17 апреля 2011, 12:23
Андрэа Пуччи: ПРОРЫВ
Часть вторая.
ПРОРЫВ
Вопрос:
Что произошло на ретрите? Можете ли рассказать об этом шаг за шагом, как это происходило?
Андрэа:
Одной из вещей, произошедших на Облачной Горе, на которую я обратила внимание позже, было то, что когда я приехала туда, я была очень счастлива. Мне не нужно было ничего. Я действительно погрузилась в чувство близости и сердечной любви ко всем, особенно к Тодду. Я действительно чувствовала, что мы вместе. Я чувствовала, что мы – Одно Существо, пробуждающееся. Я смотрела на нас, медитирующих во время ходьбы, медленно расхаживающих по комнате, и думала: «Как здорово!» Я действительно наслаждалась этим. Вот что вы получаете, прожив в пустыне 12 лет!
Джоэл говорит о кенозисе, который он испытал непосредственно перед своим Просветлением, как о приливе отчаяния и бессилии воли – воли, которая была настолько парализована, что не видела, что дальше. Что ж, у меня был кенозис иного рода. Это была ложная удовлетворенность [смеется]. Там было так красиво, и я так восторгалась всеми. Это было очень важно, поскольку я ничему не сопротивлялась, поэтому мне легко было открыться. Мы с Джоэлом знаем друг друга 13 лет, и все эти 13 лет он говорит одно и то же. Но, оглядываясь назад, я могу проследить, как возрастало мое понимание этого, поскольку ум постоянно развивается. 13 лет назад моей реакцией на его слова было: «Но, что если та-та-та-та…», – всегда возникало это «НО». И все эти годы оно продолжало возникать. Но на этот раз это, скорее, было: «Да, я слышу, что он говорит», – и затем просто молчание. Неведомо по какой причине, я принимала это, не выдвигая никаких «НО».
Как-то Джоэл сказал что-то, я подняла руку и сказала: «НО, НО, НО…». Он ответил на мой вопрос, и я сказала: «О, здесь звучит симфония, и я должна просто слушать. Полагаю, что сейчас мне нужно просто слушать». И я знала это. Это было что-то другое. Как только Джоэл говорил что-то, я полностью понимала его. Как будто говорящий и слушающий внезапно о-о-о-оп [хлопает], сливаются. Каким-то странным образом, знаете, как будто в том месте и в то время, и в тот момент я была, скорее, самим осознаванием, просто слушая… Вот так.
Вопрос:
Важно ли конкретное учение, или это могло быть любое учение от Джоэла – тот факт, что вы были уже готовы, уже созрели услышать его?
Андрэа:
Я не могу знать наверняка, поскольку все, что произошло, казалось настолько совершенным и предначертанным – абсолютно предназначенным для этого. Поэтому, я не знаю. Все казалось совершенным. Учение было совершенным – все, что он говорил. Может быть, это произошло бы иначе в параллельной вселенной, но это было бы все равно совершенным. Однако учение было особенным – практика, медитация, наставления были очень ясны. Я просто выполняла их. Никаких прикрас, никаких вопросов, никакого сопротивления. Как это произошло? Через годы сопротивления, я уверена.
Я также поделюсь с вами наставлениями, которые заключались в том, чтобы удерживать объект медитации – с чем бы вы ни работали – и просто продолжать делать так. Но если блаженство и энергия начинают приходить, вы просто оставляете объект вашей медитации и следуете за блаженством. Такой была тема ретрита: «Культивация Блаженства», и это очень сильно отличалось от того, что я слышала прежде. Я уверена, многие из нас имели опыт, что, когда мы успокаиваемся, сосредотачиваемся и присутствуем, мы слегка ощущаем это блаженство. Но обычно нам велят игнорировать это блаженство. Никто не говорит: «Когда наступает блаженство, ощущайте его и сделайте его объектом медитации». Поэтому это было очень приятное наставление, поступать так.
Это было также очень своевременно, я полагаю, поскольку утром я проснулась и почувствовала: «Ух ты, я безгрешна!» Я уже рассказывала вам, что была воспитана католичкой, и об этом обременяющем чувстве вины и сокрытия вины, причиняющем всякого рода побочные реакции и психологические неудобства. А теперь у меня было чувство, что я безгрешна, поскольку все мы находимся здесь, и просто в силу самого рождения и вступления в форму мы безгрешны. У меня было чувство, что абсолютно каждый момент осознавания, бывший ранее, вел к этому моменту, и что этот момент был абсолютно совершенным. Я просто знала это! Так что это было как искупление или избавление – как будто вся жизнь была совершенной. Она совершенна, прямо сейчас. Я это чувствовала, и это чувство было прекрасным.
Что касается самой медитативной практики, то одно из первых углублений концентрации основывалось на том, что говорил Джоэл, и что было той разновидностью медитации, которую я выполняла. Что бы ни возникало в сознании, будь то визуальный объект, звук, ощущение вкуса, мысль, чувство – все, что угодно, вы не должны хвататься за это, и не должны отталкивать это. Была договоренность быть просто там, в этом пространственном осознавании, просто быть в нем. Так что не было ни хватания, ни отбрасывания вещей. Произошло углубление концентрации, и своего рода равновесие было установлено.
Это то, что произошло за несколько дней. Была растущая интенсивность, продолжавшая излучаться, а с ней – чувство спокойствия и удовлетворенности. Ничего не делать, никуда не ходить. Временами я ощущала волновое движение, проходящее по телу, и на мгновение обращала на него внимание, наблюдая вращение – только так я могу его описать – широкой горизонтальной восьмерки, которая постепенно сужалась, пока она не превращалась в точку спокойствия, и тогда внимание снова возвращалось в пространство, где все возникало и исчезало само собой, даже мысли. Так что не было всего этого движения, происходящего в уме, – просто установленное равновесие. Этим так ценен ретрит. Есть некая движущая сила, которая нарастает, чего не происходит в нашем повседневном существовании. Это – уникальная, бесценная возможность.
Итак, эта движущая сила нарастала. Были вещи, которые говорил Джоэл на разные темы, позволяя всему идти своим чередом, – это было как поддержка, так ощущалось. Затем он дал нам образ льда с водой, текущей под ним. В определенный момент медитации ум становится твердым и прозрачным как лед. И хотя вещи продолжают появляться, они не затрагивают его, как вода, текущая подо льдом, не тревожит лед. Так что есть лед, твердое спокойствие льда, и есть просто вода. Так происходит. Это вполне возможно, и вы начинаете ощущать свободу и радость от этого – что есть спокойствие и присутствие ума, которой так тверд и прозрачен. Все эти мелочи протекают внизу: чувства, мысли, реакции, желания, неприязнь. Но есть это растущее чувство присутствия ума, присутствие осознавания. Возникало чувство как будто на шоссе. Я смотрю в окно, и вещи проскакивают очень быстро, но это не важно. Как будто все исчезало само собой. Вещи просто растворялись, и казалось, что реальное проявляется. Ничто не существует и не поддерживается, и не выживает в этой реальности. Все просто растворяется. Оно возникает и растворяется, но это равновесие становится все сильнее и сильнее.
