15 апреля 2014, 02:26

Взаимопроникновение


Нет ничего абсолютно личного самого по себе.
Все пребывает в состоянии бесконечных перемен. Все беспрестанно преображается, поэтому ничто не может удержать свою личность, даже на протяжении двух последовательных ксан(самых кратких периодов времени, которые только можно вообразить). Вещи есть не-самость, иначе говоря лишены абсолютной личности, потому что не способны удержать свою личность. А, не обладающее постоянной личностью, перестает быть самим А в следующую ксану, поэтому можно сказать, что А не есть А.
Непостоянство — вот еще одно название не-самости. Во времени вещи непостоянны, в пространстве они не имеют четкой личности. Непостоянны и лишены отдельной самости не только физические, но и физиологические объекты, например наше тело, мысли и чувства.

Вещи динамичны и живы, тогда как концепции статичны. Для примера, взгляните на стол. У нас появляется впечатление, будто сам стол и наше понимание этого стола не различаются. На самом же деле, мы просто считаем что-то перед собой столом. А сам стол есть нечто совсем иное. Некоторые составляющие предмета, вроде твердого дерева коричневого цвета, расстояние от плоскости до пола составляет около метра и прочее — все это вызывает в нас понятие о столе. Например, физик скажет нам, что стол есть собрание множества атомов, чьи электроны движутся как пчелиный рой, и если мы сожмем атомы так, чтобы они вплотную прилегали друг к другу, тогда масса материи будет меньше пальца.
По сути, этот стол все время изменяется. Как во времени, так и в пространстве он создан только из элементов не-стола. Все настолько зависит от этих элементов, что, после того как мы устраним их из стола, от него ничего не останется.
Лес, дерево, пила, молоток и столяр это элементы не-стола, как и родители столяра, съеденный ими хлеб, изготовивший молоток кузнец и так далее. Если мы умеем воспринимать стол в его глубинной сути, тогда мы можем осознать в нем присутствие всех этих элементов не-стола. Существование стола демонстрирует существование всех элементов не-стола, то есть всей вселенной. Эта мысль выражена буддистской системой Аватамсаки в понятии взаимного проникновения всего сущего.

Возникновение, рост и свойства вещей зависят от множества причин и условий, а не от какого-то одного единственного момента. Присутствие одной вещи (дхармы) включает в себя присутствие всех остальных вещей. Просветленный мужчина (или женщина) воспринимает каждую вещь не как отдельный предмет, а как полное проявление реальности. Вьетнамский монах дзен Дао Хан, живший в двенадцатом веке, сказал: «Если существует одна вещь, значит существует все, даже частица пыли. Если одна вещь пуста, значит все пусто, даже вся вселенная».

Из книги: Ключи дзен. Тит Нат Хан

0 комментариев