27 августа 2013, 15:07
оплеуха просветленному
Оплеуха просветленному
— Как же насчет просветленных, различных гуру, реализованных мастеров? — задал я давно интересующий вопрос.
— А зачем нужен какой-то посредник между тобой и реальностью. Если ты живешь даже в старой, раздолбанной коммуналке. И в данный момент сидишь на шатающейся табуретке в кухне, а там грязь и тараканы бегают по потолку. Тебе всего то и нужно осознать, что ТЫ там сидишь. — старик говорил и периодически отпивал недавно заваренный чай. — Обратить внимание на ощущения, сопровождающие тебя повсеместно. Осознать позу, которую сейчас занимает тело. Почувствовать твердость поверхности и дискомфорт, восседая на табуретке. Но не говорить об этом в уме, не описывать наблюдаемое, не заменять ощущения мыслями. Просто заметить прохладу от соприкосновения рук со старым деревянным столиком, на который ты поставил локти. Четко осознать ГДЕ ты находишься, вписать себя в пространство окружающих объектов. Словно ты персонаж картины, на которой изображена жизнь. Нет тебя отдельного, ты — и есть мир — у старика сложилось поэтическое выражение лица.
Глаза учителя были направлены в потолок и я понял, что сейчас он, как случалось и раньше, намеренно кривляется и говорит витиеватыми фразами, подражая многочисленным просветленным.
—А смотря на таракана, не думать о том, как хорошо бы его расплющить своим шлепанцем. Наблюдать его без описаний, без называния. Ты видишь чудо природы.
После этих слов я не выдержал и рассмеялся.
— И тогда тебе никто не нужен: ни просветленный, ни священник, ни алкоголь.
— Ну а вы, разве занимаетесь не тем же самым, не обучаете других тому же? — спросил я, пытаясь задать вопрос, не показав какого-либо неуважения.
— Конечно, я делаю тоже самое. Просто сейчас я стараюсь донести до тебя, что ни одному человеку не нужен какой-то учитель. Он может быть сам себе учителем. А если еще проще, то учиться ничему и не надо — просто жить без сопротивления. Играть свою роль и не придавать ей особой важности. А просветленный — это тоже всего лишь переоцененная роль, ничуть не лучше и не хуже остальных. И она так же бессмысленна как и все игры, в которые мы здесь играем. Поэтому хороший сантехник также ценен, как и просветленный, а может быть даже и больше — сказал старик и разразился смехом. Затем сделал большой глоток из чашки и отодвинул ее подальше. Видимо чай закончился.
Я же сегодня отказался от чая и наблюдая за его поглощением учителем, немного пожалел об этом.
— Проблема в том, что люди не умеют видеть реальность. Они видят только свои представления о реальности. А представления эти слишком упрощены и обезличены. Например стол. — учитель стукнул пару раз по массивному столу из красного дерева, за которым мы сидели. — Человеку будет достаточно одного слова, чтобы описать предмет со сложнейшей фактурой, различными цветовыми пятнами, возможно даже нестандартной формой. А еще у него есть запах — проговорил старик, наклонился и глубоко втянул аромат свежекупленного стола. — Ум скажет: это стол. И он сразу станет не интересен, не будет никакого смысла его разглядывать. Ведь уму надо найти смысл во всех действиях. В итоге, вместо мира люди видят свои однотипные, скучные описания. — продолжил старик уже в серьезном ключе.
— Но человек ищет просветленных или пробужденных, чтобы убежать от страдания и некоторым они действительно помогают. — продолжил я после длительного монолога старика.
— Во-первых, чтобы проверить по-настоящему ли человек просветлен, подойди к нему и отвесь оплеуху. Если он засмеется и все поймет, то он правда просветленный. Если наделает в штаны, то скорее всего только пробужденный. А если же ударит тебя в ответ, тест придется повторить — снова развеселился учитель, но затем продолжил спокойным тоном:
— А убегать от страдания — это самое неблагодарное дело. Страдание надо тщательно разглядывать и осознать, урок, который оно в себе несет. Иначе оно будет появляться вновь и вновь, пока до человека не дойдет, что надо обратить на него внимания. У незнающих людей два решения проблем со страданием: убежать или бороться. И ни один из них ничего не решит, а только усугубит ситуацию. Единственная возможность — осознать, что страданий нет. Их не существует. Только в момент негативной интерпретации некого неопределенного чувства, возникшего в тебе, появляются страдания.
