4 июля 2011, 20:53
Чогьял Намкай Норбу. ЙОГА СНОВИДЕНИЙ и практика естественного света.
Чогьял Намкай Норбу Ринпоче
ЙОГА СНОВИДЕНИЙ
и практика естественного света.
Говоря о ночной практике, обычно имеют в виду практику осознанного сновидения. Существует много объяснений осознанного сновидения, но в учении Дзогчен практика работы со сновидениями и достижение осознанных сновидений — не главное. Это вторичная практика. В применении к практике сновидения «вторичная» означает, что эта практика может возникать сама собой в результате выполнения главной практики, которая называется практикой естественного света.
Эта практика, практика естественного света, в сущности, относится к состоянию, предшествующему состоянию сновидений. Например, человек засыпает. При этом все его чувства прекращают работу: он спит. С этого момента наступает переходный период, который длится до начала сновидений. Этот период может быть длинным или коротким.
У некоторых людей состояние сновидений начинается почти сразу же после погружения в сон. Но что значит «начинается состояние сновидений»? Это значит, что ум снова начал работать. Состояние же, которое называют состоянием естественного света, свободно от работы ума. Это период, начинающийся, когда вы засыпаете, и заканчивающийся, когда ум снова начинает работать.
Например, чтобы происходило мышление, ум должен начать работать. Сначала должно возникнуть чувственное восприятие. Ум начинает получать от чувств ощущения, но ни рассуждений, ни мышления еще нет. Мышление возникает постепенно, шаг за шагом.
Состояние осознанности присутствует, но ум еще не начал действовать, то есть мыслить. Это переходный период, который проходят в состоянии, которое называется «состояние естественного света»
В практике, которую мы делаем, нужно осознавать состояние естественного света, освоить его. Если вы осознаёте присутствие состояния естественного света,
то в последующем состоянии сновидений ясно осознаете, что видите сны, и станете хозяином своих сновидений. Это значит, что человек не зависит от сновидений, а управляет ими. Поэтому практика сновидений второстепенна, а вот практика естественного света насколько важна, что ее значение трудно переоценить.
Если развить осознанность в состоянии сновидений, можно использовать в нем многие методы практики Дхармы, которые мы изучаем в состоянии бодрствования. В сущности, в состоянии сновидений эти практики можно освоить легче и быстрее, если есть способность видеть осознанные сны. В некоторых текстах даже говорится: в сновидениях практика в девять раз более действенна, чем во время бодрствования.
Состояние сновидений нереально. Когда мы сами обнаружим это в снах, огромная сила такого понимания поможет устранить препятствия, связанные с двойственным видением, зависимым от условий. Поэтому практика сновидений очень важна для освобождения от привычных склонностей. Эта мощная поддержка особенно необходима потому, что мы так много лет укрепляли эмоциональные привязанности, зависимость и эго — составляющие нашей обычной жизни.
В истинном смысле, всё, что мы видим на протяжении жизни, похоже на образы сновидения. Если как следует к ним присмотреться, окажется, что большое сновидение — жизнь и малые сны одной ночи не слишком отличаются. По-настоящему поняв сущность того и другого, мы увидим, что на самом деле разницы между ними нет. И если, постигнув это, мы сумеем, наконец, освободиться от оков эмоций, привязанностей и эго, то сможем осуществить высшую цель — просветление.
7 комментариев
Ее-то родимую мы пытаемся НАЙТИ.
Она постоянно с нами, но невидима и тонка.
ОСОЗНАННОСТЬ она постоянно чо-то осознает.
Поэтому так тяжело ОТОДРАТЬ ее восприятий и ОСОЗНАТЬ ее САМУ.
Это как в ЗЕРКАЛЕ, постоянно видишь только отражения, и не видишь само зеркало.
Во сне без сновидений ОНА ОСОЗНАЕТ видимо само небытие, смерть.
Видимо у полностью пробудившихся эта ОСОЗНАННОСТЬ не исчезает никогда, даже во сне без сновидений.
Я хотел спросить NgoMa, как у тебя с этим делом?
Просто любопытство, если хочешь-можешь не отвечать.
Я все понимаю.
Есть история. К Сон Чоль Сыниму — патриарху корейского буддизма пришел как-то старик. Старик был учителем известным с сотнями учеников. Ученики и подговорили его прийти к Мастеру. Он, нехотя, согласился, отбил необходимые для даршана 100 000 простираний у монастыря патриарха и поднялся к нему.
— Нашел ли ты драгоценность? — спросил патриарх.
— Да, я нашел драгоценность — ответил старик.
— Вижу, — говорит мастер, есть в тебе драгоценность. Но скажи, теряется ли эта драгоценность во сне?
Старик задумался. Он никогда в таком ключе почему-то не думал. Но он был честен и действительно хороший учител. Он признался:
— Нет, во сне я её теряю…
— Как! — вознегодовал Сон Чоль Сыним. — у тебя драгоценность, которая приходит и уходит, иди отсюда глупый старик! — и хряснул его чайником по голове.
Старик смиренно ушел и продолжил медитацию и, говорят, через несколько лет нашел драгоценность )