Возможно на третий или на четвертый день чувство равновесия выросло настолько, что уже не прекращалось. Затем, казалось, что оно как бы сомкнулось с равновесием, которое уже существовало во всем. Как будто равновесие в медитации слилось с этим Великим Равновесием, которое было повсюду. Это было нечто шокирующие! Мы так стараемся в медитации, пытаясь найти это равновесие, и «О мой Бог! Равновесие уже здесь!». Что за шутки [смеется]. Многие из нас так стараются. Иногда мы просто ходим на цыпочках – как будто спит ребенок. Не создавайте шума…
На следующий день, после полудня, произошел прорыв. Мы с Тоддом находились в комнате, сидели вместе. Я хорошо ощущала его. Происходило углубление спокойствия, концентрированного равенства. В то утро Джоэл спросил, есть ли у кого проблемы с возбуждением или слабостью. Пока он не задал этот вопрос – который был совершенен – я даже не знала, что у меня есть проблема. Но когда он задал его, я поняла, что да, у меня было ощущение своего рода пребывания на грани всего, и я пыталась уцепиться за нее. Так что было немного хватания, немного желания. Концентрация здесь столь тонкая, и осознанность столь явная, что вы начинаете сознавать эти тонкие мелочи.
Итак, я сказала ему, что продолжается это тонкое хватание, и он ответил: «Что ж, есть две вещи, которые ты можешь сделать. Ты можешь прямо смотреть на это, или ты можешь просто позволить этому раствориться в настоящем. Но что бы ты ни сделала, делай это с необходимым количеством усилий – ни больше, ни меньше». Тогда это было очень сложно, поскольку есть часть осознавания, которая как шпион – интроспективный аспект осознавания, который все время проверяет и спрашивает: «Как дела? Туда ли мы идем? Поступаем ли мы правильно? А не думаем ли мы о средствах?» Так что этот шпион приходит и наблюдает. Но когда движущая сила нарастает, шпиону на самом деле нет места. Вам не нужно все время все проверять. Однако, когда шпион время от времени приходит, ему приходится говорить все тише и тише, и тише, потому что вы действительно понимаете, что это – маленький злоумышленник на этом уровне спокойствия. Поэтому, когда вы наблюдаете, вам приходиться выходить из пространства туда, где вам нужна эта большая энергия, ну не такая уж большая – столько, сколько нужно. Так я поступала, и это работало совершенно.
Это было наиболее важной частью практики – не хватать и не отталкивать. В каком-то смысле это аналогично пребыванию в настоящем, поскольку в настоящем все исчезает, и вам действительно не за что ухватиться. Когда вы хватаетесь за что-то или отталкиваете что-то, вы уже не в настоящем, поскольку вы связываетесь или отождествляетесь с тем, что ушло. Поэтому неделание этого – хватания или отталкивания чего-либо – действительно оставляет вас в настоящем, и это происходило в той медитации. Это было вполне очевидно – этот необъятный ландшафт, в котором все исчезает в этом вечном настоящем моменте, не потревоженное никакого рода хотением, хватанием или отталкиванием. Казалось, что я прикоснулась к вечности.
Вплоть до этой точки некоторые корректировки выполнялись, но если зайти достаточно далеко, все это отпадает. Это становится очень, очень тонким. В каком-то смысле, вы исчезаете, поскольку вам больше не нужно быть. Итак, я достигла этой точки, и мое тело шевельнулось, наклонилось немного вправо – полагаю, это была моя шея. У меня была травма шейного позвонка, и когда я повернулась определенным образом, телу стало удобно. И тогда наступил этот момент – казалось, что никого больше не осталось, никого, делающего что-либо – постижение, что когда вы видите, есть только видение, когда вы слышите, есть только слышание, когда вы чувствуете, есть только чувствование. Но никто это не делает! Делатель исчезает! И когда делатель исчез, был момент, когда я помнила только «О! О!» [смеется]. Я не представляла, что произошло, поскольку тогда произошел этот прорыв. Но я знала, что нашла Возлюбленного. Был разрыв, помутнение сознания, в котором я исчезла, и затем как будто ворота небес распахнулись, и я могу сказать, это – [вздыхает] Возлюбленный. Так это было. Вы думаете, вы есть, и вас нет. Вы думаете, Бог есть, и Бога нет. И внезапно вы и есть Бог. Есть только Бог.
Д-р. Вольф называл это «Знание через тождество». О чем это говорит: «Откуда вы знаете, что вы есть? Вы просто есть!» Нет субъекта. Нет объекта. Есть просто Бытие, и это Бытие – бесконечное пространство. Это Бытие есть все. Каждая вещь возникает из этого бесконечного пространства. Это пространство рождает все и растворяет все одновременно. И все есть просто это пустое бесконечное пространство. Это пустота знает все, поскольку она пуста – точно как глаз, который видит все цвета, поскольку сам бесцветен. Поэтому это «знание» знает все, поскольку оно – ничто.
Итак, не было ничего, и в этом ничто, в полной пустоте, произошел большой взрыв. Так взорвалась моя голова. Больше не было головы. Была только вселенная. И вселенная была головой. А голова – вселенной. Все есть все. Произошло то, что было это чувство бесконечного пространства. Бесконечное пространство не было пространством снаружи. Оно было пространством, проходящим через предметы. Так же как и большой взрыв мог произойти в песчинке. Оно все могло быть в песчинке, на самом деле. Или оно могло быть в каждой песчинке во вселенной бесчисленных кальп. Оно было бесконечно малым и бесконечно большим. Оно было пространством всего бытия. Оно было пространством, из которого все появляется. И это было так интересно – величие вселенной, что уходит, есть то же величие вселенной, что наступает. Пространство есть пространство.
Затем, из пространственности возникла эта освещенность. Все было светом, и все было проявленным. И была энергия. Такая энергия! Тогда я только вспомнила, что у меня есть тело. И я вскрикнула: «О мой Бог!» Казалось, что мое тело сейчас вспыхнет как щепка. Если бы я продолжала расширятся – это просто образ, но я чувствовала, что если бы я продолжала расширяться – я бы стала бесконечной вселенной, и тогда не было бы больше тела. Такое было чувство. Так что я вспомнила о теле и вернулась в комнату. Тодд был там, и там была вся эта энергия. И тогда я принялась делать тонг-линь – тибетскую практику принятия и отдачи. Казалось, там было столько энергии, поэтому я, будучи человеком действия, в первую очередь сказала себе: «Ух, ты! Давай, Андрэа, давай!»
Джоэл:
Я бы хотел вставить здесь кое-что, поскольку это очень важно. Заметьте, первым делом она не стала думать о себе: «Как чудесно! Я – Просветленная». Нет, первым делом она подумала об исполнении этой практики сострадания ко всем существам.
Андрэа:
Это потому что я была наставляема тобой и всеми остальными. Что первым делом сделал д-р Вольф, когда ты встретил его, когда я встретила его? Он дал нам карточку с клятвой бодхисаттвы. Так что, конечно! Что ты думаешь!
И теперь я полностью понимаю это, как тонг-линь работает. Какими бы ни представлялись вам проблемы и боль, и страдания каждого, это то, что ваш ум представляет о страдании. Это просто относительный мир восприятия. Поэтому когда вы возлагаете его на себя, «Я», возлагающее его, есть эта пустая Бесконечность Сущей Пространственности. Поэтому вы можете вынести все! Примите все! Страдание просто сгорает. Оно исчезает в пустоте. Вы делаете это, а затем вы испускаете всю радость и все то, что ваш ум полагает, может сделать людей счастливыми, включая вас самих. Вы просто посылаете это, и это распространяется по самым дальним уголкам вселенной. Это очень весело [смеется].