— Не совсем понял. Как это страданий нет? А если меня, предположим, избили на улице, разве это не страдание? — спросил я, недоумевая.
— В описанной тобой ситуации может быть боль или страх, в дальнейшем к нему может добавится ощущения дискомфорта от покалеченного тела. Но страдания появятся в тот момент, когда твой ум опишет их с негативной стороны. Когда возникнет мысль:
— Как мне плохо, быстрее бы это прошло. — старик проговорил эту фразу тоненьким, писклявым голоском.
— Только в эту секунду появится страдание. В мгновение когда твой ум захотел убежать от реальности или бороться с ней. А самое интересное — помогут ли тебе подобные причитания или сопротивление? Скорее всего нет. Хотя, конечно, есть люди, которые добиваются значительных успехов только с помощью борьбы. Но таким способом они теряют большую часть своей энергии и годам к пятидесяти им больше не нужны никакие достижения. Потому что сил уже не осталось, все отдано борьбе. — закончил учитель с выражением сочувствия на лице.
— То есть получается, особого смысла в духовных учителях, нет? — спросил я, ощущая некоторое внутреннее сопротивление.
— Нужны только такие учителя, которые учат тебя учиться у жизни. И даже они нужны на сравнительно короткий срок, в зависимости от запущенности случая. — проговорил старик и усмехнулся. — Если же ты встречаешься с учителем годами, а сам такой же как и был, то подобный гуру только зарабатывает деньги. Поэтому я тебе в первый раз и сказал, что смогу объяснить тебе, как научиться недели за две. Но учиться всему ты должен самостоятельно. И не здесь, а в реальной жизни. Невозможно научиться по-настоящему видеть и слышать мир, только разговаривая с учителем. А позже, ты будешь учиться у жизни и никакой другой учитель никогда тебе не понадобится. — только начав проговаривать эту часть монолога, старик поднял указательный палец, что означало — слушай внимательно.
— А что мне надо будет делать до следующего занятия? — спросил я и приготовился запоминать.
— Ты будешь осознавать все возникающие желания, наблюдать их. И помни, что реальные потребности от наблюдения не исчезнут, как например голод. А всякие глупости мигом отпадут. Нужно просто наблюдать зарождение желания, точно так же как ты делал с мыслями и эмоциями. С желаниями все просто, они либо уводят тебя в будущее, если ты о чем-то мечтаешь или чего-то ждешь, либо в прошлое, если ты хочешь повторить что-то хорошее. И то и другое порождает страдания. Поэтому правильнее желать только то, что можешь получить в данный момент. Например, ты хочешь заработать миллион долларов, но лежишь на диване и ничего не делаешь. А миллиона все нет и ты чувствуешь, что несчастен. В таких случаях эффективней либо вообще об этом не думать, либо поднимать задницу с дивана и начинать работать над осуществлением своего желания. — проговорил старик и поинтересовался, понял ли я, о чем он говорит.
Я кивнул головой и спросил:
— Иногда, когда наблюдаю за эмоциями, я могу чувствовать будто бы отделился и есть кто-то отстраненный, смотрящий со стороны.
— Если есть наблюдающий и наблюдаемое, то это одна часть твоего ума наблюдает за второй. Одна ложная личность присматривает за другой и зачастую даже производит какую-то оценку. Но человек этого не замечает, отождествляясь с наблюдающей личностью. Тоже самое когда человек пытается осознавать себя. Проходит какое-то время и он выныривает из забытья. И в этот миг он пробужден. Но включается личность и начинает описывать:
— Так, я выпал минут на сорок, почему же это произошло.
— А вчера у меня получалось лучше.
— Ну почему же у меня не получается осознавать себя дольше, надо найти просветленного, который мне поможет — говоря это, старик как всегда изображал ложную личность высоким, писклявым голосом. А после рассмеялся, и я вместе с ним.
