28 апреля 2013, 05:27
Пелевин о Троице :)
Отрывок из Бэтмен-Аполло. Метафора почти 100% совпадает с той, что давал Дракон по поводу Осознания и Присутствия
Осознание тут свет, Присутствие — витраж или человек. Знание — цвет витража или калейдоскоп ощущений человека.
Улл повернулся к ней и указал пальцем на витраж.
– Представь человека, который родился и вырос… Ну, скажем, в готическом соборе.
И никуда из него в жизни не выходил. В Бога он, понятно, не верит – как и все, кто долго
наблюдает его слуг. И вот он сидит в соборе, смотрит на сверкающий витраж и думает –
«ну понятно, наука доказала, что это религиозное величие создается особыми трюками со
светом. Непонятно только, каким образом стекло, которое выплавляют из простого песка,
светится. Причем в одном месте синим, а в другом – красным. Что, интересно, за процессы
происходят в витраже? Что бы ты ему сказал, Рама? Почему витраж в соборе светится крас-
ным и синим?
Непонятно было, почему он говорит про какой-то абстрактный готический собор, когда
светящиеся витражи окружают нас со всех сторон.
– Почему? – повторил Улл.
– Из-за дневного света, – сказал я.
– Правильно. Человек никогда не выходил на улицу и не знает, что стекла делает
синими и красными не какой-то происходящий в них процесс, а солнце. И сколько бы ни
было в стенах витражей, источник света за ними один. Человек, друзья мои, и есть такой
витраж. Вернее, это лучи света, которые проходят сквозь него, окрашиваясь в разные цвета.
Лучи способны воспринимать только себя. Они не замечают стекол. Они видят лишь цвет,
который они приобрели. Понимаете? Человек – это просто сложная цветовая гамма, в кото-
рую окрасился пучок света, проходя через замысловатую комбинацию цветных стекол. Вит-
раж не производит лучей сам. Он по своей природе мертв и темен даже тогда, когда про-
пускает сквозь себя самую завораживающую игру. Просто свет на время верит, что стал
витражом. А человеческая наука со своими томографами пытается объяснить этому свету,
как он зарождается в витраже, через который проходит. Великий Вампир в помощь!
И Улл отвесил клоунский поклон.
Все, что говорил Улл, было понятно – вот только из-за двух фальшивых подземных
солнц, светящих в класс с разных сторон, от его слов оставался сомнительный осадок.
– Так что такое человек? – спросила Софи. – Витраж или свет?
Улл ткнул в нее пальцем.
– Вот! – воскликнул он. – Это и есть баг, который вмонтирован в твое человеческое
мышление. Люди всегда будут мучиться подобными вопросами. Девочка, не ходи гулять
в это гнилое болото! Вампир не пытается выразить истину в словах. Он лишь намекает на
нее – но останавливается за миг до того, как баги ума «Б» превратят все рассуждение в фарс.
– Люди приходят из сознающего солнца и уходят туда? – спросил Эз.
Улл повернулся к нему.
– Опять! – сказал он. – Нет. Человек не приходит и не уходит. Он и есть это солнце.
Это солнце прямо здесь. Кроме него, нет ничего другого вообще. Понятно?
Эз отрицательно помотал головой.
– Человек – это комбинация переживаний, – сказал Улл. – Сложная цветовая гамма,
выделенная из яркого белого света, где уже содержатся все возможные цвета. В ярком белом
свете уже есть все, что может дать любой калейдоскоп. Калейдоскоп убирает часть спек-
тра – но не создает света сам. Мозг – не генератор сознания и не волшебный фонарь. Совсем
наоборот! Это калейдоскоп-затемнитель. Мы не порождаем сознание в своем мозгу, мы про-
сто отфильтровываем и заслоняем от себя большую часть тотальности Великого Вампира.
Это и делает нас людьми. Поэтому мистики начиная с Платона называют нас тенями. Мы
не производим свет. Мы отбрасываем тени, что намного проще. Никто никогда не объяснит,
как электрические процессы в мозгу становятся переживанием красного цвета. Потому. Что.
Они. Им. Не. Становятся. Понятно? Можно только объяснить, как красное стекло окраши-
вает – вернее, редуцирует – исходную бесконечность до скрытого в себе кода.
– Как?
– На красном стекле написано химическим языком: «О Великий Вампир, сделай себя
красным. Аминь». Понятно? Мы не ученые. Мы вампиры. Мы не планируем получить Нобе-
левскую премию по химии, мы всего лишь хотим увидеть истину краем глаза. А истина
такова, что из нашего отравленного словами мозга ее нельзя увидеть вообще. Поэтому мы
пользуемся метафорами и сравнениями, а не научной абракадаброй…
Осознание тут свет, Присутствие — витраж или человек. Знание — цвет витража или калейдоскоп ощущений человека.
