими вопросами ужасно всех раздражала. почему? всего нескольких вопросов обычно хватало чтобы человек до того уверенный в своём мнении обнаруживал к своему стыду, что мнение его основано в лучшем случае на домыслах. и что понятия, на которых мы основываем свою жизнь и с такой уверенностью делаем фундаментом своего мировоззрения на самом деле не определённы и не ясны даже нам самим. это обескураживает. это очень неуютно осознавать. а тут ещё какой-то урод шутя это обличает. кому может нравиться быть посрамлённым? так зачем же он это делал? кто-то всерьёз считал что из вредности) сам он отвечал, что им движет некий дух, который он называл божественным. дух этот просто бессловесно подсказывает каждый раз, когда возникает какая-либо моральная дилемма. и что совсем не сложно научиться к нему прислушиваться. а потом окажется что любые вопросы, которые никак на первый взгляд не связаны с моралью, если приглядеться неизбежно в неё упираются. например любой вопрос подразумевает, что на него можно отвечать честно или нет. для современников подобные истории о божественном источнике внутри кого-либо звучали как натуральное святотатство))) что этот урод себе позволяет?!))) так вот, этот урод позволял себе всего лишь говорить о том, что мы сейчас называем совестью. эта штука вообще никогда в человеческой истории модной не была, а в те стародавние времена и вовсе не была даже отрефлексирована и выделена в отдельную категорию в общепринятом дискурсе. чел оказался одним из первых. и жил по совести как мог. и так и умер. странные времена. но ведь и сейчас, скажешь кому «совесть», а он лишь удивится — да что это такое?
так вот и я позволю себе, отвечая на этот вопрос, ровно столько отсебятины, сколько позволит мне совесть.
дело в том, что я убеждён, что каждый человек не может не быть в курсе когда он врёт, или самоутверждается за чужой счёт, или манипулирует в своих целях другими… и каждый раз, когда он это делает, он так же не может не знать, что ему самому это было бы очень неприятно, если бы так поступали с ним. это так называемое «золотое правило нравственности». мы это всегда знаем. и так же знаем что нам это знание совсем не выгодно. и часто мы выбираем выгоду, потому что заблуждаемся будто это может сделать нас счастливее. и чем чаще происходит подобный осознанный выбор, тем сильнее привычка и проще поступать и дальше подобным образом. эта инерция ещё называется кармой, соответственно благой или неблагой. ничего мистического, как в инфантильном представлении ньюэйджеров в ней нет. вообще магическое мышление всегда определяется стремлением выдавать желаемое за действительное и по определению является обманом, и значит бессовестно. но так ведь можно далеко зайти. в обе стороны)) чтоб увидеть что бывает с людьми, привыкшими делать выбор против совести, нам даже оглядываться по сторонам не нужно) это страдание и ад на земле. а на пути «благой кармы» человек понимает, что честность, это в первую очередь честность с самим собой. и так вплоть до самого фундаментального самообмана с которого начинается всё человеческое страдание. этот самообман начинается с вопроса о самом себе, причём без разницы какой будет ответ. а дальше это фуфло может только бесконечно безуспешно самоутверждаться, причём даже на духовной теме))) сам запрос на духовность это и есть стремление выбирать правильно. когда слушать голос совести искренне нравится, когда больше уже не можешь продолжать страдать в бесконечных попытках как-то по новому обмануться. тогда все эти нравственные положения духовных учений становятся совершенно ясны и естественны. понятно, что невозможно простым формальным обетом ненасилия или правдивости полюбить ненасилие и правдивость. лукаво имитировать их не выйдет) понятно, что добродетель происходит и проявляется изнутри. таким образом совесть это базовая добродетель, это то, как мы в своей жизни воспринимаем запрос изнутри на проявление, на самореализацию наших добродетелей. природой же всех добродетелей является ровно то, что является природой и всей психики вообще. короче духовность это просто путь проявления этой самой природы. она благая, и можно сказать счастливая))) несчастье же это невежество относительно этой природы и заблуждение по поводу себя. на самом глубоком уровне мы уверяем себя что мы и есть эта природа. эта божественность, это благо, это счастье. такая вот парадоксальная претензия быть счастьем — делает несчастным. советь — это зов изнутри, привлекающий внимание к самой основе сознания, и именно она позволяет эту претензию распознать. ещё духовные ищущие называют это милостью — милостью, позволяющей заблуждению быть разоблачённым. но без красивых и пафосных слов, без излишних фигурных выражений это всё можно по сути назвать банальным осознанием любых даже самых тонких различий, и в конечном итоге — самоосознанием.
