19 июня 2018, 00:12
Джамгон Конгтрул о механизме омрачения и освобождения
Сказано, что если вы понимаете ум — знание только одной этой вещи освещает все,
но если вы не понимаете ум — знание всего на свете затемняет эту одну вещь.
Великий мастер, Благородный Нагарджуна говорил следующим образом:
“Там, где есть подходящее понимание пустотности — все вещи являются подходящими,
но если нет подходящего понимания пустотности — нет ничего”.
Все различные указания, такие как Великая Печать, Великое Совершенство, Срединный Путь,
неприукрашенное, абсолютное, просветленное намерение Победоносного, присущая природа,
совершенная мудрость, взгляд, медитация, действие и т. д., показывают,
что сам ум и истинная природа объектов не имеют никакой истинной реальности,
находятся за пределами интеллекта и невыразимы.
Один этот момент может быть хорошим кратким представлением всех учений.
Осуществляя медитацию на природе ума таким образом,
сила преданности заставляет это возникнуть изнутри,
и в большем, на самом деле, нет необходимости.
Однако обычные люди очень мало знают о предмете медитации
— природе ума, и их медитация может оказаться неэффективной.
Запутанный ум состоит из восьми групп сознания.
Сущность этого пребывает как чистая основа.
Для того, чтобы указать на таковость этого, используется термин “сам ум”.
Всезнающий Рангджунг утверждает, что восемь групп — это пять чувственных сознаний, ментальное сознание, обеспокоенный ум и базовое сознание*.
Поскольку “мгновенный ум” все это обуславливает,
то, когда все вместе подсчитывается, говорится о девяти группах.
В сутрах упомянается много терминов, таких как “подходящее сознание”,
“заблуждающийся ум”, “познавательное затемнение” и “базовое сознание”.
Поскольку учат, что присущей природой основы является добродетель,
по сути, это самоособожденная будда-природа.
Удаляется не сама основа — она остается в качестве основы того, что удаляется.
*Базовое сознание здесь — алая-виджняна, основа, «сознание-хранилище всех отпечатков».
Так, например, восемь групп сознаний подобны пестрой веревке,
которая воспринимается как змея, хотя на самом деле ею и не является;
с самого первого момента этого заблуждения это было пусто по сути.
С безначального времени совозникающее неведение затемняло истинную природу.
Например, ясный и прозрачный аспект зеркала — это Будда-природа,
а тусклые пятна на нем — это собрание отпечатков базового сознания,
также это называется познавательное затемнение, или совозникающее неведение.
Подобно плащу загрязнений, базовое сознание накидывает
собрание привычных тенденций (самскар) и затемнений беспокоящих эмоций (клеша).
Сущностно пустая природа сознания идентифицируется как эго,
а объективная реальность это проекция на его (сознания) светящийся аспект.
Мгновенный ум двигает шесть групп сознания,
а также способствует встрече объекта и органа чувств.
Хотя (это) ничто иное как ум, проявление двойственности преобладает.
Например, когда глаз воспринимает форму,
хотя для сознания глаза снаружи формы нет,
свтящийся аспект принимается за форму, а пустой аспект за орган.
Функция мгновенного ума соединять этот процесс:
первоначально сознание глаза возникает как незаблуждающееся, свободное от концепций,
но тут же оно подавляется и возникает ощущение двойственности,
а вместе с этим шестое ментальное сознание.
Появляется переживание счастья, страдания или равнодушия,
различение привязанности, отвращения и неведения — это обеспокоенный ум.
Затем, через отталкивание и принятие в базовом сознании отпечатывается
накопление кармических действий, которые также называются тенденциями (самскара).
Когда шестой ум (виджняна) складывается с мгновенным,
воспринимая внешнее при помощи пяти органов чувств, — это объект;
когда обеспокоенный ум функционирует с мгновенным,
направляясь внутрь, он оставляет привычные тенденции в алае.
Остоваясь там, карма пребывает без результата
как неизбежный потенциал до времени созревания.
С основой, функционирующей как причина внешних объектов,
внутренними чувственными способностями и всеми сознаниями в промежутке,
обеспокоенный ум подобен облакам, шесть групп (скандх) подобны дождю,
кармические действия — рекам, а привычные тенденции основы — океану.
