1 июня 2024, 23:29

Укрощение ума

«Мы слышим множество историй о знаменитых ламах и духовных лидерах, многие из которых имеют громкие имена — геше, достигшие вершины своей учености в пяти великих разделах канона Будды и великих индийских трактатах, и ламы с громкими титулами „кхенпо“, „лама“ и „тулку“, которые не смогли укротить свой собственный ум и поэтому стали рабами своих негативных эмоций-ядов, сотворили чудовищную негативную карму. И они ведут себя и других к гибели.
Приведу несколько примеров: во времена Джецуна Миларепы жил геше по имени Геше Цагпхува, который так завидовал Джецуну Миларепе, что поднес Миларепе йогурт, в который был подмешан яд. Или тот геше, который сопровождал Драгьюра Марпу Лоцаву из Индии в Тибет и так позавидовал Марпа Лоцаве, что, когда они плыли на лодке, выбросил в реку все священные тексты Марпа Лоцавы, которые Марпа привез из Индии. Был также геше, который привел китайскую армию в Тибет, а затем геше, который во время диспута с другим геше воткнул металлический прут в ухо своему оппоненту. Когда мы думаем о таких вещах, это действительно ужасает и печалит — эти рассказы. И таких случаев, как упомянутые мною, бесчисленное множество.
Точно так же есть затворники, которые много лет находятся в ретрите, медитируют на стадии зарождения и завершения йоги божества, но их ум все еще не пропитался отречением и бодхичиттой, и они отвернулись в противоположную сторону от истинного пути. Они скованы своими привязанностями и цепляниями и попадают в ловушку, думая, что божество существует как реальная независимая сущность. В итоге они превращаются в духов и демонов гьялпо нарушителей самайи. Таких историй тоже немало.
Например, у меня на родине существуют различные демонические сущности, известные как демон Ньигьял, демон Дзигьял, демон Лугьял и т.д. Все эти демоны когда-то были затворниками и ламами, которые превратились в духов и демонов. Есть много демонов, таких как демон Шугден, которые когда-то были ламами с большим именем и отшельниками, которые провели много лет в затворничестве. Но из-за того, что они не смогли укротить свой ум, они пошли по ложному пути и в конце концов переродились в духов и демонов, которые отняли жизнь у многих живых существ. Первопричина всего этого — неукрощение собственного ума. Вот к чему это приводит.
Поэтому я прошу лопонов, учителей, пожалуйста, учите только лочжонгу — тренировке ума, практике укрощения ума, которая обуздывает поток ума. Сосредоточьте свое учение на практиках тренировки ума и преподавайте так, чтобы слезы сами собой падали из глаз ваших учеников. Без тренировки ума они не станут хорошими практиками Дхармы. Если вы хорошо преподаете тренировку ума, а люди практикуют тренировку ума, они станут хорошими практиками».

4-й Додрупчен Ринпоче
(2):  dervish, Vit7
(1):  zimmer81

31 комментарий

AjnaYoga
Для тех самопровозглашённых горе-гуру, кто так и не смог за много лет укротить, очистить свой ум.
Anton_0
каждому свое и каждый верит в тот или иной бред, но от его веры бред не становиться более реальным кроме того кто в него верит) я мираж!- пишу тоже бред, не стоит в это тоже верить)
LiFoxy
Как много демонов в одном тексте)
Anton_0
Укрощение ума — это тишина, текст не нужен)
AjnaYoga
Для справки:
Его Превосходительство 4-й Додрупчен Ринпоче, мастер Дзогпаченпо традиции Нингма, главный держатель линии Лонгчен Нингтик, 26/01/2022 вывел свое сознание в просторы дхарматы и находился в состоянии Тукдам.
Anton_0
всех тибетских Ринпоче не считаю за просветленных, это программа очередная, были бы они просветленными, наслаждались бы жизнью как дети БЕЗ ПРАВИЛ
LiFoxy
А есть возможность найти, когда был написан исходный текст поста? Интересно.
AjnaYoga
когда был написан исходный текст поста?
За несколько месяцев до ухода в паринирвану.
LiFoxy
Спасибо за ответ.
LiFoxy
Для справки (источник — Википедия, ссылки там есть, Каплану, насколько я помню, в свое время предложил провести свои исследования сам Далай-Лама.).

«Тукдам…

… Специальные экспериментальные исследования данного вида медитации проводятся с 2018 года под руководством академика РАН С. В. Медведева на севере Индии при поддержке Далай-ламы XIV[6]. Ранее российские исследования психокультурных и психотехнических традиций, включая тукдам, велись в Бурятском филиале СО АН СССР, а также рядом независимых исследовательских коллективов на основе архивов и литературных текстов, а также в ходе этнопсихологических экспедиций на Алтай, Тибет и т. п., преимущественно в логике культурно-психологических традиций[7].

