22 апреля 2022, 17:09

Тонкое тело. Цокньи Ринпоче

В 21-м веке исцеление тонкого тела имеет решающее значение. Иногда я говорю, что для западных практиков Дхармы «просветление тела» является более важным, чем просветление ума ."
Вопрос: В вашей новой книге «Открытое сердце, открытый ум» вы обсуждаете тонкое тело и его влияние на нашу жизнь. Как мы можем понять тонкое тело?
Ринпоче: В тибетской буддийской традиции тонкое тело (тиб. “lu trawa”) соединяет тело и ум и является домом для эмоций, влияя и на тело, и на ум.
Вопрос: И вот это — момент большой важности, который в значительной степени неизвестен в западной психологии. Можете ли вы объяснить строение тонкого тела более детально?
Ринпоче: Тонкое тело состоит из трех взаимосвязанных аспектов. Первый состоит из того, что по-тибетски называется «ца» (“нади” на санскрите), обычно переводится как «каналы». Они тесно взаимосвязаны, но не так, как сеть нервов, которые пронизывают всё тело. Эти каналы являются путями, которые позволяют искрам жизни («тигле» на тибетском языке, “бинду” на санскрите) циркулировать, и их можно сравнить с нейротрансмиттеро-химическими посредниками, которые влияют на наше физическое, умственное и эмоциональное состояния. «Тигле» циркулируют внутри каналов благодаря тонкой энергии, или внутреннему ветру, известному на тибетском как «лунг» («прана» на санскрите).
Вопрос: Определенное количество лунга соответствует нормальному функционированию тонкого тела. Но есть и нарушения в энергии ветра. Возможно ли, что нарушения лунга могут усилиться через практику медитации и проявиться негативно на уровне чувств?
Ринпоче: Очевидно, да. Что бы мы ни делали, будь то медитация или любая другая ситуация, возможно усиление лунга. Это может случиться, когда мы чувствуем себя перегруженными, или «под стрессом», или когда наши эмоции становятся довольно сильными, даже переполняющими. Любая практика, которую мы выполняем, движимая желанием выполнять что-то хорошо или добиться успеха при недостатке отдыха и легкости, усиливает напряженность и создает беспокойство. Я говорю здесь о практике с форсированием, гонкой, ориентацией на результат. Например, если вы хотите быстро прочитать 100000 мантр в течение нескольких дней, это может привести к нарушению энергии, которую мы называем лунгом, потому что вы искусственно подвергаете себя перенапряжению.
Вопрос: Что именно происходит в это время?
Ринпоче: Когда ум постоянно требует большей скорости в связи с чрезмерным перевозбуждением, высокой степенью давления и необходимостью действовать слишком быстро, тонкое тело, в конце концов, истощается. Во время чрезмерной активности на ментальном уровне посылается сообщение в тонкое тело, чтобы напрягаться, двигаться быстрее, в результате чего усиливается беспокойство лунга. Естественная уравновешенность тонкого тела нарушается, и в какой-то момент оно становится беспокойным лунгом. Кроме того, состояния слишком большой серьезности, зажатости, сильного цепляния и ментального беспокойства могут привести к чувству тревоги и беспокойства в тонком теле. И эти привычные шаблоны могут глубоко фиксироваться в каналах из-за этого взбудораженного лунга. Именно поэтому мы должны знать, как разумно управлять этой энергией.
Вопрос: Как мы должны справляться с дисбалансом лунга?
Ринпоче: Сверхактивный лунг приводит в замешательство и беспокойство нервную систему тонкого тела и становится все более жестким и затвердевшим, и из-за этого естественная способность чувствовать сострадание становится заблокированной. Ваша врожденная способность чувствовать безусловную, беспристрастную любовь, теплоту и открытость блокируется. Без этой способности вам будет невозможно чувствовать любящую доброту и сострадание по отношению к другим, любить их. Мы должны восстановить связь с нашей основополагающей природой и расслабиться в этом. Существует также специальное йогическое дыхательное упражнение под названием «дыхание вазы», которые может нам в этом помочь. Дыхание тесно связано с тонкой энергией ветра. В моей книге «Открытое сердце, открытый ум» я посвящаю целую главу этому методу.
Вопрос: Интересно, что вы упоминаете йогическое дыхание. Стоит ли заниматься йогой, цигуном и пранаямой, чтобы быть более основательными в медитации? В традиционных тибетских буддийских учениях, насколько я понимаю, инструкции по дыхательным упражнениям, как правило, не даются.
