16 января 2012, 22:42
Патрул Ринпоче "Слова моего всеблагого Учителя" - три изъяна сосуда
…
Хотя, по сути, живые существа — будды,
Их омрачают случайные загрязнения.
Удалите загрязнения — и предстанет истинный будда.
1.2. Поведение
[Наставления относительно поведения] состоят из двух разделов:
1) поведение, которого следует избегать;
2) поведение, которое следует усвоить.
1.2.1. Поведение, которого следует избегать
[Наставления относительно поведения, которого следует избегать] состоят из трех разделов:
1) три изъяна сосуда;
2) шесть загрязнений [сосуда];
3) пять неверных способов восприятия.
1.2.1.1. Три изъяна сосуда [Три изъяна сосуда] таковы:
1) изъян перевернутого сосуда — неспособность слушать;
2) изъян дырявого сосуда — неспособность запоминать услышанное;
3) изъян сосуда, испорченного ядом, — обыкновение смешивать [услышанное] со своими заблуждениями.
1.2.1.1.1. [Изъян перевернутого сосуда]
Слушая Дхарму, необходимо, не позволяя сознанию слуха ни на что отвлекаться, сосредоточиться на звуке, передающем Дхарму, и внимать. Не слушать таким образом — все равно что наливать драгоценную жидкость в сосуд, перевернутый вверх дном. Пусть телом ты присутствуешь на учении, ты не услышишь ни единого слова Дхармы.
1.2.1.1.2. [Изъян дырявого сосуда]
Относиться к Дхарме поверхностно и не удерживать ее в уме — все равно что наливать драгоценную жидкость в сосуд с дырявым дном: сколько ни лей, в нем ничего не останется. Ты не сможешь претворить учения в практику, сколько бы ни слушал Дхарму.
1.2.1.1.3. [Изъян сосуда, испорченного ядом]
Если слушать Дхарму с порочными намерениями, например с желанием укрепить свое положение и славу, или находиться при этом под влиянием пяти ядов — вожделения, ненависти, неведения, [гордыни и ревности], — Дхарма не окажет благотворного воздействия на твой ум. На деле Дхарма станет противоположностью Дхармы. Это все равно что наливать драгоценную влагу в отравленный сосуд.
По этому поводу индийский мудрец Дампа сказал:
Слушай Дхарму, как олень слушает музыку.
Размышляй о Дхарме, как кочевник-северянин стрижет овцу.
Медитируй, как немой вкушает яства.
Усердно практикуй Дхарму, как голодный як ест траву.
Обрети плод, как солнце выходит из-за облаков.
Мудрец говорит, что, слушая Дхарму, нужно быть похожим на завороженного звуками вины оленя, который не замечает, как затаившийся охотник выпускает в него отравленную стрелу. Молитвенно сложив руки и не отвлекаясь умом ни на какие иные мысли, надлежит внимать Дхарме с восторгом, от которого по телу бегут мурашки, а глаза наполняются слезами.
Если же ты присутствуешь на учении лишь телом, а ум увлечен посторонними мыслями, рот занят болтовней, глаза смотрят по сторонам, то это никуда не годится. Слушая Дхарму, нужно прекратить все, даже благочестивые, действия: не произносить молитв, не перебирать четок — только внимать. Даже если ты слушал именно так, после этого нужно помнить смысл всего сказанного и не забывать постоянно применять его на практике.
Будда сказал:
Я показываю путь к освобождению,
Но знай, что обретение освобождения зависит от тебя самого.
…
Хотя, по сути, живые существа — будды,
Их омрачают случайные загрязнения.
Удалите загрязнения — и предстанет истинный будда.
1.2. Поведение
[Наставления относительно поведения] состоят из двух разделов:
1) поведение, которого следует избегать;
2) поведение, которое следует усвоить.
1.2.1. Поведение, которого следует избегать
[Наставления относительно поведения, которого следует избегать] состоят из трех разделов:
1) три изъяна сосуда;
2) шесть загрязнений [сосуда];
3) пять неверных способов восприятия.
1.2.1.1. Три изъяна сосуда [Три изъяна сосуда] таковы:
1) изъян перевернутого сосуда — неспособность слушать;
2) изъян дырявого сосуда — неспособность запоминать услышанное;
3) изъян сосуда, испорченного ядом, — обыкновение смешивать [услышанное] со своими заблуждениями.
1.2.1.1.1. [Изъян перевернутого сосуда]
Слушая Дхарму, необходимо, не позволяя сознанию слуха ни на что отвлекаться, сосредоточиться на звуке, передающем Дхарму, и внимать. Не слушать таким образом — все равно что наливать драгоценную жидкость в сосуд, перевернутый вверх дном. Пусть телом ты присутствуешь на учении, ты не услышишь ни единого слова Дхармы.
1.2.1.1.2. [Изъян дырявого сосуда]
Относиться к Дхарме поверхностно и не удерживать ее в уме — все равно что наливать драгоценную жидкость в сосуд с дырявым дном: сколько ни лей, в нем ничего не останется. Ты не сможешь претворить учения в практику, сколько бы ни слушал Дхарму.
1.2.1.1.3. [Изъян сосуда, испорченного ядом]
Если слушать Дхарму с порочными намерениями, например с желанием укрепить свое положение и славу, или находиться при этом под влиянием пяти ядов — вожделения, ненависти, неведения, [гордыни и ревности], — Дхарма не окажет благотворного воздействия на твой ум. На деле Дхарма станет противоположностью Дхармы. Это все равно что наливать драгоценную влагу в отравленный сосуд.
По этому поводу индийский мудрец Дампа сказал:
Слушай Дхарму, как олень слушает музыку.
Размышляй о Дхарме, как кочевник-северянин стрижет овцу.
Медитируй, как немой вкушает яства.
Усердно практикуй Дхарму, как голодный як ест траву.
Обрети плод, как солнце выходит из-за облаков.
Мудрец говорит, что, слушая Дхарму, нужно быть похожим на завороженного звуками вины оленя, который не замечает, как затаившийся охотник выпускает в него отравленную стрелу. Молитвенно сложив руки и не отвлекаясь умом ни на какие иные мысли, надлежит внимать Дхарме с восторгом, от которого по телу бегут мурашки, а глаза наполняются слезами.
Если же ты присутствуешь на учении лишь телом, а ум увлечен посторонними мыслями, рот занят болтовней, глаза смотрят по сторонам, то это никуда не годится. Слушая Дхарму, нужно прекратить все, даже благочестивые, действия: не произносить молитв, не перебирать четок — только внимать. Даже если ты слушал именно так, после этого нужно помнить смысл всего сказанного и не забывать постоянно применять его на практике.
Будда сказал:
Я показываю путь к освобождению,
Но знай, что обретение освобождения зависит от тебя самого.
…
0 комментариев