29 июля 2011, 07:39

Ещё немного жемчужин от Энтони де Мелло

Ученик боготворил Мастера и считал его истинным воплощением Господа.
— Скажи мне, мой Учитель, — спросил он, — зачем ты пришел в этот мир?
— Чтобы научить таких дураков, как ты, не тратить попусту время, поклоняясь Мастерам.

Мастер никогда ни с кем не спорил, ибо знал, что спорщики лишь стремятся доказать свою правоту, но не найти Истину.
Однажды он продемонстрировал «ценность» спора:
— Бутерброд падает маслом вверх или вниз?
— Конечно, вниз.
— Нет, вверх!
— А давай проверим!
Намазали хлеб маслом и подбросили его в воздух. Он упал маслом верх!
— Я выиграл!
— Лишь потому, что я допустил ошибку.
— Какую ошибку?
— Намазал маслом не ту сторону.

— Смирение — это не просто самоотречение, — сказал Мастер. — Это осознание, что усилием воли ты можешь добиться лишь изменения своего поведения — но не себя самого.
— Значит, истинного изменения усилием не достичь?
— Именно.
— Как же оно тогда происходит?
— Через пробуждение.
— А что нужно сделать, чтобы стать пробужденным?
— А что нужно делать, чтобы пробудить спящего ото сна?
— Выходит, на свете нет истинной добродетели, достойной гордости?
В ответ Мастер рассказал подслушанный им диалог:
— Какой голос у нашего Мастера; как божественно он поет!
— Хм! Если бы у меня был его голос, я пел бы не хуже!

— Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? — самодовольно спросил священник.
— Считать других грешниками, — ответил Мастер.

— Ради истины я готов отправиться в любой путь, — пылко сказал ученик.
Мастер был приятно удивлен.
— Когда выступаешь? — спросил он.
— Как только ты скажешь мне, куда идти.
— Думаю, тебе нужно идти туда, куда указывает твой нос.
— Хм. А где остановиться?
— Где хочешь.
— И что, я найду там истину?
— Ну да. Она будет стоять прямо перед твоим носом и заглядывать в твои невидящие глаза.

— Что мне сделать, чтобы стать просветленным? — спросил нетерпеливый ученик.
— Воспринимай действительность такой, как она есть, — ответил Мастер.
— А что нужно делать, чтобы воспринимать действительность такой, как она есть?
Мастер улыбнулся и произнес:
— У меня для тебя две новости, друг мой, — хорошая и плохая.
— Какая плохая?
— Научиться видеть невозможно, умение видеть — это дар.
— А хорошая?
— Научиться видеть невозможно, умение видеть — это дар.

Проповедник пришел к Мастеру с твердым намерением получить от него четкие заверения, что тот верит в Бога.
— Ты веришь, что Бог существует?
— Разумеется, верю, — ответил Мастер.
— Ты веришь в то, что все создал Он?
— Да, да. Конечно, верю.
— А кто создал Бога?
— Ты.
Проповедник пришел в ужас от таких слов.
— Ты серьезно хочешь сказать, что это я сотворил Бога?
— Того Бога, о котором ты постоянно думаешь и говоришъ\ — спокойно ответил Мастер.

— Что означает быть просветленным?
— Это значит видеть.
— Видеть что?
— Мимолетность успеха, пустоту достижений, тщетность человеческих усилий.
Ученик был шокирован.
— Но разве это не пессимизм, разве это не отчаяние?
— Нет. Это восторг, это свобода орла, парящего над бездонным ущельем.

Рассказывая о своей религии, посетитель сказал Мастеру:
— Мы считаем, что Бог сделал нас Своим избранным народом.
— Что это значит?
— Бог выбрал нас среди всех народов, населяющих землю.
— Я думаю, что знаю, кто среди всех народов на земле сделал это открытие, — сухо заметил Мастер.