В любом случае, это произошло. В тот день я никому об этом не говорила. Мы были на ретрите. Там вы должны молчать. Той ночью я не спала. Просто была эта огромная энергия. Это было, правда, интересно. Мы должны были делать практику «ах-х-х» в сердце. Будучи примерной католичкой, я, конечно, продолжала следовать наставлениям, пытаясь сосредоточиться на звуке «ах-х-х» перед отходом ко сну. Было около 8:30 или 9 часов, и это было как «ах-х-х». В следующий раз, я помню, я взглянула на часы, и было 12:30, а я все еще делала «ах-х-х». Тогда я сказала себе: «Ты должна прекратить это. Остановись». Теперь все было медитацией, поскольку это Осознавание присутствовало все время. В каждое мгновение. И теперь это то, что я есть. Я ЕСТЬ ЭТО ОСОЗНАВАНИЕ. Ему некуда деваться. Оно никогда никуда не девалось. Оно всегда было здесь.
Возникла мысль: «Тело должно отдохнуть», – и я перестала делать «ах-х-х», закрыла глаза, и это Осознавание просто провалилось в это как в туннель. Оно просто ослабло и слилось с этим черным бесконечным Осознаванием. Не было ничего. Просто Осознавание Пустоты. Ничего. Чернота… Полагаю, это был сон без сновидений, и Я БЫЛА ЭТИМ. Затем наступило утро, и Осознавание стало возвращаться из этой Пустоты. Это было похоже на зарю творения. Первым, что пришло из этой Пустоты, был звук. Затем приходит ощущение энергии, и вы начинаете видеть движение и свет. Затем вы снова пробуждены, ваше тело двигается. И здесь происходит некоторая дезориентация, поскольку как мне узнать, кто я. Нет никакого «я». Андрэи нет. Но Я есть. Чистое Осознавание есть. Пустота есть. Да, я снова вернулась в мир, и я думаю, что я здесь смотрю на вас там. Как это возможно? И Осознавание говорит: «Никак. Это неверно. Ты есть. Бытие есть. Пустота есть!»
Все утро у меня было это ощущение, что, возможно, я исчезаю – «я» как реальность Сознания – поскольку повседневное осознавание вновь возвращалось в сферу активности. Тогда я сказала Джоэлу: «Я чувствую, что я исчезаю». Все мы сидели в зале для медитаций, он посмотрел на меня и что-то увидел. Затем он сказал: «Пойдем в комнату учителя и поговорим», – тогда я и рассказала ему, что случилось.
Тодд:
Ты выглядела действительно не в себе. Я беспокоился. Прежде я видел людей в психотических состояниях, и твой взгляд тоже казался взглядом на грани. Я действительно думал, что дела плохи.
Андрэа:
Я поведала Джоэлу, что со мной происходило, и он сказал: «Ты говоришь о страхе. Взгляни на страх». Я посмотрела на страх и: «О, ничего нет, пусто». В общем, он вытолкал меня назад, в Пустоту. Я вновь обрела ориентацию. Если бы его там не было, возможно, я бы соскользнула в психотическое состояние. Не знаю, что бы произошло. Он просто вытолкал меня назад в Реальность.
Джоэл:
Заметьте, то, что она говорит, очень важно. Страшным было не то, что она Пробудилась, а то, что она могла снова стать сумасшедшей – она могла вернуться в так называемое «нормальное» состояние, к иллюзии. Поэтому я сделал как раз противоположное тому, что сделал бы терапевт. Когда она говорит, что я вытолкал ее назад в Реальность, она говорит об Абсолютной Реальности. Я не пытался «приземлить ее», или вернуть ее к этой «реальности». Я сказал: «Оставайся там. Не возвращайся. Никогда не возвращайся!»
Андрэа:
Ты сказал мне думать: «Я – Просветленная», а затем позволить этой мысли исчезнуть и посмотреть, изменится ли Осознавание. Я проделала это, но ничего не изменилось. Затем ты сказал: «Теперь думай: «Я – не Просветленная», – и позволь этой мысли уйти, и посмотри, измениться ли что-либо». Я проделала и это, и Осознавание не изменилось. Так что ты очень мастерски показал мне, что наполнение сознания не имеет значения, что «я» – это просто наполнение, возникающее и уходящее, просто старая привычка, ничего существенного. Оно, в действительности, не может повлиять на Осознавание, которое есть Основа Бытия.
Вопрос:
Появлялся ли этот страх снова, затягивая назад в эту иллюзию?
Андрэа:
Нет, поскольку было Постигнуто, что я – ничто. Мы вечно стремимся к некой отождествленности. Даже когда мы думаем о Просветлении, мы составляем себе образ того, чем может быть Просветление – это неизменное вечное состояние – поскольку мы хотим сами быть чем-то. Но это не так. Понять то, что вы – ничто – вот сокровище. Поэтому, как вы будете обмануты? Нет, потери ориентации не происходило.
Вопрос:
Продолжается ли это состояние, в котором вы были на ретрите?
Андрэа:
Нет состояния, которое бы продолжалось, поскольку это никогда не было состоянием. Что продолжается, есть, что бы ни возникало в сознании, возникает со знанием этого. Это знание продолжается.
Вопрос:
Что вы теперь думаете о важности духовных практик, правил и наставлений? Есть ли связь между ними и вашим прорывом?
Андрэа:
Абсолютно. Без вопросов. Любая предельно и безусловно важна. Поскольку когда я оглядываюсь назад, мне кажется очевидным, что все эти годы старания, чтения книг, выполнения медитаций, засыпания, непонимания, сидения и размышления по 20 минут – все это привело к этому или сотворило не что иное, как этот момент, в это время, в этом месте, позволивший раскрыться всей этой остроте восприятия. Потому что этот момент был рожден из всего того, что предшествовало ему. Просто пришло его время. Как Джин рассказывал нам о яблонях в своем саду, как они растут. Вы удобряете их, поливаете их и выполняете все необходимое, но они принесут плоды только когда будут готовы, в свое время. Так что теперь я оглядываюсь назад и вижу причину и следствие долгих лет обучения с великим терпением и любовью моими учителями, повторяющих свои наставления снова и снова, тремя, четырьмя, пятью, шестью, семью, восьмью различными способами, чтобы мы могли понять их. Только благодаря старанию и упорству, и настойчивости во всем этом, медитация во время ретрита была вызвана к жизни и привела меня туда, куда привела.
Вопрос:
Теперь вам не надо практиковать, правильно?
Андрэа:
Осознавание здесь. Вы просто покоитесь в блаженстве, поскольку покоиться в блаженстве означает покоиться в чистом Осознавании. Осознавание наблюдает и наблюдается. Оно есть это замечательное присутствие. Такова практика. Просто присутствовать, что бы ни возникало. Мысли возникают, предпочтения возникают, а с ними сосредоточенность. Кажется, что это происходит само, и вы начинаете понимать, что ум обладает невероятными способностями. Ум может делать пять вещей одновременно, и вы сознаете, что делаете пять вещей одновременно! Осознавание видит магию тела, поднимающего руку и делающего то, что мы считаем само собой разумеющимся. Удивительно, что происходит за долю секунды! Так что практикой, в каком-то смысле, является то, что все эти вещи открываются.
Помимо всего прочего вы понимаете, что, когда обращаете на что-либо внимание, насколько драгоценным является применение всей вашей внимательности и движений вашего ума в самом акте обращения на что-либо внимания. Почти все, что вы делаете, является таким драгоценным, вы хотите целиком отдаться этому. Вам не нужно делать пять различных вещей одновременно. Так что осознавание также постигает, что такое рассеянность. В каком-то смысле практикой является рост эстетизма – это действительно чудесно, уделять каждой происходящей вещи заслуженное внимание.