— Но самое плохое здесь то, что человек в эти минуты считает, что все еще пробужден. На самом же деле он пробудился лишь на миг. Поэтому ты и начинал с отключения мыслей. Если же человек начинает свою работу по другому, он, как правило, не замечает появления мыслей и теряется. При этом не понимает, что находится под властью ума. И через какое-то, обычно продолжительное, время, когда у такого человека случится вдруг остановка мысленного бормотания, он начинает себя мнить просветленным и устраивает различные мероприятия, пытаясь заработать на этом денег. И такое лицемерие процветает сплошь и рядом. Настоящие же просветленные обычно не заметны и сливаются с толпой, потому что игры этого мира их уже не интересуют. Я как-то встречался с одним таким, он прожил много лет в пещере и ему было на все по боку. Веселый был мужик — закончил старик и наверное уже в десятый раз за сегодня, засмеялся.
— То есть вы не читаете себя просветленным? — осторожно спросил я.
— Только дурак будет считать себя просветленным. Ведь если ты просветлен, ты по идее свободен от любых ярлыков и самоопределений. А я просто старик, который любит хорошую беседу. И попить чайку — проговорив фразу, учитель пошел заварить еще одну чашку зеленого чая.
Вернувшись с горячим чайником, старик продолжил странно серьезным тоном:
— Помнишь, я рассказывал тебе о своих учениках, которые «сошли с пути»?
Я кивнул головой, тот день я запомнил очень хорошо.
— Так вот, один из них попался в самую страшную ловушку, встречающуюся на нашем пути. Возомнил себя просветленным. В определенный момент, когда человек достигает глубокого понимания себя. Когда он доходит до того, что осознает, что его фактически не существует. Точнее, что не существует его личности. Он становится очень могущественным. И ничего не боится, так как понимает, что даже не может умереть. Ведь по сути тот, кем он себя все время считал, даже не рождался. — старик посмотрел на меня пристальным взглядом, видимо пытаясь увидеть, понимаю ли я о чем идет речь.
Я понимал.
— И вот тогда случается величайшая ошибка. Он незаметно для себя отождествляется с образом мудреца. А в дальнейшем, все еще сильнее усугубляется простаками, которые услышав его слова, начинают превозносить своего учителя. Поэтому запомни: как только ты начнешь считать себя выше или умнее других, знай, что ложная личность хитростью снова завладела тобой.
© Евгений Трубицин.
Отрывок из книги «Ловля бабочек. Дорога осознания»
— Как же насчет просветленных, различных гуру, реализованных мастеров? — задал я давно интересующий вопрос.
— А зачем нужен какой-то посредник между тобой и реальностью. Если ты живешь даже в старой, раздолбанной коммуналке. И в данный момент сидишь на шатающейся табуретке в кухне, а там грязь и тараканы бегают по потолку. Тебе всего то и нужно осознать, что ТЫ там сидишь. — старик говорил и периодически отпивал недавно заваренный чай. — Обратить внимание на ощущения, сопровождающие тебя повсеместно. Осознать позу, которую сейчас занимает тело. Почувствовать твердость поверхности и дискомфорт, восседая на табуретке. Но не говорить об этом в уме, не описывать наблюдаемое, не заменять ощущения мыслями. Просто заметить прохладу от соприкосновения рук со старым деревянным столиком, на который ты поставил локти. Четко осознать ГДЕ ты находишься, вписать себя в пространство окружающих объектов. Словно ты персонаж картины, на которой изображена жизнь. Нет тебя отдельного, ты — и есть мир — у старика сложилось поэтическое выражение лица.
Глаза учителя были направлены в потолок и я понял, что сейчас он, как случалось и раньше, намеренно кривляется и говорит витиеватыми фразами, подражая многочисленным просветленным.
—А смотря на таракана, не думать о том, как хорошо бы его расплющить своим шлепанцем. Наблюдать его без описаний, без называния. Ты видишь чудо природы.
После этих слов я не выдержал и рассмеялся.
— И тогда тебе никто не нужен: ни просветленный, ни священник, ни алкоголь.
— Ну а вы, разве занимаетесь не тем же самым, не обучаете других тому же? — спросил я, пытаясь задать вопрос, не показав какого-либо неуважения.
— Конечно, я делаю тоже самое. Просто сейчас я стараюсь донести до тебя, что ни одному человеку не нужен какой-то учитель. Он может быть сам себе учителем. А если еще проще, то учиться ничему и не надо — просто жить без сопротивления. Играть свою роль и не придавать ей особой важности. А просветленный — это тоже всего лишь переоцененная роль, ничуть не лучше и не хуже остальных. И она так же бессмысленна как и все игры, в которые мы здесь играем. Поэтому хороший сантехник также ценен, как и просветленный, а может быть даже и больше — сказал старик и разразился смехом. Затем сделал большой глоток из чашки и отодвинул ее подальше. Видимо чай закончился.