В 2021 году были обобщены длительные исследования посмертной активности мозга в 13 случаях тукдама. Они показали, что ЭЭГ монаха в состоянии тукдам приближается по ряду характеристик или совпадает с ЭЭГ мёртвого человека[8][9]. Ни одно из опубликованных научных исследований не нашло строгих подтверждений существования тукдама как особого состояния сознания[5]. По словам профессора МГУ Александра Каплана:

'Посмертная медитация? С точки зрения физиологии ничего мы не можем там регистрировать: сердце не работает, активности мозга нет, дыхания нет, ничего нет. Наш инструментарий там бесполезен, ничего не работает'[10].»
Anton_0
не засоряйте себе голову) все совсем просто)
LiFoxy
Я как-то не ощущаю свою голову засоренной научными данными.

Я, кстати, кандидат биологических наук. Возможно поэтому меня интересует и чисто научный аспект (т.е. тот, который может быть зарегистрирован в научном эксперименте) околодуховных вопросов. Ну, там, где это возможно.
Gross_Kino
"… затем мы понимаем, что т.к. *проблема находится в нашем сознании, то и решение находится в нем же. Это наша жажда, поддерживаемая неведением, ведет к непониманию и страданиям. Никто не навязывает это нам.." Бхиккху Боддхи, из лекций

Это другая традиция (тхеравада), но суть схожа.
Vit7
Впервые йогурт стали изготавливать более 10 столетий назад. Упоминания об этом продукте есть в исторических сведениях о скифах, древних фракийцах, булгарах, индусах. Родиной йогурта считают Болгарию, где и сегодня в производстве этого продукта соблюдаются высокие стандарты. В Европу йогурт пришел из Турции. Когда Людовик XI заболел болезнью живота, константинопольский врач принес ему балканский йогурт, который помог королю выздороветь.
LiFoxy
Заинтриговали… при чем тут йогурт?
Vit7
да я вот сижу считаю… При Миларепе уже был йогурт или нет?! Никак не соображу… Жарко… Муторно!
то ли правда, то ли очередной порожняк от всех ентих Тулку, живущих на пособиях ЦРУ…
LiFoxy
Я, ну теперь логика вполне ясна)))
Vit7
Шта там биология говорит про пользу йогуртов для просветления ума?!
LiFoxy
Биология говорит, что в йогурте живут полезные бактерии. Они нормализуется работу кишечника. Когда кишечник работает стабильно (в противовес нестабильной работе, особенно неадекватно ускоренной) — ум спокоен, практики даются легко, отвлечения на мысли, связанные с работой кишечника не приводят в состояние омрачения. Как-то так…
LiFoxy
*нормализуют
Vit7
в йогурте живут полезные бактерии.

это же двойственность!
LiFoxy
Хм, а что тогда недвойственность? Бесполезные бактерии?
AjnaYoga
А ты только про йогурт услышал, а всё остальное мимо ушей пропустил?
Речь же не про йогурт, а про яды ума, которые горе-гуру пытаются обожествить из-за неспособности растворить, преобразовать. Тем самым приносят вред и себе и другим.
Vit7
все яды ума — есть ум:))
Ничего преобразовывать не надо. Нужно все оставить как есть. Просто полное и окончательное разотождествление. В этом суть Дзогчен. Сама потребность преобразования каких-то «ядов» — и есть яд:))
Vit7
ну… вспоминайте!
Чё вам Будда говорил?
Вот просто же все. Сопровождай для начала вниманием… вот боль… это боль, вот — зависть… Зависть… Вот жестокость. Вот любовь. Вот даже сострадание. А вот тщеславность… Просто сопровождай вниманием. И разотождествление начинает осуществляться… Не нужно из зависти и ненависти «трансформировать любовь»! Не нужно «страх переделывать в смелость»!
Преобразование энергий — это чисто телесная практика каких-то там потоков. Но невозможно все трансформировать. И если даже ты после трансформации стал переживать не ненависть а любовь ко «всему» — то где же твой праджня? Где твое разотождествление?:))
Gross_Kino
… токо тут тонкий момент есть, надо различать все же… шо и когда… лан тут про дзогчен, поэтому особо не будем «рассуждать», а кратко скажем)

6 шаг Б8П — правильное усилие:
Если кратко, то четырёхчастное правильное усилие должно:

1. Предотвращать появление негативных состояний ума.
2. Устранять возникшие негативные состояния ума.
3. Взращивать положительные состояния ума.
4. Поддерживать имеющиеся положительные состояния ума.


просто обычное разотождествление без понимания не поможет — концепция всего лишь...
В конечно счете должен быть именно путь и плод этого пути.
Gross_Kino
Санвара сутта: Сдержанность
АН 4.14

[Благословенный сказал]: «Монахи, есть четыре старания. Какие четыре?

* старание посредством сдержанности,
* старание посредством оставления,
* старание посредством развития,
* старание посредством охранения.
Vit7
Миларепа Шепа Дордже (1052–1135) — учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, один из основателей школы кагью.
Vit7
Шура наш… Айни-йог — он же как ребенок! Всему верит… Прочтет и давай носиться и талдычить! Может в Барановичах менталитет местный такой — доверчивость… А мы, закаленные всяким на… вом ещё с 90-х — держим ухи востро!:)))
Gross_Kino
Будда ж говорил под конец… будьте сами себе светильниками.
Или по-нашему доверяй, но проверяй… есть на эту тему калама-сутта к примеру.