Вопрос:
Изменилась ли вообще ваша повседневная жизнь?
Андрэа:
Внешне? Да. В основном, я трачу сотни долларов на книги. Я хочу знать, как каждый приходит к Богу. Это так замечательно, знать, как каждый приходит к Богу. Это так чудесно. Вы берете книгу, начинаете читать, и за несколько секунд вы либо чувствуете, как Бог познает Бога, либо нет… это должно быть старая привязанность [смеется]. Вы просто хотите ощущать Бога, слышать о Боге, знать о Боге. Это все равно что ребенок приходит в магазин комиксов, покупает все, что там есть, и читает все эти смешные истории…
Вопрос:
Как еще изменилась ваша жизнь в том смысле, что и как вы делаете?
Андрэа:
Я была очень эмоциональным человеком, но теперь очень редко много эмоций возникает. Прошли недели, прежде чем я ощутила эмоцию, и когда это случилось, я была так удивлена. Я чувствовала это в своем теле. Тело не локально. Тело повсюду: здесь, там, это – тело бытия. И вот внезапно я ощутила эмоцию. Это произошло в больнице, где я работаю. Я спорила с одной заведующей отделения. Она говорила мне, как должно быть, а я не думала, что так должно быть. Я стояла на своем, и она стояла на своем, и это было как «бррррр»! Это было удивительно, поскольку было так ясно, как «я»-мысль возникает. Это было, правда, любопытно. Я сказала себе: «Смотри на это, смотри на это!»
Вопрос:
Многие могут подумать: «О, у нее не было эмоций месяцами. Это ужасно, патологически. Она потеряла что-то необычайно ценное. Бедная женщина».
Андрэа:
Эмоции все же возникают, но я больше не отождествляюсь с ними. Кажется, есть знание, что это всегда здесь, очень сильное чувство, но оно не эмоционально. Иногда я слушаю кого-то и ощущаю это огромное сострадание, как будто я испытываю чувство любви, которого никогда прежде не было. Оно не романтическое и не эмоциональное. Оно как… это чувство здесь, в сердце, сердечное чувство, и оно распахивается. Я чувствую это. Это несколько отличается от эмоций. Это – чувство, но это – не эмоция. Очевидно, что эмоции существуют только в отношении к «я». Но у вас может быть чувство, когда всякая «я»-мысль отсутствует. Это – совсем другое.
Я стала понимать, что такие вещи как зависть, желание, гнев, в действительности, есть лишь энергии, возникающие из первичного болота. Обычно происходит то, что вы отождествляетесь с завистью. Тогда зависть заставляет вас действовать или думать определенным образом, а это влечет за собой целую цепь причинно-следственных реакций. Относительный мир действительно имеет механическую структуру. Джоэл рассказывал, как этот механизм создает ложное чувство «я». Все складывается вместе, и кажется, что есть это «я», но его нет. Таков также буддийский подход. На самом деле, частью всей практики випассаны является более внимательное наблюдение за тем, что в действительности происходит. Что в действительности есть. Вы начинаете понимать, что просто работает машина, что всякая ваша мысль является причиной следующей мысли. Вы начинаете понимать, что нет ничего, происходящего с «вами», поскольку это – процесс, зависящий от предыдущих действий и созревания этих действий, и все это складывается вместе. Поэтому, когда вы прекращаете вкладываться в зависть, вы видите, что это просто преходящее чувство. Оно появляется из ниоткуда и уходит в никуда.
Если вы Пробужденный, то, когда такое чувство приходит, вы говорите: «О, это просто видимость!» Затем вы можете воздействовать на него или не воздействовать на него. Вы можете просто наблюдать его и восклицать: «Ух ты, я вижу!» Вы мыслите определенным образом, и возникает зависть, поскольку вы так мыслите. Возможно, вы вспомнили что-то из прошлого. Но кто вспоминает? Кто действует? Иногда я задаюсь этим вопросом, и это просто исчезает. Ничего нет. Так что эмоции возникают. Они – просто нечто наблюдаемое, и вы понимаете, что это – просто чувство, просто энергия. Они приходят из ниоткуда и уходят в никуда. И вы ощущаете все эти разные вещи, и это так интересно, так чудесно! Я постоянно удивляюсь.
Вопрос:
Говоря о чувствах, чувствуете ли вы сейчас побуждение служить истине определенным образом, таким как учение, или же все будет окей, если жить как живется?
Андрэа:
Это неразделимо. Происходит так: кто-то звонит мне, и я говорю: «Пойдем погуляем». И происходят самые невероятные моменты откровения с людьми. И они возникают спонтанно. Нет никого, кто делал бы что-то, и нет никакого намерения делать что-то. Это просто происходит. Так приятно наблюдать это, поскольку это целиком и полностью подтверждает то, что сострадательная жизнь и непривязанная жизнь – одно и то же. Отпустите все. Это прекрасно. Когда вас спрашивают, вы отвечаете. Я больше не принуждаю себя.
Вопрос:
Итак, вы теперь считаете себя Просветленной?
Андрэа:
Просветленной?…Почему меня смущает это слово «Просветленной»? Потому что иметь Реализацию – это одно, а жить Реализацией – это другое. Быть буддистом – это одно, а Буддой – другое. Знать Реальность – это одно, а быть Реальностью – другое. Происходит процесс воплощения. Происходит рождение и взросление, так же как ребенок рождается и растет. Буквально, я ощущаю себя выбравшейся из чрева Божественной Матери. Я – еще младенец, а не взрослый – тот, кто полностью воплотил Реализацию, так я определила бы Просветленное существо.
Вопрос:
В таком случае, как бы вы назвали свой опыт?
Андрэа:
Мне нравится слово «Гнозис», потому что для меня оно несет смысл встречи с Богом. Я пришла к Богу, так сказать. Я погрузилась в глубины того, что Реально. Но что это? Что есть Бог? О, таинство Бога! Таинство Себя! Оно – самое великое! Теперь происходит это бесконечное выражение Бога или Божественного, или Себя. Как говорит Джоэл: «Путь к Богу имеет конец, но путь в Боге конца не имеет», – ибо как может быть конец Богу? Д-р Вольф также говорил об этом. Он говорил о все больших глубинах Пространства, что Сознание есть это бесконечное откровение Себя, и оно никогда не заканчивается. Так что со мной произошло то, что я проснулась. Я воспрянула ото сна. И теперь, когда я грежу – я все еще грежу – я грежу наяву. Теперь-то я знаю, что я грежу. И я хочу поделиться всем этим, поскольку чувствую, что это очень важно. Все, чем каждый делился со мной, оказалось чрезвычайно полезным. И это происходит со всеми нами. Наши медитации углубляются, и это будет происходить. Поэтому я хочу поделиться всем, чем могу. Поскольку это происходит со всеми нами. Но если я скажу: «Я – Просветленная», – возникнут все эти ассоциации: «Ты говоришь, ты – Будда?» Нет, я не говорю ничего такого. Я боюсь сказать что-либо… Но в то же время, я не могу лгать. Я очерчиваю линию. Я проснулась. И благодаря этому я больше не могу быть отделенной от Возлюбленного. Я не могу.
Вопрос:
Ваш совет другим ищущим.
Андрэа:
Продолжайте в том же духе и знайте, что пребываете в полном согласии со своей судьбой.
