16 февраля 2013, 15:57

Четыре освобождения.



В Дзогчене говорится о четырех методах освобождения мыс­лей :


1. Чер-дрол, «освобожение посредством обнажения (пристальным вниманием)»;

2. Шар-дрол, «освобождение в момент возникнове­ния»;

3. Ранг-дрол, «самоосвобождение»;

4. Е-дрол, «изначальная освобожденность».

Для иллюстрации этих методов Патрул Ринноче использует различные метафоры.

Чер-дрол, освобождение посредством обна­жения мыслей, подобно встрече с давно знакомым человеком.

Шар-дрол, при котором мысли освобождаются едва возникнув, подобен змее, развязывающей узлы собственного тела.

А Ранг-дрол, при котором мысли спонтанно рождаются уже в освобожденном со­стоянии, уподобляется проникновению в пустой дом вора, который не может ничего украсть в силу полного отсутствия предметов.
Так что в этом случае процесс возникновения и освобождения мыслей не причиняет ущерба и не приносит прибыли состоянию созерцания.

Первые три из вышеперечисленных методов касают­ся процесса освобождения мыслей, тогда как «изначальная освобожденность» — это само состояние Ригпа, которое никогда не было ни чем иным, как только полной изначальной свободой.

С применением метода чер-дрол, «освобожения посредством обнажения», связана еще некоторая деятельность ума; мы обраща­ем на мысль свое внимание и распознаем ее как мысль. Это по­добно встрече со старым знакомым на многолюдной улице чужо­го города: едва увидев, мы немедленно узнаем его лицо. И хотя этот процесс может быть доведен до некоторого автоматизма, всегда существует небольшой временной интервал между процессом возникновения мысли, осознания ее наличия и распознавания ее как мысли и самим моментом ее растворения.

Такая практика лучше всего подходит для начинающего, но на более продвину­тых стадиях этот метод уже является ошибочным.

На следующем этапе мысль распадается в самый момент своего возникновения.

Патрул Ринпоче иллюстрирует этот процесс обра­зом рисования на поверхности воды. Рисунок, сделанный на воде, исчезает всамый момент своего возникновения. Процессы рисова­ния и исчезновения происходят одновременно. Так же и при этом тине практики одновременно происходят возникновение и освобождение мыслей; между их самопорождением и са­моосвобождением нет ни малейшего промежутка. Поэтому такой метод называется шар-дрол — «освобождение в момент возникновения». Но практика шар-дрол не предполагает прикладывания усилий для подавления возникающих мыслей. В этот процесс не вкла­дывается никакой энергии, а потому все происходит спонтанно, почти автоматически. Если при применении метода чер-дрол для сохране­ния пристального внимания требуется некоторое усилие, в практике шар-дрол необходимость в таком усилии полностью отсутствует.

Здесь все возникающие мысли сами собой возвращаются в свое естествен­ное состояние и освобождаются.Поэтому можно сказать, что мысли освобождаются самой потенциальной энергией Дхармакаи. Они приходят к освобождению без каких-либо усилий, за счет самой энергии и движения, сопровождающих их возникновение.

В тексте Патрула Ринпоче использован образ змеи, развязывающей узлы своего тела. При этом, чем большую энергию содержит в себе возник­шая мысль, как, например, мысль, связанная с эмоцией вожделения или гнева, тем мощнее будет состояние Ригпа, основанное на ее само­освобождении.

Поэтому для практика Дзогчен страсти и эмоции из врагов состояния Ригпа становятся друзьями и помощниками. Точно так же и все рассудочные, дискурсивные мыс­ли видятся ему как проявления изначальной творческой энергии все-проникающего Ригпа. В этом состоянии и пребывает практикующий, ничего не принимая и не отвергая. Но вместе с тем он еще воспринимает Дхармакаю как основу освобождения, а потому в этом состоянии присут­ствует некоторая утонченная двойственность.

На третьем этапе практикующий выходит за пределы всякого различения между возникновением и исчезновением мыслей.

Об­раз, используемый здесь автором — это вор, забравшийся в пустой дом и не находящий ничего, что можно украсть. Мысли освобож­даются в самый момент их возникновения, ни на мгновение не покидая состояния Дхармакаи. Можно сказать, что само возник­новение является их освобождением и между этими двумя момен­тами не существует никакого различия. Освобождение является полностью самопроизвольным, спонтанным, не требующим усилий и мгновенным, то есть превращается поистине в самоосвобожде­ние. Именно этот метод является дзогченовскнм в собственном смысле; все прочие — это всего лишь подготовка.

1 комментарий