29 апреля 2014, 22:49
Притча о бойцовом петухе
Вот классическая даосская притча, многим хорошо известная:
«Цзин Син-цзы растил бойцового петуха для государя. Прошло десять дней, и государь спросил:
— Готов ли петух к поединку?
— Ещё нет. Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость, — ответил Цзин Син-цзы.
Прошло ещё десять дней, и государь снова задал тот же вопрос.
— Пока нет, — ответил Цзин Син-цзы. — Он всё ещё бросается на каждую тень и на каждый звук.
Минуло ещё десять дней, и царь вновь спросил о том же.
— Пока нет. Смотрит гневно и силу норовит показать. Спустя десять дней государь снова спросил о том же.
— Почти готов, — ответил на этот раз Цзин Син-цзы. — Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали — словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нём достигла завершённости. Другие петухи не посмеют принять его вызов: едва завидят его, как тут же повернутся и убегут прочь.»
Рискну предложить свой комментарий.
Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость.
Это искатель в самом начале пути. Он нахватался знаний, козыряет ими на каждом шагу, без конца встревает в перепалки, считает, что пробуждение случится уже на следующей неделе. Существо психически неустойчивое, нервное, неуверенное в себе, но с большими амбициями.
Он всё ещё бросается на каждую тень и на каждый звук.
Мучительная фаза поисков Абсолюта в Относительности. Или: Душа, Брахман, Бог — или: «все — иллюзия», «меня нет», «все лодки пусты» и т.д. Цепляние за феномены, попытки найти хоть какую-нибудь «реальность» за ними.
Смотрит гневно и силу норовит показать.
Первое (второе, третье) сатори, сильная иллюзия индивидуального освобождения, духовная гордыня, «моя свобода», попытки учительства.
Почти готов. <...> Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали — словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нём достигла завершённости. Другие петухи не посмеют принять его вызов: едва завидят его, как тут же повернутся и убегут проч ь
Поиск завершен, нет нужды беспокоиться насчет феноменов, Абсолюта, свободы и прочего. Открытие недеяния и тишины, сахаджа-самадхи, стремление к уединению. Но это все еще — «почти»…
Я бы завершил притчу так:
Увы, государь, петух ни на что не годен… О поединках даже не помышляет, целыми днями клюет зерна да гоняется за курами. Кукарекает без устали и смешит весь мир. Глянешь на него — только плечами пожмешь. Самый слабый противник растерзает его в клочья. Нет больше никакой нужды в таком петухе, лучше уж нам завести нового...
«Цзин Син-цзы растил бойцового петуха для государя. Прошло десять дней, и государь спросил:
— Готов ли петух к поединку?
— Ещё нет. Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость, — ответил Цзин Син-цзы.
Прошло ещё десять дней, и государь снова задал тот же вопрос.
— Пока нет, — ответил Цзин Син-цзы. — Он всё ещё бросается на каждую тень и на каждый звук.
Минуло ещё десять дней, и царь вновь спросил о том же.
— Пока нет. Смотрит гневно и силу норовит показать. Спустя десять дней государь снова спросил о том же.
— Почти готов, — ответил на этот раз Цзин Син-цзы. — Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали — словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нём достигла завершённости. Другие петухи не посмеют принять его вызов: едва завидят его, как тут же повернутся и убегут прочь.»
Рискну предложить свой комментарий.
Ходит заносчиво, то и дело впадает в ярость.
Это искатель в самом начале пути. Он нахватался знаний, козыряет ими на каждом шагу, без конца встревает в перепалки, считает, что пробуждение случится уже на следующей неделе. Существо психически неустойчивое, нервное, неуверенное в себе, но с большими амбициями.
Он всё ещё бросается на каждую тень и на каждый звук.
Мучительная фаза поисков Абсолюта в Относительности. Или: Душа, Брахман, Бог — или: «все — иллюзия», «меня нет», «все лодки пусты» и т.д. Цепляние за феномены, попытки найти хоть какую-нибудь «реальность» за ними.
Смотрит гневно и силу норовит показать.
Первое (второе, третье) сатори, сильная иллюзия индивидуального освобождения, духовная гордыня, «моя свобода», попытки учительства.
Почти готов. <...> Даже если рядом закричит другой петух, он не беспокоится. Посмотришь издали — словно из дерева вырезан. Жизненная сила в нём достигла завершённости. Другие петухи не посмеют принять его вызов: едва завидят его, как тут же повернутся и убегут проч ь
Поиск завершен, нет нужды беспокоиться насчет феноменов, Абсолюта, свободы и прочего. Открытие недеяния и тишины, сахаджа-самадхи, стремление к уединению. Но это все еще — «почти»…
Я бы завершил притчу так:
Увы, государь, петух ни на что не годен… О поединках даже не помышляет, целыми днями клюет зерна да гоняется за курами. Кукарекает без устали и смешит весь мир. Глянешь на него — только плечами пожмешь. Самый слабый противник растерзает его в клочья. Нет больше никакой нужды в таком петухе, лучше уж нам завести нового...
3 комментария