ПРОРЫВ
Вопрос:
Что произошло на ретрите? Можете ли рассказать об этом шаг за шагом, как это происходило?
Андрэа:
Одной из вещей, произошедших на Облачной Горе, на которую я обратила внимание позже, было то, что когда я приехала туда, я была очень счастлива. Мне не нужно было ничего. Я действительно погрузилась в чувство близости и сердечной любви ко всем, особенно к Тодду. Я действительно чувствовала, что мы вместе. Я чувствовала, что мы – Одно Существо, пробуждающееся. Я смотрела на нас, медитирующих во время ходьбы, медленно расхаживающих по комнате, и думала: «Как здорово!» Я действительно наслаждалась этим. Вот что вы получаете, прожив в пустыне 12 лет!
Джоэл говорит о кенозисе, который он испытал непосредственно перед своим Просветлением, как о приливе отчаяния и бессилии воли – воли, которая была настолько парализована, что не видела, что дальше. Что ж, у меня был кенозис иного рода. Это была ложная удовлетворенность [смеется]. Там было так красиво, и я так восторгалась всеми. Это было очень важно, поскольку я ничему не сопротивлялась, поэтому мне легко было открыться. Мы с Джоэлом знаем друг друга 13 лет, и все эти 13 лет он говорит одно и то же. Но, оглядываясь назад, я могу проследить, как возрастало мое понимание этого, поскольку ум постоянно развивается. 13 лет назад моей реакцией на его слова было: «Но, что если та-та-та-та…», – всегда возникало это «НО». И все эти годы оно продолжало возникать. Но на этот раз это, скорее, было: «Да, я слышу, что он говорит», – и затем просто молчание. Неведомо по какой причине, я принимала это, не выдвигая никаких «НО».
Как-то Джоэл сказал что-то, я подняла руку и сказала: «НО, НО, НО…». Он ответил на мой вопрос, и я сказала: «О, здесь звучит симфония, и я должна просто слушать. Полагаю, что сейчас мне нужно просто слушать». И я знала это. Это было что-то другое. Как только Джоэл говорил что-то, я полностью понимала его. Как будто говорящий и слушающий внезапно о-о-о-оп [хлопает], сливаются. Каким-то странным образом, знаете, как будто в том месте и в то время, и в тот момент я была, скорее, самим осознаванием, просто слушая… Вот так.
Вопрос:
Важно ли конкретное учение, или это могло быть любое учение от Джоэла – тот факт, что вы были уже готовы, уже созрели услышать его?
Андрэа:
Я не могу знать наверняка, поскольку все, что произошло, казалось настолько совершенным и предначертанным – абсолютно предназначенным для этого. Поэтому, я не знаю. Все казалось совершенным. Учение было совершенным – все, что он говорил. Может быть, это произошло бы иначе в параллельной вселенной, но это было бы все равно совершенным. Однако учение было особенным – практика, медитация, наставления были очень ясны. Я просто выполняла их. Никаких прикрас, никаких вопросов, никакого сопротивления. Как это произошло? Через годы сопротивления, я уверена.
Я также поделюсь с вами наставлениями, которые заключались в том, чтобы удерживать объект медитации – с чем бы вы ни работали – и просто продолжать делать так. Но если блаженство и энергия начинают приходить, вы просто оставляете объект вашей медитации и следуете за блаженством. Такой была тема ретрита: «Культивация Блаженства», и это очень сильно отличалось от того, что я слышала прежде. Я уверена, многие из нас имели опыт, что, когда мы успокаиваемся, сосредотачиваемся и присутствуем, мы слегка ощущаем это блаженство. Но обычно нам велят игнорировать это блаженство. Никто не говорит: «Когда наступает блаженство, ощущайте его и сделайте его объектом медитации». Поэтому это было очень приятное наставление, поступать так.
Это было также очень своевременно, я полагаю, поскольку утром я проснулась и почувствовала: «Ух ты, я безгрешна!» Я уже рассказывала вам, что была воспитана католичкой, и об этом обременяющем чувстве вины и сокрытия вины, причиняющем всякого рода побочные реакции и психологические неудобства. А теперь у меня было чувство, что я безгрешна, поскольку все мы находимся здесь, и просто в силу самого рождения и вступления в форму мы безгрешны. У меня было чувство, что абсолютно каждый момент осознавания, бывший ранее, вел к этому моменту, и что этот момент был абсолютно совершенным. Я просто знала это! Так что это было как искупление или избавление – как будто вся жизнь была совершенной. Она совершенна, прямо сейчас. Я это чувствовала, и это чувство было прекрасным.
Что касается самой медитативной практики, то одно из первых углублений концентрации основывалось на том, что говорил Джоэл, и что было той разновидностью медитации, которую я выполняла. Что бы ни возникало в сознании, будь то визуальный объект, звук, ощущение вкуса, мысль, чувство – все, что угодно, вы не должны хвататься за это, и не должны отталкивать это. Была договоренность быть просто там, в этом пространственном осознавании, просто быть в нем. Так что не было ни хватания, ни отбрасывания вещей. Произошло углубление концентрации, и своего рода равновесие было установлено.
Это то, что произошло за несколько дней. Была растущая интенсивность, продолжавшая излучаться, а с ней – чувство спокойствия и удовлетворенности. Ничего не делать, никуда не ходить. Временами я ощущала волновое движение, проходящее по телу, и на мгновение обращала на него внимание, наблюдая вращение – только так я могу его описать – широкой горизонтальной восьмерки, которая постепенно сужалась, пока она не превращалась в точку спокойствия, и тогда внимание снова возвращалось в пространство, где все возникало и исчезало само собой, даже мысли. Так что не было всего этого движения, происходящего в уме, – просто установленное равновесие. Этим так ценен ретрит. Есть некая движущая сила, которая нарастает, чего не происходит в нашем повседневном существовании. Это – уникальная, бесценная возможность.
Итак, эта движущая сила нарастала. Были вещи, которые говорил Джоэл на разные темы, позволяя всему идти своим чередом, – это было как поддержка, так ощущалось. Затем он дал нам образ льда с водой, текущей под ним. В определенный момент медитации ум становится твердым и прозрачным как лед. И хотя вещи продолжают появляться, они не затрагивают его, как вода, текущая подо льдом, не тревожит лед. Так что есть лед, твердое спокойствие льда, и есть просто вода. Так происходит. Это вполне возможно, и вы начинаете ощущать свободу и радость от этого – что есть спокойствие и присутствие ума, которой так тверд и прозрачен. Все эти мелочи протекают внизу: чувства, мысли, реакции, желания, неприязнь. Но есть это растущее чувство присутствия ума, присутствие осознавания. Возникало чувство как будто на шоссе. Я смотрю в окно, и вещи проскакивают очень быстро, но это не важно. Как будто все исчезало само собой. Вещи просто растворялись, и казалось, что реальное проявляется. Ничто не существует и не поддерживается, и не выживает в этой реальности. Все просто растворяется. Оно возникает и растворяется, но это равновесие становится все сильнее и сильнее.
