8 апреля 2011, 11:31
Патрул Ринпоче: Совет мне от меня.
Просто обожаю этого Мастера Дзогчен, его манеру говорить с юмором, пронзительностью и иронией…
Патрул Ринпоче (1808-1887) был бродячим мастером Дзогчен, любимец простого народа, он жил в Восточном Тибете на рубеже веков. Известен как просветленный странник.
Слова и поэмы великого мастера тибетского буддизма XIX века Патрула Ринпоче отражает сущность так называемой «Колесницы Плода» (тиб. 'bras bu'i theg pa), в которой во главу угла ставится не развитие каких-то необыкновенных способностей, а, напротив, нахождение в своём собственном теперешнем состоянии присутствия изначального естества, которое часто описывается в терминах «неискуственное» (тиб. ma bcos pa), «обыденное сознание» (тиб. tha mal gyi shes pa). Именно поэтому прогресс на этом пути подобен разочарованию, разочарованию в попытках найти просветление в чём-то необычном, натужном, где-то вне своей собственной природы просто как она есть здесь и сейчас. Но именно через такое разочарование, как показывает Патрул Ринпоче, и лежит путь к постижению собственного естественного состояния.
Совет мне от меня!
О, Ваджрасаттва, единственное божество, Учитель,
Ты, восседающий на диске полной луны лотоса белого света,
В столепестковом полноцветьи юности!
Подумай обо мне, Ваджрасаттва,
Ты, остающийся недвижным в проявленном,
Ты, который есть Махамудра, чистое блаженство-пустота.
Слушай же, старый Патрул с дурной кармой,
Ты, пребывающий в отвлечении.
Веками тебя очаровывали и отвлекали иллюзии.
Ты осознаешь это? Осознаешь ли?
В этот самый миг, когда ты
В плену ошибочного восприятия,
Тебе надо понаблюдать.
Не позволяй себе увлечься этой
Фальшивой и пустой жизнью.
Твоим умом вертит вихрь мыслей
О том, как воплотить множество бесполезных проектов.
Пустое! Сдавайся!
Думать о сотнях планов, которые желаешь исполнить,
А времени на это никогда нет,-
Только обуза для ума.
Ты полностью отвлечен
Всеми этими проектами,
Которые никогда не завершатся,
А только расходятся все шире, словно круги на воде.
Не дури,
Сей момент сиди тихо.
Слушать учения, — да, ты уже слышал сотни учений,
Но если не усвоил смысл хотя бы одного учения,
Что толку слушать остальные?
Размышлять о смысле учений, хотя их и слушал,
Но если учение не приходит на ум, когда в нем нуждаешься,
Что толку дальше размышлять о нем? Без толку.
Медитировать согласно учениям, — Если твоя медитативная практика все еще не может исцелить
Омрачения ума, — забудь о ней!
Складываешь в уме — сколько мантр начитал,
Но ты не завершил визуализацию стадии зарождения.
Может, формы божеств получаются у тебя четкими и ясными,
Но ты не положил конец субъекту и объекту.
Можешь приручать то, что кажется тебе злыми духами и призраками,
Но ты не тренируешь поток собственного ума.
Твои четыре туна практики садханы,
Столь тщательно организованные, — Забудь о них.
Когда ты в хорошем настроении,
В твоей практике много ясности,
Но ты не можешь расслабиться в ней.
А когда у тебя депрессия,
То практикуешь вполне стабильно,
Но в практике нет яркости.
Что же до осознанности,
Ты пытаешься вбить себя в подобие ригпа,
Словно тычешь колом в мишень!
Если все эти йогические позы и взгляды стабилизируют твой ум,
Лишь ограничивая его,-
Забудь про них!
Чтение высокопарных лекций
Не приноситт никакой пользы твоему потоку ума.
Путь аналитического размышления точен и тонок,
Но это — лишь еще одно отвлечение, никчемное козлиное дерьмо.
Устные наставления — чрезвычайно глубоки,
Но не тогда, когда ты не применяешь их на практике.
Все читаешь-перечитываешь тексты дхармы,
Они только занимают твой ум, да еще от них болят глаза.
Забудь о них!
Долбишь в свой маленький барабан-дамару — дрынь, дрынь,
А твои ученики думают- какой чудесный звук!
Начитываешь слова о том, что подносишь свое тело,
Но ты не перестал дорожить этим телом!
