16 ноября 2013, 20:15

О доверии в сердце

Совершенный Путь труден лишь для тех, кто выбирает;
Не принимай, не отвергай; тогда все будет ясно.
Сделай различие на волосок, и вот уже Небо и Земля разделены;
Если хочешь, чтобы истина воочию предстала перед тобой – никогда не будь ни за, ни против.
Борьба между «за» и «против» – худшая болезнь ума;
Когда неправильно понят глубинный смысл, бесполезно медитировать на Покой.
Она пуста и лишена черт как пространство; в ней нет «слишком малого» или «слишком многого»;
Только из-за того, что мы принимаем и отвергаем, нам кажется, что это не так.
Не гонитесь за Затруднениями, как если бы они реально существовали,
Не пытайтесь уничтожить страдание, говоря, что его не существует;
Если ты ищешь спокойствия в Единстве, страдание исчезнет само.
Останови все движение, чтобы достичь покоя, и сам покой лишится покоя;
Задержись на какой-то крайности, и Единство навеки утрачено.
Тех, кто не может достичь Единства, в любом случае ждет неудача:
Изгонять Реальность – значит еще глубже погружаться в Реальное;
Верность Пустоте подразумевает отрицание ее пустоты.
Чем больше говоришь о Ней, чем больше думаешь о Ней, тем дальше от Нее отходишь.
Прекрати говорить, прекрати думать, и нет ничего, чего бы ты не понимал.
Вернись к Корням – и ты найдешь Смысл;
Гонись за Светом – и ты утратишь его источник;
Посмотри внутрь, и в одной вспышке ты покоришь Очевидное и Пустоту.
Ибо круговорот Очевидного и Пустоты происходит из неправильных воззрений;
Нет необходимости искать Истину; лишь прекрати иметь воззрения.
Не принимай ни одно из положений, не исследуй их и не гонись за ними;
В малейшей мысли «есть» и «нет» находится хаос, и Ум теряется.
Хотя эти два существуют из-за Единого, не цепляйтесь за Единое;
Только когда не возникает никакой мысли, Дхармы безупречны.
Нет небезупречности, нет Дхарм; нет возникновения, нет мысли.
Делающий исчезает вместе с поступком.
Поступок исчезает, когда уничтожен делающий.
Поступок не имеет никакого предназначения отдельно от делающего;
Делающий не имеет никакого предназначения отдельно от поступка.
Окончательная Истина об обеих Крайностях гласит, что они – Единая Пустота.
В этой Единой Пустоте эти две неразличимы;
Каждая содержит в себе полностью Десять Тысяч Форм.
Только если мы колеблемся между тонким и грубым, мы соблазняемся принимать чью-то сторону.
В своей сущности Великий Путь всеобъемлющ;
Называть его легким так же неверно, как называть его сложным.
Частные воззрения нерешительны и ненадежны,
То несутся вскачь, то плетутся в хвосте.
Цепляясь за то или другое сверх меры,
Сердце доверяется обходным тропам, сбивающим с пути.
Пусть все идет своим чередом; знай, что Сущность
Никогда не уходит и не остается;
Пусть твоя природа сольется с Путем и следует ему, не зная заботы.
Скованные мысли отвращаются от Истины,
Погружаясь в немудрую привычку «несклонности».
«Несклонность» приносит усталость духа; отчужденность не служит никакой цели.
Если хочешь следовать учению о Едином, не гневайся на Мир Чувств.
Только принимая Мир Чувств, можешь ты иметь Истинное Восприятие.
Тот, кто знает больше, делает меньше; глупость кует собственные оковы.
В Дхарме нет отдельных дхарм, только глупцы верны Собственным предпочтениям и привязанностям.
Что может быть более ошибочным, чем использовать Мысль, чтобы придумывать мысли?
Неведение создает Покой и Беспокойство; Мудрость не знает ни любви, ни ненависти.
Все, что подчиняется Двум Крайностям – это ложное умозаключение,
Сновидение, цветок в воздухе. К чему бороться за то, чтобы схватить это рукой?
«Есть» и «нет», обретение и потеря изгоняют раз и навсегда:
Если не закрывать глаза во сне, не будет кошмаров;
Если ум не делает различий, все Дхармы становятся одним.
Пусть Единое сотрет своей тайной все воспоминания о сложностях.
Пусть мысль о всех дхармах как о Единой приведет тебя к Таковости-в-себе.
Тогда их происхождение забывается и не остается ничего, что заставляло бы нас рыть ямы друг другу.
Смотри на движение как если бы оно не двигалось – и что станет с движением?
Смотри на неподвижность как если бы она двигалась – и это уничтожит неподвижность.
Когда мы таким образом отбрасываем и то и другое, что становится с Единым?
В крайней точке, откуда уже нет движения вперед,
Попадаешь туда, где нет правил, нет стандартов,
Где мысль может принять Беспристрастие,
Где исчезает результат действия,
Сметается сомнение, вера не знает препятствий.
Ничто не откладывается на потом, ничто не запоминается;
Пространство ярко, но светится само по себе; не напрягается сила ума.
Простая мысль воистину не может перенести нас в такое место.
Чувством и ощущением нельзя постичь этого.
Это Истинная Таковость, Трансцендентная Область, где нет ни «Его», ни «Меня».
Ибо кратко для описания этой области используется понятие «Не Два»;
В «Не Два» нет отдельных вещей, но все включено в нее.
Мудрые во всех Десяти Четвертях имеют доступ к этой Первичной Истине;
Ибо это не имеет протяженности во Времени и Пространстве;
Секунда и вечность для него равны.
Видим ли мы его или не можем увидеть, оно проявляется всегда и везде.
Очень малое становится равным очень большому, когда забыты границы;
Очень большое – то же, что и очень маленькое, когда не видны его очертания.
Бытие – аспект Не-Бытия; Не-Бытие – аспект Бытия.
В областях мысли, где это не так, плохо пребывать уму.
Единое – ничто другое, как Все, а Все – ничто другое, как Единое.
Прими это, и все остальное придет само собой;
Доверие в Сердце – это Не Два; Не Два – это доверие в Сердце.
Я говорил, но напрасно; ибо что слова могут сказать
О том, что не имеет вчера, завтра или сегодня?

