26 ноября 2022, 16:47
Пустота или Татхагатагарбха?
«Уттаратантра» Будда Майтрея.
Отдельные строфы:
156. Дхату пуст от поверхностных [скверн],
которым свойственна отделeнность [от него],
но не пуст от высших [достоинств],
которым свойственна нераздельность [с ним].
157. Почему же Победители после повсеместной
проповеди:
«Все объекты познания всегда пусты,
подобны облакам, снам или иллюзиям», –
[теперь] изрекли, что [все] существа обладают
татхагатагарбхой?
158. Изрекли для того, чтобы [существа] могли
избавиться от пяти скверн: малодушия, презрения,
ложных представлений, недооценки истинных
достоинств и чрезмерного себялюбия.
159. Истинное во всех отношениях
лишено обусловленного.
[Поэтому] сказано, что омрачения, карма
и их плод напоминают облака и прочее.
160. Омрачения подобны облакам,
карма походит на испытываемое во сне,
а совокупности – плод омрачений и кармы –
подобны магической иллюзии.
161. Разъяснив это, потом [Будда]
для избавления [таких учеников] от пяти скверн,
указал в этом [учении] о высшей духовной
природе:
«[Вы] имеете дхату [Татхагаты]!»
162. Некоторые, кто пока не слышал этого [учения],
проявляют малодушие
из-за скверны самоуничижения,
и бодхичитта у них не зарождается.
163. Некоторые, зародив ее [в какой-то мере],
кичатся: «Я самый лучший»
и презирают
лишенных бодхичитты.
164. У имеющих такие установки
не возникает правильное понимание,
поэтому они лелеют ложные
представления
и не познают истинного смысла.
165. Эти скверны существ нереальны,
ибо искусственны, поверхностны.
Они по сути бессамостны, а достоинства
[татхагатагарбхи] естественно чисты.
То есть, с точки зрения Будды Майтреи, презентация Учения в аспекте «третьего поворота Колеса Дхармы» была нужна лишь для облегчения понимания пути теми, кто, будучи отягощён малодушием, ложными представлениями, чрезмерным себялюбием и тому подобным, не был способен принять истины второго поворота.
Комментарий редактора книги «УТТАРАТАНТРА. Майтрея. С комментарием Арья Асанги».
Отдельные строфы:
156. Дхату пуст от поверхностных [скверн],
которым свойственна отделeнность [от него],
но не пуст от высших [достоинств],
которым свойственна нераздельность [с ним].
157. Почему же Победители после повсеместной
проповеди:
«Все объекты познания всегда пусты,
подобны облакам, снам или иллюзиям», –
[теперь] изрекли, что [все] существа обладают
татхагатагарбхой?
158. Изрекли для того, чтобы [существа] могли
избавиться от пяти скверн: малодушия, презрения,
ложных представлений, недооценки истинных
достоинств и чрезмерного себялюбия.
159. Истинное во всех отношениях
лишено обусловленного.
[Поэтому] сказано, что омрачения, карма
и их плод напоминают облака и прочее.
160. Омрачения подобны облакам,
карма походит на испытываемое во сне,
а совокупности – плод омрачений и кармы –
подобны магической иллюзии.
161. Разъяснив это, потом [Будда]
для избавления [таких учеников] от пяти скверн,
указал в этом [учении] о высшей духовной
природе:
«[Вы] имеете дхату [Татхагаты]!»
162. Некоторые, кто пока не слышал этого [учения],
проявляют малодушие
из-за скверны самоуничижения,
и бодхичитта у них не зарождается.
163. Некоторые, зародив ее [в какой-то мере],
кичатся: «Я самый лучший»
и презирают
лишенных бодхичитты.
164. У имеющих такие установки
не возникает правильное понимание,
поэтому они лелеют ложные
представления
и не познают истинного смысла.
165. Эти скверны существ нереальны,
ибо искусственны, поверхностны.
Они по сути бессамостны, а достоинства
[татхагатагарбхи] естественно чисты.
То есть, с точки зрения Будды Майтреи, презентация Учения в аспекте «третьего поворота Колеса Дхармы» была нужна лишь для облегчения понимания пути теми, кто, будучи отягощён малодушием, ложными представлениями, чрезмерным себялюбием и тому подобным, не был способен принять истины второго поворота.
Комментарий редактора книги «УТТАРАТАНТРА. Майтрея. С комментарием Арья Асанги».
2 комментария
Второй поворот колеса дхармы сделал Нагарджуна.
Третий поворот колеса Дхармы сделал Будда Майтрея через Асангу.