Ринпоче: Йога, цигун и аналогичные энерго-балансирующие практики могут быть чрезвычайно полезными в случаях нарушения лунга. Когда есть дисбаланс, тонкие «капли» (тиб. «тигле») не в состоянии свободно циркулировать в центральном канале. Это приводит к блокировкам не только на ментальном уровне или в физическом теле, но энергия чувств тоже блокируется. В этих случаях эти виды упражнений могут быть полезными, чтобы восстановить более естественный для нас баланс. Я думаю, что многие старые тибетские ламы не знают о том, что создание этого равновесия в тонком теле имеет столь важное значение на Западе. Традиционные методы тибетского буддизма, которые вы упомянули в вашем вопросе, практически не используют по отношению к телу. Вот почему они просто не рассматриваются многими учителями, и они много о них не знают. Это также связано с тем фактом, что в тибетском обществе эмоциональное тело, в основном, было очень стабильным, и делался больший акцент на исцеление физического тела, например, шеи или суставов и так далее. Более того, в Тибете, в основном, был недостаток работы с умом и просто получения образования, и до китайского вторжения полное образование было возможно, по большей части, только в монастырях. Там не было никакой системы государственных школ, и большая часть населения состояла из кочевников, очень простых людей с милым, веселым нравом. Именно поэтому не было большой необходимости в эмоциональном исцелении – с этим аспектом все было довольно хорошо. В целях развития умственных способностей и тренировки ума были использованы методы детальной визуализации мандалы. И это было «пробуждение» качества интеллекта, что было важно культивировать через эти практики. В последнее время многие молодые ламы признали дисбаланс лунга в современных обществах и его причины. Системы образования на первое место выдвигают когнитивное развитие, при этом аспект тонкого тела, эмоций часто блокируется из-за нарушений лунга и по другим причинам. Различные методы для исцеления энергии могут быть полезными, и я бы настоятельно рекомендовал людям практиковать их в соответствии с их индивидуальными потребностями.
Вопрос: Иногда я думаю, что культурные различия между Востоком и Западом настолько велики, что мы должны быть весьма осторожны, чтобы просто принимать тибетские обычаи.
Ринпоче: Я согласен с этим до определенного момента. Для человека в современном обществе нет необходимости пытаться стать тибетцем и строго подражать тибетским культуре и обычаям. Основой Дхармы является трансформация пяти ядов (невежество, привязанность, отвращение, гордость и ревность) и привычных тенденций, которые более или менее относятся ко всем культурам. Разные культуры имеют уникальные привычные шаблоны, и мы должны четко различать, что можно преобразовать в нашем культурном контексте. Но, конечно, есть определенные учения, которые формируются тибетской культурой, и если у человека нет понимания культурного контекста, то эти учения и практики не смогут трансформировать его ум. В современных обществах в самом раннем возрасте маленькие дети вынуждены развивать понимание мира, и это может создать нездоровый отпечаток напряженности в тонком теле. Этот несбалансированный подход по отношению к познавательному развитию является причиной того, почему так важно трансформировать тонкое тело. Вы справляетесь с мышлением очень хорошо и можете ознакомиться с Дхармой на теоретическом уровне, но мы должны привнести это понимание в опыт таким образом, чтобы блоки в тонком теле могли быть исцелены. В 21-м веке исцеление тонкого тела имеет решающее значение. Иногда я говорю, что для западных практиков Дхармы «просветление тела» является более важным, чем просветление ума.
Вопрос: Лихорадочный темп современной жизни часто приводит к беспокойному функционированию нашего лунга. Что вы можете порекомендовать, чтобы противодействовать этому?
Ринпоче: Прежде всего, вы должны прояснить свои внутренние «ограничения скорости». Повышенная скорость энергии может проявляться на трех уровнях: в мышлении, чувствовании и в теле. Практикуйте осознавание вашего эмоционального состояния без осуждения или анализа, а также осознавание общей чувствительности вашего тонкого тела. Вы можете использовать «мягкое дыхание вазы», чтобы вернуть лунг на свое естественное место, его дом, находящийся чуть ниже пупка. В этом случае вы можете замедлить превышение скорости в вашем тонком теле и мыслить ясно, выполнять физические нагрузки и не истощаться.
Вопрос: С развитием осознанности в нашей практике медитации наши привычные беспокойства также становятся более заметными. Как мы можем получить над ними контроль, не попадая полностью под их влияние?
Ринпоче: Будьте добры к ним. Поприветствуйте их: «Да, это правда, что я испытываю некоторое волнение в этот момент, но оно не реально. Это только мой давно укоренившийся привычный шаблон». Часто, когда что-то внешнее привлекает ваше внимание, оно немедленно активизирует дремлющую склонность. В результате этого вы считаете, что ваш опыт происходит в полной мере, на 100% реально, и все именно так, как вы воспринимаете это: твердо, по-настоящему находящееся «там». Но на самом деле внешнее событие является просто спусковым крючком. При этом внешний объект может быть лишь на 5% причиной беспокойства. Но когда происходит стимуляция привычного шаблона, пусть даже и кратковременная, это обеспечивает оставшиеся 95% оживающей беспокойной реакции. В этот момент вы можете поговорить с вашим привычным шаблоном. Повторяйте следующую мантру: «Это кажется реальным, но это не так. Это не я». Если вы можете справиться с этим, ваша жизнь будет намного легче.

