13 мая 2021, 23:19
Краткий курс 'О Мистике от А до Я'. Часть 1. О мышлении и Моменте Сейчас.
Я считаю, что этот краткий курс 'Мистика от А до Я' — совершенная уникальная работа, дающая основную структуру современным мистическим учениям. Поэтому она должна быть опубликована на всех основных языках мира. А сайт АдвайтаВорлд — колыбель учения Free Away, поэтому очень правильно если здесь будет, с разрешения автора, это краткое, но полное учение в 25 главах, взятых практически дословно из 25 видео Нго-Ма (Дракона). Поехали! В конце ссылка на видео для тех кто любит больше смотреть, а не читать.
Нго-ма.(Дракон) Глава 1. О мышлении и Моменте Сейчас.
Здравствуйте, я очень рад снова приветствовать вас на своем канале. Решил для вас записать небольшое видео. Давно уже не встречались, где-то больше года прошло после того, как я выкладывал последнее видео. Назрел какой-то момент, я думаю, что мы можем, немножко, продолжить наше общение. Мне поступил интересный вопрос, который касается схематичного понимания ментального плана, и он очень увязан с вопросом, что такое практика пребывания в моменте сейчас, и я хотел бы с вами обсудить, понимаем ли мы одинаково эту практику, и понимаем ли мы, что такое ментальный план, и что такое отсечение ментала, и что такое пребывание в моменте.
Очень много запутанности присутствует в этой теме. Она связана, прежде всего, с тем, что в огромном количестве традиций, ум = сознание, то есть Ум, с большой буквы часто пишут, равен сознанию. У нас же, в нашем разговорном языке и в нашем понятийном аппарате записано, что ум — это мышление, это интеллект, это ментальный план. Из-за этого возникает очень, очень, много непонятностей, связанных с неправильным прочтением буддийских и дзен-буддийских текстов. Я хочу, чтобы у вас была полная ясность на этот счет, поэтому я разделил понятия сознания и ум. Это будет соответствовать тому, что есть малый и большой ум, это будет соответствовать…
В Индии, вообще, есть несколько понятий ума, поэтому важнейший момент — это осознавать, что мы называем этим словом. Я называю словом ум наш интеллект, нашу описательную возможность, наш маленький ментальный план. То есть, ум — это не в коем случае не сознание. Поэтому, мы будем рассматривать с вами ум как совокупность мыслей, описывающих наш непосредственный опыт.
Первое, что делает рабочий ум — это он описывает, интерпретирует, оценивает, сравнивает наш непосредственный опыт. В своей модели, которую я даю своим ученикам, мы делим ментальный план на таких 4 сектора. Это очень просто ивам это необходимо для того, чтобы осознавать, о чем идет речь. Так вот, первый сектор — это ум, обслуживающий наш непосредственный опыт. Это то, что помогает нам выживать в ежедневной нашей жизни. Мы каждый день понимаем, что мы видим, мы это интерпретируем, мы оцениваем, мы сравниваем, делаем выводы — все это работающий ум, который, действительно, работает с непосредственным прямым опытом.
Второй сектор — это ум, который работает с опосредованным опытом, это способ получение опосредованного опыта. Это тот ум, который помогает нам понимать речь, создавать образы, когда мы слышим слова — запоминать их, и это важнейший элемент опыта в современном мире. Опосредованный опыт имеет огромное значение, это тот опыт, который вы не проверите на практике. Вы принимаете его, как бы, от людей, которые это прошли на практике, но принимаете его в виде слов, описаний, образов, пояснений, объяснений и, может быть, маленькую часть, вы проверите на практике.
Современный человек, социальный человек не существует без способности получать опосредованый опыт. Если нам сказали, что в розетку нельзя совать руки, мало кто проверит это на опыте, многие поймут это именно интеллектуально и получат опосредованный опыт от других людей, что данное мероприятие может привести к каким-то повреждениям, и так всю жизнь они не проверят это на практике. Просто они поверили на слово. Так вот, способность получать опыт через слова, через описание — это очень-очень важно, это важнейшая способность современного человека, у которого этот опыт уже намного превосходит опыт, который вы получаете непосредственно. Это и книги, это и фильмы, это и сновидения, это и общение. Все это дает нам некий опосредованный опыт. Это вторая важнейшая часть ментального плана, этого ментального плана, часть которого отвечает за опосредованный опыт.
