6 декабря 2012, 21:16

"Боль - происходит" или "Глаза, как скоростной тоннель в который бесконечно падаешь вникуда"

Меня поражает, какие красивые глаза у людей, которых называют сумасшедшими.

Их глаза всегда кажутся мне большими и красивыми…через них, будто проваливаешься в пространство бесконечной глубины. Эти глаза время от времени всплывают перед внутренним взором, как вопрос без слов…

Было несколько поразивших меня случаев.

Первый. В тот период я работала в ресторане матери.
На летнюю площадку приходила женщина. Женщина была в лохмотьях, с большими пакетами не понятно чего и полностью седыми растрёпанными волосами. Это был яркий образ бомжа или городской сумасшедшей.
Она становилась рядом с перилами летней площадки, развешивала на них какие-то свои вещи, смотря в телевизор, а когда видела рядом женщину – от всей души её материла. Она ненавидела женщин.

Задача персонала была прогонять её до того как она успеет что-то сделать, но они сами её боялись и обычно звали для этого охранника. Когда он выходил – она уходила, но приходила позже снова.

И вот женщина снова пришла, охранник был занят, а она уже нашла себе жертву в лице молодой девушки за столиком. Я видела её посыл в сторону девушки и, ощущая себя ответственной за то, что происходит на этой территории, направилась к женщине, совершенно не зная как себя с ней вести.

Когда я начала подходить со словами «Извините, но не могли бы вы…» её озарила улыбка ехидного удовольствия и она начала кричать что-то невразумительное. Только матерные слова выделялись из общего контекста. Не успела я ничего придумать, как в ответ начала делать то же самое по форме и жестам, но со свободным набором слов и букв, активно махая руками и смачно интонируя только что выдуманные слова.

Женщина на мгновение замерла, будто испугавшись, а после её начал охватывать гнев, она двинулась ко мне и когда мы оказались лицом к лицу, замахнулась на меня кулаком…и в этот момент я увидела её лицо и глаза — чистое ясное небо на искажённом яростью лице. Это были поразительно красивые глаза.

Она стояла с поднятой над моей головой рукой пылая какой-то безличностной яростью, но я не могла испугаться — я была заворожена её глазами и стояла, не двигаясь в восхищении. Этот контраст меж тем, что происходит внешне и тем, что видится где-то за её глазами, меня поразил.

Какое-то время мы стояли так, потом она опустила руку и, начиная пятится назад начала кричать что-то вроде проклятий и вконец, будто задыхаясь от безысходности, плюнула в мою сторону. Плевок пролетел мимо, и женщина убежала. А я какое-то время ещё стояла в удивлении и очаровании. Ко мне подбежал кто-то из персонала, что-то говорили, но они не видели этих глаз…

Обижаться, злиться, бояться было невозможно — небо… красота, тишина…обширность…стихийность…божественность…какие угодно слова, чтобы описать. Глаза — как скоростной туннель, через который бесконечно падаешь вникуда.
Я была озадачена этими глазами.

Второй случай был в метро. В открывшиеся двери зашел парень с очень добрым, глубоким и открытым взглядом. Я сразу обратила внимание на его глаза.

А он начал смотреть в глаза другим людям, они пугались и отворачивались, съёживались или пересаживались… Он гордо, но по-детски подхихикивал над этим поведением и при этом делал странные зацикленные жесты головой и руками, а затем азартом искал новую жертву. А я ждала, когда он найдёт меня.

И он нашёл. И вот, я и он едем в метро, и смотрим друг другу в глаза. Я наслаждалась этими глазами…
Он смотрел какое-то время и вдруг отвернулся…будто поёжился…потом снова повернулся, снова отвернулся, повернулся снова…. И так много раз. Буд-то играясь…

Каждый раз он поворачивался с новым выражением лица и эмоцией… Я удивлялась тому, какая быстрая и пластичная его эмоциональная природа, какая яркая передача и хорошо ощущаемый энергетический посыл…Он посылал то, что хотел выразить очень собранно-направленно…этому в актёрских институтах учат-учат, а он — сам…играется.

То, казалось, что он решил подружиться то, что хочет наброситься. Люди в вагоне недоуменно и немного испуганно наблюдали. Я же не была способна испугаться потому, что была очарована какой-то непонятной красотой.
И вот двери вагона на какой-то станции открылись и он, вдруг, крича какие-то христианские проклятия, убежал.