— Некоторые говорят, что жизни после смерти нет, — сказал ученик.
— Неужели? — уклончиво спросил Мастер.
— Разве это не ужасно — умереть и никогда больше не видеть, не слышать, не любить, не двигаться…
— Ты находишь это ужасным? Но именно так большинство людей и живет — еще до смерти.

Группе общественных активистов, пришедших за его благословением перед забастовкой, Мастер сказал:
— Боюсь, вам нужен свет, а не акция протеста. Позже он объяснил:
— Бороться со злом с помощью забастовки — все равно что бороться кулаками с темнотой. Вам нужен свет, а не борьба.

Выступив с волнующей политической речью на съезде партии, ученик поинтересовался впечатлением Мастера.
— Если то, о чем ты говоришь, — истинно, то зачем нужно было так кричать?
Позже Мастер сказал ученикам:
— Истина страдает больше от пыла ее защитников, чем от нападок оппонентов.

Мастера спросили, как бы он хотел быть похоронен. Он ответил:
— Оставьте мое тело на пустыре и не беспокойтесь о могиле — земля и небо станут моим гробом, Луна и звезды — траурными факелами, а весь мир — траурными цветами.
— Может, лучше кремировать тело?
— Слишком много мороки. Да и зачем лишать ворон и муравьев погребального банкета?

Ученики ознакомили Мастера с эпитафией, которую они сочинили для него:
«С НИМ МЫ НИЧЕГО НЕ БОЯЛИСЬ».
— Если я нужен вам для храбрости, то мое присутствие служит лишь прикрытием вашего малодушия, а не средством от него.

— Я горжусь тем, что я — непреклонный судья.
— Разве этим гордятся?
— А разве нет?
— Нет. И у хорошего, и у плохого судьи есть один общий недостаток: он судит.

Активистов задевало мнение Мастера о том, что им нужно меньше действия и больше света.
— Света для чего? — спрашивали они.
— Чтобы знать, для чего жить.
— Мы точно знаем, что жить нужно для других людей. Какой еще свет нам нужен? — не понимали активисты.
— Вам нужно понимать, что означает предлог «для», — сказал им Мастер.

— He уверен, можно ли доверять этому человеку, — сказал новичок.
— Мастер никогда не просил верить ему на слово: мы всё должны подвергать сомнению, задавать вопросы, оспаривать, — ответили ему ученики.
Один из них добавил:
— Я страшусь не слов Мастера, а его присутствия. Его слова несут свет, но его присутствие сжигает тебя дотла.

— Все знают, что я ничего не боюсь, — сказал Правитель, — но, признаюсь, один страх во мне все же присутствует… страх смерти. Что такое смерть?
— Откуда мне знать?
— Но ведь ты — просветленный Мастер!
— Возможно. Но еще не мертвый.

— Одной искренности недостаточно, — часто повторял Мастер. — Нужно прежде всего быть честным.
— А в чем же разница?
— Честность — это постоянная открытость фактам. Искренность — это вера в собственную пропаганду.

Проповедник проводил турне по разным странам. Ученики спросили Мастера:
— Расширит ли поездка его мировоззрение?
— Нет. Она только разнесет его фанатизм на более широкое пространство.

— Какое самое большое препятствие к просветлению?
— Невежество.
— Невежество у всех одно или существуют разные виды?
— Разные, — ответил Мастер. — В частности, твой вид невежества требует, чтобы ты искал просветления.

— Счастье — это бабочка, — сказал Мастер. — По гонись за ней, и она ускользнет. Сядь спокойно, и он; усядется тебе на плечо.
— Так что мне делать, чтобы найти счастье?
— Перестань гоняться за ним.
— Но неужели ничего нельзя сделать?
— Можно попробовать сесть спокойно — если хватит смелости!

Один религиозный фанатик спросил:
— Веришь ли ты в существование Бога?
— Я отвечу на твой вопрос, если ты ответишь н мой, — предложил ему Мастер. — Стул, на котором ты сидишь, — слева?
— Слева от чего?
— Существование — чего? — в свою очередь спроси Мастер.

1 комментарий

Om-Tat-Sat
Замечательно)