1 комментарий

TVN
Вот ещё один перевод:

Великий Путь не труден,
следует лишь избегать предпочтений.
Когда нет ни приязни, ни неприязни,
все становится ясным и очевидным.
Но стоит провести тончайшее различие –
и небеса отрываются от земли.
Если хочешь постичь истину,
не придерживайся мнений.
Превозносить одно и принижать другое
есть помрачение сознания.
Когда глубинный смысл вещей не понят,
сущностный покой сознания тревожится без толку.

Путь совершенен подобно великому пространству,
которое объемлет все, в котором нет ничего лишнего.
Решая принять или отвергнуть,
лишаешь себя видения подлинной природы вещей.
Живи не во внешней тьме вещей
и не во внутренней пустоте.
Пребывай в безмятежном единстве с вещами
и миражи эти исчезнут сами собой.
Пытаться достичь недеяния отказом от действия,
значит вовлекаться в действие.
Впадая в одну из крайностей
не познать единство.

Кто не живет в согласии с Путем,
тот уловлен деянием и недеянием, утверждением и отрицанием.
Отрицать реальность вещей
значит не заметить реальность.
Утверждать пустотность вещей
значит не заметить реальность.
Чем больше говоришь и думаешь об этом,
тем дальше уходишь от истины.
Останови речь и мышление –
и не будет ничего, недоступного познанию.
Возвращаться к корням
значит усмотреть смысл.
Устремляться к видимым формам
значит не заметить истока.
Просветление есть выход за пределы
видимых форм и пустоты.
Наблюдая перемены в пустом мире,
реальными их называют лишь в силу неведения.
Не ищи истину:
перестань лишь цепляться за мнения.