В этом примере агентом, который связывает всё в некий вид последовательности,
является мгновенный ум.
Для практикующего это означает, что
как только мгновенный ум открыто возникает из базового сознания,
без промедления ты должен направить внимание на него.
В определенных доктринальных терминах
это называется освобождением в первый момент,
или преодолением с первого взгляда.
Когда шестое, умственное сознание и обеспокоенный ум просто возникают
и посредством внимательности распознаются и освобождаются в своем собственном месте
— это называется освобождением во второй или третий момент.
Однако, поскольку такая дискурсивная мысль — это динамическая энергия ума,
невозможно, чтобы мысли привязанности и отвращения не возникали.
Однако, если вы действительно пребываете в неотвлеченном осознавании,
дискурсивные мысли не могут накапливать карму.
Это подобно наливанию воды в вазе с отверстием на дне.
Заблуждающаяся мысль и аспект осознавания, который ее различает, одинаковы,
сама различающая мысль измеряет мысль привязанности.
Это подобно возгоранию огня в сухой траве:
хотя огонь и сухая трава проявляются как две разные вещи,
они мгновенно становятся просто огнем.
Таким образом, это может быть названо обычным огнем.
Вкратце, наше нынешнее состояние безразличия,
темнота полного отсутствия осознавания,
это познавательное затемнение базового сознания.
Это также называется совозникающим неведением.
Когда встречаются объект и орган чувств,
например, когда мы видим ракушку надороге,
в первый момент видения формы считается, что сознание глаза не имеет концепций.
Но, в силу контакта, когда появляется то, что называется “ощущение”,
а затем, если эта раковина прекрасна, ментальное удовольствие и т. д.
В этот момент, с возникновением привязанности или отвращения,
появляется обеспокоенный ум.
Из того, что называется “восприятием” появляется “тенденция” и т. д.
Через двенадцатичленное взаимозависимое возникновение
поворачивается колесо существования.
Даже если вы стараетесь заблокировать сознание глаза и ментальное сознание
— они не прекратятся,
но они не имеют силы накапливать кармические привычные тенденции.
Но когда наконец обретен обеспокоенный ум,
для обычного человека, не применяющего воззрение, медитацию и поведение,
будут накапливаться привычные тенденции, отпечатанные в основе.
Вы должны стараться не подпадать под воздействие силы обеспокоенного ума.
Мгновенный ум это то, что связывает весь этот процесс, подобно силе воды.
Если вы, таким образом, поняли значение этих восьми групп
и если вы искусны в применении этого на практике,
вы можете отсечь двойственное отношение шести групп и их объектов,
и тогда объекты шести чувств не смогут потревожить медитацию.
Это начало поворота чувственных органов и их сознаний внутрь (пратьяхара).
В этот момент знаки того, что десять жизненных ветров созрели,
— это переживание дыма, миражей, затмения и т. д.
Сила “реальных” проявлений уменьшается и без затемнения,
бесчисленные божества, сферы и пр., проявляющиеся, где бы вы не фокусировались,
вовне или внутри, на своем теле или на уме,
возникают автоматически без усилия, ожидания или беспокойства.
Как знак достижения “стадии теплоты” — вы больше не интересуетесь бесполезными общением и связями,
вы желаете только неотвлечённо пребывать в уединении.
Поток мыслей отсекается и, подобно ясному небу,
неограниченное переживание блаженства, ясности и безмыслия
возникает в теле, речи и в уме.
Однако, это лишь знаки на пути, небольшое приближение к уверенности,
и совсем нечего делать становится только с достижением более высоких стадий.
Когда эти переживания воплощаются — они являются субъектами возникновения, прекращения и изменения,
и, в соответствии со словами всех адептов, они не могут быть постоянными.
Актуализация открытого пространства присущей мудрости без объекта
называется “присущей мудростью реализации”.
В это время все притяжения и отталкивания в сфере
воззрения, медитации и поведения истощаются
и здесь просто натыкаются прямо на обычный ум.