Третья немаловажная часть — это творческий ум, ум который способен из первой и второй части, опираясь на них, на непосредственный и опосредованный опыт, создавать что-то новое, творить. Творить что-то такое, чего раньше не было. Это движет эволюцию и это движет наш прогресс. Это очень важный элемент ментального плана, эта способность компилировать, эта способность оценивать и создавать что-то новое, чего не было до сих пор. Да, это может быть чертеж нового автомобиля, который придется воплощать в металле, но это то, чего раньше не было. Конечно, и это тоже опирается на увиденные ранее автомобили, на изучение их конструкции, на изучение тех вещей, которые нам были даны в непосредственном опыте в качестве инженера, но тут всегда ценится творческий элемент, творческий подход и что-то новое.
Итак, я вам перечислил три вида ментального плана, три вида ума. Это работающий ум, который оперирует непосредственным опытом. Это ум, который работает с опосредованным опытом, который мы получаем через слова в основном, и творческий ум.
Лишь четвертая часть ментального плана повреждена вирусом эго-структуры или эго-вирусом, лишь она занята обслуживанием этого эго. То есть, только одна четвертая часть, неважно сколько она занимает в процентных отношениях у каждого, это бывает немножко по-разному, но говорить, что можно отключить ум — это очень большая глупость. Любое повреждение одного из этих сегментов является тяжелейшим заболеванием, вы становитесь практически овощем, который не в состоянии функционировать или жить в нашем социальном пространстве, поэтому, не относитесь серьезно к тем, кто убил ум, отключил ум. Этого нам не нужно. Есть только один сектор, который приносит проблемы, этот сектор, который обслуживает эго-структуру, и вот этот сектор не связан с непосредственным опытом, но он может быть связан с опосредованным опытом и, в основном, он связан с воображением, с додумываем, с подразумеваем.
Поэтому, когда мы говорим о выводе внимание в момент сейчас, проживанием момента сейчас, мы говорим о выходе в непосредственный опыт, и мы покидаем тот сектор мышления, который обслуживает эго. Пребывая в моменте, пребывая в непосредственном опыте настоящего момента, нормально знать название предметов. Это рабочий ум, и это нормально осознавать и знать назначение предметов, это нормально не быть дебилом, который не понимает на что он смотрит. Вот до этого уровня социально активным людям практиковать не нужно, чтобы не знать название предметов, чтобы смотреть на них и не знать их назначение. Это уже очень глубокое отключение всего ментального плана и оно, как правило, практикуется в каких-то ретритах отшельниками, но не социально активными людьми. Вы все бывали в таких состояниях, когда, может быть, после какого-то длительного перелета, где-то просыпались в незнакомом месте и не могли понять, кто мы, где мы, что висит на стене и, вообще, что это все значит? После таких длинных перелетов, смены часовых поясов, порой, бывает менталу нужно время, чтобы включиться и загрузить эти файлы, чтобы началось это нормальное движение мышления. Иначе, у вас просто есть восприятие, вы открыли глаза, но ум не включился, он еще в каком-то спящем состоянии, тем более, это иногда бывает при резком пробуждении, когда вы не в той фазе пробуждаетесь и требуется, опять же, время для со-настройки ментального плана и вашего восприятия.
Итак, я вам в этом коротком видео рассказал о четырёх частях нашего ментального плана, а также указал, что такое пребывание моменте — это отключение, по сути, трех из четырех частей и оставление одной. Это никак не связано с временем, это связано с отключением воображения. В первую очередь вы отключаете воображариум, то есть те мысли, которые плодят истории, которые раскрывают некий временной континуум, и приходите в этот момент сейчас, в котором функционирует этот психосоматический организм.
