14 июля 2012, 09:23

Гандавьюха-сутра


«Судхана спросил: „Как непосредственно достигается это освобождение? Как прийти к
такой реализации?“
Сучандра ответил: «Человек непосредственно достигает этого освобождения, когда его
ум пробужден до состояния праджняпарамиты и прочно удерживается в нем. Тогда исчезают
все сомнения, и он достигает самореализации».
Судхана: Достигает ли человек самореализации, слушая беседы о праджняпарамите?
Сучандра: Нет, потому, что праджняпарамита позволяет видеть истину
непосредственно.
Судхана: Разве услышанное не порождает мысль, а мысль человека не доходит до
восприятия истины? Разве это не самореализация?
Сучандра: Нет. Самореализации никогда нельзя достигнуть, просто слушая и думая. О,
сын почтенной семьи, я проиллюстрирую это сравнение.
Слушай. В громадной пустыне нет родников и колодцев. Жарким летом идет один
путешественник с запада на восток, пересекая пустыню. Он встречает человека, идущего с
востока, и спрашивает его: «Умоляю тебя, скажи, где найти место, чтобы я мог напиться,
выкупаться и отдохнуть в прохладе тенистых садов? Меня измучила жажда».
Человек с востока объясняет ему все самым подробным образом, говоря: «Когда ты
пойдешь дальше на восток, ты увидишь, что дорога разветвляется на две. Иди по той,
которая справа, и ты в конце концов доберешься до такого места».
Ну, дорогой сын почтенной семьи, думаешь ли ты, что этот измученный жаждой
путник с запада, слушая, как ему говорят о роднике и тенистом саде, и думая о том, что он
пойдет туда как можно быстрее, утолит жажду и освежится?
Судхана: Конечно, нет, так как он утолит жажду и освежится только тогда, когда он
действительно доберется до того места, о котором ему говорили.
Сучандра: О дорогой сын почтенной семьи, так же обстоит дело и с бодхисаттвой.
Просто слушая о нем, думая о нем и умом понимая его, ты никогда не достигнешь его
реализации. О сын почтенной семьи, пустыня означает рождение и смерть. Под человеком с
запада подразумеваются все разумные существа. Жара – это всякого рода трудности, жажда
– зависть и похоть, а человек с востока, который знает путь, – это Будда, или бодхисаттва,
обладающий бесконечным знанием и проникший в основу всех вещей. Утолить жажду и
освежиться – означает самому достичь реализации истины.
А сейчас, дорогой сын почтенной семьи, я приведу другое сравнение: предположим,
что Татхагата остался среди нас на период еще одной кальпы и ему удалось самым искусным
образом, используя красноречие и риторику, убедить этот мир в том, что божественный
нектар имеет непревзойденный вкус, восхитительный аромат и т.п. Думаешь ли ты, что все
земные существа, слушая его, могли бы вкушать этот божий нектар?
Судхана: Конечно, нет.
Сучандра: Потому что просто слушать и думать еще недостаточно для того, чтобы
постичь истинную природу праджняпарамиты.
Судхана: Тогда какими же меткими выражениями и сравнениями может бодхисаттва
помочь людям достичь реализации истины?
Сучандра: Бодхисаттва постиг истинную природу праджняпарамиты, а его выражения
являются отражениями ее. Он достиг свободы и может очень метко ее охарактеризовать и
проиллюстрировать подходящими сравнениями».

0 комментариев