8 февраля 2012, 23:09
Тулку Ургьен Ринпоче о просветлении
Есть разные уровни просветления. Есть уровень просветления архата, махабодхисаттвы, а также полное и совершенное просветление будды. “ Пять путей “ и “десять бхуми “ – это последовательные уровни, постепенно ведущие к полному и совершенному просветлению. Полное и совершенное просветление достигается объединением метода и мудрости, то есть великого сострадания и видения пустотности. Когда сострадание и пустотность неделимы, это и есть истинный путь к полному и совершенному просветлению будды.
Сострадание – это чрезвычайно глубокое чувство, поскольку в действительности мы неразрывно связаны со всеми остальными существами. Не только на поверхностном, но на глубоком уровне, так как нет ни одного чувствующего существа, которое бы ни приходилось нам матерью в одном из бесчисленных прошлых жизней.Таким образом, мы связаны великой любовью.В то же время все эти существа находятся на ложном пути, не зная, как избежать причин страданий и будущих рождений в сансаре. Если вы искренне примите эту вселенскую боль в своё сердце, вы уже не сможете отвернуться от страдающих существ и не будете думать, что достаточно достичь просветления только для самого себя.
Поэтому сострадание чрезвычайно важно для практики пути. Именно в силу сострадания в момент полного просветления проявляется активность на благо других. Постигнув дхармакаю для своей пользы и ясно видя состояние других существ, равно как и их нужды, будда проявляет непрерывные активности на благо других. Он не расслабляется и не сидит без дела. Все его искусные активности происходят из сострадания.
Великий мастер Кармапа Рангджунг Дордже поведал другую причину сострадания, говоря о нём как о любви:
В момент любви пустотная сущность предстаёт в своей наготе.
Под истинной любовью может подразумеваться как преданность к просветлённым существам, так и сострадание к непросветлённым существам. В момент, когда вы отбросите все эгоцентричные привязанности, а ваш ум наполнится преданностью или состраданием, не останется понятий, которые могли бы увести реализацию пустотности на ложный путь. Переживание пустотности, наделённой состраданием, — это абсолютная защита. Вот почему в буддийских сутрах говорится, что истинный путь к просветлению – это единство сострадания и видения пустотности.
Сострадание происходит из ясного видения состояния, в котором находятся другие. Избавляясь от одержимости самим собой, вы настраиваетесь на чувства других существ. Вскоре вы понимаете, что их цели полностью противоположны тому, что им удаётся достичь. Каждый хочет быть счастливым и свободным, но, увлекаясь мыслями, словами и действиями, люди в основном причиняют себе ещё большую боль и ещё сильнее ограничивают себя. Когда вы ясно видите это, ощущение сострадания становиться ошеломляющим. Видение пустотности в момент ошеломляющего сострадания полностью свободно от заблуждений, в результате чего вы можете постичь изначально чистую свободную сущность, природу будды, присущую каждому. Вот почему сострадание так важно в системе сутры. Объединение метода и мудрости, состадания и пустотности – это самая суть, самое сердце общих учений буддизма.
В ваджраяне говорится, что природа ума всех существ скрыта под двумя омрачениями. Первое называется “эмоциональным омрачением” и включает в себя страсть, гнев и тупость. Второе – “когнитивное омрачение” – тонкое удержание субъека, объекта и их взаимодействия, превращающее осознавание в двойственное цепляние. Эти омрачения необходимо растворить очистить. Это достигается посредством двух накоплений: накопления заслуги и накопления мудрости, т.е. тренировкой в изначальной пробуждённости. Собирая два накопления, мы раскрываем два вида высшего знания: знание всего, что существует, и знание природы вещей – так, как есть. Раскрывая два вида высшего знания, мы постигаем два измерения просветления: дхармакаю и рупакаю. “Рупокая” означает “тело формы” и имеет два аспекта: самбхогокаю, проявляющуюся в форме радужного света, и нирманакаю, способную принимать физическую форму из плоти и крови. Это краткое изложение пути ваджраяны. Практикуя его и достигая просветления, мы получаем реальное благословение.
Сострадание – это чрезвычайно глубокое чувство, поскольку в действительности мы неразрывно связаны со всеми остальными существами. Не только на поверхностном, но на глубоком уровне, так как нет ни одного чувствующего существа, которое бы ни приходилось нам матерью в одном из бесчисленных прошлых жизней.Таким образом, мы связаны великой любовью.В то же время все эти существа находятся на ложном пути, не зная, как избежать причин страданий и будущих рождений в сансаре. Если вы искренне примите эту вселенскую боль в своё сердце, вы уже не сможете отвернуться от страдающих существ и не будете думать, что достаточно достичь просветления только для самого себя.
Поэтому сострадание чрезвычайно важно для практики пути. Именно в силу сострадания в момент полного просветления проявляется активность на благо других. Постигнув дхармакаю для своей пользы и ясно видя состояние других существ, равно как и их нужды, будда проявляет непрерывные активности на благо других. Он не расслабляется и не сидит без дела. Все его искусные активности происходят из сострадания.
Великий мастер Кармапа Рангджунг Дордже поведал другую причину сострадания, говоря о нём как о любви:
В момент любви пустотная сущность предстаёт в своей наготе.
Под истинной любовью может подразумеваться как преданность к просветлённым существам, так и сострадание к непросветлённым существам. В момент, когда вы отбросите все эгоцентричные привязанности, а ваш ум наполнится преданностью или состраданием, не останется понятий, которые могли бы увести реализацию пустотности на ложный путь. Переживание пустотности, наделённой состраданием, — это абсолютная защита. Вот почему в буддийских сутрах говорится, что истинный путь к просветлению – это единство сострадания и видения пустотности.
Сострадание происходит из ясного видения состояния, в котором находятся другие. Избавляясь от одержимости самим собой, вы настраиваетесь на чувства других существ. Вскоре вы понимаете, что их цели полностью противоположны тому, что им удаётся достичь. Каждый хочет быть счастливым и свободным, но, увлекаясь мыслями, словами и действиями, люди в основном причиняют себе ещё большую боль и ещё сильнее ограничивают себя. Когда вы ясно видите это, ощущение сострадания становиться ошеломляющим. Видение пустотности в момент ошеломляющего сострадания полностью свободно от заблуждений, в результате чего вы можете постичь изначально чистую свободную сущность, природу будды, присущую каждому. Вот почему сострадание так важно в системе сутры. Объединение метода и мудрости, состадания и пустотности – это самая суть, самое сердце общих учений буддизма.
В ваджраяне говорится, что природа ума всех существ скрыта под двумя омрачениями. Первое называется “эмоциональным омрачением” и включает в себя страсть, гнев и тупость. Второе – “когнитивное омрачение” – тонкое удержание субъека, объекта и их взаимодействия, превращающее осознавание в двойственное цепляние. Эти омрачения необходимо растворить очистить. Это достигается посредством двух накоплений: накопления заслуги и накопления мудрости, т.е. тренировкой в изначальной пробуждённости. Собирая два накопления, мы раскрываем два вида высшего знания: знание всего, что существует, и знание природы вещей – так, как есть. Раскрывая два вида высшего знания, мы постигаем два измерения просветления: дхармакаю и рупакаю. “Рупокая” означает “тело формы” и имеет два аспекта: самбхогокаю, проявляющуюся в форме радужного света, и нирманакаю, способную принимать физическую форму из плоти и крови. Это краткое изложение пути ваджраяны. Практикуя его и достигая просветления, мы получаем реальное благословение.
1 комментарий