17 декабря 2013, 15:02

Созвучие Учения и Учения Дзогчен

Мы действительно можем сказать, что все — иллюзия, что все подобно сну. Но даже сон, пока мы спим, реален для нас. Когда мы просыпаемся, мы наконец выясняем, что все, о чем мы подумали, все, что увидели и сделали не было реальным, было лишь сном. Так же и жизнь может рассматриваться как большой сон, а смерть — это момент, в который мы просыпаемся.

Кое-кто говорит: «Я никогда не принимал убежища. Я никогда не следовал буддийским учениям». Он автоматически рассматривается, как совершенный новичок. Но когда мы говорим об учениях дзогчена, может ли этот человек рассматриваться как совершенно новый? Ответ — нет, он не может считаться полным новичком. Потому что Будда сказал, что «один человек не может судить другого». Он имел в виду, что у человека свой дух, у него могут быть различная карма, различные условия, и вы не можете по его лицу увидеть, кто он. Он может быть очень глуп, но у него может также быть очень высокий, эволюционировавший дух.

Дзогчен означает полное (чен) совершенство, завершенность (дзог): изначальное состояние каждого, абсолютный потенциал, который посредством бесчисленных энергетических форм может проявляться как пространство волнений и несчастий, так и в виде просветления, состояния вне страданий. Знания, которые передаются мастерами Дзогчен, не основаны на интеллекте. Они не обусловлены религиозной философской идеологией. Они имеют отношение к непосредственной реальности человеческого опыта.

В оригинальных текстах Дзогчен говорится, что это учение было передано в первобытную эпоху «двенадцатью мастерами». Далее объяснялось, что это учение было передано в тринадцать солнечных систем, помимо нашей и что на Земле существует лишь ограниченное количество священных текстов этого учения. Можно сделать вывод, что происхождение учений Дзогчен не может быть отнесено ни к какой конкретной эпохе, хотя трудно определить его историческую обоснованность. Что касается учений Дзогчен, которые существуют сейчас в Традициях тибетского буддизма, первым мастером был Прахеваджра (тиб.: dGa' rab rdo rje), родившейся в Уддияне. В литературе нет единства относительно даты его рождения, но все источники сходятся в том что это событие произошло после паринирваны или окончательного ухода Будды. Он получил учения Дзогчен напрямую от самбхогокайи богини Ваджрасатвы. Эти учения, которые также называют тантрами, хотя они и не содержат принципов пути трансформации, были записаны и переданы важнейшим буддийским школам и мастерам того времени. Таким образом мы можем сказать, что знания Дзогчен, которые нельзя вместить в рамки слов и концепций, будучи надлежащим образом переданы, повлияли на принципы буддизма.

Со времен Прахеваджры учения Дзогчен передавались от мастера к ученику до тех пор, пока Тантрические традиции буддизма не пришли в Тибет под покровительством царя Трисонг Децена. По совету Падмасамбхавы царь послал Вайракну, тибетца, одного из семи монахов, которые были первыми посвящены в сан в Тибете, в Уддияну и Индию. Когда монах пришел в Уддияну он получил все учения Дзогчен о «природе разума» (санскр. Cittavarga; тиб.sems sde) и о «пространстве» (Abhyantraravarga, klong sde) и стопы мастера Шри Сингха. Вернувшись в Тибет он передал учения некоторым избранным ученикам, в том числе и царю. Позже в Тибет был приглашен кашмирский мастер Вималамитра, который принес третью часть Дзогчен — «тайные методы» (Upadesavarga, man ngagbsde). После этого сам Падмасамбхава передал учения связанные с «тайными методами», которые были открыты столетия спустя как термы (клады). Поскольку все учения представленные в Тибете того времени были впоследствии отнесены к традиции Нингма, тантры Дзогчена, переведенные на тибетский с санскрита или языка Уддияны, тоже относятся к священным текстам этой школы.

Тантры Дзогчена учат не трансформации страстей в мудрость и не методам практики визуализации или чтения мантр. Разнообразные методы применяются для того, чтобы привести человека в состояние созерцания, rig-pa, что значит «чистое недвойственное состояние присутствия». Это состояние является основой для «само-освобождения». Так как методы и учения Дзогчен буддийской традиции были переданы практикующим, знакомым с тантрой, в некоторых текстах наставлений Дзогчен можно найти текстовые наставления, связанные с путем трансформации (например, с Ану-Йогой). В этой традиции недвойственное состояние объединенности с нечистым измерением, сансарой, называется «Дзогчен». Возможно, это явилось причиной, по которой Дзогчен относят к высшим из внутренних тантр традиции Ньингма. Однако, следует отличать принципы трансформации, свойственные Тантре от принципов само-освобождения Дзогчен. В Тибете учение Дзогчен всегда поддерживало свои изначальные свойства, при этом не позволяя себе превратиться в одну из школ. В действительности, его практиковали мастера и ученики всех школ, из древних и современых традиций. Например, практикующими Дзогчен были Кармапа byung rdo rje (1284 — 1339) из школы Кагью, Gro mgon dBsng sdud dnying po (1763 — 1806) из школы Сакья, пятый Далай Лама (1617 — 1682) из традиции Гелуг.

