21 июля 2011, 02:13
Энтони де Мелло. Притчи
— Этот человек несет всякий вздор, — заявил посетитель после беседы с Мастером.
— Ты бы тоже нес всякий вздор, если попытался бы выразить Невыразимое, — ответил ему один из учеников.
Когда посетитель спросил об этом напрямую у Мастера, то получил такой ответ:
— Каждый волен нести вздор. Главное — не делать это с серьезным видом.
Когда после обеда гость изъявил желание вымыть посуду, Мастер спросил у него:
— А ты уверен, что умеешь мыть посуду? Гость возмутился: кто же не умеет мыть посуду?
— Да я и не сомневаюсь, что ты сделаешь посуду чистой, — ответил ему на это Мастер. — Я сомневаюсь, умеешь ли ты ее мыть.
Ученикам он позже объяснил:
— Есть два способа мытья посуды. Первый — мыть, чтобы посуда была чистой; второй — мыть для того, чтобы мыть.
Это объяснение еще больше запутало учеников, поэтому Мастер добавил:
— В первом случае действие неживое: пока тело моет посуду, ум сконцентрирован на том, чтобы сделать посуду чистой. Во втором случае действие живое: твое тело находится там, где и ум.
— Просветленный человек, — сказал Мастер, — это тот, кто в любую секунду точно знает, где находится, а это совсем не простая задача!
И он рассказал о своем друге, у которого был широкий круг знакомых. Другу было далеко за восемьдесят, но, несмотря на возраст, он охотно принимал приглашения на десятки вечеринок. Как-то на очередном приеме его спросили, сколько еще встреч он запланировал на этот вечер.
— Шесть, — ответил пожилой джентльмен, не отрывая глаз от маленькой записной книжки.
— Что вы там ищете? — спросили у него. — Хотите знать, куда направиться дальше?
— Нет, — ответил неутомимый старик. — Хочу вспомнить, где я сейчас.
Мастер вел беседу, когда в лекционный зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая внимания на присутствующих:
— И ты бросила университет для того, чтобы сидеть у ног этого идиота! Чему же он тебя здесь научил?
Девушка встала, спокойно вывела отца из зала и сказала:
— Общение с ним дало мне то, что не смог бы дать ни один университет — он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твое недостойное поведение.
— Люди не желают расставаться с ревностью, волнениями, обидами, чувством вины, ибо эти негативные эмоции питают их эго, создают ощущение полноты жизни, — сказал Мастер.
В качестве примера он привел следующую историю:
Деревенский почтальон пересекал луг на велосипеде. На полпути его заметил бык и погнался за ним. Бедняга еле успел добраться до забора.
— Еще немного, и он догнал бы тебя, — сказал Мастер, наблюдавший за сценой.
— Да, — запыхавшись, ответил старик, — и так каждый раз.
Мастер утверждал, что большинство людей живет не в мире Реальности, а в мире, созданном их умом.
Когда один ученый пришел поспорить на эту тему, Мастер выложил на полу две палочки в форме буквы «Т» и спросил:
— Что ты здесь видишь?
— Букву «Т» — ответил ученый.
— Я так и думал, — произнес Мастер. — В природе нет никакой буквы «Т»; есть только символ в твоей голове. Здесь лежат всего лишь две сломанные веточки.
— Когда вы говорите о Действительности, — сказал Мастер, — вы пытаетесь выразить словами Невыразимое. Поэтому не удивительно, что ваши слова могут быть поняты превратно. Вот почему люди, воспринимающие Жизнь через Библию, становятся глупыми и жестокими: они следуют не здравому смыслу, а своему пониманию Писания.
И он проиллюстрировал сказанное прекрасной притчей:
Деревенский кузнец нашел себе помощника,
согласившегося выполнять тяжелую работу за минимальную плату.
Кузнец сразу же принялся наставлять парня:
— Когда я выну полосу металла из огня и положу ее на наковальню, я кивну тебе головой.
В этот момент бей по ней молотом.
Ученик сделал так, как понял.
На следующий день он стал деревенским кузнецом.
— В чем секрет твоего спокойствия?
— В полном приятии неизбежного, — ответил Мастер.
Отношение Мастера к системе социального обеспечения вызывало недоумение. То он всецело поддерживал ее, то казался равнодушным.
