13 декабря 2015, 00:44
Сансара постигает саму себя. О неведении.
Сансара постигается сама собой; превосходя ее, постигаешь это превосхождение. Так неведение самоосвобождается.
В тот момент, когда практикующий постигает самоосвобождение возникающих видений, он с несомненной уверенностью убеждается в том, что само их возникновение представляет собой процесс порождения изначального неведения. Следует различать две разновидности неведения.
1. «Спонтанно родившееся неведение», которое экзистенциально присуще самой природе бытия; оно является проявлением фундаментальной дихотомии субъекта и объекта, представляя собой, так сказать, «изначальное заблуждение»;
2. «Неведение, создающее представления обо всем» (km brtag та rig-pa), которое является проявлением обманчивой активности сознания, порождающего концепции относительно природы реальности.
Второй тип неведения устраняется очистительным процессом практики Пути. Первый же тип гораздо более укоренен в природе реальности, а потому устранить его гораздо труднее; это привычка к определенному способу восприятия, образовавшаяся у нас с безначальных времен.
Сансара познает саму себя ('khor-ba rang gis shes pa), то есть она возникает как осознание и освобождается благодаря ему же.
Это подобно тому, как если бы ум познал самого себя в качестве ума или если спящий внезапно осознает, что окружающая его «реальность» есть его собственный сон. Что же касается нирваны, то она идентична сансаре по своей природе и познается как ее превосхождение, трансцендирование ('khor-ba la 'das-par shes-pa); в равной мере они пусты, лишены субстанциональности и независимого бытия. Различие состоит в том, что сансара есть неведение, та или иная степень безсознательности, нирвана же, напротив, характеризуется полнотой осознания и пониманием природы реальности. Но это знание, или ведение, не является результатом философского анализа, рассуждений или эрудиции; оно есть состояние просветленного бытия.
Знать — значит быть. Чтобы поистине знать состояние Будды, необходимо самому стать Буддой. Таким образом, истинное знание, или ведение, есть освобождающее знание. Феномены, возникающие в сфере кармически обусловленного восприятия, являются, по сути, манифестациями неведения, заблуждениями, или ложными явлениями. Познание же этого (ngo-shes-pa) создает возможность самоосвобождения без вмешательства сансарического по своей сути мыслительного процесса, поэтому в тексте говорится, что сансара распознает саму себя и тем самым самоосвобождается. Это подобно тому, как если бы отражение осознало себя в качестве отражения. Феномены-дхармы при этом растворяются в состояние пустоты, из которой они некогда возникли. Так сансара превосходит саму себя, а неведение самоосвобождается (та rig-pa rang grol yin).
Из комментариев к «Золотым письменам»
Отсюда
В тот момент, когда практикующий постигает самоосвобождение возникающих видений, он с несомненной уверенностью убеждается в том, что само их возникновение представляет собой процесс порождения изначального неведения. Следует различать две разновидности неведения.
1. «Спонтанно родившееся неведение», которое экзистенциально присуще самой природе бытия; оно является проявлением фундаментальной дихотомии субъекта и объекта, представляя собой, так сказать, «изначальное заблуждение»;
2. «Неведение, создающее представления обо всем» (km brtag та rig-pa), которое является проявлением обманчивой активности сознания, порождающего концепции относительно природы реальности.
Второй тип неведения устраняется очистительным процессом практики Пути. Первый же тип гораздо более укоренен в природе реальности, а потому устранить его гораздо труднее; это привычка к определенному способу восприятия, образовавшаяся у нас с безначальных времен.
Сансара познает саму себя ('khor-ba rang gis shes pa), то есть она возникает как осознание и освобождается благодаря ему же.
Это подобно тому, как если бы ум познал самого себя в качестве ума или если спящий внезапно осознает, что окружающая его «реальность» есть его собственный сон. Что же касается нирваны, то она идентична сансаре по своей природе и познается как ее превосхождение, трансцендирование ('khor-ba la 'das-par shes-pa); в равной мере они пусты, лишены субстанциональности и независимого бытия. Различие состоит в том, что сансара есть неведение, та или иная степень безсознательности, нирвана же, напротив, характеризуется полнотой осознания и пониманием природы реальности. Но это знание, или ведение, не является результатом философского анализа, рассуждений или эрудиции; оно есть состояние просветленного бытия.
Знать — значит быть. Чтобы поистине знать состояние Будды, необходимо самому стать Буддой. Таким образом, истинное знание, или ведение, есть освобождающее знание. Феномены, возникающие в сфере кармически обусловленного восприятия, являются, по сути, манифестациями неведения, заблуждениями, или ложными явлениями. Познание же этого (ngo-shes-pa) создает возможность самоосвобождения без вмешательства сансарического по своей сути мыслительного процесса, поэтому в тексте говорится, что сансара распознает саму себя и тем самым самоосвобождается. Это подобно тому, как если бы отражение осознало себя в качестве отражения. Феномены-дхармы при этом растворяются в состояние пустоты, из которой они некогда возникли. Так сансара превосходит саму себя, а неведение самоосвобождается (та rig-pa rang grol yin).
Из комментариев к «Золотым письменам»
Отсюда
1 комментарий