5 июля 2014, 19:25
Нагарджуна. Исследование бытия и небытия.
Неверно, что возникновение самосущего, вызвано условиями и причинами.
Самосущее, возникающее от причины и условия, было бы как нечто произведённое.
Каково же будет самосущее, которое называют произведённым?
Ведь самосущее – это то, что не производится и не зависит от другого.
Если отсутствует самосущее, каким же образом может быть иносущее? (парабхава)
Ибо самосущее иносущего называется иносущим.
Разве может быть сущее, когда нет ни самосущего, ни иносущего?
Ибо сущее устанавливается, когда есть либо самосущее, либо иносущее.
Отсутствие обоснования сущего, отнюдь не способствует доказательству не-сущего.
Люди говорят так: если сущее является сущим и чем-то другим, то оно уже не-сущее.
Те, кто признают самосущее, иносущее, сущее и не-сущее в качестве данности,
Они не увидят [глубины] высшей реальности (таттва), чему обучает Законоучение Просветлённого (буддха-щасана).
В “Наставлениях Катьяяне” Благородный преодолевший [двойственность] бытия и небытия,
Избегал произносить оба высказывания: “Нечто есть” и “Ничего нет”.
Если нечто есть в силу собственной природы (пракрити), то оно уже никак не может не быть.
Ибо именно благодаря наличию собственной природы, никак нельзя установить никакого иного существования.
Если собственная природа (сатья) действительно есть, то разве может быть тогда какое-нибудь изменение?
Учение о вечности (щащвата) [гласит]: “Нечто есть”.
Учение об уничтожимости (уччхеда-барщана) [гласит]: “Ничего нет”.
Поэтому мудрый не опирается на двойственность бытия и небытия (аститва-наститва).
Допустим, что “Это есть” благодаря самосущему, тогда оно вечно и неверно [утверждать]: “Этого нет”. “Теперь нет того, что было прежде” – так следуют учению об уничтожимости.
0 комментариев