Сейчас много спекуляций, что мысли тоже в моменте сейчас, но это какие-то продвинутые люди вас немножко сбивают с толку. Безусловно, и мысли тоже в моменте сейчас, но наш воображариум в состоянии разворачивать свой пространственно-временной континуум, и вот, когда внимание начинает заплывы по этому континууму: что будет? а что было? а как я был маленьким? а где это? — вот это и называется выход из момента сейчас. Вы утрачиваете связь с непосредственным опытом и погружаете внимание в эти истории. Так вот, момент сейчас, о котором говорил когда-то Рам Дасс, он называл это «Быть здесь и сейчас», и как сейчас говорит Эрхард Толле — это не профанации, эта практика. Это практика пребывания в непосредственном прямом опыте. Это практика позволяет вам увидеть насколько много неприятностей и страданий доставляет вам ваше воображение, и эта практика -краеугольная практика для всех учений. Я не встречал ни одного учения, которое бы не давало вам опору на момент сейчас, которое бы ни говорило об отключении, об остановке внутренних диалогов, об остановке вот этого вооброжариума. Но останавливать рабочий ум, который адекватно вам подсказывает названия предметов и их назначения, не нужно. Это лишнее, так как этот ум не обслуживает эго-структуру. Эго-структуру обслуживает воображение, размышления и т.д.
Вот так подробно я вам рассказал о ментальном плане, как мы его видим в нашем учении Free Away и рассказал вам о практике момента сейчас. Это вывод внимания не просто вывод куда-то. Лучше всего — это вывод внимания, в котором вы осознаете свое тело. То есть, вы можете концентрироваться на дыхании, вы можете концентрироваться на ощущениях, вы можете концентрироваться на восприятии, но не утрачиваете восприятие собственного тела, потому что ваше тело, ваш организм всегда пребывает в моменте сейчас, он никогда не бывает вчерашним, никогда не бывает в завтра, этот организм всегда свежий, всегда сегодняшний, и, как я шучу, даже завтраком вы его кормите не завтра, а прямо сейчас. На этом я хочу закончить наше короткое видео, я думаю, что мы будем встречаться с вами почаще, присылайте вопросы, и я жду вас на наших онлайн-трансляциях, которые мы проводим каждые две недели. Спасибо вам огромное, до свидания.
www.youtube.com/watch?v=uu5UOSUevjk
Нго-ма.(Дракон) Глава 1. О мышлении и Моменте Сейчас.
Здравствуйте, я очень рад снова приветствовать вас на своем канале. Решил для вас записать небольшое видео. Давно уже не встречались, где-то больше года прошло после того, как я выкладывал последнее видео. Назрел какой-то момент, я думаю, что мы можем, немножко, продолжить наше общение. Мне поступил интересный вопрос, который касается схематичного понимания ментального плана, и он очень увязан с вопросом, что такое практика пребывания в моменте сейчас, и я хотел бы с вами обсудить, понимаем ли мы одинаково эту практику, и понимаем ли мы, что такое ментальный план, и что такое отсечение ментала, и что такое пребывание в моменте.
Очень много запутанности присутствует в этой теме. Она связана, прежде всего, с тем, что в огромном количестве традиций, ум = сознание, то есть Ум, с большой буквы часто пишут, равен сознанию. У нас же, в нашем разговорном языке и в нашем понятийном аппарате записано, что ум — это мышление, это интеллект, это ментальный план. Из-за этого возникает очень, очень, много непонятностей, связанных с неправильным прочтением буддийских и дзен-буддийских текстов. Я хочу, чтобы у вас была полная ясность на этот счет, поэтому я разделил понятия сознания и ум. Это будет соответствовать тому, что есть малый и большой ум, это будет соответствовать…
В Индии, вообще, есть несколько понятий ума, поэтому важнейший момент — это осознавать, что мы называем этим словом. Я называю словом ум наш интеллект, нашу описательную возможность, наш маленький ментальный план. То есть, ум — это не в коем случае не сознание. Поэтому, мы будем рассматривать с вами ум как совокупность мыслей, описывающих наш непосредственный опыт.
