7 ноября 2022, 01:47
Ясный Свет не рождается и не возникает из меняющихся проявлений
Майтрея-Асанга:
Примеры несуществующих явлений, которые проявляются –
Это магическая иллюзия, сновидение и так далее.
Тогда как примеры превращения в основании –
Это небо, золото, вода и так далее.
Васубандху:
Уже объяснялось, что неистинное ментальное конструирование, хотя и проявляется, однако не является существующим. Тем не менее, приводятся примеры, которые добавляют уверенности относительно
этого: «Примерами проявления того, что не существует, являются магическая иллюзия, сновидение и т.д.»
Например, подобно магической иллюзии, сновидениям и т.д., которые наблюдаются, но не являются существующими, явления тоже, хотя и проявляются, тем не менее не существуют. «И так далее» следует понимать как мираж, небесные дворцы т.д., а также оптическую иллюзию, отражение луны в воде и т.д.
Выше было объяснено непревзойденное вхождение в превращение в основании посредством десяти аспектов, и в связи с этим [могут возникнуть вопросы]:
«Если превращение в основании предполагает переход между двумя различными состояниями – непревращенным и превращенным – то почему имеющее, казалось бы, свойство изменчивости превращение в основании является неизменным (изначально чистым в своем самобытии)?»
Именно поэтому [Майтрея] объясняет это посредством примеров: «Примерами превращения в основании являются небо, золото, вода и т.д.»
Так, небо (пространство) совершенно чистое по своей природе, и, будучи случайно (временно) связанное с дымкой, туманом и т.д., не связано с ними; свободное от них, оно является чистым. Сказано, что нечистое не становится чистым, поскольку само чистое не является рожденным, но лишь вследствие отделения от причины ненаблюдения оно становится наблюдаемым. И, вследствие того, что оно наблюдается как совершенно чистое, нельзя утверждать, что небо имеет свойство изменчивости.
Золото также пребывает лишь как нечто благое. Когда оно покрывается временными загрязнениям – его не наблюдают, а когда оно освобождается от них – его наблюдают. Но оно не возникает в результате этой наблюдаемости.
Так же и вода пребывает как нечто прозрачное. Когда она связывается с грязью – ее не наблюдают, а когда она освобождается от грязи – ее наблюдают.
Будучи наблюдаемой вследствие непрерывности потока, субстанция воды не возникает (не рождается) из-за того, что в ней больше не появляется грязь. И, вследствие того, что наблюдается как нечто прозрачное, нельзя утверждать, что субстанция воды имеет свойство изменчивости.
Точно так же и превращение в основании, являющееся Ясным светом по своей природе, не является тем, чего не было прежде. Но поскольку проявлялись временные завесы, оно не проявлялось подобно неочистившемуся [небу], необлагороженному [золоту] и непрозрачной [воде]. И, освободившись от них, оно проявляется.
Как бы то ни было, Дхармата не рождается и не возникает из меняющихся проявлений, которые обладают характеристикой изменчивости. И поскольку их нет, то Дхармата и выделяемое поэтому превращение в основании являются постоянными.
Здесь примеры золота и воды описывают соответствующие качества [Реальности] именно как ее совершенные свойства, но не исходя из ее субстанции, тогда как пример неба описывает и то и другое. Под словами «и так далее» следует понимать остальные [примеры], такие как одеяния и т.д., которые, будучи свободными от грязи, пребывают как то, что очистилось.
По своему способу пребывания все явления изначально пребывают без таких загрязнений как воспринимаемое, воспринимающее и т.д., но когда силой заблуждения этот способ пребывания скрыт и проявляется как неочищенный способ проявления, то это называется отсутствием превращения в основании. Когда же силой Пути загрязнения очищаются, а проявляющееся и сущее находятся в полной гармонии, то достигается окончательное превращение в основании. При этом само превращение в основании ничуть не меняется, в каком бы состоянии оно не находилось, в очищенном или загрязненном, что иллюстрируется на примерах с золотом, водой и пространством.
Комментарий к «Разделению явлений и Абсолютной реальности», составленный великим учителем Васубандху.
Из книги «Абсолютное и относительное в Буддизме».
Примеры несуществующих явлений, которые проявляются –
Это магическая иллюзия, сновидение и так далее.
Тогда как примеры превращения в основании –
Это небо, золото, вода и так далее.