Улл повернулся к ней и указал пальцем на витраж.
– Представь человека, который родился и вырос… Ну, скажем, в готическом соборе.
И никуда из него в жизни не выходил. В Бога он, понятно, не верит – как и все, кто долго
наблюдает его слуг. И вот он сидит в соборе, смотрит на сверкающий витраж и думает –
«ну понятно, наука доказала, что это религиозное величие создается особыми трюками со
светом. Непонятно только, каким образом стекло, которое выплавляют из простого песка,
светится. Причем в одном месте синим, а в другом – красным. Что, интересно, за процессы
происходят в витраже? Что бы ты ему сказал, Рама? Почему витраж в соборе светится крас-
ным и синим?
Непонятно было, почему он говорит про какой-то абстрактный готический собор, когда
светящиеся витражи окружают нас со всех сторон.
– Почему? – повторил Улл.
– Из-за дневного света, – сказал я.
– Правильно. Человек никогда не выходил на улицу и не знает, что стекла делает
синими и красными не какой-то происходящий в них процесс, а солнце. И сколько бы ни
было в стенах витражей, источник света за ними один. Человек, друзья мои, и есть такой
витраж. Вернее, это лучи света, которые проходят сквозь него, окрашиваясь в разные цвета.
Лучи способны воспринимать только себя. Они не замечают стекол. Они видят лишь цвет,
который они приобрели. Понимаете? Человек – это просто сложная цветовая гамма, в кото-
рую окрасился пучок света, проходя через замысловатую комбинацию цветных стекол. Вит-
раж не производит лучей сам. Он по своей природе мертв и темен даже тогда, когда про-
пускает сквозь себя самую завораживающую игру. Просто свет на время верит, что стал
витражом. А человеческая наука со своими томографами пытается объяснить этому свету,
как он зарождается в витраже, через который проходит. Великий Вампир в помощь!
И Улл отвесил клоунский поклон.
Все, что говорил Улл, было понятно – вот только из-за двух фальшивых подземных
солнц, светящих в класс с разных сторон, от его слов оставался сомнительный осадок.
– Так что такое человек? – спросила Софи. – Витраж или свет?
Улл ткнул в нее пальцем.
– Вот! – воскликнул он. – Это и есть баг, который вмонтирован в твое человеческое
мышление. Люди всегда будут мучиться подобными вопросами. Девочка, не ходи гулять
в это гнилое болото! Вампир не пытается выразить истину в словах. Он лишь намекает на
нее – но останавливается за миг до того, как баги ума «Б» превратят все рассуждение в фарс.
– Люди приходят из сознающего солнца и уходят туда? – спросил Эз.
Улл повернулся к нему.
– Опять! – сказал он. – Нет. Человек не приходит и не уходит. Он и есть это солнце.
Это солнце прямо здесь. Кроме него, нет ничего другого вообще. Понятно?
Эз отрицательно помотал головой.
– Человек – это комбинация переживаний, – сказал Улл. – Сложная цветовая гамма,
выделенная из яркого белого света, где уже содержатся все возможные цвета. В ярком белом
свете уже есть все, что может дать любой калейдоскоп. Калейдоскоп убирает часть спек-
тра – но не создает света сам. Мозг – не генератор сознания и не волшебный фонарь. Совсем
наоборот! Это калейдоскоп-затемнитель. Мы не порождаем сознание в своем мозгу, мы про-
сто отфильтровываем и заслоняем от себя большую часть тотальности Великого Вампира.
Это и делает нас людьми. Поэтому мистики начиная с Платона называют нас тенями. Мы
не производим свет. Мы отбрасываем тени, что намного проще. Никто никогда не объяснит,
как электрические процессы в мозгу становятся переживанием красного цвета. Потому. Что.
Они. Им. Не. Становятся. Понятно? Можно только объяснить, как красное стекло окраши-
вает – вернее, редуцирует – исходную бесконечность до скрытого в себе кода.
– Как?
– На красном стекле написано химическим языком: «О Великий Вампир, сделай себя
красным. Аминь». Понятно? Мы не ученые. Мы вампиры. Мы не планируем получить Нобе-
левскую премию по химии, мы всего лишь хотим увидеть истину краем глаза. А истина
такова, что из нашего отравленного словами мозга ее нельзя увидеть вообще. Поэтому мы
пользуемся метафорами и сравнениями, а не научной абракадаброй…
0 комментариев