Первое, что делает рабочий ум — это он описывает, интерпретирует, оценивает, сравнивает наш непосредственный опыт. В своей модели, которую я даю своим ученикам, мы делим ментальный план на таких 4 сектора. Это очень просто ивам это необходимо для того, чтобы осознавать, о чем идет речь. Так вот, первый сектор — это ум, обслуживающий наш непосредственный опыт. Это то, что помогает нам выживать в ежедневной нашей жизни. Мы каждый день понимаем, что мы видим, мы это интерпретируем, мы оцениваем, мы сравниваем, делаем выводы — все это работающий ум, который, действительно, работает с непосредственным прямым опытом.
Второй сектор — это ум, который работает с опосредованным опытом, это способ получение опосредованного опыта. Это тот ум, который помогает нам понимать речь, создавать образы, когда мы слышим слова — запоминать их, и это важнейший элемент опыта в современном мире. Опосредованный опыт имеет огромное значение, это тот опыт, который вы не проверите на практике. Вы принимаете его, как бы, от людей, которые это прошли на практике, но принимаете его в виде слов, описаний, образов, пояснений, объяснений и, может быть, маленькую часть, вы проверите на практике.
Современный человек, социальный человек не существует без способности получать опосредованый опыт. Если нам сказали, что в розетку нельзя совать руки, мало кто проверит это на опыте, многие поймут это именно интеллектуально и получат опосредованный опыт от других людей, что данное мероприятие может привести к каким-то повреждениям, и так всю жизнь они не проверят это на практике. Просто они поверили на слово. Так вот, способность получать опыт через слова, через описание — это очень-очень важно, это важнейшая способность современного человека, у которого этот опыт уже намного превосходит опыт, который вы получаете непосредственно. Это и книги, это и фильмы, это и сновидения, это и общение. Все это дает нам некий опосредованный опыт. Это вторая важнейшая часть ментального плана, этого ментального плана, часть которого отвечает за опосредованный опыт.
Третья немаловажная часть — это творческий ум, ум который способен из первой и второй части, опираясь на них, на непосредственный и опосредованный опыт, создавать что-то новое, творить. Творить что-то такое, чего раньше не было. Это движет эволюцию и это движет наш прогресс. Это очень важный элемент ментального плана, эта способность компилировать, эта способность оценивать и создавать что-то новое, чего не было до сих пор. Да, это может быть чертеж нового автомобиля, который придется воплощать в металле, но это то, чего раньше не было. Конечно, и это тоже опирается на увиденные ранее автомобили, на изучение их конструкции, на изучение тех вещей, которые нам были даны в непосредственном опыте в качестве инженера, но тут всегда ценится творческий элемент, творческий подход и что-то новое.
Итак, я вам перечислил три вида ментального плана, три вида ума. Это работающий ум, который оперирует непосредственным опытом. Это ум, который работает с опосредованным опытом, который мы получаем через слова в основном, и творческий ум.
Лишь четвертая часть ментального плана повреждена вирусом эго-структуры или эго-вирусом, лишь она занята обслуживанием этого эго. То есть, только одна четвертая часть, неважно сколько она занимает в процентных отношениях у каждого, это бывает немножко по-разному, но говорить, что можно отключить ум — это очень большая глупость. Любое повреждение одного из этих сегментов является тяжелейшим заболеванием, вы становитесь практически овощем, который не в состоянии функционировать или жить в нашем социальном пространстве, поэтому, не относитесь серьезно к тем, кто убил ум, отключил ум. Этого нам не нужно. Есть только один сектор, который приносит проблемы, этот сектор, который обслуживает эго-структуру, и вот этот сектор не связан с непосредственным опытом, но он может быть связан с опосредованным опытом и, в основном, он связан с воображением, с додумываем, с подразумеваем.
