10 мая 2019, 18:22

Бардо жизни

То, как мы проживаем эту жизнь, определяет, как мы справимся с бардо, которое последует после нашей смерти. Прямо сейчас это в наших руках, прямо сейчас у нас есть шанс, свобода, возможность учиться и практиковать методы. Используя все это, мы будем знать, что делать, когда умрем. Если неправильно отнестись к своей жизни, то в момент смерти будет поздно. Мы окажемся слишком запутанными и не сможем совладать с этой ситуацией. Гуру Ринпоче объяснял: «Если сейчас мы думаем, что у нас достаточно времени, что практика Дхармы относится ко времени смерти, что можно научиться всему позже, ближе к смерти, — мы не правы. Когда приблизится смерть, все будет упущено. В это время уже невозможно освоить то, что нужно знать». Мы упражняемся сейчас, в бардо этой жизни, чтобы потом знать, что делать. Поскольку существует много методов, а мы все разные, нужно найти подход, который соответствует нашим способностям и устремлениям. Получив методы, лучше всего подходящие нам, нужно применять их, чтобы добиться результатов. Для получения полного результата нам необходимо также посвящение, которое доводит ум до зрелости и ведет его к Освобождению.

Изучая и практикуя Дхарму, мы можем получить некоторое понимание пустоты. Но при этом должны также помнить, что, обретая знания, мы не должны забывать о причине и следствии. Следует всегда вести себя в соответствии с ними. Невозможно быть слишком умными и развитыми, чтобы не учитывать причину и следствие. Это значит, что даже маленькие вещи важны и все, что мы делаем на относительном уровне, идет в счет. Очень важно не начинать думать, что мы столь многое поняли, столь многое постигли, так много медитировали, что больше не имеет значения, как мы себя ведем. Это означает полное непонимание смысла Дхармы. Просто подавайте хороший пример, оставайтесь добросердечными и будьте честны, потому что если мы нечестны, обманываем и приносим вред другим существам, то мы не практикуем Дхарму. Жить в соответствии с причиной и следствием — совершенно необходимо.

Поучения о бардо — промежуточных состояниях. Лопён Цечу Ринпоче

9 комментариев

AjnaYoga
Изучая и практикуя Дхарму, мы можем получить некоторое понимание пустоты. Но при этом должны также помнить, что, обретая знания, мы не должны забывать о причине и следствии. Следует всегда вести себя в соответствии с ними. Невозможно быть слишком умными и развитыми, чтобы не учитывать причину и следствие. Это значит, что даже маленькие вещи важны и все, что мы делаем на относительном уровне, идет в счет. Очень важно не начинать думать, что мы столь многое поняли, столь многое постигли, так много медитировали, что больше не имеет значения, как мы себя ведем. Это означает полное непонимание смысла Дхармы. Просто подавайте хороший пример, оставайтесь добросердечными и будьте честны, потому что если мы нечестны, обманываем и приносим вред другим существам, то мы не практикуем Дхарму. Жить в соответствии с причиной и следствием — совершенно необходимо.
Это к разговору о том, что «кармы нет, т.к. нет носителя кармы».
AjnaYoga
Существует пример, как не следует обращаться с поучениями: быть подобным коту, который ловит мышей и собирает их под собой, вместо того чтобы съесть. Когда же он наловит мышей вдоволь и захочет приступить к еде, то обнаруживает, что все мыши разбежались. Так же и нам не следует накапливать всевозможные поучения по Дхарме, не применяя их. В конце концов у нас не останется ничего. Вместо этого мы должны действительно практиковать Дхарму, чтобы она помогла нам во время смерти.
AjnaYoga
Но нет абсолютно никакой пользы в том, чтобы провозглашать себя великим мастером Дзогчена или Махамудры, если это на самом деле не так. Нет также особого смысла говорить, что знаешь то или иное высокое поучение, если не следуешь ему. Можно многое узнавать о Дхарме, но если не вкладывать это в свой ум, то пользы не будет никакой.
AjnaYoga
Другой пример — удаление верхнего слоя грязи с золотого слитка или алмаза. Поначалу не видно, что скрывается внутри. Слиток выглядит обычным камнем, и только после основательного очищения появляется золото или алмаз.

Точно так же и мы обладаем Будда-природой, но, не зная этого, не получаем никакой пользы. Все поучения Дхармы направлены на то, чтобы познакомить нас с этой Будда-природой и в конечном счете помочь нам познать ее на опыте. Практика способствует избавлению от завес, которые не позволяют нам узнать Будда-природу. Вот что является главным, чем бы мы ни занимались, — Основополагающими упражнениями (простираниями, медитацией на Алмазный Ум, дарением мандалы или Гуру-йогой), медитацией на определенный Будда-аспект, нюнгнэ или любыми другими практиками.

Мы должны постоянно стремиться к постижению этой истины. В каком бы из четырех бардо мы ни находились, если мы познаем нашу Будда-природу, это будет для нас прорывом. Ради этого мы должны постоянно упражняться в понимании природы нашего ума. Именно в этом состоит весь смысл.
AjnaYoga
Лопён Цечу Ринпоче
AjnaYoga
Последующие пояснения текста Целе Нацога Рангдрёла касаются монахов, лам и учителей. Он говорит, что сейчас они учат словам Будды, но смысл в том, что и они должны отказаться от мешающих эмоций. Если кто-то из них еще не сделал этого, то быть учителем пока рано, поскольку эмоции будут становиться только сильнее. Эту ситуацию можно сравнить с укутыванием трупа в шелка. Это признак того, что учение Будды угасает, как закат солнца. Но эти поучения имеют смысл не для вас, а для таких учителей, как я.
Лопён Цечу Ринпоче
Margosha
От поверхностных эмоций, да, но не от чувств, имхо.
AjnaYoga
А что такое «чувства»?
Margosha
Мне нравится одна метафора: Чувства- это глубинные воды, а эмоции — это рябь на поверхности воды.
Когда раскрываешь в себе природу Будды — раскрывается глубокое чувствование энергий мира. Иногда я это называю эмпатией.