Васубандху:
Уже объяснялось, что неистинное ментальное конструирование, хотя и проявляется, однако не является существующим. Тем не менее, приводятся примеры, которые добавляют уверенности относительно
этого: «Примерами проявления того, что не существует, являются магическая иллюзия, сновидение и т.д.»
Например, подобно магической иллюзии, сновидениям и т.д., которые наблюдаются, но не являются существующими, явления тоже, хотя и проявляются, тем не менее не существуют. «И так далее» следует понимать как мираж, небесные дворцы т.д., а также оптическую иллюзию, отражение луны в воде и т.д.
Выше было объяснено непревзойденное вхождение в превращение в основании посредством десяти аспектов, и в связи с этим [могут возникнуть вопросы]:
«Если превращение в основании предполагает переход между двумя различными состояниями – непревращенным и превращенным – то почему имеющее, казалось бы, свойство изменчивости превращение в основании является неизменным (изначально чистым в своем самобытии)?»
Именно поэтому [Майтрея] объясняет это посредством примеров: «Примерами превращения в основании являются небо, золото, вода и т.д.»
Так, небо (пространство) совершенно чистое по своей природе, и, будучи случайно (временно) связанное с дымкой, туманом и т.д., не связано с ними; свободное от них, оно является чистым. Сказано, что нечистое не становится чистым, поскольку само чистое не является рожденным, но лишь вследствие отделения от причины ненаблюдения оно становится наблюдаемым. И, вследствие того, что оно наблюдается как совершенно чистое, нельзя утверждать, что небо имеет свойство изменчивости.
Золото также пребывает лишь как нечто благое. Когда оно покрывается временными загрязнениям – его не наблюдают, а когда оно освобождается от них – его наблюдают. Но оно не возникает в результате этой наблюдаемости.
Так же и вода пребывает как нечто прозрачное. Когда она связывается с грязью – ее не наблюдают, а когда она освобождается от грязи – ее наблюдают.
Будучи наблюдаемой вследствие непрерывности потока, субстанция воды не возникает (не рождается) из-за того, что в ней больше не появляется грязь. И, вследствие того, что наблюдается как нечто прозрачное, нельзя утверждать, что субстанция воды имеет свойство изменчивости.
Точно так же и превращение в основании, являющееся Ясным светом по своей природе, не является тем, чего не было прежде. Но поскольку проявлялись временные завесы, оно не проявлялось подобно неочистившемуся [небу], необлагороженному [золоту] и непрозрачной [воде]. И, освободившись от них, оно проявляется.
Как бы то ни было, Дхармата не рождается и не возникает из меняющихся проявлений, которые обладают характеристикой изменчивости. И поскольку их нет, то Дхармата и выделяемое поэтому превращение в основании являются постоянными.
Здесь примеры золота и воды описывают соответствующие качества [Реальности] именно как ее совершенные свойства, но не исходя из ее субстанции, тогда как пример неба описывает и то и другое. Под словами «и так далее» следует понимать остальные [примеры], такие как одеяния и т.д., которые, будучи свободными от грязи, пребывают как то, что очистилось.
По своему способу пребывания все явления изначально пребывают без таких загрязнений как воспринимаемое, воспринимающее и т.д., но когда силой заблуждения этот способ пребывания скрыт и проявляется как неочищенный способ проявления, то это называется отсутствием превращения в основании. Когда же силой Пути загрязнения очищаются, а проявляющееся и сущее находятся в полной гармонии, то достигается окончательное превращение в основании. При этом само превращение в основании ничуть не меняется, в каком бы состоянии оно не находилось, в очищенном или загрязненном, что иллюстрируется на примерах с золотом, водой и пространством.
Комментарий к «Разделению явлений и Абсолютной реальности», составленный великим учителем Васубандху.
Из книги «Абсолютное и относительное в Буддизме».
1 комментарий
Вот эту тему когда-то обсуждали здесь.
«чистое» — это нерождённое Сознание Ясного Света.
«нечистое» — это «неистинное ментальное конструирование, хотя и проявляется, однако не является существующим», т.е. это явления.
Очень важный момент для адвайтнутых ктоякалок. Воспринимающий=ЯЕстьОсознанность=Свидетель — это уже загрязнение, он возникает в результате нераспознавания Ясного Света.
В этом же тексте вообще категорично сказано, что «Осознанность — это причина двойственности».
На эту тему есть ещё один текст. Позже размещу.