Возможно на третий или на четвертый день чувство равновесия выросло настолько, что уже не прекращалось. Затем, казалось, что оно как бы сомкнулось с равновесием, которое уже существовало во всем. Как будто равновесие в медитации слилось с этим Великим Равновесием, которое было повсюду. Это было нечто шокирующие! Мы так стараемся в медитации, пытаясь найти это равновесие, и «О мой Бог! Равновесие уже здесь!». Что за шутки [смеется]. Многие из нас так стараются. Иногда мы просто ходим на цыпочках – как будто спит ребенок. Не создавайте шума…
На следующий день, после полудня, произошел прорыв. Мы с Тоддом находились в комнате, сидели вместе. Я хорошо ощущала его. Происходило углубление спокойствия, концентрированного равенства. В то утро Джоэл спросил, есть ли у кого проблемы с возбуждением или слабостью. Пока он не задал этот вопрос – который был совершенен – я даже не знала, что у меня есть проблема. Но когда он задал его, я поняла, что да, у меня было ощущение своего рода пребывания на грани всего, и я пыталась уцепиться за нее. Так что было немного хватания, немного желания. Концентрация здесь столь тонкая, и осознанность столь явная, что вы начинаете сознавать эти тонкие мелочи.
Итак, я сказала ему, что продолжается это тонкое хватание, и он ответил: «Что ж, есть две вещи, которые ты можешь сделать. Ты можешь прямо смотреть на это, или ты можешь просто позволить этому раствориться в настоящем. Но что бы ты ни сделала, делай это с необходимым количеством усилий – ни больше, ни меньше». Тогда это было очень сложно, поскольку есть часть осознавания, которая как шпион – интроспективный аспект осознавания, который все время проверяет и спрашивает: «Как дела? Туда ли мы идем? Поступаем ли мы правильно? А не думаем ли мы о средствах?» Так что этот шпион приходит и наблюдает. Но когда движущая сила нарастает, шпиону на самом деле нет места. Вам не нужно все время все проверять. Однако, когда шпион время от времени приходит, ему приходится говорить все тише и тише, и тише, потому что вы действительно понимаете, что это – маленький злоумышленник на этом уровне спокойствия. Поэтому, когда вы наблюдаете, вам приходиться выходить из пространства туда, где вам нужна эта большая энергия, ну не такая уж большая – столько, сколько нужно. Так я поступала, и это работало совершенно.
Это было наиболее важной частью практики – не хватать и не отталкивать. В каком-то смысле это аналогично пребыванию в настоящем, поскольку в настоящем все исчезает, и вам действительно не за что ухватиться. Когда вы хватаетесь за что-то или отталкиваете что-то, вы уже не в настоящем, поскольку вы связываетесь или отождествляетесь с тем, что ушло. Поэтому неделание этого – хватания или отталкивания чего-либо – действительно оставляет вас в настоящем, и это происходило в той медитации. Это было вполне очевидно – этот необъятный ландшафт, в котором все исчезает в этом вечном настоящем моменте, не потревоженное никакого рода хотением, хватанием или отталкиванием. Казалось, что я прикоснулась к вечности.
Вплоть до этой точки некоторые корректировки выполнялись, но если зайти достаточно далеко, все это отпадает. Это становится очень, очень тонким. В каком-то смысле, вы исчезаете, поскольку вам больше не нужно быть. Итак, я достигла этой точки, и мое тело шевельнулось, наклонилось немного вправо – полагаю, это была моя шея. У меня была травма шейного позвонка, и когда я повернулась определенным образом, телу стало удобно. И тогда наступил этот момент – казалось, что никого больше не осталось, никого, делающего что-либо – постижение, что когда вы видите, есть только видение, когда вы слышите, есть только слышание, когда вы чувствуете, есть только чувствование. Но никто это не делает! Делатель исчезает! И когда делатель исчез, был момент, когда я помнила только «О! О!» [смеется]. Я не представляла, что произошло, поскольку тогда произошел этот прорыв. Но я знала, что нашла Возлюбленного. Был разрыв, помутнение сознания, в котором я исчезла, и затем как будто ворота небес распахнулись, и я могу сказать, это – [вздыхает] Возлюбленный. Так это было. Вы думаете, вы есть, и вас нет. Вы думаете, Бог есть, и Бога нет. И внезапно вы и есть Бог. Есть только Бог.
Д-р. Вольф называл это «Знание через тождество». О чем это говорит: «Откуда вы знаете, что вы есть? Вы просто есть!» Нет субъекта. Нет объекта. Есть просто Бытие, и это Бытие – бесконечное пространство. Это Бытие есть все. Каждая вещь возникает из этого бесконечного пространства. Это пространство рождает все и растворяет все одновременно. И все есть просто это пустое бесконечное пространство. Это пустота знает все, поскольку она пуста – точно как глаз, который видит все цвета, поскольку сам бесцветен. Поэтому это «знание» знает все, поскольку оно – ничто.
Итак, не было ничего, и в этом ничто, в полной пустоте, произошел большой взрыв. Так взорвалась моя голова. Больше не было головы. Была только вселенная. И вселенная была головой. А голова – вселенной. Все есть все. Произошло то, что было это чувство бесконечного пространства. Бесконечное пространство не было пространством снаружи. Оно было пространством, проходящим через предметы. Так же как и большой взрыв мог произойти в песчинке. Оно все могло быть в песчинке, на самом деле. Или оно могло быть в каждой песчинке во вселенной бесчисленных кальп. Оно было бесконечно малым и бесконечно большим. Оно было пространством всего бытия. Оно было пространством, из которого все появляется. И это было так интересно – величие вселенной, что уходит, есть то же величие вселенной, что наступает. Пространство есть пространство.
Затем, из пространственности возникла эта освещенность. Все было светом, и все было проявленным. И была энергия. Такая энергия! Тогда я только вспомнила, что у меня есть тело. И я вскрикнула: «О мой Бог!» Казалось, что мое тело сейчас вспыхнет как щепка. Если бы я продолжала расширятся – это просто образ, но я чувствовала, что если бы я продолжала расширяться – я бы стала бесконечной вселенной, и тогда не было бы больше тела. Такое было чувство. Так что я вспомнила о теле и вернулась в комнату. Тодд был там, и там была вся эта энергия. И тогда я принялась делать тонг-линь – тибетскую практику принятия и отдачи. Казалось, там было столько энергии, поэтому я, будучи человеком действия, в первую очередь сказала себе: «Ух, ты! Давай, Андрэа, давай!»
Джоэл:
Я бы хотел вставить здесь кое-что, поскольку это очень важно. Заметьте, первым делом она не стала думать о себе: «Как чудесно! Я – Просветленная». Нет, первым делом она подумала об исполнении этой практики сострадания ко всем существам.
Андрэа:
Это потому что я была наставляема тобой и всеми остальными. Что первым делом сделал д-р Вольф, когда ты встретил его, когда я встретила его? Он дал нам карточку с клятвой бодхисаттвы. Так что, конечно! Что ты думаешь!
И теперь я полностью понимаю это, как тонг-линь работает. Какими бы ни представлялись вам проблемы и боль, и страдания каждого, это то, что ваш ум представляет о страдании. Это просто относительный мир восприятия. Поэтому когда вы возлагаете его на себя, «Я», возлагающее его, есть эта пустая Бесконечность Сущей Пространственности. Поэтому вы можете вынести все! Примите все! Страдание просто сгорает. Оно исчезает в пустоте. Вы делаете это, а затем вы испускаете всю радость и все то, что ваш ум полагает, может сделать людей счастливыми, включая вас самих. Вы просто посылаете это, и это распространяется по самым дальним уголкам вселенной. Это очень весело [смеется].