До прихода буддизма в Тибет существовала религия, которая представляла собой преимущественно слияние ритуалистических традиций. Эти традиции основывались на принципе взаимозависмости внутренних энергий человека и внешних, которые персонифицируются как различные классы могущественных существ, невидимых людям. С появлением мастера Шенраба Миво(род. около 1900 до н.э.), который жил в королевстве Шанг Шунг (центр этого королевства располагался в западном Тибете у горы Кайлас) эти традиции трансформировались и развились, были устранены некоторые негативные аспекты. Среди учений, приписываемых Шенрабу Миво, есть такие, как «Бон природы Разума», «Устная передача Дзогчен Шанг Шунга». Эти учения передавались устно до времен царя Нангше Лодпо. Принципы и методы практики из этого цикла учений Дзогчен не отличаются от методов и принципов, которые можно обнаружить в буддийских традициях.

Хотя в ходе истории Дзогчен попал в Тибет и распространялся в этой стране через две великие традиции буддизма и бона, сам Дзогчен не следует рассматривать как религиозную или философскую традицию. Его надо понимать как полноту знания о состоянии личности, и это знание не вмещается ни в какие рамки религиозной веры или культуры. Несмотря на то что сам по себе Дзогчен никогда не становился сектой, он остался тем же самым учением, потому что на протяжении столетий ему удалось сохранить чистоту и подлинность передачи как ни одной более формальной структуре религиозного института.

Уддияна, из которой, как считается, начали распространяться тантрийские учения, была в древние времена страной с процветающей буддийской культурой, и в нее прибывали многие Учителя, чтобы получить там передачу Учений. Здесь же, от Учителя Гараб Дордже (dGa'-rab rdo-rje), за несколько столетий до начала христианской эры, берет начало Дзогчен, включенный позднее в буддийскую традицию. Учение Гараб Дордже, о котором говорится, что оно «выходит за пределы кармического закона причины и последствия», совершило полный переворот в традиционных взглядах его первых учеников известных индийских пандитов. И поэтому с тех пор передача Дзогчена стала осуществляться тайно, параллельно общепринятым буддийским учениям.

Записанные учения Дзогчена делятся на три раздела: Раздел Природы Ума (sems-de), Раздел Изначального Пространства (kLong-sde) и Раздел Тайных Наставлений (man-ngag-sde). Из них первые два были принесены в Тибет Вайрочаной, а третий Вималамитрой. Учения, которые первоначально были переданы Падмасамбхавой, а затем укрыты в различных местах в Тибете, также являются частью Раздела Тайных Наставлений. Такого рода тексты, называемые «терма» (gter-ma), или «сокровища», стали обнаруживаться начиная с тринадцатого века. Те же тексты, которые передавались устно, начиная со времен Гараб Дордже, называются «устной традицией» (bka'-ma).

Исходя из имеющихся данных, невозможно сказать, существовал ли единый источник всех учений Дзогчена. В течение многих столетий их практиковали Мастера, принадлежавшие ко всем школам и традициям, потому что по самой своей природе Дзогчен выходит за рамки искусственно возводимых барьеров и любой ограниченности.

Согласно учению Дзогчен, сущность основы всего — пуста и изначально чиста; природа основы — ясность, которая спонтанно совершенна; неразделимое единение изначально чистой сущности и спонтанно совершенной природы являет собой свободный поток энергии или сострадания. Для индивидуального ума, эта основа — естественное состояние. Она является одновременно и источником самсары для введенного в заблуждение ума (ma rigpa) и нирваны для ума, в котором знание (rigpa) пробуждено.

2 комментария

Shakya
Гараб Дордже сказал Манджушримитре:

«Природа ума — изначальный будда,
Без рождения и прекращения, словно небо!
Когда понимаешь, что все явления — это равенство за пределами рождения и прекращения,
Созерцать — значит оставлять это состояние, как оно есть, (ничего) не ища.»

Манджушримитра так подытожил сущностный смысл сказанного:

«Бодхичитта — это пять великих элементов — первоначал.
Это пространство, которое не проявляется, но всё объемлет,
Это мудрость земли, которая делает ум совершенным буддой,
Это мудрость воды, что смывает прочь следы мыслей,
Это мудрость огня, что сжигает понятия субъекта и объекта,
Это мудрость воздуха, что продвигает не делая ни шага,
Высшая природа ума проявляется в пяти элементах-первоначалах,
Не исправляй своё созерцание, пусть всё появляется и исчезает само по себе!»
jedi
Красиво, спасибо!)