С абсолютной убежденностью распознавая всё, что было,
подобно удовлетворенному человеку, который закончил всю работу,
все усилия отброшены — это абсолютный плод.
но если вы не понимаете ум — знание всего на свете затемняет эту одну вещь.
Великий мастер, Благородный Нагарджуна говорил следующим образом:
“Там, где есть подходящее понимание пустотности — все вещи являются подходящими,
но если нет подходящего понимания пустотности — нет ничего”.
Все различные указания, такие как Великая Печать, Великое Совершенство, Срединный Путь,
неприукрашенное, абсолютное, просветленное намерение Победоносного, присущая природа,
совершенная мудрость, взгляд, медитация, действие и т. д., показывают,
что сам ум и истинная природа объектов не имеют никакой истинной реальности,
находятся за пределами интеллекта и невыразимы.
Один этот момент может быть хорошим кратким представлением всех учений.
Осуществляя медитацию на природе ума таким образом,
сила преданности заставляет это возникнуть изнутри,
и в большем, на самом деле, нет необходимости.
Однако обычные люди очень мало знают о предмете медитации
— природе ума, и их медитация может оказаться неэффективной.
Запутанный ум состоит из восьми групп сознания.
Сущность этого пребывает как чистая основа.
Для того, чтобы указать на таковость этого, используется термин “сам ум”.
Всезнающий Рангджунг утверждает, что восемь групп — это пять чувственных сознаний, ментальное сознание, обеспокоенный ум и базовое сознание*.
Поскольку “мгновенный ум” все это обуславливает,
то, когда все вместе подсчитывается, говорится о девяти группах.
В сутрах упомянается много терминов, таких как “подходящее сознание”,
“заблуждающийся ум”, “познавательное затемнение” и “базовое сознание”.
Поскольку учат, что присущей природой основы является добродетель,
по сути, это самоособожденная будда-природа.
Удаляется не сама основа — она остается в качестве основы того, что удаляется.
*Базовое сознание здесь — алая-виджняна, основа, «сознание-хранилище всех отпечатков».
Так, например, восемь групп сознаний подобны пестрой веревке,
которая воспринимается как змея, хотя на самом деле ею и не является;
с самого первого момента этого заблуждения это было пусто по сути.
С безначального времени совозникающее неведение затемняло истинную природу.
Например, ясный и прозрачный аспект зеркала — это Будда-природа,
а тусклые пятна на нем — это собрание отпечатков базового сознания,
также это называется познавательное затемнение, или совозникающее неведение.
Подобно плащу загрязнений, базовое сознание накидывает
собрание привычных тенденций (самскар) и затемнений беспокоящих эмоций (клеша).
Сущностно пустая природа сознания идентифицируется как эго,
а объективная реальность это проекция на его (сознания) светящийся аспект.
Мгновенный ум двигает шесть групп сознания,
а также способствует встрече объекта и органа чувств.
Хотя (это) ничто иное как ум, проявление двойственности преобладает.
Например, когда глаз воспринимает форму,
хотя для сознания глаза снаружи формы нет,
свтящийся аспект принимается за форму, а пустой аспект за орган.
Функция мгновенного ума соединять этот процесс:
первоначально сознание глаза возникает как незаблуждающееся, свободное от концепций,
но тут же оно подавляется и возникает ощущение двойственности,
а вместе с этим шестое ментальное сознание.
Появляется переживание счастья, страдания или равнодушия,
различение привязанности, отвращения и неведения — это обеспокоенный ум.
Затем, через отталкивание и принятие в базовом сознании отпечатывается
накопление кармических действий, которые также называются тенденциями (самскара).
Когда шестой ум (виджняна) складывается с мгновенным,
воспринимая внешнее при помощи пяти органов чувств, — это объект;
когда обеспокоенный ум функционирует с мгновенным,
направляясь внутрь, он оставляет привычные тенденции в алае.
Остоваясь там, карма пребывает без результата
как неизбежный потенциал до времени созревания.
С основой, функционирующей как причина внешних объектов,
внутренними чувственными способностями и всеми сознаниями в промежутке,
обеспокоенный ум подобен облакам, шесть групп (скандх) подобны дождю,
кармические действия — рекам, а привычные тенденции основы — океану.
