4 ноября 2022, 21:22
Если проявляется воспринимаемое и воспринимающий, тогда Реальность не проявляется
Майтрея-Асанга:
Что касается вхождения в [способы] направления внимания, то
Индивид, желающий войти в Неконцептуальное изначальное осознавание,
Являющийся бодхисаттвой, Так направляет свое внимание:
«Из-за незнания Таковости, То, что [заполнено] всеми семенами,
Неистинное ментальное конструирование
Является причиной проявления несуществующей двойственности,
А также причиной различных [потоков сознания, возникающих] на его основе.
Поэтому результаты вместе с причинами,
Хотя и воспринимаются как проявляющиеся,
тем не менее не существуют».
Васубандху:
Здесь [утверждается]: «что касается вхождения в [способы] направления внимания, то бодхисаттва, который стремится войти в неконцептуальное [изначальное осознавание], безусловно, мыслит так». [И затем] описывается следующая последовательность: «Будучи неистинным ментальным конструированием, [заполненное] всеми семенами» – что подразумевает сознание–основу-всего. «Причина проявления несуществующей двойственности» – поскольку вследствие отпечатков привязанности к двойственности появляется удерживающее восприятие [несуществующего]. «На основе этого [появляются] другие умственные потоки» – то есть деятельность вовлекающегося (функционирующего) сознания. «Вследствие незнания Таковости» – то есть вследствие действия отпечатков безначального неведения. «Поэтому» – то есть вследствие неведения, которое является причиной ошибочного [восприятия]. «Результаты вместе с причинами, хотя и воспринимаются как проявляющиеся, однако не существуют» – то есть, что касается неистинного ментального конструирования, хотя в сознании всегда происходит восприятие проявляющегося, однако оно в действительности не существует.
Здесь описывается то, каким образом следует обращать свое внимание на развитие превращения в основании ума посредством вхождения в неконцептуальное изначальное осознавание. Данная цепочка рассуждений направлена на осмысление способа возникновения концептуализирующего сознания и связанного с ним восприятия обманчивых явлений.
Майтрея-Асанга:
[Поскольку] это проявляется – Реальность не проявляется,
[И поскольку] это не проявляется – Реальность проявляется.
Если направляет свой ум таким образом,
То бодхисаттва входит в Неконцептуальное изначальное осознавание.
Васубандху:
Кроме того, «поскольку это проявляется – Реальность не проявляется», то есть нет проявления Таковости. «И поскольку это не проявляется – Реальность проявляется», поскольку это [т.е. Реальность] выделяется вследствие несуществования того [т.е. явлений]. «Бодхисаттва, устремленный вследствие такой направленности внимания, так направляющий свой ум, входит в неконцептуальное изначальное осознавание». Таким образом [все необходимое] собирается посредством Пути соединения.
То есть, если проявляется воспринимаемое и воспринимающий, тогда Реальность не проявляется, и наоборот. И если бодхисаттва понимает первое и второе, направляя свое сознание, как было описано выше, то он входит в неконцептуальное изначальное осознавание.
Майтрея-Асанга:
Так, вследствие наблюдения – [наблюдают] лишь осознавание;
Вследствие [его] наблюдения – объекты не наблюдают;
Вследствие ненаблюдения объектов –
Не наблюдают лишь осознавание;
И вследствие его ненаблюдения –
Входят в наблюдение отсутствия разделения двух.
То, что не наблюдает разделения этих двух,
Является совершенно неконцептуальным
Изначальным осознаванием, без объекта и без наблюдения,
Поскольку оно выводится как
Ненаблюдение всяких признаков.
Васубандху:
«Таким образом, вследствие наблюдения», – то есть, что касается неистинного ментального конструирования, наблюдая, что хотя и воспринимается как проявляющееся, однако не существует и т.д., «входят в наблюдение лишь осознавания», поскольку именно осознавание здесь проявляется как двойственность субъекта и объекта. «Вследствие наблюдения лишь осознавания входят в ненаблюдение всех объектов», ведь если само осознавание проявляется как объект, то внешних объектов не существует. «Вследствие ненаблюдения всех объектов входят в ненаблюдение лишь осознавания», поскольку осознавание не устанавливается как осознавание само по себе; ведь если нет осознаваемого объекта, то не может быть и осознавания. «Вследствие ненаблюдения этого», – значит вследствие ненаблюдения воспринимаемого и воспринимающего. «Входят в наблюдение отсутствие разделения двух», поскольку нет разделения двух вследствие самой недвойственности [воспринимаемого и воспринимающего]. Следует понимать, что само ненаблюдение сущности воспринимаемого и воспринимающего является тем, что наблюдает их как нераздельные, поскольку разделение узнается, когда есть двойственность. Здесь «то, что не наблюдает двойственность», означает ненаблюдение воспринимаемого и воспринимающего. «Таково неконцептуальное изначальное осознавание» – указывает на выражаемое.
Таким образом бодхисаттва, стремящийся войти в неконцептуальное изначальное осознавание, так направляет свое внимание, и поэтому такая направленность внимания является вхождением в неконцептуальное изначальное осознавание. И то, что уже упоминалось прежде, объясняется здесь. «Без объекта» говорится, чтобы исключить то, что имеет объект, подобное глазу и т.д., ведь хотя и нет наблюдаемого, но то, с чем связан объект, существует. «Без наблюдения» – указывает на то, что нет наблюдения объекта, такого как материальная форма и т.д., «поскольку оно (изначальное осознавание) выводится как ненаблюдение всяких признаков». На этом завершается объяснение вхождения в характеристику изначального осознавания.
Из книги «Абсолютное и относительное в Буддизме».