В любом случае, это произошло. В тот день я никому об этом не говорила. Мы были на ретрите. Там вы должны молчать. Той ночью я не спала. Просто была эта огромная энергия. Это было, правда, интересно. Мы должны были делать практику «ах-х-х» в сердце. Будучи примерной католичкой, я, конечно, продолжала следовать наставлениям, пытаясь сосредоточиться на звуке «ах-х-х» перед отходом ко сну. Было около 8:30 или 9 часов, и это было как «ах-х-х». В следующий раз, я помню, я взглянула на часы, и было 12:30, а я все еще делала «ах-х-х». Тогда я сказала себе: «Ты должна прекратить это. Остановись». Теперь все было медитацией, поскольку это Осознавание присутствовало все время. В каждое мгновение. И теперь это то, что я есть. Я ЕСТЬ ЭТО ОСОЗНАВАНИЕ. Ему некуда деваться. Оно никогда никуда не девалось. Оно всегда было здесь.
Возникла мысль: «Тело должно отдохнуть», – и я перестала делать «ах-х-х», закрыла глаза, и это Осознавание просто провалилось в это как в туннель. Оно просто ослабло и слилось с этим черным бесконечным Осознаванием. Не было ничего. Просто Осознавание Пустоты. Ничего. Чернота… Полагаю, это был сон без сновидений, и Я БЫЛА ЭТИМ. Затем наступило утро, и Осознавание стало возвращаться из этой Пустоты. Это было похоже на зарю творения. Первым, что пришло из этой Пустоты, был звук. Затем приходит ощущение энергии, и вы начинаете видеть движение и свет. Затем вы снова пробуждены, ваше тело двигается. И здесь происходит некоторая дезориентация, поскольку как мне узнать, кто я. Нет никакого «я». Андрэи нет. Но Я есть. Чистое Осознавание есть. Пустота есть. Да, я снова вернулась в мир, и я думаю, что я здесь смотрю на вас там. Как это возможно? И Осознавание говорит: «Никак. Это неверно. Ты есть. Бытие есть. Пустота есть!»
Все утро у меня было это ощущение, что, возможно, я исчезаю – «я» как реальность Сознания – поскольку повседневное осознавание вновь возвращалось в сферу активности. Тогда я сказала Джоэлу: «Я чувствую, что я исчезаю». Все мы сидели в зале для медитаций, он посмотрел на меня и что-то увидел. Затем он сказал: «Пойдем в комнату учителя и поговорим», – тогда я и рассказала ему, что случилось.
Тодд:
Ты выглядела действительно не в себе. Я беспокоился. Прежде я видел людей в психотических состояниях, и твой взгляд тоже казался взглядом на грани. Я действительно думал, что дела плохи.
Андрэа:
Я поведала Джоэлу, что со мной происходило, и он сказал: «Ты говоришь о страхе. Взгляни на страх». Я посмотрела на страх и: «О, ничего нет, пусто». В общем, он вытолкал меня назад, в Пустоту. Я вновь обрела ориентацию. Если бы его там не было, возможно, я бы соскользнула в психотическое состояние. Не знаю, что бы произошло. Он просто вытолкал меня назад в Реальность.
Джоэл:
Заметьте, то, что она говорит, очень важно. Страшным было не то, что она Пробудилась, а то, что она могла снова стать сумасшедшей – она могла вернуться в так называемое «нормальное» состояние, к иллюзии. Поэтому я сделал как раз противоположное тому, что сделал бы терапевт. Когда она говорит, что я вытолкал ее назад в Реальность, она говорит об Абсолютной Реальности. Я не пытался «приземлить ее», или вернуть ее к этой «реальности». Я сказал: «Оставайся там. Не возвращайся. Никогда не возвращайся!»
Андрэа:
Ты сказал мне думать: «Я – Просветленная», а затем позволить этой мысли исчезнуть и посмотреть, изменится ли Осознавание. Я проделала это, но ничего не изменилось. Затем ты сказал: «Теперь думай: «Я – не Просветленная», – и позволь этой мысли уйти, и посмотри, измениться ли что-либо». Я проделала и это, и Осознавание не изменилось. Так что ты очень мастерски показал мне, что наполнение сознания не имеет значения, что «я» – это просто наполнение, возникающее и уходящее, просто старая привычка, ничего существенного. Оно, в действительности, не может повлиять на Осознавание, которое есть Основа Бытия.
Вопрос:
Появлялся ли этот страх снова, затягивая назад в эту иллюзию?
Андрэа:
Нет, поскольку было Постигнуто, что я – ничто. Мы вечно стремимся к некой отождествленности. Даже когда мы думаем о Просветлении, мы составляем себе образ того, чем может быть Просветление – это неизменное вечное состояние – поскольку мы хотим сами быть чем-то. Но это не так. Понять то, что вы – ничто – вот сокровище. Поэтому, как вы будете обмануты? Нет, потери ориентации не происходило.
Вопрос:
Продолжается ли это состояние, в котором вы были на ретрите?
Андрэа:
Нет состояния, которое бы продолжалось, поскольку это никогда не было состоянием. Что продолжается, есть, что бы ни возникало в сознании, возникает со знанием этого. Это знание продолжается.
Вопрос:
Что вы теперь думаете о важности духовных практик, правил и наставлений? Есть ли связь между ними и вашим прорывом?
Андрэа:
Абсолютно. Без вопросов. Любая предельно и безусловно важна. Поскольку когда я оглядываюсь назад, мне кажется очевидным, что все эти годы старания, чтения книг, выполнения медитаций, засыпания, непонимания, сидения и размышления по 20 минут – все это привело к этому или сотворило не что иное, как этот момент, в это время, в этом месте, позволивший раскрыться всей этой остроте восприятия. Потому что этот момент был рожден из всего того, что предшествовало ему. Просто пришло его время. Как Джин рассказывал нам о яблонях в своем саду, как они растут. Вы удобряете их, поливаете их и выполняете все необходимое, но они принесут плоды только когда будут готовы, в свое время. Так что теперь я оглядываюсь назад и вижу причину и следствие долгих лет обучения с великим терпением и любовью моими учителями, повторяющих свои наставления снова и снова, тремя, четырьмя, пятью, шестью, семью, восьмью различными способами, чтобы мы могли понять их. Только благодаря старанию и упорству, и настойчивости во всем этом, медитация во время ретрита была вызвана к жизни и привела меня туда, куда привела.
Вопрос:
Теперь вам не надо практиковать, правильно?
Андрэа:
Осознавание здесь. Вы просто покоитесь в блаженстве, поскольку покоиться в блаженстве означает покоиться в чистом Осознавании. Осознавание наблюдает и наблюдается. Оно есть это замечательное присутствие. Такова практика. Просто присутствовать, что бы ни возникало. Мысли возникают, предпочтения возникают, а с ними сосредоточенность. Кажется, что это происходит само, и вы начинаете понимать, что ум обладает невероятными способностями. Ум может делать пять вещей одновременно, и вы сознаете, что делаете пять вещей одновременно! Осознавание видит магию тела, поднимающего руку и делающего то, что мы считаем само собой разумеющимся. Удивительно, что происходит за долю секунды! Так что практикой, в каком-то смысле, является то, что все эти вещи открываются.
Помимо всего прочего вы понимаете, что, когда обращаете на что-либо внимание, насколько драгоценным является применение всей вашей внимательности и движений вашего ума в самом акте обращения на что-либо внимания. Почти все, что вы делаете, является таким драгоценным, вы хотите целиком отдаться этому. Вам не нужно делать пять различных вещей одновременно. Так что осознавание также постигает, что такое рассеянность. В каком-то смысле практикой является рост эстетизма – это действительно чудесно, уделять каждой происходящей вещи заслуженное внимание.