У него были очень красивые глубокие глаза и то же качество в них, как у той женщины – глаза, как скоростной туннель, через который бесконечно падаешь в никуда.

Третий случай был относительно недавно. Что и заставило меня вернуться к теме.

Я шла по улице спеша эмоционально разгорячённая событиями дня. А тут — парень листовки раздает…
Дождь…Холодно…Темно…А он — листовки раздаёт…И я посочувствовала, что он ещё работает, да ещё и под дождём и взяла листовку, хотя мне и не нужно, а когда подняла глаза на раздающего их — поняла… те же глаза… взгляд…точнее качество в них.

И в этот момент он схватил меня за руку и начал активно говорить, почти кричать, что-то про моё лицо и глаза… Я выдёргивала руки и пыталась идти дальше, говоря «извините, но я сейчас очень спешу и злая»…он говорил «… добрая … глаза… давай пойдём…» и цеплялся…цеплялся руками…и куда-то тянул…Мне это было неприятно, но он всё продолжал тянуть и я разозлилась ещё сильнее, накричала, оттолкнула, развернулась и пошла…

Но я в очередной раз удивилось этому красивому и глубокому взгляду, и некоему качеству, которое не меняется, что бы ни происходило внешне. Глаза, как скоростной туннель, через который бесконечно падаешь вникуда.

Эти прекрасные глаза периодически снова и снова всплывали перед внутренним взором, как вопрос. В этих глазах для меня таилась некая божественность, но и некое важное «но» не давало покоя.

Нормальность и безумие.

Люди часто боятся смотреть таким людям в глаза. Возможно потому, что в них, как ни в ком другом, проступает эта некая глубинная пустота — раз и провалился.
Они будто абсолютное зеркало — пространство, в котором может отобразиться только то, что смотрит… ничего личного.

Как-то вопрос этих глаз возник у меня с новой силой, но уже в несколько новом ключе. Тогда я увидела схожее качество в глазах близкого человека.

Мы договорились встретиться. Я шла по тротуару на встречу и подходя восприняла глаза — чистые, радостно детские, глубокие…в которые тут же проваливаешься… красиво…обширно…наполнено и пусто…

В тот момент говорили, что она – просветлела, но со временем «то» такой силы в ней прошло. Сейчас она совершенно нормальный человек, но в тот период знакомые и друзья часто отворачивались от её взгляда, уходили от прямого контакта или даже просили, чтобы она на них не смотрела.

Мне тогда тоже временами было некомфортно. Это красиво и одновременно вызывает страх. Поэтому я смотрела и смотрела в её глаза, пытаясь понять происхождение этого страха. Понять, что боится и почему.
Мне казалось, что ответ на этот вопрос сказал бы о том, чем является событие, что произошло с нею…и с ними…с теми, кого называют сумасшедшими…и в некоторой степени, со мной.

Я тоже, возможно, переживала в прошлом период, в котором мои глаза выглядели схожим образом. По крайней мере, по отзывам окружающих. Тогда я проваливалась в каждого, каждый стал тоннелем вникуда. Это длилось неделю-две, потом прошло. Некое переживаниев феноменальности.
И вот я смотрела в глаза подруге и было сложно понять, с чем связан этот страх — с Я, его страхом разоблачения или же с тем, что с подругой происходил, возможно, схожий процесс, что и с людьми, которых я видела, как сумасшедших… Аналогия с их глазами постоянно напоминала о себе.
И в те глаза и в эти — «проваливаешься»…и «видишь» некую красоту и божественность… Но названы эти явления по разному… И возникает вопрос — в чём отличие действительно прозревшего в суть от сумасшедшего?
Ведь временами во многих называемых гуру, мне виделось безумие, а в некоторых называемых безумными – гуру.

Сумасшедших в некоторых культурах прошлого, в самом деле, считали божественными, почитали.
Для меня в этом есть доля истины – в таких людях действительно будто присутствует некое прозрение, но при этом остаётся некое аажное «но»…

Сама тема сумасшествия меня интересовала с детства. Я связывала это понятие с собой, ведь часто чувствовала себя безумной из-за разрывающей нефизической боли непонятного происхождения. В детстве я была уверена, что она – это то, что роднит меня с людьми, сошедшими с ума. Отсюда и интерес.

Временами эта боль была оглушительна. В такие моменты казалось, что она — выражение самой Жизни и происходит от того, что я – есть….что я — существую…живу…от того, что Жизнь течёт через меня…и это больно… Бывало я чувствовала будто эта боль вот-вот уничтожит меня…разорвёт…но тем не менее она так ни разу не сделала этого.