Что касается вхождения в [способы] направления внимания, то
Индивид, желающий войти в Неконцептуальное изначальное осознавание,
Являющийся бодхисаттвой, Так направляет свое внимание:
«Из-за незнания Таковости, То, что [заполнено] всеми семенами,
Неистинное ментальное конструирование
Является причиной проявления несуществующей двойственности,
А также причиной различных [потоков сознания, возникающих] на его основе.
Поэтому результаты вместе с причинами,
Хотя и воспринимаются как проявляющиеся,
тем не менее не существуют».
Васубандху:
Здесь [утверждается]: «что касается вхождения в [способы] направления внимания, то бодхисаттва, который стремится войти в неконцептуальное [изначальное осознавание], безусловно, мыслит так». [И затем] описывается следующая последовательность: «Будучи неистинным ментальным конструированием, [заполненное] всеми семенами» – что подразумевает сознание–основу-всего. «Причина проявления несуществующей двойственности» – поскольку вследствие отпечатков привязанности к двойственности появляется удерживающее восприятие [несуществующего]. «На основе этого [появляются] другие умственные потоки» – то есть деятельность вовлекающегося (функционирующего) сознания. «Вследствие незнания Таковости» – то есть вследствие действия отпечатков безначального неведения. «Поэтому» – то есть вследствие неведения, которое является причиной ошибочного [восприятия]. «Результаты вместе с причинами, хотя и воспринимаются как проявляющиеся, однако не существуют» – то есть, что касается неистинного ментального конструирования, хотя в сознании всегда происходит восприятие проявляющегося, однако оно в действительности не существует.
Здесь описывается то, каким образом следует обращать свое внимание на развитие превращения в основании ума посредством вхождения в неконцептуальное изначальное осознавание. Данная цепочка рассуждений направлена на осмысление способа возникновения концептуализирующего сознания и связанного с ним восприятия обманчивых явлений.
Майтрея-Асанга:
[Поскольку] это проявляется – Реальность не проявляется,
[И поскольку] это не проявляется – Реальность проявляется.
Если направляет свой ум таким образом,
То бодхисаттва входит в Неконцептуальное изначальное осознавание.
Васубандху:
Кроме того, «поскольку это проявляется – Реальность не проявляется», то есть нет проявления Таковости. «И поскольку это не проявляется – Реальность проявляется», поскольку это [т.е. Реальность] выделяется вследствие несуществования того [т.е. явлений]. «Бодхисаттва, устремленный вследствие такой направленности внимания, так направляющий свой ум, входит в неконцептуальное изначальное осознавание». Таким образом [все необходимое] собирается посредством Пути соединения.
То есть, если проявляется воспринимаемое и воспринимающий, тогда Реальность не проявляется, и наоборот. И если бодхисаттва понимает первое и второе, направляя свое сознание, как было описано выше, то он входит в неконцептуальное изначальное осознавание.
Майтрея-Асанга:
Так, вследствие наблюдения – [наблюдают] лишь осознавание;
Вследствие [его] наблюдения – объекты не наблюдают;
Вследствие ненаблюдения объектов –
Не наблюдают лишь осознавание;
И вследствие его ненаблюдения –
Входят в наблюдение отсутствия разделения двух.
То, что не наблюдает разделения этих двух,
Является совершенно неконцептуальным
Изначальным осознаванием, без объекта и без наблюдения,
Поскольку оно выводится как
Ненаблюдение всяких признаков.
Васубандху:
«Таким образом, вследствие наблюдения», – то есть, что касается неистинного ментального конструирования, наблюдая, что хотя и воспринимается как проявляющееся, однако не существует и т.д., «входят в наблюдение лишь осознавания», поскольку именно осознавание здесь проявляется как двойственность субъекта и объекта. «Вследствие наблюдения лишь осознавания входят в ненаблюдение всех объектов», ведь если само осознавание проявляется как объект, то внешних объектов не существует. «Вследствие ненаблюдения всех объектов входят в ненаблюдение лишь осознавания», поскольку осознавание не устанавливается как осознавание само по себе; ведь если нет осознаваемого объекта, то не может быть и осознавания. «Вследствие ненаблюдения этого», – значит вследствие ненаблюдения воспринимаемого и воспринимающего. «Входят в наблюдение отсутствие разделения двух», поскольку нет разделения двух вследствие самой недвойственности [воспринимаемого и воспринимающего]. Следует понимать, что само ненаблюдение сущности воспринимаемого и воспринимающего является тем, что наблюдает их как нераздельные, поскольку разделение узнается, когда есть двойственность. Здесь «то, что не наблюдает двойственность», означает ненаблюдение воспринимаемого и воспринимающего. «Таково неконцептуальное изначальное осознавание» – указывает на выражаемое.
Таким образом бодхисаттва, стремящийся войти в неконцептуальное изначальное осознавание, так направляет свое внимание, и поэтому такая направленность внимания является вхождением в неконцептуальное изначальное осознавание. И то, что уже упоминалось прежде, объясняется здесь. «Без объекта» говорится, чтобы исключить то, что имеет объект, подобное глазу и т.д., ведь хотя и нет наблюдаемого, но то, с чем связан объект, существует. «Без наблюдения» – указывает на то, что нет наблюдения объекта, такого как материальная форма и т.д., «поскольку оно (изначальное осознавание) выводится как ненаблюдение всяких признаков». На этом завершается объяснение вхождения в характеристику изначального осознавания.
Из книги «Абсолютное и относительное в Буддизме».
2 комментария
ч.т.д.
А сколько споров было… Казалось бы очевидные вещи, ан нет. «Телевизор побеждает холодильник».
Читайте этот текст внимательно утром, днём и вечером, если не дойдёт с первого раза.