...«Само собой, Каламы, что вы находитесь в замешательстве, само собой, что вы находитесь в сомнениях. Сомнение возникло в вас в отношении того, что приводит в замешательство. Ну же, Каламы, не принимайте чего-либо только на основании

* устной традиции,
* наследия учения,
* слухов,
* собрания [священных] текстов,
* логических рассуждений,
* умозаключений,
* раздумий,
* согласия с мнением после его обдумывания,
* кажущейся осведомлённости [говорящего],
* или же если когда ты думаешь: «[Этот] отшельник – наш гуру»1.

Но когда вы знаете сами: «Эти вещи являются неблагими, эти вещи достойны порицания, эти вещи порицаются мудрыми, эти вещи, если принять и предпринимать их, ведут к вреду и страданию» – то тогда вам следует отбросить их2.
(1) Как вы думаете, Каламы? Когда жажда возникает в человеке, это ведёт к его благополучию или к его вреду?»
«К его вреду, Господин».
«Каламы, жаждущий человек, одолеваемый жаждой, с умом, охваченным ей, уничтожает жизнь, берёт то, что [ему] не было дано, совершает проступок с чужой женой, лжёт; и он побуждает других поступать также. Приведёт ли это к его вреду и страданию на долгое время?»
«Да, Господин».
(2) «Как вы думаете, Каламы? Когда злоба возникает в человеке, это ведёт к его благополучию или к его вреду?»
«К его вреду, Господин».
«Каламы, полный злобы человек, одолеваемый злобой, с умом, охваченным ей, уничтожает жизнь, берёт то, что [ему] не было дано, совершает проступок с чужой женой, лжёт; и он побуждает других поступать также. Приведёт ли это к его вреду и страданию на долгое время?»
«Да, Господин».
(3) «Как вы думаете, Каламы? Когда заблуждение возникает в человеке, это ведёт к его благополучию или к его вреду?»
«К его вреду, Господин».
«Каламы, заблуждающийся человек, одолеваемый заблуждением, с умом, охваченным им, уничтожает жизнь, берёт то, что [ему] не было дано, совершает проступок с чужой женой, лжёт; и он побуждает других поступать также. Приведёт ли это к его вреду и страданию на долгое время?»
«Да, Господин».
«Как вы думаете, Каламы? Эти вещи являются благими или неблагими?»
«Неблагими, Господин».
«Порицаемыми или безукоризненными?»
«Порицаемыми, Господин».
«Критикуемыми или восхваляемыми мудрыми?»
«Критикуемыми мудрыми, Господин».
«Если их принять и предпринимать, они ведут к вреду и страданию или же нет, или как вы считаете?»
«Если их принять и предпринимать, они ведут к вреду и страданию. Вот как мы считаем».
«Поэтому, Каламы, когда мы сказали: «Ну же, Каламы, не принимайте чего-либо только на основании устной традиции… но когда вы знаете сами… эти вещи, если принять и предпринимать их, ведут к вреду и страданию – то тогда вам следует отбросить их» – то вот почему так было сказано.
Ну же, Каламы, не принимайте чего-либо только на основании

* устной традиции,
* наследия учения,
* слухов,
* собрания [священных] текстов,
* логических рассуждений,
* умозаключений,
* раздумий,
* согласия с мнением после его обдумывания,
* кажущейся осведомлённости [говорящего],
* или же если когда ты думаешь: «[Этот] отшельник – наш гуру».

Но когда вы знаете сами: «Эти вещи являются благими, эти вещи безукоризненны, эти вещи восхваляются мудрыми, эти вещи, если принять и предпринимать их, ведут к благополучию и счастью» – то тогда вам следует жить в соответствии с ними.
Как вы думаете, Каламы? Когда не-жажда возникает в человеке, это ведёт к его благополучию или к его вреду?»
«К его благополучию, Господин».
«Каламы, человек, не имеющий жажды, не одолеваемый жаждой, с умом, не охваченным ей, не уничтожает жизнь, не берёт то, что [ему] не было дано, не совершает проступок с чужой женой, не лжёт; и не поощряет других поступать так. Приведёт ли это к его благополучию и счастью на долгое время?»
«Да, Господин».
«Как вы думаете, Каламы? Когда не-злоба возникает в человеке… …и не поощряет других поступать так. Приведёт ли это к его благополучию и счастью на долгое время?»
«Да, Господин».
«Как вы думаете, Каламы? Когда не-заблуждение возникает в человеке, это ведёт к его благополучию или к его вреду?»
«К его благополучию, Господин».
«Каламы, не заблуждающийся человек, не одолеваемый заблуждением, с умом, не охваченным им, не уничтожает жизнь, не берёт то, что [ему] не было дано, не совершает проступок с чужой женой, не лжёт; и не поощряет других поступать так. Приведёт ли это к его благополучию и счастью на долгое время?»
«Да, Господин».
«Как вы думаете, Каламы? Эти вещи являются благими или неблагими?»
«Благими, Господин».
«Порицаемыми или безукоризненными?»
«Безукоризненными, Господин»....
Калама сутта: Каламы
АН 3.65
Sarabi
А мы выросли на примере «Моцарта и Сальери»