Я же сегодня отказался от чая и наблюдая за его поглощением учителем, немного пожалел об этом.
— Проблема в том, что люди не умеют видеть реальность. Они видят только свои представления о реальности. А представления эти слишком упрощены и обезличены. Например стол. — учитель стукнул пару раз по массивному столу из красного дерева, за которым мы сидели. — Человеку будет достаточно одного слова, чтобы описать предмет со сложнейшей фактурой, различными цветовыми пятнами, возможно даже нестандартной формой. А еще у него есть запах — проговорил старик, наклонился и глубоко втянул аромат свежекупленного стола. — Ум скажет: это стол. И он сразу станет не интересен, не будет никакого смысла его разглядывать. Ведь уму надо найти смысл во всех действиях. В итоге, вместо мира люди видят свои однотипные, скучные описания. — продолжил старик уже в серьезном ключе.
— Но человек ищет просветленных или пробужденных, чтобы убежать от страдания и некоторым они действительно помогают. — продолжил я после длительного монолога старика.
— Во-первых, чтобы проверить по-настоящему ли человек просветлен, подойди к нему и отвесь оплеуху. Если он засмеется и все поймет, то он правда просветленный. Если наделает в штаны, то скорее всего только пробужденный. А если же ударит тебя в ответ, тест придется повторить — снова развеселился учитель, но затем продолжил спокойным тоном:
— А убегать от страдания — это самое неблагодарное дело. Страдание надо тщательно разглядывать и осознать, урок, который оно в себе несет. Иначе оно будет появляться вновь и вновь, пока до человека не дойдет, что надо обратить на него внимания. У незнающих людей два решения проблем со страданием: убежать или бороться. И ни один из них ничего не решит, а только усугубит ситуацию. Единственная возможность — осознать, что страданий нет. Их не существует. Только в момент негативной интерпретации некого неопределенного чувства, возникшего в тебе, появляются страдания.
— Не совсем понял. Как это страданий нет? А если меня, предположим, избили на улице, разве это не страдание? — спросил я, недоумевая.
— В описанной тобой ситуации может быть боль или страх, в дальнейшем к нему может добавится ощущения дискомфорта от покалеченного тела. Но страдания появятся в тот момент, когда твой ум опишет их с негативной стороны. Когда возникнет мысль:
— Как мне плохо, быстрее бы это прошло. — старик проговорил эту фразу тоненьким, писклявым голоском.
— Только в эту секунду появится страдание. В мгновение когда твой ум захотел убежать от реальности или бороться с ней. А самое интересное — помогут ли тебе подобные причитания или сопротивление? Скорее всего нет. Хотя, конечно, есть люди, которые добиваются значительных успехов только с помощью борьбы. Но таким способом они теряют большую часть своей энергии и годам к пятидесяти им больше не нужны никакие достижения. Потому что сил уже не осталось, все отдано борьбе. — закончил учитель с выражением сочувствия на лице.
— То есть получается, особого смысла в духовных учителях, нет? — спросил я, ощущая некоторое внутреннее сопротивление.
— Нужны только такие учителя, которые учат тебя учиться у жизни. И даже они нужны на сравнительно короткий срок, в зависимости от запущенности случая. — проговорил старик и усмехнулся. — Если же ты встречаешься с учителем годами, а сам такой же как и был, то подобный гуру только зарабатывает деньги. Поэтому я тебе в первый раз и сказал, что смогу объяснить тебе, как научиться недели за две. Но учиться всему ты должен самостоятельно. И не здесь, а в реальной жизни. Невозможно научиться по-настоящему видеть и слышать мир, только разговаривая с учителем. А позже, ты будешь учиться у жизни и никакой другой учитель никогда тебе не понадобится. — только начав проговаривать эту часть монолога, старик поднял указательный палец, что означало — слушай внимательно.
— А что мне надо будет делать до следующего занятия? — спросил я и приготовился запоминать.