Объяснения такой непоследовательности оказались не менее загадочными:
— Тот, кто хочет творить добро, должен стучаться во все двери, — говорил он. — Для того же, кто любит, двери всегда открыты.
Ученики огорчились, узнав, что на страницах общенационального журнала учение Мастера подверглось насмешкам.
Мастер оставался невозмутимым.
— Разве может быть истинным то, над чем никто не смеется? — заметил он.
— Что именно ты стремишься найти?
— Покой, — сказал посетитель.
— Тем, кто стремится защитить свое эго, истинный Покой приносит лишь беспокойство.
Группе религиозных фанатиков, пришедших поглазеть на него и просить благословения, Мастер с озорной улыбкой ответил:
— Пусть покой Божий никогда не дает вам покоя!
В Мастере не было ничего помпезного. Его речь то и дело перемежалась диким, необузданным смехом, приводившим в смущение тех, кто серьезно относился к духовности — и к самим себе.
— Этот человек — настоящий клоун! — заметил один разочарованный посетитель.
— Нет-нет, — возразил ученик. — Ты не понял главного: клоун заставляет тебя смеяться над ним, а Мастер — над самим собой.
Учеников шокировало равнодушие Мастера ко всякому поклонению.
— Найдите себе объект для поклонения, — любил повторять он, — и он отвлечет вас от того, что истинно важно, — от осознанности, ведущей к любви. В подтверждение своих слов он приводил в пример Иисуса, укорявшего тех, кто кричали «Бог, Бог!», но при этом совершенно неосознанно творили зло.
Однажды Мастер угостил бананом охваченного благоговейным страхом ученика, который отнесся к подарку с таким трепетом, что даже не знал, что с ним делать.
Когда Мастер узнал об этом, он ответил с присущей ему прямотой:
— Скажите этому идиоту, пусть он его съест.
Новичок:
-Почему проживание в монастыре рядом с Мастером почти ничего мне не дает?
Ученик:
— Может быть, это из-за того, что ты пришел научиться у него духовности?
— А могу я узнать, зачем ты сам сюда пришел?
— Чтобы видеть, как он завязывает свои сандалии.
Тем, кто практикует добродетель с целью снискать дружбу или расположение Бога, Мастер обычно рассказывает такую историю:
Большая толпа людей принимала участие в бесплатном розыгрыше «кадиллака», организованном компанией, производящей мыло.
Участникам задавали вопрос:
— Почему вам нравится мыло «Райский аромат»? Одна женщина честно ответила:
— Потому что мне хочется иметь «кадиллак».
— Я уже четыре месяца у тебя, но до сих пор ты еще не обучил меня никакому методу, никакой технике.
— Метод? — переспросил Мастер. — Какой же тебе нужен метод, скажи, пожалуйста?
— С помощью которого я смог бы достичь внутренней свободы.
Мастер громко рассмеялся.
— Нужно и в самом деле обладать большим мастерством, чтобы добиться освобождения с помощью ловушки, именуемой методом, — сказал он.
Однажды Мастер загадал загадку:
— Что общего у художника и музыканта с мистиком? Ответа не знал никто.
— Знание того, что самую совершенную речь рождает не язык, — ответил Мастер.
— Где я смогу найти достойного Учителя, когда вернусь в свою страну?
— Тебе не нужно его искать, он всегда с тобой. Ученик был ошеломлен.
— Просто наблюдай, как ты реагируешь на все — на птицу и лист дерева, слезу и улыбку, — тогда все становится твоим Учителем.
Когда Мастер был еще мальчишкой, в школе его постоянно обижал задира-одноклассник.
Повзрослев и раскаявшись, обидчик пришел в монастырь. Мастер принял его с распростертыми объятиями.
Однажды одноклассник завел разговор о своем жестоком поведении, но Мастер сделал вид, будто ничего не помнит.
— Разве ты ничего не помнишь? — спросил тот.
— Почему же, я ясно помню, как забыл об этом! — ответил Мастер, и оба рассмеялись.
У одного ученика спросили:
— Зачем ты ходишь к Мастеру? Он помогает тебе зарабатывать деньги на жизнь?
— Нет, но благодаря его помощи я буду знать, что мне делать с жизнью, когда я заработаю их.
Мастер долго и оживленно говорил с группой учителей, ведь он сам был когда-то учителем. Проблема учителей заключается в том, что они постоянно забывают, что задача образования — не в накоплении знаний, а в познании самой жизни.