Поэтому, когда мы говорим о выводе внимание в момент сейчас, проживанием момента сейчас, мы говорим о выходе в непосредственный опыт, и мы покидаем тот сектор мышления, который обслуживает эго. Пребывая в моменте, пребывая в непосредственном опыте настоящего момента, нормально знать название предметов. Это рабочий ум, и это нормально осознавать и знать назначение предметов, это нормально не быть дебилом, который не понимает на что он смотрит. Вот до этого уровня социально активным людям практиковать не нужно, чтобы не знать название предметов, чтобы смотреть на них и не знать их назначение. Это уже очень глубокое отключение всего ментального плана и оно, как правило, практикуется в каких-то ретритах отшельниками, но не социально активными людьми. Вы все бывали в таких состояниях, когда, может быть, после какого-то длительного перелета, где-то просыпались в незнакомом месте и не могли понять, кто мы, где мы, что висит на стене и, вообще, что это все значит? После таких длинных перелетов, смены часовых поясов, порой, бывает менталу нужно время, чтобы включиться и загрузить эти файлы, чтобы началось это нормальное движение мышления. Иначе, у вас просто есть восприятие, вы открыли глаза, но ум не включился, он еще в каком-то спящем состоянии, тем более, это иногда бывает при резком пробуждении, когда вы не в той фазе пробуждаетесь и требуется, опять же, время для со-настройки ментального плана и вашего восприятия.
Итак, я вам в этом коротком видео рассказал о четырёх частях нашего ментального плана, а также указал, что такое пребывание моменте — это отключение, по сути, трех из четырех частей и оставление одной. Это никак не связано с временем, это связано с отключением воображения. В первую очередь вы отключаете воображариум, то есть те мысли, которые плодят истории, которые раскрывают некий временной континуум, и приходите в этот момент сейчас, в котором функционирует этот психосоматический организм.
Сейчас много спекуляций, что мысли тоже в моменте сейчас, но это какие-то продвинутые люди вас немножко сбивают с толку. Безусловно, и мысли тоже в моменте сейчас, но наш воображариум в состоянии разворачивать свой пространственно-временной континуум, и вот, когда внимание начинает заплывы по этому континууму: что будет? а что было? а как я был маленьким? а где это? — вот это и называется выход из момента сейчас. Вы утрачиваете связь с непосредственным опытом и погружаете внимание в эти истории. Так вот, момент сейчас, о котором говорил когда-то Рам Дасс, он называл это «Быть здесь и сейчас», и как сейчас говорит Эрхард Толле — это не профанации, эта практика. Это практика пребывания в непосредственном прямом опыте. Это практика позволяет вам увидеть насколько много неприятностей и страданий доставляет вам ваше воображение, и эта практика -краеугольная практика для всех учений. Я не встречал ни одного учения, которое бы не давало вам опору на момент сейчас, которое бы ни говорило об отключении, об остановке внутренних диалогов, об остановке вот этого вооброжариума. Но останавливать рабочий ум, который адекватно вам подсказывает названия предметов и их назначения, не нужно. Это лишнее, так как этот ум не обслуживает эго-структуру. Эго-структуру обслуживает воображение, размышления и т.д.
Вот так подробно я вам рассказал о ментальном плане, как мы его видим в нашем учении Free Away и рассказал вам о практике момента сейчас. Это вывод внимания не просто вывод куда-то. Лучше всего — это вывод внимания, в котором вы осознаете свое тело. То есть, вы можете концентрироваться на дыхании, вы можете концентрироваться на ощущениях, вы можете концентрироваться на восприятии, но не утрачиваете восприятие собственного тела, потому что ваше тело, ваш организм всегда пребывает в моменте сейчас, он никогда не бывает вчерашним, никогда не бывает в завтра, этот организм всегда свежий, всегда сегодняшний, и, как я шучу, даже завтраком вы его кормите не завтра, а прямо сейчас. На этом я хочу закончить наше короткое видео, я думаю, что мы будем встречаться с вами почаще, присылайте вопросы, и я жду вас на наших онлайн-трансляциях, которые мы проводим каждые две недели. Спасибо вам огромное, до свидания.
www.youtube.com/watch?v=uu5UOSUevjk
7 комментариев
Не, ну ниче так…
Снова Учение в деле!)
