23 декабря 2012, 03:29
Птица-феникс "Я" выживает посредством я-самоопределений. По мотивам модели множественности "я" Гурджиева.
Я и самоопределение неразрывно связаны. Так, сложно сказать, что же первично и что без чего не может существовать. Еще сложнее выяснить, «создает» ли Я определения под себя, или определения каждый раз «творят» Я.
А если взять во внимание модель «множественности Я» Гурджиева, то таких сладких парочек «Я-определение» существует великое множество в зависимости от условий и внешней среды. Так, в семье появляется одна такая пара, на работе — власть прибирает к рукам другая, третья — правит бал в отношениях с коллегами и так до бесконечности. И так повозка постоянно меняет ездоков, каждый из которых творит Бог знает что. Ситуация из сказок «Тысяча и одна ночь», где бедному портному дается в управление весь халифат, вопроизводится и воспроизводится. Только после портного халифом становится сапожник, далее ткач, а потом еще черт знает кто. Все эти определения прочно и фиксировано привязаны к конкретному «я», т.е. отождествлены с ним.
Такая неразрывная связь уже сама по себе делает невозможным направление вектора внимания на Я. Для того, чтобы это осуществить, для начала необходимо разотождествить Я и его определение, т.е. разбить этот тандем на две составляющие. И вот только тогда создаются необходимые условия для перевода стрелок на иллюзорное Я.
Но что же получается? А выходит следующее. Если представить Я в виде множественной корневой системы, то у каждого корня имеется свой водоснабжающий канал в виде определения. Корень и его канал слиты в одно за счет отождествления. Разоблачая один фиктивный Я-корень, остается еще тысячи таких же корней с прекрасной подпиткой.
Даже если предположить, что «Я» всего одно единственное, то и тогда у него существуют варианты позорного побега и укрытия внутри крепостей других определений, путем отождествления с ними. Вполне понятно, что Я без определения не жизнеспособно. Ну а если предположить, что определение без Я вполне может жить независимо?! Так, большинство наших отождествлений протекают по механизму «стимул-обусловленная реакция». Это проявляется в виде стереотипного поведения и эмоционального реагирования на схожие обстоятельства, однотипных телесных реакций, приверженности к зацеплению в процессе мышления за ассоциации, штампы, предубеждения, предположения.
Усугубляет ситуацию тот факт, что вследствие самообмана большинство, или даже все отождествления, нами совершенно не замечаются. В данной ситуации «Я» абсолютно не нужно, т.к. лошадь вполне может тащить повозку и без ездока. Вот и получается, что в то время, как мы все внимание и усилия направляем в сторону Я, оно, это хитроумное, скользское и проворное создание всегда находит себе лазеечки для самовоспроизведения через наши отождествления и таким образом обеспечивает собственную живучесть и неуничтожимость. Как птица-феникс наше «Я» раз за разом самореанимируется, воссоздавая себя из пепла.
Где же выход? А что если создать для врага такие условия, что будут отрезаны все пути к отступлению и самосокрытию? Разделив вектор внимания на два направления, можно одновременно наблюдать за нашими отождествлениями и таким образом способствовать избавлению от них и в то же время, когда неразрывный союз Я-определение будет нарушен, направлять вторую половину внимания в сторону Я-корня. Шаг за шагом отследив все наши отождествления, мы оставим ловкое Я без укрытия, голым и незащищенным. И вот уже можно переводить на него все стрелки и создавать момент великого разоблачения. Однако этого никогда нельзя будет сделать, если все еще остается в силе хотя бы одно нераспознанное отождествление, за стенами которого прячется шаловливое Я.
А если взять во внимание модель «множественности Я» Гурджиева, то таких сладких парочек «Я-определение» существует великое множество в зависимости от условий и внешней среды. Так, в семье появляется одна такая пара, на работе — власть прибирает к рукам другая, третья — правит бал в отношениях с коллегами и так до бесконечности. И так повозка постоянно меняет ездоков, каждый из которых творит Бог знает что. Ситуация из сказок «Тысяча и одна ночь», где бедному портному дается в управление весь халифат, вопроизводится и воспроизводится. Только после портного халифом становится сапожник, далее ткач, а потом еще черт знает кто. Все эти определения прочно и фиксировано привязаны к конкретному «я», т.е. отождествлены с ним.
Такая неразрывная связь уже сама по себе делает невозможным направление вектора внимания на Я. Для того, чтобы это осуществить, для начала необходимо разотождествить Я и его определение, т.е. разбить этот тандем на две составляющие. И вот только тогда создаются необходимые условия для перевода стрелок на иллюзорное Я.
Но что же получается? А выходит следующее. Если представить Я в виде множественной корневой системы, то у каждого корня имеется свой водоснабжающий канал в виде определения. Корень и его канал слиты в одно за счет отождествления. Разоблачая один фиктивный Я-корень, остается еще тысячи таких же корней с прекрасной подпиткой.
Даже если предположить, что «Я» всего одно единственное, то и тогда у него существуют варианты позорного побега и укрытия внутри крепостей других определений, путем отождествления с ними. Вполне понятно, что Я без определения не жизнеспособно. Ну а если предположить, что определение без Я вполне может жить независимо?! Так, большинство наших отождествлений протекают по механизму «стимул-обусловленная реакция». Это проявляется в виде стереотипного поведения и эмоционального реагирования на схожие обстоятельства, однотипных телесных реакций, приверженности к зацеплению в процессе мышления за ассоциации, штампы, предубеждения, предположения.
Усугубляет ситуацию тот факт, что вследствие самообмана большинство, или даже все отождествления, нами совершенно не замечаются. В данной ситуации «Я» абсолютно не нужно, т.к. лошадь вполне может тащить повозку и без ездока. Вот и получается, что в то время, как мы все внимание и усилия направляем в сторону Я, оно, это хитроумное, скользское и проворное создание всегда находит себе лазеечки для самовоспроизведения через наши отождествления и таким образом обеспечивает собственную живучесть и неуничтожимость. Как птица-феникс наше «Я» раз за разом самореанимируется, воссоздавая себя из пепла.
Где же выход? А что если создать для врага такие условия, что будут отрезаны все пути к отступлению и самосокрытию? Разделив вектор внимания на два направления, можно одновременно наблюдать за нашими отождествлениями и таким образом способствовать избавлению от них и в то же время, когда неразрывный союз Я-определение будет нарушен, направлять вторую половину внимания в сторону Я-корня. Шаг за шагом отследив все наши отождествления, мы оставим ловкое Я без укрытия, голым и незащищенным. И вот уже можно переводить на него все стрелки и создавать момент великого разоблачения. Однако этого никогда нельзя будет сделать, если все еще остается в силе хотя бы одно нераспознанное отождествление, за стенами которого прячется шаловливое Я.
9 комментариев