Мастер рассказал, как однажды у реки повстречал мальчугана. Тот удил рыбу.
— Привет! — поздоровался Мастер. — Хороший день для рыбалки!
— Очень, — отозвался мальчик. Немного погодя Мастер спросил:
— А почему ты сегодня не в школе?
— Ну, вы же сами сказали, сэр, что сегодня — хороший день для рыбалки.
Еще Мастер рассказал о характеристике, которую принесла из школы его маленькая дочь Мина:
«Успеваемость хорошая. И могла быть еще выше, но этому мешает одно обстоятельство — она слишком радуется жизни».
На вопрос, с чем можно сравнить просветление, Мастер ответил:
— Представь, что ты находишься в пустыне и внезапно чувствуешь, что на тебя кто-то смотрит.
— Кто?
— Скалы, и деревья, и горы.
— Жуткое ощущение.
— Наоборот, радостное. Но поскольку это ощущение человеку непривычно, ему хочется убежать назад, к привычному миру людей — с его шумом, разговорами, смехом, — к миру, который отрезал нас от Природы и Действительности.
Ученик спросил у Мастера о значении одной фразы, которую он где-то слышал:
«Просветленный человек путешествует, не двигаясь».
Мастер сказал на это:
— Садись у окна каждый день и наблюдай за постоянно меняющимся видом за окном — ведь Земля приглашает тебя в ежегодное путешествие вокруг Солнца.
— Приведи хотя бы один пример реальной, практической пользы от духовности, — скептик был готов поспорить.
— Хорошо, — ответил Мастер. — Когда кто-либо обижает тебя, ты можешь поднять свой дух до таких высот, которых обида не достигнет.
— Ты бы тоже нес всякий вздор, если попытался бы выразить Невыразимое, — ответил ему один из учеников.
Когда посетитель спросил об этом напрямую у Мастера, то получил такой ответ:
— Каждый волен нести вздор. Главное — не делать это с серьезным видом.
Когда после обеда гость изъявил желание вымыть посуду, Мастер спросил у него:
— А ты уверен, что умеешь мыть посуду? Гость возмутился: кто же не умеет мыть посуду?
— Да я и не сомневаюсь, что ты сделаешь посуду чистой, — ответил ему на это Мастер. — Я сомневаюсь, умеешь ли ты ее мыть.
Ученикам он позже объяснил:
— Есть два способа мытья посуды. Первый — мыть, чтобы посуда была чистой; второй — мыть для того, чтобы мыть.
Это объяснение еще больше запутало учеников, поэтому Мастер добавил:
— В первом случае действие неживое: пока тело моет посуду, ум сконцентрирован на том, чтобы сделать посуду чистой. Во втором случае действие живое: твое тело находится там, где и ум.
— Просветленный человек, — сказал Мастер, — это тот, кто в любую секунду точно знает, где находится, а это совсем не простая задача!
И он рассказал о своем друге, у которого был широкий круг знакомых. Другу было далеко за восемьдесят, но, несмотря на возраст, он охотно принимал приглашения на десятки вечеринок. Как-то на очередном приеме его спросили, сколько еще встреч он запланировал на этот вечер.
— Шесть, — ответил пожилой джентльмен, не отрывая глаз от маленькой записной книжки.
— Что вы там ищете? — спросили у него. — Хотите знать, куда направиться дальше?
— Нет, — ответил неутомимый старик. — Хочу вспомнить, где я сейчас.
Мастер вел беседу, когда в лекционный зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая внимания на присутствующих:
— И ты бросила университет для того, чтобы сидеть у ног этого идиота! Чему же он тебя здесь научил?
Девушка встала, спокойно вывела отца из зала и сказала:
— Общение с ним дало мне то, что не смог бы дать ни один университет — он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твое недостойное поведение.
— Люди не желают расставаться с ревностью, волнениями, обидами, чувством вины, ибо эти негативные эмоции питают их эго, создают ощущение полноты жизни, — сказал Мастер.
В качестве примера он привел следующую историю:
Деревенский почтальон пересекал луг на велосипеде. На полпути его заметил бык и погнался за ним. Бедняга еле успел добраться до забора.
— Еще немного, и он догнал бы тебя, — сказал Мастер, наблюдавший за сценой.