Вопрос:
Изменилась ли вообще ваша повседневная жизнь?
Андрэа:
Внешне? Да. В основном, я трачу сотни долларов на книги. Я хочу знать, как каждый приходит к Богу. Это так замечательно, знать, как каждый приходит к Богу. Это так чудесно. Вы берете книгу, начинаете читать, и за несколько секунд вы либо чувствуете, как Бог познает Бога, либо нет… это должно быть старая привязанность [смеется]. Вы просто хотите ощущать Бога, слышать о Боге, знать о Боге. Это все равно что ребенок приходит в магазин комиксов, покупает все, что там есть, и читает все эти смешные истории…
Вопрос:
Как еще изменилась ваша жизнь в том смысле, что и как вы делаете?
Андрэа:
Я была очень эмоциональным человеком, но теперь очень редко много эмоций возникает. Прошли недели, прежде чем я ощутила эмоцию, и когда это случилось, я была так удивлена. Я чувствовала это в своем теле. Тело не локально. Тело повсюду: здесь, там, это – тело бытия. И вот внезапно я ощутила эмоцию. Это произошло в больнице, где я работаю. Я спорила с одной заведующей отделения. Она говорила мне, как должно быть, а я не думала, что так должно быть. Я стояла на своем, и она стояла на своем, и это было как «бррррр»! Это было удивительно, поскольку было так ясно, как «я»-мысль возникает. Это было, правда, любопытно. Я сказала себе: «Смотри на это, смотри на это!»
Вопрос:
Многие могут подумать: «О, у нее не было эмоций месяцами. Это ужасно, патологически. Она потеряла что-то необычайно ценное. Бедная женщина».
Андрэа:
Эмоции все же возникают, но я больше не отождествляюсь с ними. Кажется, есть знание, что это всегда здесь, очень сильное чувство, но оно не эмоционально. Иногда я слушаю кого-то и ощущаю это огромное сострадание, как будто я испытываю чувство любви, которого никогда прежде не было. Оно не романтическое и не эмоциональное. Оно как… это чувство здесь, в сердце, сердечное чувство, и оно распахивается. Я чувствую это. Это несколько отличается от эмоций. Это – чувство, но это – не эмоция. Очевидно, что эмоции существуют только в отношении к «я». Но у вас может быть чувство, когда всякая «я»-мысль отсутствует. Это – совсем другое.
Я стала понимать, что такие вещи как зависть, желание, гнев, в действительности, есть лишь энергии, возникающие из первичного болота. Обычно происходит то, что вы отождествляетесь с завистью. Тогда зависть заставляет вас действовать или думать определенным образом, а это влечет за собой целую цепь причинно-следственных реакций. Относительный мир действительно имеет механическую структуру. Джоэл рассказывал, как этот механизм создает ложное чувство «я». Все складывается вместе, и кажется, что есть это «я», но его нет. Таков также буддийский подход. На самом деле, частью всей практики випассаны является более внимательное наблюдение за тем, что в действительности происходит. Что в действительности есть. Вы начинаете понимать, что просто работает машина, что всякая ваша мысль является причиной следующей мысли. Вы начинаете понимать, что нет ничего, происходящего с «вами», поскольку это – процесс, зависящий от предыдущих действий и созревания этих действий, и все это складывается вместе. Поэтому, когда вы прекращаете вкладываться в зависть, вы видите, что это просто преходящее чувство. Оно появляется из ниоткуда и уходит в никуда.
Если вы Пробужденный, то, когда такое чувство приходит, вы говорите: «О, это просто видимость!» Затем вы можете воздействовать на него или не воздействовать на него. Вы можете просто наблюдать его и восклицать: «Ух ты, я вижу!» Вы мыслите определенным образом, и возникает зависть, поскольку вы так мыслите. Возможно, вы вспомнили что-то из прошлого. Но кто вспоминает? Кто действует? Иногда я задаюсь этим вопросом, и это просто исчезает. Ничего нет. Так что эмоции возникают. Они – просто нечто наблюдаемое, и вы понимаете, что это – просто чувство, просто энергия. Они приходят из ниоткуда и уходят в никуда. И вы ощущаете все эти разные вещи, и это так интересно, так чудесно! Я постоянно удивляюсь.
Вопрос:
Говоря о чувствах, чувствуете ли вы сейчас побуждение служить истине определенным образом, таким как учение, или же все будет окей, если жить как живется?
Андрэа:
Это неразделимо. Происходит так: кто-то звонит мне, и я говорю: «Пойдем погуляем». И происходят самые невероятные моменты откровения с людьми. И они возникают спонтанно. Нет никого, кто делал бы что-то, и нет никакого намерения делать что-то. Это просто происходит. Так приятно наблюдать это, поскольку это целиком и полностью подтверждает то, что сострадательная жизнь и непривязанная жизнь – одно и то же. Отпустите все. Это прекрасно. Когда вас спрашивают, вы отвечаете. Я больше не принуждаю себя.
Вопрос:
Итак, вы теперь считаете себя Просветленной?
Андрэа:
Просветленной?…Почему меня смущает это слово «Просветленной»? Потому что иметь Реализацию – это одно, а жить Реализацией – это другое. Быть буддистом – это одно, а Буддой – другое. Знать Реальность – это одно, а быть Реальностью – другое. Происходит процесс воплощения. Происходит рождение и взросление, так же как ребенок рождается и растет. Буквально, я ощущаю себя выбравшейся из чрева Божественной Матери. Я – еще младенец, а не взрослый – тот, кто полностью воплотил Реализацию, так я определила бы Просветленное существо.
Вопрос:
В таком случае, как бы вы назвали свой опыт?
Андрэа:
Мне нравится слово «Гнозис», потому что для меня оно несет смысл встречи с Богом. Я пришла к Богу, так сказать. Я погрузилась в глубины того, что Реально. Но что это? Что есть Бог? О, таинство Бога! Таинство Себя! Оно – самое великое! Теперь происходит это бесконечное выражение Бога или Божественного, или Себя. Как говорит Джоэл: «Путь к Богу имеет конец, но путь в Боге конца не имеет», – ибо как может быть конец Богу? Д-р Вольф также говорил об этом. Он говорил о все больших глубинах Пространства, что Сознание есть это бесконечное откровение Себя, и оно никогда не заканчивается. Так что со мной произошло то, что я проснулась. Я воспрянула ото сна. И теперь, когда я грежу – я все еще грежу – я грежу наяву. Теперь-то я знаю, что я грежу. И я хочу поделиться всем этим, поскольку чувствую, что это очень важно. Все, чем каждый делился со мной, оказалось чрезвычайно полезным. И это происходит со всеми нами. Наши медитации углубляются, и это будет происходить. Поэтому я хочу поделиться всем, чем могу. Поскольку это происходит со всеми нами. Но если я скажу: «Я – Просветленная», – возникнут все эти ассоциации: «Ты говоришь, ты – Будда?» Нет, я не говорю ничего такого. Я боюсь сказать что-либо… Но в то же время, я не могу лгать. Я очерчиваю линию. Я проснулась. И благодаря этому я больше не могу быть отделенной от Возлюбленного. Я не могу.
Вопрос:
Ваш совет другим ищущим.
Андрэа:
Продолжайте в том же духе и знайте, что пребываете в полном согласии со своей судьбой.
6 комментариев