Звенишь своими маленькими цимбалами — дзынь, дзынь,
А в уме не держишь наивысшую цель.
Все эти приспособления для практики дхармы,
Кажущиеся такими привлекательными, — Забудь о них!
Сейчас эти ученики учатся с таким рвением,
Но в конце концов они не потянут.
Сегодня они, видимо, что-то поняли,
А позже от понимания не останется и следа.
Даже если один из них сумеет чему-то научиться,
Редко он применяет свои «познания» к собственному поведению.
Эти элегантные ученики дхармы, — Забудь про них!
В этом году он так заботится о тебе,
А в следующем — все не так.
Поначалу он скромен,
Потом все более экзальтирован и помпезен.
И чем больше его холишь и лелеешь,
Тем больше он отдаляется.
Эти дорогие друзья,
Которые так мило улыбаются на первых порах,-
Забудь про них!
Ee улыбка, кажется, полна радости и счастья.
Но кто знает — так ли это?
Один раз — чистое удовольствие,
А потом — девять месяцев страданий ума.
Может, месяц с ней было бы и хорошо,
Но раньше или позже возникает проблема.
Люди дразнят, твой ум запутался.
Твоя подружка,-
Забудь о ней!
Эти бесконечные разговоры по кругу,-
Лишь привязанность и отвращение,
Это еще одно ни на что не годное козлиное дерьмо.
Поначалу они кажутся восхитительным развлечением,
Но на самом деле ты просто разносишь сплетни
Об ошибках других.
Тебя выслушают из вежливости,
Но со временем ты всех достанешь.
Бесполезные разговоры, от них лишь мучит жажда, — Забудь про них!
Давать учения по текстам о медитации,
Когда сам не обрел
Подлинное переживание через практику, — Словно зачитывать вслух учебник танцев
И думать при этом — вот, я танцую.
Люди, возможно, слушают тебя с преданностью,
Но это все ненастоящее.
Рано или поздно, когда твои действия
Станут противоречить учению, ты устыдишься.
Лишь изрекать слова,
Давать разъяснения дхармы, такие убедительные,-
Забудь об этом!
Когда у тебя нет текста, он тебе так необходим,
А когда наконец текст у тебя,
Ты на него и не смотришь.
Страниц в тексте немного,
Но нелегко найти время скопировать их все,
Даже если скопируешь все тексты Дхармы на земле,
Ты не удовлетворишься.
Копировать тексты — пустая трата времени
[Если тебе за это не платят],
Так что забудь об этом!
Сегодня, они прыгают от счастья,
А завтра они в гневе.
То у них дурное настроение, то хорошее, — Люди никогда не бывают удовлетворены.
Даже если есть хорошие люди,
Когда ты в них так нуждаешься, они могут не придти.
Разочаровывая тебя еще сильнее.
Вся эта вежливость, сохранение
Куртуазности обхождения, — Забудь об этом!
Мирская и религиозная деятельность — Это удел джентльменов.
Патрул, старина, это не про тебя.
Замечал ли ты, что всегда так бывает?
Когда тебе надо одолжить на время
Старого быка-производителя,
А у него не осталось никаких желаний,
[Кроме желания еще поспать].
Будь таким же, без желаний.
Просто спи, ешь, мочись и испражняйся,
Нечего больше делать в этой жизни.
Не заботься о других делах — Дело не в них.
Будь тише воды, ниже травы,
Спи.
В тройственной вселенной,
Когда ты ниже своего окружения,
Займи место поскромнее.
А если так вышло, что ты выше,
Не заносись.
Нет абсолютно никакой нужды в близких друзьях,
Лучше держись сам себя.
Когда у тебя нет ни мирской,
Ни религиозной ответственности,
Не стремись ее обрести!
Если ты отпустишь всё,
Всё-всё,
В этом-то и есть вся суть!
— Этот совет написал практик Триме Лодрё [Патрул Ринпоче] своему ближайшему
другу Аху Шри [Патрулу Ринпоче], чтобы дать совет, скроенный впору по мерке его способностей.
Этот совет следует осуществить на практике.
Даже если ты не знаешь как практиковать, просто отпусти всё, вот что я на самом деле хотел сказать.
Даже если ты не сумел преуспеть в своей практике дхармы, не гневайся.