В момент наибольшего накала, она вдруг исчезала и становилось тихо. Будто некий механизм-переключатель, который срабатывает рядом с какой-то гранью, которую я не могу перейти.

Происходящее в такие моменты часто начинало казаться излишне театральным — будто происходит процесс педалирования боли, театрализирование происходящего… процесс, который цепляется за боль…присвоение и раскрутка вокруг неё некой эпической драмы… для самоутверждения.

А когда боль исчезала, становилось странно…Без неё больной «орган» не ощущаем, не находим. Его можно было как-то найти только благодаря боли. Даже некая паника разворачивается…Но когда боль возвращается, то появляется и её властелин. Буд-то боль нужна, чтобы доказывать его существование.

Ты — автор боли. Она автоматически – твоя. Но боль случается. Это присвоение боли — самоутверждение через связь с феноменом.
Но боль — происходит. Такую фразу приходится себе повторять и эта фраза — целительна.
Без приятия боли как феномена, без отдачи её Существованию — она разорвёт… потому, что боль в любом случае намного сильнее тебя, ведь она – часть функционирования того что есть, а это всегда сильнее того, что бы ты о себе не выдумал.

Так в теме сумасшествия для меня выделилось несколько моментов – ум, чувствительность и присвоение. Мне кажется что люди, с глазами, как скоростной туннель, через который бесконечно падаешь вникуда, обладали сильной чувствительностью к такой боли (выражением чего бы она не являлась), но их ум не обладал по какой-то причине качествами способными сохранить структуру разума цельной под воздействием этого фактора.
Но не фактора боли самого по себе, а того, что ты считаешь эту боль – своей. Присвоение, как некий вирус или аномалия организма, процесса…

Так в каждом организме любой вирус проживается по-разному, у каждого своя индивидуальная чувствительность к разным раздражителям и свой иммунитет, обусловленные тысячами и миллионами факторов.

Кто-то может жить с вирусом всю жизнь, особенно не ощущая его присутствия и воздействия, в другом случае вирус быстро развивается и начинает сильно влиять на функционирование организма, в некоторых телах чувствительность к некоторым видам раздражителей такова, что даже в малых количествах вызывает сильный ответ иммунной системы, яркую реакцию и боль, а в других организмах иммунная система, срабатывая, почему-то начинает убивать свои же клетки – некая аномальная реакция, всё более усугубляя состояние организма…

Этим механизмом, мне кажется, можно изобразить процесс присвоение боли (присвоение боли, которое причиняет дополнительно боль, а потом присвоение боли от присвоения боли и так далее с каждым кругом) – тогда иммунная система (познающая природа, ум) находится в таком напряжении, что начинает убивать сама себя воспринимая выражение здоровых процессов функционирования своего организма — происходящую боль, как причину и источник дискомфорта.

Присвоение боли видится мне важным факторов, который приводит к тому, что чувствительная к боли личность сходит с ума. При большой чувствительности и «слабом» уме – безумие. «Божественное»…но «сумасшедшее»…

Слова «с-ума-сшедний» или «без-умный», кажутся очень точными. Не в смысле, что человек — без ума или за пределами его — сошёл. А в том, что некое «прозрение», «действие иммунной системы», как угодно назвать, происходя, повредило нечто важное в структуре и функционировании ума.

Когда иммунная система повреждена, она не способна адекватно функционировать и даже незначительный по действию раздражитель может привести организм к сильному стрессу, вплоть до летального исхода… похоже на СПИД, только на другом уровне.

Боль — происходит. Такую фразу приходится себе повторять…
Без приятия боли как феномена, без отдачи её Существованию — она разорвёт. Потому, что боль в любом случае намного сильнее тебя, ведь она – часть функционирования того что есть, а это всегда сильнее того, что бы ты о себе не выдумал.