— Ты будешь осознавать все возникающие желания, наблюдать их. И помни, что реальные потребности от наблюдения не исчезнут, как например голод. А всякие глупости мигом отпадут. Нужно просто наблюдать зарождение желания, точно так же как ты делал с мыслями и эмоциями. С желаниями все просто, они либо уводят тебя в будущее, если ты о чем-то мечтаешь или чего-то ждешь, либо в прошлое, если ты хочешь повторить что-то хорошее. И то и другое порождает страдания. Поэтому правильнее желать только то, что можешь получить в данный момент. Например, ты хочешь заработать миллион долларов, но лежишь на диване и ничего не делаешь. А миллиона все нет и ты чувствуешь, что несчастен. В таких случаях эффективней либо вообще об этом не думать, либо поднимать задницу с дивана и начинать работать над осуществлением своего желания. — проговорил старик и поинтересовался, понял ли я, о чем он говорит.
Я кивнул головой и спросил:
— Иногда, когда наблюдаю за эмоциями, я могу чувствовать будто бы отделился и есть кто-то отстраненный, смотрящий со стороны.
— Если есть наблюдающий и наблюдаемое, то это одна часть твоего ума наблюдает за второй. Одна ложная личность присматривает за другой и зачастую даже производит какую-то оценку. Но человек этого не замечает, отождествляясь с наблюдающей личностью. Тоже самое когда человек пытается осознавать себя. Проходит какое-то время и он выныривает из забытья. И в этот миг он пробужден. Но включается личность и начинает описывать:
— Так, я выпал минут на сорок, почему же это произошло.
— А вчера у меня получалось лучше.
— Ну почему же у меня не получается осознавать себя дольше, надо найти просветленного, который мне поможет — говоря это, старик как всегда изображал ложную личность высоким, писклявым голосом. А после рассмеялся, и я вместе с ним.
— Но самое плохое здесь то, что человек в эти минуты считает, что все еще пробужден. На самом же деле он пробудился лишь на миг. Поэтому ты и начинал с отключения мыслей. Если же человек начинает свою работу по другому, он, как правило, не замечает появления мыслей и теряется. При этом не понимает, что находится под властью ума. И через какое-то, обычно продолжительное, время, когда у такого человека случится вдруг остановка мысленного бормотания, он начинает себя мнить просветленным и устраивает различные мероприятия, пытаясь заработать на этом денег. И такое лицемерие процветает сплошь и рядом. Настоящие же просветленные обычно не заметны и сливаются с толпой, потому что игры этого мира их уже не интересуют. Я как-то встречался с одним таким, он прожил много лет в пещере и ему было на все по боку. Веселый был мужик — закончил старик и наверное уже в десятый раз за сегодня, засмеялся.
— То есть вы не читаете себя просветленным? — осторожно спросил я.
— Только дурак будет считать себя просветленным. Ведь если ты просветлен, ты по идее свободен от любых ярлыков и самоопределений. А я просто старик, который любит хорошую беседу. И попить чайку — проговорив фразу, учитель пошел заварить еще одну чашку зеленого чая.
Вернувшись с горячим чайником, старик продолжил странно серьезным тоном:
— Помнишь, я рассказывал тебе о своих учениках, которые «сошли с пути»?
Я кивнул головой, тот день я запомнил очень хорошо.
— Так вот, один из них попался в самую страшную ловушку, встречающуюся на нашем пути. Возомнил себя просветленным. В определенный момент, когда человек достигает глубокого понимания себя. Когда он доходит до того, что осознает, что его фактически не существует. Точнее, что не существует его личности. Он становится очень могущественным. И ничего не боится, так как понимает, что даже не может умереть. Ведь по сути тот, кем он себя все время считал, даже не рождался. — старик посмотрел на меня пристальным взглядом, видимо пытаясь увидеть, понимаю ли я о чем идет речь.
Я понимал.
— И вот тогда случается величайшая ошибка. Он незаметно для себя отождествляется с образом мудреца. А в дальнейшем, все еще сильнее усугубляется простаками, которые услышав его слова, начинают превозносить своего учителя. Поэтому запомни: как только ты начнешь считать себя выше или умнее других, знай, что ложная личность хитростью снова завладела тобой.
© Евгений Трубицин.
Отрывок из книги «Ловля бабочек. Дорога осознания»
0 комментариев