— Да, — запыхавшись, ответил старик, — и так каждый раз.
Мастер утверждал, что большинство людей живет не в мире Реальности, а в мире, созданном их умом.
Когда один ученый пришел поспорить на эту тему, Мастер выложил на полу две палочки в форме буквы «Т» и спросил:
— Что ты здесь видишь?
— Букву «Т» — ответил ученый.
— Я так и думал, — произнес Мастер. — В природе нет никакой буквы «Т»; есть только символ в твоей голове. Здесь лежат всего лишь две сломанные веточки.
— Когда вы говорите о Действительности, — сказал Мастер, — вы пытаетесь выразить словами Невыразимое. Поэтому не удивительно, что ваши слова могут быть поняты превратно. Вот почему люди, воспринимающие Жизнь через Библию, становятся глупыми и жестокими: они следуют не здравому смыслу, а своему пониманию Писания.
И он проиллюстрировал сказанное прекрасной притчей:
Деревенский кузнец нашел себе помощника,
согласившегося выполнять тяжелую работу за минимальную плату.
Кузнец сразу же принялся наставлять парня:
— Когда я выну полосу металла из огня и положу ее на наковальню, я кивну тебе головой.
В этот момент бей по ней молотом.
Ученик сделал так, как понял.
На следующий день он стал деревенским кузнецом.
— В чем секрет твоего спокойствия?
— В полном приятии неизбежного, — ответил Мастер.
Отношение Мастера к системе социального обеспечения вызывало недоумение. То он всецело поддерживал ее, то казался равнодушным.
Объяснения такой непоследовательности оказались не менее загадочными:
— Тот, кто хочет творить добро, должен стучаться во все двери, — говорил он. — Для того же, кто любит, двери всегда открыты.
Ученики огорчились, узнав, что на страницах общенационального журнала учение Мастера подверглось насмешкам.
Мастер оставался невозмутимым.
— Разве может быть истинным то, над чем никто не смеется? — заметил он.
— Что именно ты стремишься найти?
— Покой, — сказал посетитель.
— Тем, кто стремится защитить свое эго, истинный Покой приносит лишь беспокойство.
Группе религиозных фанатиков, пришедших поглазеть на него и просить благословения, Мастер с озорной улыбкой ответил:
— Пусть покой Божий никогда не дает вам покоя!
В Мастере не было ничего помпезного. Его речь то и дело перемежалась диким, необузданным смехом, приводившим в смущение тех, кто серьезно относился к духовности — и к самим себе.
— Этот человек — настоящий клоун! — заметил один разочарованный посетитель.
— Нет-нет, — возразил ученик. — Ты не понял главного: клоун заставляет тебя смеяться над ним, а Мастер — над самим собой.
Учеников шокировало равнодушие Мастера ко всякому поклонению.
— Найдите себе объект для поклонения, — любил повторять он, — и он отвлечет вас от того, что истинно важно, — от осознанности, ведущей к любви. В подтверждение своих слов он приводил в пример Иисуса, укорявшего тех, кто кричали «Бог, Бог!», но при этом совершенно неосознанно творили зло.
Однажды Мастер угостил бананом охваченного благоговейным страхом ученика, который отнесся к подарку с таким трепетом, что даже не знал, что с ним делать.
Когда Мастер узнал об этом, он ответил с присущей ему прямотой:
— Скажите этому идиоту, пусть он его съест.
Новичок:
-Почему проживание в монастыре рядом с Мастером почти ничего мне не дает?
Ученик:
— Может быть, это из-за того, что ты пришел научиться у него духовности?
— А могу я узнать, зачем ты сам сюда пришел?
— Чтобы видеть, как он завязывает свои сандалии.
Тем, кто практикует добродетель с целью снискать дружбу или расположение Бога, Мастер обычно рассказывает такую историю:
Большая толпа людей принимала участие в бесплатном розыгрыше «кадиллака», организованном компанией, производящей мыло.
Участникам задавали вопрос:
— Почему вам нравится мыло «Райский аромат»? Одна женщина честно ответила:
— Потому что мне хочется иметь «кадиллак».
— Я уже четыре месяца у тебя, но до сих пор ты еще не обучил меня никакому методу, никакой технике.
— Метод? — переспросил Мастер. — Какой же тебе нужен метод, скажи, пожалуйста?
