13 июня 2012, 17:47

Формула


Если мускулы не упражняются с целью конкретного
воплощения духовных истин, если ум и тело не подвергаются практическому испытанию,
результат, как правило, носит отрицательный характер. Поскольку философия дзэна
сводится к преодолению дуалистического понятия плоти и духа, ее практическим
приложением, естественно, будет, выражаясь дуалистически, превращение нервов и
мускулов в покорнейших слуг духа. Формула «Дух могуч, плоть слаба» здесь не годится.
Какая бы религиозная истина ни заключаясь в этом утверждении, психологически оно
обусловлено отсутствием надежных коммуникаций между разумом и мускулами. Если руки
не будут приучены к тому, чтобы выполнять работу, диктуемую мозгом, кровь перестает
равномерно распределяться в теле и начнет скапливаться в мозге, в результате чего будет не
только нарушено общее физическое здоровье, но появится также состояние умственной
вялости, в котором идеи будут проплывать подобно облакам. Даже в состоянии
бодрствования разум человека будет наполнен дикими мечтами и видениями, не имеющими
ничего общего с реальной действительностью. Фантазии пагубны для дзэна, и те, кто,
практикуя дзэн, считают его определенным родом медитации, слишком часто склонны
впустить в дом этого коварного врага. Настаивая на необходимости физического труда,
Хякудзе спас дзэн от превращения в психологическое заболевание. Кроме этих соображений
психологического характера существует еще и моральная сторона вопроса, которая не
должна упускаться из виду в нашей оценке мудрости Хякудзе, сделавшего работу
существенной частью жизни дзэн-буддистов, так как разумность идей должна в конечном
счете испытываться на практике. Если это невозможно, то есть если они не могут быть
воплощены в жизнь и внести в нее вечную гармонию и удовлетворенность, принося пользу
всем, кого они касаются – другим так же, как и себе, – то никакие идеи не могут быть в этом
случае названы разумными и практическими.

0 комментариев