6 июня 2012, 21:36

Шуньята.

Тибете Шуньята означает «пустоту» в смысле «ясной» или «абсолютной открытости». В ней не на что опереться ни внутри, ни снаружи: она полностью лишена дуальности, не занимая никакой позиции. Поэтому все прошлое, настоящее и будущее становится единым. Пространство, время, материя становятся неразделимы. Когда мы говорим: «Пустота», пустотность подразумевает некоторое качество или определенное описание: оно отличается от чего-то еще или включает некоторое отрицание. Но это только вербальное отрицание. Шунье или тотальной явности нечего делать с положительными или отрицательными побочными значениями. Это лишь наши человеческие интерпретации. Шунья означает: я не могу схватить это, не могу увидеть это, не могу дотронуться до этого, не могу ощутить это, интерпретировать или испытать это. Нет «меня», который схватывает, видит, ощущает или переживает. Шуньяте нечего делать с формой или бесформенным. Она не отрицает и не принимает физическую природу материальной субстанции, не дает она и сравнительных описаний вещам, как существующим или несуществующим. Она не относится к этого рода пустоте. Все (всякая вещь) есть пустота. Пустота (пустотность) есть все.

Нагарджуна объясняет это такими словами: этой пустоте ничего нельзя ни добавить, ни отнять, поскольку она не имеет сущности — не-«вещь»-ность (ничто). Если вы будете искать, вы не найдете ее. Однако никогда вообще не бывает никаких противоречий между различиями такими, как существование или не-существование. Все существует соответственно определенным естественным или кармическим законам, но в то же самое время все формы существуют внутри пространства в пределах Шуньи. Ум в своей пустоте подобен кристаллу, в котором отражаются все «существующие» вещи, но сам по себе не имеет субстанции, и о нем нельзя сказать, существует ли он в каком-либо месте. Кристалл и формы объектов, которые в нем существуют, неразделимо едины.

«Но, кажется, что там ничего нет, я чувствую себя в некотором роде потерянным, я не могу дотронуться до этого, ухватить что-либо… я не знаю, что делать...» Да, говорит Шунья, потому что ты не уразумел того (не реализовал), что не существуешь отдельно от этих вещей. Ты думаешь, что должен прикоснуться где-то к чему-то еще. Но касающийся — уже касанье, зритель — уже зримое. Как только мы предполагаем (постулируем) нечто, существующее отдельно, или отделяем что-то, чтобы испытать и понять это, мы теряем виденье факта Шуньяты.

Термин «Будда» означает «Просветленный». В Тибете «Будда» означает «тот, кто очищен», «тот, кто выздоровел, поправился от незнания». Когда личность исключает, сжигает, отбрасывает прочь все препятствия, она исторически называется Буддой и символически представлена в соответствии с более эзотерическими учениями, как Нирманакайа, Самбхогакайа и Дхармакайа — на практическом уровне, символическом уровне и уровне абсолютной реальности. Но даже эти три Кайа — внешняя, внутренняя и тайная — только символические объяснения для передачи невербального понимания человеческим существам, которые могут только ощущать, видеть и чувствовать. Символы лишь наводят мосты между пониманием человеческими существами и внешним, внутренним и тайным уровнями реальности.

В начале мы используем символы для указания на что-то, как если бы Шуньята была некоторой «формой» переживания. Моя медитация становится выше и светлее, и в конце концов все исчезает, и тогда я становлюсь просветленным… ничего более не остается. Нет. Это всего лишь еще один комментарий. В действительности же, во что бы мы не оказались вовлеченными, — это все уже в Шуньяте. Мы никогда не попадем и никогда не выйдем из Шуньяты. «Что же тогда есть просветление? Абсолютная Реальность?» Это — Будда. Это — Шуньята.

«Тогда почему же мы не просветлены?» С точки зрения абсолютной реальности все различия исчезают. Мы уже есть просветленные… но нет никаких «мы», никаких индивидуальных характеристик, ни владеющего, ни испытывающего опыт… и тем не менее все уже просветлено. «Уже» означает, что нет начала во времени.

«Это не имеет для меня смысла. Я все еще в области сансары. Я в заблуждении. Я все еще страдаю и испытываю боль. В чем же тогда разница между просветленными и чувствующими существами?» В абсолютном смысле различия очень немного. Единственная разница в том — понимаем ли (реализуем ли) мы это или нет, делаем ли это ясным, живым, наглядным. Тонкое различие между реализацией столь невелико, так трудно уловимо, что мы всегда упускаем его. Если вы сто миллионов раз разрубите одну единственную мысль, одна часть реализуется, другая — нет. Разрубите ее сто миллионов раз, и количество — почти ничто! Одна сторона — Сансара, другая — Просветление. Если я различаю так или иначе — я заблудился. В абсолютном смысле разницы нет, в относительном — огромное различие. Нирвана или просветленное состояние несет с собой огромное богатство, искренность, полноту бытия — все положительные качества — а сансарическое состояние заключает в себе огромную боль, страдание, неведение, заблуждение и замешательство. В то же время обе существуют одновременно, так как Шуньята есть корень как Сансары, так и Нирваны.