Перевод Марии Глазуновой и Владимира Старикова,
Виктор Милованов: Based on an Interview for Tibet & Buddhismu, March 28, 2012 entitled, “Tsoknyi Rinpoche on Lung”
  • нет
  • +4
(1):  Vit7

28 комментариев

AjnaYoga
многие старые тибетские ламы не знают о том, что создание этого равновесия в тонком теле имеет столь важное значение на Западе. Традиционные методы тибетского буддизма, которые вы упомянули в вашем вопросе, практически не используют по отношению к телу. Вот почему они просто не рассматриваются многими учителями, и они много о них не знают.
в Тибете, в основном, был недостаток работы с умом и просто получения образования, и до китайского вторжения полное образование было возможно, по большей части, только в монастырях. Там не было никакой системы государственных школ, и большая часть населения состояла из кочевников, очень простых людей с милым, веселым нравом. Именно поэтому не было большой необходимости в эмоциональном исцелении – с этим аспектом все было довольно хорошо.
В последнее время многие молодые ламы признали дисбаланс лунга в современных обществах и его причины. Системы образования на первое место выдвигают когнитивное развитие, при этом аспект тонкого тела, эмоций часто блокируется из-за нарушений лунга и по другим причинам. Различные методы для исцеления энергии могут быть полезными, и я бы настоятельно рекомендовал людям практиковать их в соответствии с их индивидуальными потребностями.
Вот вам ответ на вопрос, что якобы в Дзогчен не работают с энергией. Типа «всё само куда надо течёт».
Оказывается, что всё совсем не так. Проблемы с энергией появились в расвитых обществах, где развитию мышления много значения придают, стресса много, ритм жизни бешенный.
А в среднивековье никто никуда не спешил, школ не было, пасли овец и созерцали облака на небе. И были счастливы. Люди были ближе к природе. Ум у них был более спокойным, чем у современного человека.
Поэтому и необходимости не было в методах работы с энергией.
Поэтому все эти песни с год про «мгновенное пробуждение хлопком одной ладонью», про «коли дрова, носи воду» для современного человека не более чем сказки, пользы от этого мало.
Современный человек не живёт в восприятии, как наши предки в средие века. Современный человек живёт в мышлении. Поэтому и методы нужны современные, для нашего времени, для наших людей с беспокойным умом.
Даже цигун и йога не помогает. Т.к. там идёт работа только с внутренними энергиями. Поэтому появляются новые методы, где идёт работа с внешними энергиями, энергией Вселенной.
Vit7
Вот вам ответ на вопрос, что якобы в Дзогчен не работают с энергией. Типа «всё само куда надо течёт».
сам с собой веду беседу?:))
Где и кто относительно Дзогчен тебе говорил, что в Дзогчен не работают с энергией?:))
AjnaYoga
Ты говорил. :)
Vit7
в самом деле? Я?
Какой конфуз…

Саттва-йога, маха-йога и ану-йога не знают доподлинно великую самородную мудрость. По этой причине они продвигаются по пути, достигают уровней просветления, соблюдают обет и созерцают воззрение. Соответственно, их воззрение и поведение недейственны для того, чтобы пробудить знание [истинного состояния]. И напротив, воззрение и поведение ати-йоги изначально [основаны на понимании того, что всё] есть проявление [всевышнего] источника, и, таким образом, не предполагают прохождения пути, достижения уровней просветления, соблюдения обета или созерцания воззрения.