— С помощью которого я смог бы достичь внутренней свободы.
Мастер громко рассмеялся.
— Нужно и в самом деле обладать большим мастерством, чтобы добиться освобождения с помощью ловушки, именуемой методом, — сказал он.
Однажды Мастер загадал загадку:
— Что общего у художника и музыканта с мистиком? Ответа не знал никто.
— Знание того, что самую совершенную речь рождает не язык, — ответил Мастер.
— Где я смогу найти достойного Учителя, когда вернусь в свою страну?
— Тебе не нужно его искать, он всегда с тобой. Ученик был ошеломлен.
— Просто наблюдай, как ты реагируешь на все — на птицу и лист дерева, слезу и улыбку, — тогда все становится твоим Учителем.
Когда Мастер был еще мальчишкой, в школе его постоянно обижал задира-одноклассник.
Повзрослев и раскаявшись, обидчик пришел в монастырь. Мастер принял его с распростертыми объятиями.
Однажды одноклассник завел разговор о своем жестоком поведении, но Мастер сделал вид, будто ничего не помнит.
— Разве ты ничего не помнишь? — спросил тот.
— Почему же, я ясно помню, как забыл об этом! — ответил Мастер, и оба рассмеялись.
У одного ученика спросили:
— Зачем ты ходишь к Мастеру? Он помогает тебе зарабатывать деньги на жизнь?
— Нет, но благодаря его помощи я буду знать, что мне делать с жизнью, когда я заработаю их.
Мастер долго и оживленно говорил с группой учителей, ведь он сам был когда-то учителем. Проблема учителей заключается в том, что они постоянно забывают, что задача образования — не в накоплении знаний, а в познании самой жизни.
Мастер рассказал, как однажды у реки повстречал мальчугана. Тот удил рыбу.
— Привет! — поздоровался Мастер. — Хороший день для рыбалки!
— Очень, — отозвался мальчик. Немного погодя Мастер спросил:
— А почему ты сегодня не в школе?
— Ну, вы же сами сказали, сэр, что сегодня — хороший день для рыбалки.
Еще Мастер рассказал о характеристике, которую принесла из школы его маленькая дочь Мина:
«Успеваемость хорошая. И могла быть еще выше, но этому мешает одно обстоятельство — она слишком радуется жизни».
На вопрос, с чем можно сравнить просветление, Мастер ответил:
— Представь, что ты находишься в пустыне и внезапно чувствуешь, что на тебя кто-то смотрит.
— Кто?
— Скалы, и деревья, и горы.
— Жуткое ощущение.
— Наоборот, радостное. Но поскольку это ощущение человеку непривычно, ему хочется убежать назад, к привычному миру людей — с его шумом, разговорами, смехом, — к миру, который отрезал нас от Природы и Действительности.
Ученик спросил у Мастера о значении одной фразы, которую он где-то слышал:
«Просветленный человек путешествует, не двигаясь».
Мастер сказал на это:
— Садись у окна каждый день и наблюдай за постоянно меняющимся видом за окном — ведь Земля приглашает тебя в ежегодное путешествие вокруг Солнца.
— Приведи хотя бы один пример реальной, практической пользы от духовности, — скептик был готов поспорить.
— Хорошо, — ответил Мастер. — Когда кто-либо обижает тебя, ты можешь поднять свой дух до таких высот, которых обида не достигнет.
7 комментариев
— А почему этот монах убирает третий год туалет, а других вы освобождаете через месяц?
— Так он его еще ни разу не убрал как следует…
— Как? Ведь все и так чисто и делает он это быстрее всех!
— Нет! Ни разу так и не убрал! С Любовью и Радостью!!!
приятные притчи,
спасибо,
Владимир Шебзухов
по Энтони де Мелло
Сказал, как-то, старец-отшельник:
«Реальный есть Мир и иной,
Что создан тобой лишь, поверь мне.
Ан, многие спорят со мной!»
Поспорить решил и учёный,
Решивши его навестить.
«Как может быть белое чёрным?
О том я пришёл расспросить»
Две ветки уже пред глазами.
Их старец сложил в букву «Т»
«Что видишь? Ответь, чтоб все знали!
Наступит конец суете!»
— «Глаза мои «Т» букву видят!
Учёный стоит пред тобой!»
— «Ответ твой две ветки обидит.
В Природе нет буквы такой!»