20 февраля 2012, 11:11
Карма, взаимозависимость и Пустота.
В карме нет ничего общего с понятием «судьба» или «рок», мы просто пожинаем то, что посеяли, т.е. имеем в опыте результаты своих же поступков.
Понятие кармы тесно связано с тем, что по-тибетски называется тендрел.
Это слово можно еще переводить как «взаимодействие», «взаимосвязь», «взаимозависимость», «участник ситуации взаимозависимости». Таковы все явления, весь опыт, поскольку события происходят лишь благодаря связи взаимозависимых факторов.
Понятие тендрел существенно как для понимания дхармы в целом, так, в особенности, и для понимания того, как существует Ум в своих странствиях по сансаре.
Чтобы уяснить себе, что такое тендрел, воспользуемся примером. Когда вы слышите звон колокольчика, спросите себя, чем же он произведен, самим ли колокольчиком, или его языком, или рукой того, кто звонит, или нашими ушами, которые это слышат? Очевидно, что ничто из перечисленного само по себе не произведет звука. Звук это результат взаимодействия всего перечисленного. Все упомянутые нами факторы необходимы, чтобы состоялось восприятие звука колокольчика. При этом факторами звука они становятся не последовательно, а все сразу, одновременно. Итак, звук есть явление, зависящее в своем существовании от факторов, которые 3аимодействуют, чтобы породить его. Он, таким образом, и есть тендрел.
Подобно этому, всякое обусловленное существование, все явления в сансаре являются результатом многочисленных взаимодействий, которые принадлежат к двенадцати звеньям цепи зависимого возникновения. Эти двенадцать факторов воспроизводят друг друга. Неточно было бы считать, что каждый из них служит причиной последующего в линейной последовательности времени. Напротив, как и в нашем примере с колокольчиком, они соприсутствуют, сосуществуют, необходимо их наличие в один и тот же момент, чтобы был произведен результат — обусловленное существование.
Последовательность причин и следствий внутри этой совокупности факторов, порождающих иллюзию, и есть сансара в действии. Все в ней — взаимоотношения, обусловленные кармой, все наши переживания — это тендрел, кажущаяся действительность, действительность двойственности, и именно в ней мы обычно и пребываем. Управляет ею карма. А пустотность в бытии неотъемлемо присущая этой относительной действительности, называется «высочайшей действительностью».
Значит, истинное постижение того, что есть тендрел, позволит выйти за пределы причинно-следственной обусловленности и достичь мира и свободы в необусловленном. Когда вы полностью понимаете тендрел, вы постигаете также и Пустоту — это и есть Освобождение.
Итак, мудрость, или знание, не есть нечто по сути своей отделенное от иллюзий. Вот почему в некоторых случаях говорят, что в сансаре и нирване нет различия, или что в неведении есть своя мудрость. Такие заявления на первый взгляд противоречивы и нелогичны, но это то, к чему в конечном счете, может привести логика и рассуждение. Логика и рассуждения способны сколь угодно долго вращаться в самих себе. Они являются частью процесса сансары и в пределе ведут к противоречию. Тем не менее, это инструменты, позволяющие осуществить — постичь действительность, а потому они полезны, и отбрасывать их не следует, хотя, в конечном счете, и они отбрасываются при постижении Пустоты.
Но будем внимательны, правильное постижение Пустоты не имеет ничего общего с нигилизмом.
Если бы вы пришли к выводу, что все пусто и недействительно, что состояние Будды реально не существует, а кармическая причинность пуста и не заслуживает того, чтобы о ней думать, то это было бы нигилистической точкой зрения. Такое понимание даже более ошибочно, нежели принятие относительных вещей за действительно существующие. Нигилистические представления являются еще более тяжким заблуждением, чем реалистические, когда полагают, будто явлениям внутренне присуще существование в себе самих.
Правильное постижение пустотности равно удалено от таких крайних точек зрения, как принятие вечности (этернализма) и «вещности» объектов, так и нигилизма. Оно искореняет все превратные представления благодаря своему срединному подходу, и позволяет, в конечном счете, превзойти все понятийные определения. Но будьте осторожны: если относиться к Пустоте именно как к понятию, то это закроет врата Освобождения.
Сараха, один из великих учителей в нашей линии передачи, сказал: Считать мир реальным — позиция, свойственная животным. Считать его пустым еще куда глупее.
А вот слова Нагарджуны: «Те, для кого Пустота есть воззрение, безнадежны».
1 комментарий