В действительности, поскольку всё возникает из ума чистого и совершенного, то уму чистому и совершенному не нужно проходить путь, чтобы добраться до самого себя.

Поскольку все уровни просветления — не что иное, как ум чистый и совершенный, то уму чистому и совершенному не нужно практиковать, чтобы достичь самого себя.
AjnaYoga
Божечки. :)
Какое отношение этот текст имеет к тебе? :)
Ты сначала реализуй этот уровень, потом будешь говорить.
А ты просто сыплешь текстами, но не понимаешь их смысл. Точнее, интерпретируешь по-своему, как тебе это выгодно.
И какой вывод из этого ты сделал? :) Всё само, ничего делать не нужно? :))))))
Вот именно поэтому в конце таких текстов пишут:«Печать. печать. печать. Скрыть от неподготовленных.» И т.д. Т.е. от таких как ты скрывают эти тексты.
А почему?
Именно потому, что ты неверно интерпретируешь, под себя, как тебе это выгодно, лишь бы ничего не делать.
Я тебе сейчас приведу кучу текстов тех же Мастеров Дзогчен, где они именно об этом и говорят, что нельзя тебе такие тексты читать. Ты пока не готов. Практикуй.
Vit7
Всё само, ничего делать не нужно?
именно так.
Это самое трудное, ничего не делать:))
Попробуй:)))
AjnaYoga
Ещё раз, для самых одарённых.
Всё само будет только в том случае, когда ты очень много делал, довёл до совершенства, тогда всё само.
Неужели это нужно объяснять? :) Я удивляюсь просто. Ты, вроде, человек не глупый.
Например.
Представь, что ты начал заниматься боевыми искусствами. Ты пока ничего не умеешь. Вот начитался ты таких книжек про «всё само», вышел на татами.
А соперник у тебя Мастер, который всю жизнь занимался, оттачивал приёмы, довёл до совершенства. У него действительно всё само, на уровне рефлекса.
Как думаешь, кто кому «наваляет»? :)
AjnaYoga
Другой тебе пример.
Пилот самолёта. Тоже всё само?
Учиться управлять самолётом не нужно? Нарабатывать на тренажёре десятки тысяч часов полёта тоже не нужно? Отрабатывать все возможные аварийные ситуации и твои действия, довести всё до автоматизма, до совершенства тоже не нужно? Всё само?
Тогда садись в самолёт и взлетай! :)
Посмотрим, что у тебя получится. :)
Vit7
тут Шура все наоборот:))
все твои действия нужны лишь для того, чтобы ты понял, что они всегда и с самого начала были лишними.
AjnaYoga
Видимо одного накаута тебе недостаточно будет, чтобы переоценить веру в теорию про «всё само». Тяжёлый ты оказался.
Тогда садись в самолёт! А лучше в космический корабль. Чтобы уже наверняка. И дай Бог тебе памяти прошлых воплощений, чтобы смог проверить свою теорию. :)
Vit7
ну… все твои «прошлые воплощения» — енто следствие путей, дхарм и практик:))
Пока будет иллюзорное тело и ясный свет — будет и карма и воплощения…
Вот уж что… А это я тебе обещаю совершенно однозначно:))
AjnaYoga
Хватит умничать. Сходи в спортзал. Выйди на ринг и проверь свою теорию. Это же не сложно.
Я всегда теории проверяю на практике.
А ты что? Теории по поводу теорий выстраиваешь? :)
Видимо в этом мы с тобой отличаемся.
AjnaYoga
Тут как раз таки наоборот. Все кармы и воплощения растворятся в иллюзорном теле из Ясного Света и тончайшей энергии.
Эту теорию я именно сейчас проверяю на практике, день за днём. Я вижу, как загрязнения ума-энергии самоосвобождаются. Для меня это реальность.
А ты со своими теориями о теориях по поводу теорий выглядишь как ботаник в очках на ринге с Мастером спорта по боксу. :)))))
Боюсь тебя трогать, рассыплешься на части. :)))) И что мне потом делать с этим мешком костей? :))))
Vit7
Я вижу, как загрязнения ума-энергии самоосвобождаются.
да?
А я вижу как не возникают…
Наверно потому ещё, что даже концептуально никогда не считал ум-энергию загрязнением:)))
AjnaYoga
Ты просто врёшь себе. Как обычно.
Считать ты можешь что угодно.
А факт впечатлений и тенденций ума, омрачений ума, ядов ума (неведение, притягивание, отталкивание) и т.д. никто не отменял.
Только у окончательно Просветлённых нет ядов ума. Это аксиома.
А ты просто балтун. Очередное тому подтверждение.
Именно потому, что ты яды не считаешь ядами, ты НЕ движешься, не развиваешься, не сможешь освободиться.
«От чего освобождаться? Это же проявление Божественного!» :))))))
Профанация 121-го уровня.
Vit7
Видишь ли, Шура, ты немного заблуждаешься…
«Ядами ума» обычно называют эмоциональные паттерны…
А неведение,
притягивание
отталкивание
Это модификации ума.
Модификации ума не могут быть загрязнениями, поэтому «загрязнения» не возникают:))
А модификации, то есть формы ума, которые принимает ум — не загрязнения.
Именно поэтому у «тебя растворяются», ну а я… не вижу…
AjnaYoga
Да ты шо? :))))))
Перечитай Буддизм на досуге. ;)
3 яда: неведение своей Недвойственной Природы, желание-страсть-притягивание, отвращение-отталкивание.
От этих 3-х ядов рождаются другие: ненависть, страх и т.д.
Ты о чём вообще? :))))))
AjnaYoga
Я понимаю, что ты хочешь выкрутиться, т.к. понял, что лоханулся. Это твоя обычная игра. Но, не до такой же степени, чтобы перевирать буддизм. :)))))
Vit7
Всё само будет только в том случае, когда ты очень много делал, довёл до совершенства
доводить до совершенства скандхи бесполезно:))
А то, что в совершенстве не нуждается и есть «самородная мудрость».
Ну и «очищать скандхи» тоже нет никакого смысла, даже самые «чистые скандхи» остаются скандхами, и даже самые великие «заслуги» остаются кармой…
Так то…
Буддосиддх, Шура..:))
AjnaYoga
когда реализуешь, тогда пропадёт желание умничать ;)
а пока… умничай дальше, теоретик :)
не буду мешать :)
найди себе собутыльника по дхарме. Сашку-Ерофея, например