Не входи в противостояние,
все время будь готов из него выйти.
Малейший намек на «это» и «то», «правильное» и «неправильное» –
и сущность сознания скрывается во мраке.
Хотя истоком раздвоения служит единство,
не привязывайся даже к единству.
Когда сознание утвердилось на Пути,
ничто не в силах его потревожить.
Когда вещь не может потревожить сознание,
прежнему ее существованию приходит конец.

Когда различающим мыслям приходит конец,
прежнего сознания более не существует.
Когда вещи исчезают, исчезает и сознание,
когда исчезает сознание, исчезают и вещи.
Вещи существуют благодаря сознанию,
сознание существует благодаря вещам.
Пойми относительность этих двух
и реальность единой пустоты, их общей основы.
В этой пустоте они неразличимы
и в каждом из них заключена вся тьма вещей.
Кто не проводит различия между грубым и тонким,
тот не соблазнится и различными мнениями.

Жить в согласии с великим Путем
ни легко, ни трудно.
Но люди средней учености полны сомнений и страхов,
и чем больше они спешат, тем медленнее идут.
Связывает любая привязанность,
и привязанность к идее просветления не лучше других.
Если дать вещам идти своим путем,
то некуда будет приходить и неоткуда уходить.

Следуя своей природе, единой с природой вещей,
ты пойдешь свободно и безмятежно.
Когда мысль связана истина сокрыта,
ибо все во мгле и тумане.
Тяжелая обязанность всему давать оценку
утомляет и раздражает.
В разделении и размежевании что хорошего?

Если хочешь следовать Путем,
не отвергай даже мира чувств и идей.
Ибо полное его приятие
есть истинное просветление.
Мудрый ничего не добивается,
невежда сам себя связывает.
Нет двух истин, истина одна,
раздвоение же служит нуждам неведения.
Пытаясь отыскать сознание при помощи сознания
не избежать великой путаницы.

Покой и движение порождены обманом чувств,
симпатия и антипатия исчезают с просветлением.
Все противоположности – плод заблуждения ума;
они подобны снам, цепляние за них безумно.
Обретение и утрата, правильное и неправильное, –
в конце концов такие мысли разом исчезают.

Когда глаза не спят,
сны уходят сами собой.
Когда ум не разделяет,
тьме вещей возвращается их единая сущность.
Познать тайну единой сущности
значит освободиться от пут.
Узреть равенство вещей
значит обрести свою сущность, неподвластную времени.
С чем сравнить то,
что ничем не обусловлено и ни с чем не связано?

Узри постоянство движения и движение постоянства –
движение и покой исчезнут.
Когда нет противоположностей,
нет и единства.
Это великий предел –
неизречим, неисчислим.

В неразделенном сознании, созвучном Пути,
угасают эгоцентрические устремления.
Колебаниям и сомнениям приходит конец
и возможной становится жизнь в истинной вере.
Одним ударом мы освобождаемся от пут:
ничто не связывает нас и мы ни к чему не привязаны.
Все становится легким, ясным и самоочевидным,
не требуя участия ума.
Ни мысль, ни понимание, ни знание, ни представление
здесь не нужны.
Ни сознающего, ни сознаваемого нет
в этом мире Таковости – мире «того, что есть».

Чтобы войти в согласие с Путем
просто говори сомнениям: «Нет двух».
«Нет двух» – ничто не отделено,
ничто не исключено.
Где и когда бы ни случилось просветление,
оно является проникновением в эту истину.
Истина запредельна великому и малому
в пространстве и времени.

Единый миг равен десяти тысячам лет,
ибо пустота здесь и пустота там.
Бесконечная вселенная, стоящая пред глазами,
бесконечно велика и бесконечно мала.
Разницы нет, ибо когда определения ума исчезли,
границ меж ними не видать.
Где бытие?
И где небытие?
Так не теряй же время в рассуждениях
о недоступном рассуждениям.

Одна ли вещь, тьма ль вещей –
иди средь них, сливаясь без различий.
Жить так
значит не печалиться несовершенством.
Довериться этому
значит идти путем недвойственности.
Потому что недвойственность едина
с доверившимся ей сердцем.

Слова! О Пути нельзя сказать,
ибо на нем нет ни вчера, ни завтра, ни сегодня.