13 июня 2011, 08:56

У.Г. Кришнамурти: Первое и последнее выступление на публике после "катастрофы".



У.Г. Кришнамурти.

Первое и последнее выступление на публике после «катастрофы».

Бангалор, 1972.


Отрывок из аудио записи выступления (начало):

У.Г.: Позвольте мне сразу поблагодарить руководство Индийского института мировой культуры за предоставленную мне возможность встретиться с вами здесь. Я принял приглашение господина Венкатарамайи очень неохотно. Но меня каким-то образом, – если позволите мне использовать это слово, – втянули в это.
Как господин Котари уже говорил, я вовсе не люблю выступать с лекциями. Кажется, вы все очень любите слушать выступления, лекции, дискуссии, проповеди, беседы и так далее. Я не знаю, уяснили ли вы хоть раз сами для себя, что вы никогда не слушаете никого и ничего на свете. Вы всегда слушаете [только] самих себя. Я в самом деле не знаю, что сказать. Я не знаю, что вы хотите услышать, и что мне делать.
По идее, это должно быть выступление и диалог. Я очень часто обращаю внимание тех, кто приходит ко мне чтобы о чём-то поговорить, на то что никакой диалог невозможен, и никакой диалог не нужен. Вам это может показаться странным, но тем не менее факт остаётся фактом: никакой диалог невозможен, но никакой диалог и не нужен.
Мне хотелось бы сказать несколько слов о состоянии незнания. (…) Это «состояние незнания» не является исключительно моим состоянием. (Я называю это вашим «Естественным Состоянием».) Это настолько же ваше естественное состояние, как и моё. Это не состояние богореализованного человека; это не состояние самореализованного человека. Это не состояние святого. Это состояние каждого из вас. Но поскольку вы надеетесь на кого-то другого и добиваетесь какого-то состояния спасения, освобождения, или мокши (я не знаю, какие слова вам больше по душе), вы потеряны. (…)
Это может показаться неуместным, если я скажу здесь сегодня, что для того, чтобы вы были в своём естественном состоянии, всё, о чём люди думали, и что они чувствовали до вас, должно быть отброшено и отметено прочь. Это значит, что вся культура, в которой вы выросли, должна отправиться на помойку или улетучиться в окно. Может ли это произойти? Да, может. Но в то же время это настолько трудно, поскольку вы сами являетесь порождением этой культуры, и вы – это она. Нет разницы между вами и культурой. Вы не можете отделить себя от неё. Однако именно эта культура является тем камнем преткновения, который не даёт нам быть в своём естественном состоянии.
Можно ли уловить, охватить или выразить это «Естественное Состояние» с помощью слов? Это невозможно. Это не сознательное состояние. Оно не может стать частью вашего сознательного мышления. Тогда почему я говорю об этом состоянии незнания? Фактически, его вообще не существует. Оно не может стать частью вашего сознательного мышления.
Здесь я должен объяснить, что я понимаю под словом «сознание» [consciousness]. Наверное мы с вами имеем в виду разные вещи (я не знаю). В какой момент вы что-то осознаёте? Только когда мысль отделяет то, что находится перед вами, от того, что якобы находится внутри. Это и есть сознание. Так что вам неизбежно приходится использовать мысль, чтобы осознавать окружающие вас предметы или окружающих вас людей. В противном случае объекты вовсе не осознаются. Но в то же время ты не находишься в бессознательном состоянии. Есть область, в которой ты ни в сознании, ни без сознания. Но это «сознание» (если его можно так назвать) проявляется по-своему; и то, что не даёт ему проявляться по-своему, – это движение мысли.
Может ли кто-либо что-то сделать с этой мыслью? Она обладает огромной инерцией движения, которой миллионы лет. Могу ли я что-то сделать с этой мыслью? Могу ли я остановить её? Могу ли я направлять её, подогнать её под некий шаблон? Могу ли я что-то с ней сделать? И тем не менее наша культура, наша цивилизация, наше образование – все эти вещи вынудили нас использовать этот инструмент, чтобы заполучить что-то для себя. Так можно ли с помощью этого инструмента понять или постичь его собственную природу? Это невозможно. И всё же, когда вы видите жуткую природу этого движения мысли, и что с ним ничего нельзя сделать, оно замедляется естественным образом и входит в свой естественный ритм.
Говоря это, я конечно не имею в виду то, о чём говорят все эти люди в Индии – что мысль надо использовать для того, чтобы войти в безмысленное состояние или в медитативное состояние. Подобного состояния вообще не существует. Мысли присутствуют, они будут присутствовать всегда. Мысли исчезнут только когда вы станете мёртвым трупом. В противном случае мысли присутствуют и будут присутствовать. Если все религиозные учителя говорят нам, что вы окажетесь в безмысленном состоянии, они нас дурачат. Они могут сколько угодно обещать вам, что в этом безмысленном состоянии – в этом состоянии тишины, в этом состоянии покоя, или в этом состоянии «тихого ума», – вы найдёте истинное блаженство, благодать, любовь, религиозную радость, и экстатическое состояние бытия. Всё это ахинея. Потому что это состояние (если вообще есть состояние, подобное состоянию блаженства) никогда не станет частью вашего сознания.