здесь я уже сознаю, что дальше забуриваться в слова уже бесполезно и возможно даже вредно. пока слова подбирал за окном уже сугробы намело))) понимаю как эта вся душнина может выглядеть и остаётся лишь добавить, что телега про сократа здесь не просто подкат издалека, заставляющий лишний раз задуматься о нашей цивилизации, но и побуждение ознакомиться с этой историей, уж больно она говорящая о всякой этой нашей социальной динамике)))
а, вот ещё и песенку под конец подходящую вспомнил:
www.youtube.com/watch?v=Nvh9HRD-_AI
так вот и я позволю себе, отвечая на этот вопрос, ровно столько отсебятины, сколько позволит мне совесть.
дело в том, что я убеждён, что каждый человек не может не быть в курсе когда он врёт, или самоутверждается за чужой счёт, или манипулирует в своих целях другими… и каждый раз, когда он это делает, он так же не может не знать, что ему самому это было бы очень неприятно, если бы так поступали с ним. это так называемое «золотое правило нравственности». мы это всегда знаем. и так же знаем что нам это знание совсем не выгодно. и часто мы выбираем выгоду, потому что заблуждаемся будто это может сделать нас счастливее. и чем чаще происходит подобный осознанный выбор, тем сильнее привычка и проще поступать и дальше подобным образом. эта инерция ещё называется кармой, соответственно благой или неблагой. ничего мистического, как в инфантильном представлении ньюэйджеров в ней нет. вообще магическое мышление всегда определяется стремлением выдавать желаемое за действительное и по определению является обманом, и значит бессовестно. но так ведь можно далеко зайти. в обе стороны)) чтоб увидеть что бывает с людьми, привыкшими делать выбор против совести, нам даже оглядываться по сторонам не нужно) это страдание и ад на земле. а на пути «благой кармы» человек понимает, что честность, это в первую очередь честность с самим собой. и так вплоть до самого фундаментального самообмана с которого начинается всё человеческое страдание. этот самообман начинается с вопроса о самом себе, причём без разницы какой будет ответ. а дальше это фуфло может только бесконечно безуспешно самоутверждаться, причём даже на духовной теме))) сам запрос на духовность это и есть стремление выбирать правильно. когда слушать голос совести искренне нравится, когда больше уже не можешь продолжать страдать в бесконечных попытках как-то по новому обмануться. тогда все эти нравственные положения духовных учений становятся совершенно ясны и естественны. понятно, что невозможно простым формальным обетом ненасилия или правдивости полюбить ненасилие и правдивость. лукаво имитировать их не выйдет) понятно, что добродетель происходит и проявляется изнутри. таким образом совесть это базовая добродетель, это то, как мы в своей жизни воспринимаем запрос изнутри на проявление, на самореализацию наших добродетелей. природой же всех добродетелей является ровно то, что является природой и всей психики вообще. короче духовность это просто путь проявления этой самой природы. она благая, и можно сказать счастливая))) несчастье же это невежество относительно этой природы и заблуждение по поводу себя. на самом глубоком уровне мы уверяем себя что мы и есть эта природа. эта божественность, это благо, это счастье. такая вот парадоксальная претензия быть счастьем — делает несчастным. советь — это зов изнутри, привлекающий внимание к самой основе сознания, и именно она позволяет эту претензию распознать. ещё духовные ищущие называют это милостью — милостью, позволяющей заблуждению быть разоблачённым. но без красивых и пафосных слов, без излишних фигурных выражений это всё можно по сути назвать банальным осознанием любых даже самых тонких различий, и в конечном итоге — самоосознанием.
здесь я уже сознаю, что дальше забуриваться в слова уже бесполезно и возможно даже вредно. пока слова подбирал за окном уже сугробы намело))) понимаю как эта вся душнина может выглядеть и остаётся лишь добавить, что телега про сократа здесь не просто подкат издалека, заставляющий лишний раз задуматься о нашей цивилизации, но и побуждение ознакомиться с этой историей, уж больно она говорящая о всякой этой нашей социальной динамике)))
а, вот ещё и песенку под конец подходящую вспомнил:
www.youtube.com/watch?v=Nvh9HRD-_AI
4 комментария
Отлично сказано.
Убрать претензию, расслабиться и просто быть, следуя своей совести.)