11 февраля 2012, 22:33

Что умирает и что рождается?



Давайте рассмотрим, чем же в точном смысле слова является смерть и что, собственно умирает?

Люди обычно воспринимают самих себя как индивидуумов с телом и Умом. Отождествляясь с ними, они говорят; «Мое тело, мой Ум».

Кажется, что тело и Ум составляют некое единство. Ум отождествляется с телом и «проживает» его, как свое «Я». Затем, однако, наступает момент, когда тело и Ум разлучаются. Именно это и называется смертью. После нее тело становится простым трупом, обреченным на разрушение; его погребают, бросают в воду или сжигают. Но Ум продолжает свое существование, ибо кармическая сила являет ему новые иллюзии и вовлекает в новые рождения. Смерть случается только с телом, Ум же не исчезает.

Чтобы легче можно было бы понять связь, соединяющую тело и Ум, а также то, в какой мере они тождественны и различны, можно еще раз воспользоваться сравнением с состоянием сна. Когда мы видим Ясное сновидение, то наше тело сновидений перемещается, видит зримые образы, слышит звуки, имеет в своем опыте воображаемый мир точно так же, как наше теперешнее Тело переживает тот мир, который нам известен по состоянию бодрствования. Во время Пробуждения тело сновидений исчезает, однако для ма продолжается последовательность переживаний в ином теле и ином мире; на сей раз это состояние бодрствования.

Таков феномен смерти. Но в этом случае исчезает тело, свойственное нашему нынешнему состоянию бодрствования.

Различные перерождения ума, обусловленного кармой, можно также уподобить череде сновидений. Переход от одного сновидения к следующему напоминает смерть, когда первое сновидение заканчивается, и новое рождение, когда начинается следующее. Сновидения порождаются определенными отпечатками в потоке сознания, определенными кармическими склонностями. затем другие отпечатки ведут к жизни в другом сне, потом в третьем и так далее, вплоть до момента Пробуждения, когда, наконец, рассеиваются все иллюзии сновидений. Точно так же мы силою кармы проживаем различные рождения и смерти в мире сансары, до тех пор, пока посредством освобождения не осуществляется духовное Пробуждение.

Пять составных частей индивидуальности

Наше чувство собственного существования того, что это «я», «мое тело» или «мой Ум», — есть переживание собственной Индивидуальности. Индивидуальность слагается из пяти совокупностей, на санскрите — скандх. Эти пять групп таковы:

1 )формы, куда включается пять первостихий (земля, вода, ОГОНЬ, воздух и пространство) а равно и тело со своими воспринимающими способностями (зрением, слухом, Обонянием, вкусом, Осязанием и Умом);

2) ощущения, подразделяющиеся, прежде всего на три типа: приятные, неприятные и нейтральные:

З) распознавания, к которым относятся представления и понятия;

4) побуждения, или мотивации, включающие в себя все психические движущие силы, побуждения и привычки, подталкивающие нас к определенной реакции и мотивирующие наши поступки;

5) сознание, иными словами, осознавание всех переживаний случающихся благодаря активности органов чувств и Ума; оно также является опорой этого схватывания.

Итак, все живые существа слагаются из пяти частей. Напротив, труп представляет собою только телесную оболочку, состоящую из пяти первостихий. Эту оболочку могут видеть и воспринимать другие, но у нее самой ни ощущений, ни распознавания, ни побуждений, ни сознания нет.

Сознание — последняя из скандх—в Сущности своей прозрачно, подобно небу, безначально и бесконечно. Если распознать его природу, это и будет нирваной, окончательным Пробуждением. Но пока это узнавание не произошло, именно сознание остается тем, что вращается в мирском круговороте и перетекает непрерывно от рождения к рождению, подобно водам Ганга. В момент смерти эта пятая скандха (т.е. сознание, которое, в сущности, есть Ум) не пропадает до конца. Но наступает период отсутствия сознания, подобный глубокому сну без сновидений, как, к примеру, после нескольких ночей без сна. Эта фаза называется «бардо Пустоты».

По прошествии некоторого времени, обычно дня через три-четыре сознание возвращается. Мы вновь осознаем свое существование, переживание в форме «Я есмь» снова здесь. Этот период возврата к индивидуальному сознанию и его опыту соответствует сияющим видениям, появляющимся к концу бардо Пустоты.

Затем начинается «бардо Становления», которое продолжается вплоть до следующего рождения.

Ум и «Я», т.е. индивидуальное сознание, подобны матери и ребенку. Здесь мать — это Ум, т.е. сознание-основа, а дитя — индивидуальное сознание, сознание «Я». Индивидуальное «Я» умирает, но остается его мать, которая и дает рождение новому ребенку.

Воспользовавшись другим примером, мы могли бы сравнить сознание — основу с океаном, а индивидуальные сознания с его волнами, которые индивидуализированы кармическим ветром.

Так или иначе, когда восстанавливается индивидуальное сознание, то вновь активизируются склонности индивидуальной кармы и привычки Ума, а это есть возвращение четвертой скандхи, т.е. «побуждения». Постепенно появляются также и остальные части.

Индивидуальное сознание в этой последовательности существований можно уподобить кинематографическому Тарзану; в многосерийном фильме о нем мы видим, как он совершает различные поступки. Однако на протяжении множества разных эпизодов это все тот же Тарзан! Фильму здесь соответствует серия сансарических иллюзий. Последовательность жизней, на протяжении которых Тарзан, т.е. индивидуальное сознание, появляется в различных эпизодах, которые мы соотносим с различными состояниями сознания. В конце фильма иллюзия останавливается. Тарзана, т.е. индивидуального сознания больше нет.

Иллюзия индивидуальности продолжается вплоть до Просветления, которому в нашем сравнении соответствует конец фильма, т.е. сансары. Сознание к этому моменту полностью преображено в изначальное знание Будды.

0 комментариев