Тогда как же мы видим мир и почему терпим в этом неудачу? Допустим, человек в глубоком сне. По мере его постепенного пробуждения осознавание им его собственной ситуации увеличивается: «Утро, я в постели». Он выборочно ощущает свое окружение, испытывает к нему свои характерные чувства, вспоминает свою настоящую ситуацию в ее отношении к прошлому, к своим надеждам и планам на будущее. И так он есть. Это одно из описаний пробуждения к миру. Но что же в действительности происходит в наших умах? В стадии глубокого сна мы очень открыты, но в то же время весьма тупы и тяжелы — нет осознания, нет резкости, нет ясности. Затем мы постепенно пробуждаемся, и вокруг неясного центра собираются смутные чувства. Затем у нас возникает определенный настрой чувств, настроение — мы узнаем объекты с помощью органов чувств и выборочно выделяем некоторые аспекты этого поля… мы имеем тело, мы видим, мы слышим, что-то причиняет неудобство… а затем мы связываем все это с нашим обычным образом мышления и соотносим с нашим всплывшим прошлым и нашим предполагаемым будущим.

За доли секунды мы создаем «мой мир» или «мое я» соответственно привычным паттернам и реакциям. Наши органы чувств различают предметный мир, а наш ум интерпретирует полученные перцепции, мысли, слова, образы, суждения, чувства, концепции и т.д. Мы определяем наше «я» лишь после того, как распознали, разнесли по категориям, разложили в своем каталоге эти различные фрагменты. Но эти индивидуальные аспекты становятся объектом для многих изменяющихся условий, затемняющих наше первоначальное осознавание или ясность так, что мы видим мир через серию фильтров. Хотя эти фрагменты или видимости кажутся реальными, они не имеют какого-то отдельного существования сами по себе, поэтому не следует маниакально привязываться к оконечному образу или картине. Если исследовать все эти «рефлексии» или фрагменты, можно обнаружить более широкий, более проникающий и идущий от сердца способ их адекватного понимания. Это момент Шуньяты.

«Хорошо, теперь почему вы говорите Шунья? Почему не выбрать какое-нибудь другое слово?» Причина заключается в том, что Шунья только символическое описание. В действительности же не о чем говорить, нечего символизировать, нет слов описать или объяснить это, нет провода к интеллектуализированию, нечего интерпретировать и не с чем контактировать. Все концепции, всякая возможность на относительном уровне растворяются, тают… и становятся молчанием, за пределами всякого описания.

Теперь вы можете сказать: «Если нет описания, зачем мне исследовать Шуньяту или говорить о ней? Если нечего объяснять, какая в этом ясность?» Хорошо, пока существует мой ум, пока есть страдающие человеческие существа, мне следует изучать и исследовать ситуацию настолько пристально и тщательно, насколько возможно. Вы можете сказать: «Это чувство представляется весьма отрицательным, подобным вакууму, огромному пустому тоннелю». Но Шуньявадин говорит: «Даже это вы создаете и проецируете. Ваше описание — только ваша собственная относительная интерпретация, создающая разделение. Что оно может сделать с Шуньятой? С точки зрения высочайшей реализации все уже совершенно. Нет ни одной несовершенной вещи. Нет „вещей“, нуждающихся в чистке или совершенствовании. Всякая форма, всякое особое качество уже совершенны, каковы бы они ни были… просто как они уже есть.

С самого начала все есть часть тотального совершенного состояния, которое есть Шуньята. Вы можете сказать, что „совершенное“ включает описание некоторого качества. Но это подлинное совершенство пребывает за пределами всех относительных интерпретаций. Можно было бы сказать, что „за пределами“ всей Реальности (Просветление) есть Шуньята. Но согласно Доктрине Шуньвадинов в действительности нет вымышленного „за пределами“. „За“ — уже внутри нас. Прежде чем вы начали, все уже существует в совершенстве Шуньяты. Даже когда говорят о существовании относительно несовершенного, его Шунья-природа абсолютно совершенна. Нет ничего другого, кроме Шуньяты.

В попытке объяснить значение Шуньяты многими комментаторами написаны бесконечные тома. На абсолютном уровне все явления и формы, чистые или нечистые, Нирвана или Сансара есть проявление совершенного бытия. Говоря практически, Шуньята скорее просто означает принятие мира, как он есть, чем каким нам хотелось бы его сделать. Это не только пассивность или просто некоторое равновесие между крайностями вечности или нигилизма, но видение всей Реальности честно и прямо, не играя игр и устраняя искажения. Тогда нечего достигать, нечего терять, нечего реализовывать, нечего совершенствовать.

Мы начинаем понимать это прежде всего тогда, когда опускаем все предвзятые мнения. Если веришь, что Шуньяту можно объяснить беспредельной ширью, оставь это. Если ни во что не веришь, отбрось и это. Если веришь в „ум“ или в то, что все создано умом или что есть некоторое основание или субстанция, брось и это. Вы можете возмутиться: „Как вы можете так говорить? Разве вы не верите в Карму?“ Да, но теперь я знаю Шуньяту и этого само по себе достаточно. Ничего не остается снаружи. Все полностью открыто. Все в совершенстве гармонирует, поскольку все условия и отношения внутри Шуньяты. Итак, смотрите внимательно: откуда пришел ваш ум? Куда он идет? Кто родители сознания? Откуда взялась ваша изначальная жизнь? Из чего создано все существование? Шуньята включает в себя всякую возможность, любую философскую интерпретацию, каждый аргумент. Она одна делает себя совершенно ясной. Пока вы не поняли значение Шуньяты, вы будете придерживаться занятой позиции и противоречить самому себе. После того, как вы исчерпали всякое логическое объяснение, все тем не менее остается абсолютно совершенным. Поэтому в конце концов Награрджуна говорит: „Я ничего не принимаю и ничего не отвергаю… я молчу. Это не означает, что у меня нет ответа. Мой ответ — молчанье в том смысле, что все уже говорит это — и сверх этого нечего сказать. Совершенный ответ — это безмолвие. Другого слова нет: совершенное состояние, совершенная реализация целиком безмолвные, и это мой ответ. Это моя медитация“.

0 комментариев