В этом примере агентом, который связывает всё в некий вид последовательности,
является мгновенный ум.
Для практикующего это означает, что
как только мгновенный ум открыто возникает из базового сознания,
без промедления ты должен направить внимание на него.
В определенных доктринальных терминах
это называется освобождением в первый момент,
или преодолением с первого взгляда.
Когда шестое, умственное сознание и обеспокоенный ум просто возникают
и посредством внимательности распознаются и освобождаются в своем собственном месте
— это называется освобождением во второй или третий момент.
Однако, поскольку такая дискурсивная мысль — это динамическая энергия ума,
невозможно, чтобы мысли привязанности и отвращения не возникали.
Однако, если вы действительно пребываете в неотвлеченном осознавании,
дискурсивные мысли не могут накапливать карму.
Это подобно наливанию воды в вазе с отверстием на дне.
Заблуждающаяся мысль и аспект осознавания, который ее различает, одинаковы,
сама различающая мысль измеряет мысль привязанности.
Это подобно возгоранию огня в сухой траве:
хотя огонь и сухая трава проявляются как две разные вещи,
они мгновенно становятся просто огнем.
Таким образом, это может быть названо обычным огнем.
Вкратце, наше нынешнее состояние безразличия,
темнота полного отсутствия осознавания,
это познавательное затемнение базового сознания.
Это также называется совозникающим неведением.
Когда встречаются объект и орган чувств,
например, когда мы видим ракушку надороге,
в первый момент видения формы считается, что сознание глаза не имеет концепций.
Но, в силу контакта, когда появляется то, что называется “ощущение”,
а затем, если эта раковина прекрасна, ментальное удовольствие и т. д.
В этот момент, с возникновением привязанности или отвращения,
появляется обеспокоенный ум.
Из того, что называется “восприятием” появляется “тенденция” и т. д.
Через двенадцатичленное взаимозависимое возникновение
поворачивается колесо существования.
Даже если вы стараетесь заблокировать сознание глаза и ментальное сознание
— они не прекратятся,
но они не имеют силы накапливать кармические привычные тенденции.
Но когда наконец обретен обеспокоенный ум,
для обычного человека, не применяющего воззрение, медитацию и поведение,
будут накапливаться привычные тенденции, отпечатанные в основе.
Вы должны стараться не подпадать под воздействие силы обеспокоенного ума.
Мгновенный ум это то, что связывает весь этот процесс, подобно силе воды.
Если вы, таким образом, поняли значение этих восьми групп
и если вы искусны в применении этого на практике,
вы можете отсечь двойственное отношение шести групп и их объектов,
и тогда объекты шести чувств не смогут потревожить медитацию.
Это начало поворота чувственных органов и их сознаний внутрь (пратьяхара).
В этот момент знаки того, что десять жизненных ветров созрели,
— это переживание дыма, миражей, затмения и т. д.
Сила “реальных” проявлений уменьшается и без затемнения,
бесчисленные божества, сферы и пр., проявляющиеся, где бы вы не фокусировались,
вовне или внутри, на своем теле или на уме,
возникают автоматически без усилия, ожидания или беспокойства.
Как знак достижения “стадии теплоты” — вы больше не интересуетесь бесполезными общением и связями,
вы желаете только неотвлечённо пребывать в уединении.
Поток мыслей отсекается и, подобно ясному небу,
неограниченное переживание блаженства, ясности и безмыслия
возникает в теле, речи и в уме.
Однако, это лишь знаки на пути, небольшое приближение к уверенности,
и совсем нечего делать становится только с достижением более высоких стадий.
Когда эти переживания воплощаются — они являются субъектами возникновения, прекращения и изменения,
и, в соответствии со словами всех адептов, они не могут быть постоянными.
Актуализация открытого пространства присущей мудрости без объекта
называется “присущей мудростью реализации”.
В это время все притяжения и отталкивания в сфере
воззрения, медитации и поведения истощаются
и здесь просто натыкаются прямо на обычный ум.
С абсолютной убежденностью распознавая всё, что было,
подобно удовлетворенному человеку, который закончил всю работу,
все усилия отброшены — это абсолютный плод.
4 комментария