3 июня 2012, 19:29

Череп и поющий дракон


Череп и поющий дракон в вышеприведенном стихотворении-комментарии Сэте, взяты
из следующего мондо:
Один монах спросил Кэгена: «Что такое путь?»
Кэген ответил: «Поющий дракон на мертвом дереве».
Монах: «Кто человек, который идет по пути?»
Кэген: «Глаз, сверкающий в черепе».
Позже этот монах пришел к Кэкисо и спросил: «Что значит „дракон, поющий на
мертвом дереве?“
Кэкисо: «Чувство радости все еще присутствует».
Монах: «Что значит „глаз, сверкающий в черепе?“
Кэкисо: «Сознание все еще присутствует».
Тогда монах пошел к Содзану и обратился к нему с тем же вопросом: «Что означает
„поющий дракон на мертвом дереве?“
Содзан: «Пульсация не прерывается».
Монах: «Что значит „глаз, сверкающий в черепе?“
Содзан: «Не совсем высохший».
Монах: «Кто слышит песню дракона?»
Содзан: «Вся Вселенная наполнена ее звуками, и нет никого, кто бы не слышал ее».
Монах: «Что за мелодию поет дракон?»
Содзан: «Это неизвестная мелодия, но те, кто слышит ее, теряют себя».
Высохший череп и мертвое дерево или лес являются символами состояния
абсолютного единства, к которому сводятся все частности. То, что, однако, испытывает
дзэн-буддист, не есть череп или мертвый лес единства, в которых отсутствует жизнь. Череп
должен иметь глаз, живой, мерцающий глаз, посредством которого он обозревает местность;
мертвое дерево должно приютить поющего дракона, чья песня может быть слышна во всей
необъятной Вселенной. Но некоторые могут спросить, почему глаз в черепе вместо глаза в
живом теле? Почему дракон на мертвом дереве вместо облаков, несущих гром и молнию?
Чтобы это понять, мы должны сами однажды испытать дзэн, только тогда мы достигнем
темной бездны неосознающего и станем ощущать действие космической силы, дающей им
возможность видеть дракона и слышать его храп.
Дайсэцу Судзуки Основы дзэн-буддизма

0 комментариев