.
Но мне нравится.
Вот почему.
С одной стороны, мы разбиваем ум на четыре составляющих, и как бы четвертой составляющей ставим файервол.
На лицо некая аналитическая медитация. В принципе аналитическая медитация может длится всю жизнь, без всяких результатов.
С другой стороны предлагается некое замещение.
То есть не просто пытаться игнорировать четвертый поток, а замещать его ощущением телесности.
А телесность — это всегда «здесь и сейчас». Тело — это такой якорь, для которого «настоящее» в единственном числе.
Все телесные воспоминания работают плохо -на уровне памяти и рассудка. Если есть! телесное воспоминание" — то это больше похоже на воображение или образ, мысль.
В принципе, многие практики даже чувство «я» привязывают к некому участку тела. Это некие начальные уловки, не позволяющие вниманию блуждать.
С третьей стороны тело все таки достаточно изменчивый объект внимания.И все равно внимание будет скакать…
Но начинать с чего то нужно.
А для наших социальных садхаков требовать какие-то рекорды — чревато… Все равно бросят.
И вот это минимальное структурирование внимания, с одновременным замещением ментальной рефлексии вполне может быть в начале эффективно.
Если рассматривать в более сложных регалиях, то как мы ум делим на четыре условных потока, так в некоторых концепциях делят восприятие на:
1. Внешнее
2. Внутреннее
3. Тело.
Понятно, что наблюдаемое тело тоже как бы выступает по отношению к наблюдателю внешним. Но это некие физические границы формы, и собственно чистые физические ощущения выделяют эту систему в отдельную.
Адепт не может воспринимать (наблюдать) все три области одновременно.
Это легко проверить. Взять, например три объекта из этих областей, что-то телесное, что-то внешнее и какую-то ментальную конструкцию…
Внимание скачет, и границы этих областей (как потом обнаруживает практик) в частности и являются главной дискретностью бытия.
А проще — обусловленностью временем и пространством и телом.
Если взять одну область — то мы тоже быстро понимаем, что внимать внутри этой области много объектов невозможно.
Но нужно с чего то начинать…
А социальным «ищущим» предлагать Хуа То, все равно что паровозу приказать плыть.
Поэтому — тело — то есть телесные ощущения в качестве якоря и тренировки внимания в динамическом потоке всех трех областей 0 разумное решение.
Ну и чисто психологически.
Приходит уставший от рефлексии садхак… Что ему можно сказать? Начинать рассказывать про Брахмана? Он и так все это читал. Он пришел хоть немного излечиться от своего ужаса ментальной рефлексии…
Можно, конечно, сказать, что вот ты "! не думай о белой обезьяне"… Но, во первых, эта обезьяна разная в каждый момент времени, и её фиг отловишь в постоянстве.
А во-вторых, попытки не думать о… Приводят как раз к обратному.
Поэтому — замещение. Ведь в бодрствующем состоянии внимание не может отсутствовать…
Некоторые конечно скажут — это же насилие над вниманием! Где естественность течения потоков?!
Где в конце концов «не усилие»?
Это демагоги… Всякое «не делание» — это не делание процессов, отличных от практики.
И не одна практика без усилий возвращения внимания к объекту до степени не отвлечения не делается!
Поэтому, как я понял, Дракон берет самую поверхностную часть ментальной рефлексии, подобную крупным волнам, и попросту вырезает, замещая это «телесностью».
Причем результат для уставшего садхака сразу на лицо:))
Это минимально приучает в системе «лайт» к неотвлеченности внимания. Дает в принципе моментальный результат и показывает садхаку на эффективность.
Ну а для многих более и не требуется.
Многим — убрать бы вот эту гнетущую ментальную рефлексию в воображении. И уже хорошо…
А для тех, кто пойдет дальше — хорошая тренировка неотвлеченности.
Тут единственная опасность для тех, кто станет углубляться — это привычка внимания якориться на телесности…
Потом это будет довольно трудно изменить.
А в моменте сейчас возможно углубление опыта.
в общем, все в тему