9 комментариев

Vse_Horosho
«Сумашедшие» просто живут в иной реальности.
Чужие Глаза-вообще своего рода самый мощнейший и открытый ПОРТАЛ- в иное, неизведанное.
Особенно если существа, которые смотрят через глаза «сумашедших», обладает темной и колоссальной энергией- бывает страшно.
Radha
да, глаза сумасшедших и просветлённых похожи:)
а ещё глаза, людей, которые в морге работают тоже из этой серии, такие спокойные и умиротворённые:)
SanchoPanza
Махарши так и говорил, что джняна своего рода сумашествие.
Shine
Круто:)
Тоже люблю глаза, и люблю когда человек не встречает взгляд с вызовом или через призму «я такой-то» смотрит, а сам растворяется в этом опыте:)

По большому счету, ты смотришь в глаза Богу даже когда смотришь на простую стенку, но из-за того, что ум жесткий, он фиксирует один свой аспект — объект, и не раскрывается, за исключением тех случаев, когда созерцает что-то красивое, глаза, например! Глаза вдвойне освобождают второй аспект ума — субъективный, потому что когда смотришь в глаза, ты ведь непроизвольно моделируешь то, что эти глаза делает — а что они делают? — видят!:) То есть ты как-бы моделируешь видение видения, и обращаешь внимание на опыт собственного видения, а значит раскрываешь этот аспект в собственном опыте.

Этот аспект (субъективности, наблюдения) конечно очень красив, поэтому он втройке самых распространенных тонких усаживаний!:) Тем более в обычном закрепощенном состоянии ум выдает его достаточно редко, чтобы считать его необычным и желанным!:) Там где этот аспект раскрыт, в этой прозрачной осознанности в самом объекте начинает сиять первое «Я», тонкое переживание, которое конечно же принимается за Истинное Я, Бога — кому что ближе!:)
Но это и есть первичная Я-концепция, в реальности которой сомневаются в последнюю очередь и молятся ей как идолу!:) А этом просто чистая форма мысли, причем любой! Если нет жесткости внимания, если оно не бегает и не фиксированно, если оно оставлено естественно, оно становится очень мягким и все три аспекта мысли раскрываются в любом опыте — хоть во взгляде на кирпич! И всегда чуть по-разному, разные Лики Бога, но не сам Бог!:)
Sky
Шайн, классно сказал! :)
Aiakhate
Привет) Спасибо) Когда видела твои глаза — поняла, что тебе что-то подобное не чуждо)
Спасибо, что подробнее описал по поводу усаживаний. Ты прав.
Этот аспект был для меня Истиной. Акцент сохраняется и сейчас, но более расслабленно. Просто со временем я начала встречать людей схожих со мной в этом моменте, только ещё сильнее «сдвинутых» в ту сторону. Воспринимая это со стороны мне всё время казалось, что что-то не так… что не так, представлялось в виде череды быстро сменяющих друг друга образов, чувств, вкусов… Совсем не так концептуально. Логический ум — прекрассная вещь. Она даёт устойчивость. Как если бы некой конструкции нужны были опоры для того, чтобы стоять. Без опор конструкция не может выполнять своё назначение.
Спасибо за описание)
Sky
И публикация очень понравилась! Я одно время тоже задавалась этой темой, мне вдруг стало казаться, что само-реализация и сумашествие — одно и тоже.
А также встречала людей в духовных кругах, кто прям стремился к сумашествию, они тоже путали эти понятия. Они теряли адекватность, говорили " я не тело" и присаживались на это, убегая от физической боли, говорили «я не Маша», и тоже присаживались на это, убегая от претензий в их адрес извне и, самое главное, своих собственных к себе.
Долго мучила эту тему внутри себя, пока не пришла к выводу, что сойти с ума — это деперсонализация. Случается какой-то сбой, и тяга к самоопределению НЕ ИСЧЕЗАЕТ, напротив, она приобретает жесткие скрытые формы. Кажется, что такие люди «спонтанны» в своих ролях и не отягощены ими, но при глубоком взгляде становится ясно, что их отождествление с образами и ролями, в которые они переодеваются очень быстро и резко, имеет еще большую приколоченность. Отсюда такая агрессивность обычно и различные формы ненависти.
Есть еще другой вариант, духовники в него падают, когда приколоченность к Абсолюту, тогда, напротив, агрессивность сменяется наносной святостью, демонстративной сдачей всему, что происходит и т.д.
Все это, если глубоко проходит и не распознается, когда человек свято верит в это, как в истину — приводит в итоге к психическим отклонениям.
А они, в свою очередь. и принимаются за " просветление".

В православии это называется одержимостью бесами, все психические болезни. Но в сути, это просто ОДЕРЖИМОСТЬ ИДЕЕЙ ЧТО Я ТАКОЙ-ТО.
Aiakhate
Очень импонирует. Потому и решила написать, что надеялась, что кого-то тоже тема интерисует или инрерисовала, что кто-то поделится опытом, видением, исправит или дополнит… Спасибо, за комментарии:)