Да будет благо!
Патрул Ринпоче (1808-1887) был бродячим мастером Дзогчен, любимец простого народа, он жил в Восточном Тибете на рубеже веков. Известен как просветленный странник.
Слова и поэмы великого мастера тибетского буддизма XIX века Патрула Ринпоче отражает сущность так называемой «Колесницы Плода» (тиб. 'bras bu'i theg pa), в которой во главу угла ставится не развитие каких-то необыкновенных способностей, а, напротив, нахождение в своём собственном теперешнем состоянии присутствия изначального естества, которое часто описывается в терминах «неискуственное» (тиб. ma bcos pa), «обыденное сознание» (тиб. tha mal gyi shes pa). Именно поэтому прогресс на этом пути подобен разочарованию, разочарованию в попытках найти просветление в чём-то необычном, натужном, где-то вне своей собственной природы просто как она есть здесь и сейчас. Но именно через такое разочарование, как показывает Патрул Ринпоче, и лежит путь к постижению собственного естественного состояния.
Совет мне от меня!
О, Ваджрасаттва, единственное божество, Учитель,
Ты, восседающий на диске полной луны лотоса белого света,
В столепестковом полноцветьи юности!
Подумай обо мне, Ваджрасаттва,
Ты, остающийся недвижным в проявленном,
Ты, который есть Махамудра, чистое блаженство-пустота.
Слушай же, старый Патрул с дурной кармой,
Ты, пребывающий в отвлечении.
Веками тебя очаровывали и отвлекали иллюзии.
Ты осознаешь это? Осознаешь ли?
В этот самый миг, когда ты
В плену ошибочного восприятия,
Тебе надо понаблюдать.
Не позволяй себе увлечься этой
Фальшивой и пустой жизнью.
Твоим умом вертит вихрь мыслей
О том, как воплотить множество бесполезных проектов.
Пустое! Сдавайся!
Думать о сотнях планов, которые желаешь исполнить,
А времени на это никогда нет,-
Только обуза для ума.
Ты полностью отвлечен
Всеми этими проектами,
Которые никогда не завершатся,
А только расходятся все шире, словно круги на воде.
Не дури,
Сей момент сиди тихо.
Слушать учения, — да, ты уже слышал сотни учений,
Но если не усвоил смысл хотя бы одного учения,
Что толку слушать остальные?
Размышлять о смысле учений, хотя их и слушал,
Но если учение не приходит на ум, когда в нем нуждаешься,
Что толку дальше размышлять о нем? Без толку.
Медитировать согласно учениям, — Если твоя медитативная практика все еще не может исцелить
Омрачения ума, — забудь о ней!
Складываешь в уме — сколько мантр начитал,
Но ты не завершил визуализацию стадии зарождения.
Может, формы божеств получаются у тебя четкими и ясными,
Но ты не положил конец субъекту и объекту.
Можешь приручать то, что кажется тебе злыми духами и призраками,
Но ты не тренируешь поток собственного ума.
Твои четыре туна практики садханы,
Столь тщательно организованные, — Забудь о них.
Когда ты в хорошем настроении,
В твоей практике много ясности,
Но ты не можешь расслабиться в ней.
А когда у тебя депрессия,
То практикуешь вполне стабильно,
Но в практике нет яркости.
Что же до осознанности,
Ты пытаешься вбить себя в подобие ригпа,
Словно тычешь колом в мишень!
Если все эти йогические позы и взгляды стабилизируют твой ум,
Лишь ограничивая его,-
Забудь про них!
Чтение высокопарных лекций
Не приноситт никакой пользы твоему потоку ума.
Путь аналитического размышления точен и тонок,
Но это — лишь еще одно отвлечение, никчемное козлиное дерьмо.
Устные наставления — чрезвычайно глубоки,
Но не тогда, когда ты не применяешь их на практике.
Все читаешь-перечитываешь тексты дхармы,
Они только занимают твой ум, да еще от них болят глаза.
Забудь о них!
Долбишь в свой маленький барабан-дамару — дрынь, дрынь,
А твои ученики думают- какой чудесный звук!
Начитываешь слова о том, что подносишь свое тело,
Но ты не перестал дорожить этим телом!
Звенишь своими маленькими цимбалами — дзынь, дзынь,
А в уме не держишь наивысшую цель.