Отрывок из аудио записи выступления (ближе к концу):

Г-н Котари: Вопрос: «Когда ощущается голод и боль в теле, то что происходит?» Вы хотите знать, что происходит с ним или что происходит с вами?
У.Г.: Я вам отвечу. Прежде всего, нет вообще голода, в том смысле, в котором мы используем это слово. Это обыкновенная химия. И когда есть то, что вы называете голодом, который ничем не отличается от любого другого ощущения (понимаете?), сознание или жизнь (называйте это как хотите) начинает осознавать это [ощущение голода]. И [в следующее мгновение] его уже нет. Его там нет. Он не заставляет вас протянуть руку за едой. И тут приходит следующее ощущение. Это непрерывное движение. Вы смотрите на что-то, а это уже закончилось. Вероятно, тело станет всё слабее и слабее, если не принимать пищу. Люди дают мне пищу, и я ем. В противном случае, нет никакого голода вовсе.
Что касается боли, то есть физическая боль. Поскольку нет непрерывности мысли, как я уже говорил, то нет и непрерывности боли. Она приходит в форме импульсов (вот так), подобно тому, как у вас из уст вылетают слова. Нет непрерывности боли. Я не хочу использовать слово «психологическая боль», потому что это начнёт целую… Мы запутаемся. Есть только физическая боль, и нет никакой другой боли. Но даже физическая боль не является непрерывной, и поэтому это не такая уж и боль, в том смысле, в котором мы используем это слово.
Вопрос: Каким способом или с помощью какого метода можно войти в это состояние?
У.Г.: В какое состояние? Когда движение в направлении [вашего] желания быть в своём собственном естественном состоянии или в состоянии (бог знает, кем вы хотите быть) вашего кумира, или вашего героя, или вашего господина… Оно там! Это движение в любом направлении уводит вас всё дальше от себя. Это всё, на что я указываю. В любом направлении! Когда этого движения нет, то вы в своём естественном состоянии. Поэтому садхана или метод, или система, или техника, уводит вас от себя в направлении состояния, в котором вы хотите быть, и это состояние кто-то другого. Как я уже говорил, у вас есть знания об этом состоянии. К сожалению, многие люди говорили об этом. И я наверное тоже [уже] приношу вред; ещё один вредитель. Вы должны их всех выгнать, пнуть их в спину, и в зубы…
Г-н Котари: Не сейчас. (Смех.)
У.Г.: Да, да закидайте меня камнями и покиньте помещение.
Г-н Котари: У них нет камней.
У.Г.: Моя цель – отправить вас куда подальше, как говорится. Если вы можете это сделать, вы никогда уже не пойдёте никого слушать.
Кто-то в аудитории: Если я начну бросать камни, то меня посадят в тюрьму.
У.Г.: Я не буду пытаться отправить вас в тюрьму. Это проблема с обществом, в котором вы застряли. Я не могу вам помочь. Я не буду первым, кто подаст жалобу в связи с этим… Чье это тело? Если в него попадёт [камень], то вероятно на этом всё и закончится, ему придёт конец… Вы не устали? Я могу продолжать. Этого достаточно, я полагаю.
Я ничего не сказал. Всё что, как вам кажется, я сказал, как раз и является препятствием. Вы думаете, что в этом есть смысл (makes sense). Как же в этом может быть смысл? Если вам кажется, что в этом есть смысл, вы ничего не поняли. Если вам кажется, что в этом нет никакого смысла, ты вы всё равно ничего не поняли. Вы просто слушаете этот шум, который производится – слова, слова, слова механически производятся этим организмом. Я не знаю, как они производятся. Хотелось бы знать. Хотелось бы знать, как я попал в… в какое состояние? Меня всегда раздражает, когда люди спрашивают меня: «Скажите нам что-то ….» О каком состоянии (state) вы говорите? Я знаю государство Майсур (Mysore State). Я нахожусь в государстве Майсур. Откуда я знаю, что я там нахожусь? Люди говорят мне, что я нахожусь в Майсур. Поэтому в каком же состоянии вы хотите оказаться? Это ваше естественное состояние, я говорю.