два капризных деда нудят на лавочке…
картина маслом «Адвайта»…
Vit7
это тонко Шура, ты не поймешь:))
Желание, страсть, отвращение — это эмоции.
А возникновение объекта в сознании, где «притяжение» внимания есть взаимодействие субъекта и объекта, как и «отталкивание» в виде разотождествления — енто другое:))
Посему и есть такое понятие, как «ригпа».
Поэтому одни «растворяют», а у других «не возникает»…
И в этом состоит принцип буддизма.
начальные стадии практики могут длится и 30… и 40 лет…
Это когда ты замещаешь «загрязнения» вниманием на одном объекте…
Prostovv
Это самое трудное, ничего не делать:))
Попробуй:)))

Не, это высший пилотаж, не для Сани
AjnaYoga
Божечки! Ты решил всё таки встрять? :)
Не учит тебя история? Чешется меж рог? Побадаться хочется? :)
Vit7
Современный человек живёт в мышлении. Поэтому и методы нужны современные, для нашего времени, для наших людей с беспокойным умом.
никаких современных методов не существует.
Метод вообще один и всегда во все времена и на всех территориях — а именно внимание на объекте и разотождествление.
Это все. Ничего другого ты придумать не сможешь…
А разные объекты наблюдения называют разными методами…
AjnaYoga
Ты не знаешь других методов. :)
Уцепился за внимание к объекту. А это лишь один из аспектов. ;) И пока ты не освоишь другие аспекты — не видать тебе Освобождения от загрязнений ума-энергии.
Ты демонстрируешь бег по кругу с нарастающим напряжением, перерастающим в истерику.
Prostovv
а именно внимание на объекте

На субъекте…