Все эти приспособления для практики дхармы,
Кажущиеся такими привлекательными, — Забудь о них!
Сейчас эти ученики учатся с таким рвением,
Но в конце концов они не потянут.
Сегодня они, видимо, что-то поняли,
А позже от понимания не останется и следа.
Даже если один из них сумеет чему-то научиться,
Редко он применяет свои «познания» к собственному поведению.
Эти элегантные ученики дхармы, — Забудь про них!
В этом году он так заботится о тебе,
А в следующем — все не так.
Поначалу он скромен,
Потом все более экзальтирован и помпезен.
И чем больше его холишь и лелеешь,
Тем больше он отдаляется.
Эти дорогие друзья,
Которые так мило улыбаются на первых порах,-
Забудь про них!
Ee улыбка, кажется, полна радости и счастья.
Но кто знает — так ли это?
Один раз — чистое удовольствие,
А потом — девять месяцев страданий ума.
Может, месяц с ней было бы и хорошо,
Но раньше или позже возникает проблема.
Люди дразнят, твой ум запутался.
Твоя подружка,-
Забудь о ней!
Эти бесконечные разговоры по кругу,-
Лишь привязанность и отвращение,
Это еще одно ни на что не годное козлиное дерьмо.
Поначалу они кажутся восхитительным развлечением,
Но на самом деле ты просто разносишь сплетни
Об ошибках других.
Тебя выслушают из вежливости,
Но со временем ты всех достанешь.
Бесполезные разговоры, от них лишь мучит жажда, — Забудь про них!
Давать учения по текстам о медитации,
Когда сам не обрел
Подлинное переживание через практику, — Словно зачитывать вслух учебник танцев
И думать при этом — вот, я танцую.
Люди, возможно, слушают тебя с преданностью,
Но это все ненастоящее.
Рано или поздно, когда твои действия
Станут противоречить учению, ты устыдишься.
Лишь изрекать слова,
Давать разъяснения дхармы, такие убедительные,-
Забудь об этом!
Когда у тебя нет текста, он тебе так необходим,
А когда наконец текст у тебя,
Ты на него и не смотришь.
Страниц в тексте немного,
Но нелегко найти время скопировать их все,
Даже если скопируешь все тексты Дхармы на земле,
Ты не удовлетворишься.
Копировать тексты — пустая трата времени
[Если тебе за это не платят],
Так что забудь об этом!
Сегодня, они прыгают от счастья,
А завтра они в гневе.
То у них дурное настроение, то хорошее, — Люди никогда не бывают удовлетворены.
Даже если есть хорошие люди,
Когда ты в них так нуждаешься, они могут не придти.
Разочаровывая тебя еще сильнее.
Вся эта вежливость, сохранение
Куртуазности обхождения, — Забудь об этом!
Мирская и религиозная деятельность — Это удел джентльменов.
Патрул, старина, это не про тебя.
Замечал ли ты, что всегда так бывает?
Когда тебе надо одолжить на время
Старого быка-производителя,
А у него не осталось никаких желаний,
[Кроме желания еще поспать].
Будь таким же, без желаний.
Просто спи, ешь, мочись и испражняйся,
Нечего больше делать в этой жизни.
Не заботься о других делах — Дело не в них.
Будь тише воды, ниже травы,
Спи.
В тройственной вселенной,
Когда ты ниже своего окружения,
Займи место поскромнее.
А если так вышло, что ты выше,
Не заносись.
Нет абсолютно никакой нужды в близких друзьях,
Лучше держись сам себя.
Когда у тебя нет ни мирской,
Ни религиозной ответственности,
Не стремись ее обрести!
Если ты отпустишь всё,
Всё-всё,
В этом-то и есть вся суть!
— Этот совет написал практик Триме Лодрё [Патрул Ринпоче] своему ближайшему
другу Аху Шри [Патрулу Ринпоче], чтобы дать совет, скроенный впору по мерке его способностей.
Этот совет следует осуществить на практике.
Даже если ты не знаешь как практиковать, просто отпусти всё, вот что я на самом деле хотел сказать.
Даже если ты не сумел преуспеть в своей практике дхармы, не гневайся.
Да будет благо!
18 комментариев
о как прекрасен голос ее!
Давний пост тут, но очень понравились эти наставления!
Особенно
Очень сильный текст.
Спасибо!
Когда-то. :))