Вас уводит от вашего состояния это движение в направлении желания быть в каком-то другом состоянии, не вашем. Не требуется время, чтобы быть самим собой. Если я деревенский дурачок, то я остаюсь деревенским дурачком. И с этим покончено. Я не хочу быть умным человеком. Даже если мой сосед применяет свой незаурядный ум, то удачи ему. Что я могу сделать? Принять реальность. Это реальность мира, и нет никакого другого мира! Нет никакой другой реальности, «окончательной реальности».
Это единственная реальность. Вы должны действовать в этом мире. Вы не можете убежать от этого мира. Как вы можете убежать от этого мира? Потому что вы и есть мир. Куда вы можете уйти? Спрятаться в пещере? Так вы же забираете с собой ваши мысли, куда бы вы ни пошли. Вы не можете убежать от своей тени, она всё время там. Так что, вы не можете ничего сделать с мыслью. (Это всё, что я говорю.) Когда вы понимаете абсурдность всех усилий, [направленных на то] чтобы сделать что-то c мыслью… Это создаёт проблемы, создаёт ваши страдания, и вы не можете ничего сделать. Когда вы не можете ничего сделать; когда вы понимаете, что вы не можете ничего сделать, то её там больше нет. Вы не используете её как средство, чтобы получить что-то для себя.
Я должен повторить ещё раз. Вы желаете. Если вы не хотите ничего, то мысли нет вовсе. Понимаете? Хотеть значит думать, и не важно, чего вы хотите: хотите самореализации, хотите богореализации… Чего бы вы ни хотели, это значит, что вы должны использовать этот инструмент. Это не ваши мысли, это не ваши чувства. (Даже если вам неприятно это слышать.) Они принадлежат кому-то другому! Вы хотите сделать их своими собственными. Вы, к сожалению, сделали их своими. Вот почему вы задаёте все эти вопросы.
Почему вы задаёте все эти вопросы? Эти вопросы давно уже задавались стольким людям – всем мудрецам, блаженным и спасителям человечества, мертвым и живым святым. Они все готовы ответить. Они сочинили кучу колыбельных. Вы пойдите, послушайте их и усните, если хотите. Это то, что вас интересует. Вы хотите, чтобы кто-то другой похлопал вас по спине и сказал: «О, прекрасно, просто замечательно, у вас всё очень хорошо получается. Продолжайте выполнять то же самое ещё и ещё, и вы достигните пункта назначения, куда вы хотите добраться.» И куда вы хотите добраться? Быть добрым, кротким, мягкими, говорить шёпотом? Знаете, если вы посетите некоторые из этих монастырей на Западе, например [монастыри] траппистов, они говорят шёпотом. Они даже не понимают, что говорит другой человек. Это, вам кажется, и есть духовность.

3 комментария

lainshine
Да… классный и мощный:)

Действительно, любое состояние, которое как кажется переходное к некому абсолютному, просветлённому — на самом деле тупик. Очень сильно желание уснуть с идеей, что «это уже близко» — но это просто огромная ментальная заслонка. Это всё ещё безнадёжная надежда узнать:)))
Dragon
Нет ни перехода ни моста — между тем что в уме описывается, и тем, что есть сам ум!
ALEXVVMAN
Они даже не понимают, что говорит другой человек. Это, вам кажется, и есть духовность.